Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Мф. 2, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

См. иллюстрации. Комм. Златоуста;

№15 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Мф 2, 11 - место, где родился Иисус, в 135 г. после р.Х. было оскверенено - император Адриан устроил здесь святилище Таммуза-Адониса, в культе которого использовалась храмовая проституция (Стулмуэллер). Впрочем, кто знает, была ли это та самая пещера? Во всяком случае, христиане не сочли, что осквернение необратимо и спокойно почитают эту пещеру по сей день.


Мф. 2, 11. Из трех подарков волхвов два относятся к парфюмерии, к царству запахов. Чехов описывал как в чудную лунную весеннюю ночь вдруг разомлевший дачник улавливает запах жареного лука. Все мление обрывается. Однажды в церкви во время молитвы вдруг прорвался запах жареного лука -- видимо, причуды вентиляции. Попробуйте молиться, когда такой дух! И не случайно же в русском языке "запах" и "дух" синонимы. Что восточный восторг от ладана, что западный восторг от аромата чистого тела, -- все время человек нюхает мир.

Написать историю обоняния невозможно, а ведь очень похоже на то, что, пусть чутье у нас и снижено, но все же запах важнее и слуха, и зрения. Будь собеседник хоть трижды святой, но если от него дурно пахнет... Недаром Марк Твен напоминал, что египетские подвижники никогда не мылись. Твен путешествовал по Востоку и знал этот аромат разложения, от которого спасает только привыкание.

В запахе -- оправдание атеизма, оправдание пофигизма и постмодернизма, потому что слишком часто благочестие пахнет плохо. Жареный лук -- это в лучшем случае, а в худшем просто горящим в костре человеческим мясом и волосами. Грех против Духа Святого есть вера, которая пахнет никак, пахнет пустым сараем, пахнет скукой и привычкой. И очень часто люди, отвергающие форму веры, обладают ее ароматом, ее духом. От них пахнет Духом Святым, -- хотя, конечно, не от всякого атеиста так пахнет. В конце концов, сама по себе борьба с ханжеством ничего творческого в себе не содержит и пахнет такой же затхлостью, как и ханжество. Поэтому Дух Святой неотделим от Христа, потому что Христа нельзя увидеть, но можно обонять, как ладан или смирну, -- Им пахнет там, где свежесть, острота, энергичность и ласка.

19.5.2001


Волхвы принесли Иисусу ладан и смирну. Подарок, прежде всего, пахучий. А и то: младенец научится лучше видеть и слышать, а вот обоняние у него останется, какое есть -- средненькое (по сравнению с животными). Зато уж что унюхано, то запомнено. Ладан и смирну вполне можно счесть наркотическими веществами (и, видимо, обрядовое предназначение наркотиков -- исконное). Наркотиков стали бояться лишь в цивилизации, которая стоит на наркотиках -- таких, как сахар (глюкоза), чай, кофе, табак. Конечно, чай против метадона что ладан, а все-таки дурманчики. Но самый главный дурман -- гордыня со всеми проистекающими. Мальчишки, которые напяливают на голову пакет с клеем, менее одурманены, нежели взрослый мужчина, напяливший на голову фуражку с кокардой. Тяжелее только наркотик страха -- параноидального страха, от которого в кровь выбрасывается всевозможная химия, и у человека ощущение, что он жив. В конце концов, и религия может быть наркотиком (может, но не должна и не обязана). Наркоманами становятся не только дети, которых недолюбили, но дети, у которых родители упивались -- собой, своими страхами, своими достижениями. И борьба с наркоманией -- разновидность наркомании. Не случайно легализовали наркотики в той же Голландии, где легализовали свободу совести. Не случайно и то, что по мере взросления все меньше употребляют ладана в храме (а уж смирну при похоронах и вовсе отставили). Это подарено Богу, это уже не наше. Если что-то тебя искушает -- золото или наркотик -- подари это Богу.

16.9.2001

Дары О'Генри

В 1905 году О'Генри написал (разумеется, сидя в кабаке - правда, в старейшем кабаке Нью-Йорка) рассказ "Дары волхвов". В современной литературе чаще встречаются аллюзии на этот рассказ, чем на евангельские дары волхвов. Трогательно до ужаса. Так и хочется воскликнуть: "Вот они, настоящие дары волхвов! Настоящая любовь!!"

Иосиф, наверное, тоже делал Марии подарки. Всё-таки жених! Вот подарки Иисусу родители вряд ли делали - подарки детям это очень позднее (и очень приятное) нововведение, связанное с викторианским культом детей. Другое дело, что дети - эти истинные нищие духом - с одной стороны, ничего не имеют, с другой стороны, всё, что имеет дитё, всё подарок от взрослых.

Подарки любящих друг другу малоинтересны. Сегодня дарят, завтра разводятся, а могут и убить друг друга. В рассказе О'Генри самое трогательное - бесполезность подарков. Подарок всегда отстаёт от жизни. Любовь - не отстаёт от жизни, опережает жизнь.

Так, между прочим, надо выбирать. Либо вместе с О'Генри мы умиляемся бесполезности материального и временного перед лицом вечного, либо вместе с Лео Токсилем иронизируем над бесполезностью и вздорностью евангельских даров волхвов. Наверное, О'Генри всё-таки больше достоин избрания. Человек - существо символьное. Сам человек - символ Бога. И символы О'Генри выбрал чудные, прямо библейские - волосы (средоточие силы - Самсон же), которые, по поверьям древности, продолжали расти даже после смерти, символизируя бессмертие, и часы. Так вот и всё, что человек может подарить Богу - символ, и чем бесполезнее, тем символичнее и глубже, равно как и выше. Человеческий ум без ума Божия - как расчёска при лысине. Человеческая красота без красоты Божьей - как ремешок от часов без часов. А с Богом всё - красота, ум и сила.

 

СПРАВКА: ДАРЫ ВОЛХВОВ 2014 ГОДА

Дана сия справка в том, что привозившиеся в Москву с Афона "дары волхвов", как и "пояс богородицы" - подделка и могут быть на балу сатаны в качестве перевозочного средства.

Такого рода подделки "евангельских святынь" стали появляться с IV столетия и прямо связаны с тем, что христианство стало насаждаться принудительно. Были запрещены языческие культы. Те же люди, которые до этого из социального конформизма ходили к языческим святыням, использовали языческие амулеты, стали ходить в христианские храмы из вполне языческих побуждений. Собственно христиане оказались в меньшинстве.

Такое "объязычивание" христианства не было результатом злого умысла либо варваризации, как полагали атеисты XVIII-XIX вв. Язычество было не менее, а более суеверным, чем средневековое христианство. Не были и властители, принимавшие христианство как новую, усовершенствованную разновидность язычества, лицемерами или идиотами. Власть деформирует человека, но не истребляет человечность вполне. Многие из них всерьез искали Бога, только свой подлинный религиозный опыт выражали в привычных - и, увы, ложных - языческих формах. Виноваты не императоры или крестьяне, виновата сама организация жизни на началах господства, деформирующая сознание и правителей, и управляемых. В современном мире, особенно в России, таких деформаций тоже предостаточно, можно изучать (если подпустят).

Особенно взрывной характер приобрело изготовление фальшивых святынь в позднее Средневековья. Теперь уже не аристократы, а буржуа платили за религиозные артефакты. Деньги у них уже были, а сознания того, что они вовсе не верующие христиане, а просто носители социальной инерции, еще не было. Изготавливали не только фальшивые реликвии (что плохо и стыдно), но и замечательные картины на христианские темы. Те шедевры Ренессанса, которые по сей день умиляют верующих, редко исходили из подлинного религиозного чувства. Если заказчик платил деньги за картину нехристианского содержания - Ботичелли с таким же искусством и вдохновением, с каким он писал мадонн, изображал "Весну" или что похуже. Этим и оправдан "Черный квадрат" - не очень умилительно, зато от чистого сердца.

Конец индустрии фальшивых святынь положили не атеисты - христиане. В том же XV столетии, когда творил Ботичелли, многие верующие (подлинный Патриарх среди них - Эразм Роттердамский) выступали против разгула фальшивок и против кумиротворения под видом набожности. Увы, власть оказалась к ним глуха, потому что власти удобнее не критическое сознание, а конформистское. Отсюда взрыв Лютера - ведь он критиковал не только индульгенции (фальшивое покаяние), но и культ фальшивых мощей.

Тирания порождае фальшивки. Насилие есть ложь, и насилие объединяет в порочный круг садистов и лжецов всевозможных уровней. Каждый соглашается, чтобы его насиловали сверху, чтобы иметь право потом насиловать нижестоящих. Такова современная Россия, и в итоге в ней возрождается средневековый культ реликвий.

Материальный объект помогает забыть о Боге, о совести, о правде. Его целование укрепляет человека в его иллюзиях. Не верующие и не атеисты виноваты - виновато властолюбие, и это не только властолюбие сверху, но и властолюбие снизу. В нынешней ситуации особенно хорошо видно, что правители - из той же подворотни, которая так любит ворчать на правителей. На коррупцию ворчат коррумпированные до мозга костей. Одни целуют фальшивые реликвии, другие бранят фальшивые реликвии, но те и другие - носители нетворческого духа. Нетворческий дух порождает и рабовладельцев, и рабов. Одни рабы целуют фальшивки, другие кричат: "Вы что! Смотрите, как плохо вы живете! Власть о вас забыла, изводит вас фальшивой школой, фальшивой медициной, а вы покорно все принимаете!" Но и покорные, и возмущающиеся не рассматривают себя как причину и носителя жизни, только как производное от воли начальства.

Одним из проявлением рабьего духа является требование: "А вы докажите!" А вы докажите, что начальство крадет! А вы докажите, что можно лучше! А вы докажите, что дары волхвов поддельные!!!

Что ж, пожалуйста! Но тогда выньте реликвии - и на стол ученого в Берне или Гарварде. Можно установить не только происхождение кусочка золота (которое вполне может оказаться из Америки), но и происхождение (равно как и возраст!) ладана или смирны.

В нормальном мире, конечно, тоже полно по церквам фальшивых мощей и реликвий. Подлинных - тоже предостаточно! Увы, один двадцатый век стольких настоящих мучеников произвел, что их останков хватит на десять христианств. В нормальном мире церковные власти знают, что фальшивки - это фальшивки. Стараются их не выпячивать, хранят по сейфам всякие "платы Вероники". Если и выставляют, уступая "народу", то подчеркивают, что это, мол, "символы" - "Туринская плащаница", "кровь" святого Ианнуария. В нормальном мире афонские монахи и сами не посмеют выставлять накопленные за многие века подделки, и запрос на эти подделки отсутствует.

В ненормальном мире власть обрушивается на негосударственных православных, обвиняя их в пропаганде "фальшивых мощей" (в 2013 году по инициативе РПЦ МП именно под этим предлогом в Петербурге закрыли центр независимых православных). При этом никаких доказательств "фальшивости" не приводят, даже не пытаются. Но свои фальшивки - берегут и навязывают. Не по злой воле, искренне. Фальшивое порождает фальшивое. Атеисты ворчат, не более, ученые боятся выступать - ведь в России все ученые являются госчиновниками, в одной ведомости с госверующими. Что ж, скажем за атеистов и госученых - ложь есть ложь, недостойная Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова