Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф. 4, 7. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

Лк. 4, 12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

№22 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Рассказ о том, как еврейская масса искушала Бога, записан в 17 главе Исхода: люди в пустыне, люди просят пить и Бог творит чудо - родник начинает бить из скалы, которой коснулся посохом Моисей. Творит чудо, а не уничтожает тех, кто просит о чуде! Да люди и не чуда просили, а пить. Что, уже и молиться о воде нельзя? И про воздух молчать? Вычеркнуть "хлеб даждь"? Почему эпизод так важен, что месту - куда евреи больше не придут - дают название "Масса", что означает "Искушение"? И тысячу лет помнят, что Бога нельзя искушать так, как в Массе, нельзя массировать?

Библия не считает просьбу о воде грехом, грехом является одна-единственная фразочка, которая сопровождала просьбу: "Есть ли Господь среди нас или нет?". Это не атеизм, существование Бога не отрицается. Это практический атеизм. Потому что кому нужен Господь отсутствующий, ничем себя не проявляющий... Он, конечно, нужен и удобен богословам, религиозным лидерам... Впрочем, и эти иногда хотят пить... Беда, что у них обычно есть под рукой фляжка, кран или лакей.

На литургии говорят: "Христос посреди нас". Литургия - просьба о том, чтобы так оно и было. Пусть вода видимого присутствия хлеба станет вином невидимого присутствия Христа.

Видимости, конечно, тоже иногда хочется... Чудак человек - кто иногда не мечтает побыть невидимкой самому и кто не жаждет увидеть невидимое... Чтобы невидимое проявилось в видимом, в утолении нашей нужды... А ещё лучше - показать невидимое другим, побыть Богом... Сатана ведь не верит, что Иисус - Бог, иначе бы искушал Его совсем иначе...

Иисус на кресте тоже хотел пить... Тоже сказал, что Отец - ушёл, оставил... Но пить отказался - в отличие от тех, кому Бог нужен как соска, Иисусу Бог нужен как Отец. Любовь утолить нельзя...

* * *

Искушать Бога - просить Его помочь в грехе либо (что то же) просить Его перестать быть Богом. Поэтому во время молитвы лучше слушать, нежели говорить. Но и тяжелее.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова