Мк 16,20; А они пошли и проповедывали везде, при Господнем
содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
Лк. 24, 52-53: Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим
с великою радостью. 53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога.
Аминь.
№175 по согласованию Четвероевангелия. -
Предыдущий стих.
См. подробнее о проблеме Эпилога Евангелия от Марка.
Матфей и Иоанн вообще не упоминают воскресения - причём Матфей останавливается
буквально на грани, описывая беседу на горе непосредственно перед Вознесением.
Зато Лука описывает вознесение дважды, безо всякого смущения противореча сам себе.
Ведь в конце первой книги (Благовестия) он говорит, что ученики "пребывали
всегда в Храме", а в начале следующей книги (Истории) он говорит, что ученики
пребывали в "горнице". Но даже самые вреднючие читатели понимают, что
тут - не противоречие, не приблизительность, а - точность. Любой день любого человека
нельзя выразить в одной фразе. Каждое дело, каждое чувство стремятся к абсолютности,
ощущают себя абсолютными, и все эти абсолюты умещаются в душе: творчество и ненависть,
любовь и страх. Поэтому, когда Марк говорит, что слова апостолов подкреплялись
знамениями, а Лука описывает, как слова апостолов ослаблялись их спорами и ссорами,
- это не противоречие, это абсолютно точный репортаж. Сама суть Вознесения в том,
что мир остаётся, каким он был в течение веков - на поверхности видны ложь, гнусность,
кровь, отчаяние. Это - осязаемо и весомо. Нужно усилие, чтобы знать - веровать,
что всё это - лишь тонкий покров, под которым огромная толща Божьего мира и любви.
Христос после Вознесения присутствует в мире как невидимое Дыхание, как крохотные
кусочки, неотличимые от обычного хлеба и вина. Неверие есть отказ от усилия, принятие
мира "каков он есть" - все равно, что считать картиной бумагу, в которую
картина завёрнута. Неверие - опускает ниже низкого, вера - подымает выше высокого.
Вера есть усилие - усилие и Бога, и человека - видеть это невидимое и неразличимое.
|