Мф. 5, 16. Так
да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли
Отца вашего Небесного.
№50 по согласованию (Нагорная проповедь)
В Мф. 6, 2 Иисус говорит о книжниках, которые стремятся к тому, чтобы
люди прославляли их. Когда же Иисус исцеляет паралитика, все прославляют
Бога (Мк. 2, 12). Какой-то театр абсурда: ведь Иисус и есть Бог, но благодарят
не воплотившегося Бога, а невидимого Отца. Чтобы целиком отвести от себя
благодарность, нужно быть источником благодарности. Стеснительность, лень,
трусость не правы - надо выходить к людям, не надо прятаться. Но не права
и гордость, которая считает себя не свечкой, а солнцем. В этом смысле
идеальная свеча - свеча-невидимка, чтобы свет был, а глаза не резало.
Иисус - невидимка, сквозь Него абсолютно виден Отец. Ребёнок тоже играет
в невидимость, накрываясь одеялом, но это не невидимость, а скрытость.
Бывает дурная слепота, когда люди не видят добро, стоящее прямо перед
ним (имеют очи видеть и не видят). Бывает благая слепота, когда люди не
видят добра как идола, не творят кумира из добра, а через добро видят
Бога, как учёные видят невидимые частицы по их следу, пузырькам в воде.
Да, пузырьки, всего лишь пузырьки все человеческие дела - но одни пузыри
мыльные, красиво переливающиеся, притягивающие к себе взор, но быстро
лопающиеся, а другие - воздушные шары. Воздушный шар подымает над землей
не для того, чтобы пассажиры разглядывали его, а чтобы они разглядывали
землю и небо и благодарили Бога, что не падают, а летят.
*
В евангелии Фомы 18 (или 17 по другой нумерации) стих говорит: "Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце человека". На первый взгляд, типичное гностическое отрицание материального, выворотка слов 1 Ио. 1,1: "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам". Проблема в том, что Павел в 1 Кор. 2,9 даёт изречение, предупреждая, что это цитата: "Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". Есть предположение, что Павел цитировал своих противников, как бы "перехватывая" у них красивое изречение, используя его "с точностью до наоборот". Единственный близкий текст в Ветхом Завете - у Исайи: "Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, - горы таяли от лица Твоего. Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него". Есть близкая фраза в Апокалипсисе Илии. Есть у Плутарха в книге о том, как юношество должно изучать поэзию, там это цитата из Эмпедокла: "Всё это не должно быть постигаемо ни слухом, ни зрением, ни умом" (17Е). Начиная со II века эти слова Павла подаются в апокрифических Деяниях Петра (39) как слова Спасителя.
Кажется, ужасная путаница, но лишь для тех, у кого совсем уж отключено воображение. Павел ведь говорит о том, что "на всякого мудреца довольно простоты": интеллектуалы и номенклатура не увидели в Кресте - Трона Божия. "Духовные" могут быть очень материалистичны, да наивности буквально понимая духовное как нематериальное именно потому, что противопоставляет материальное - духовному. Они бы ещё музыку танцам противопоставили!
При таком взгляде заповедь Иисуса жить праведно, светясь, привлекая внимание людей так, чтобы те прославляли Отца, противоречит Его же заповеди в Мф. 6.1: "Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного".
Так светиться всё-таки или не светиться? Думать о том, как побудить других прославить Отца, или о том, как быть прославленным Отцом?
Лет через двадцать подобный парадокс вылился в довольно нервный и сумбурный спор о вере и делах между Иаковом и Петром, с одной стороны, и Павлов, с другой. Сумбур продолжается до сих пор. Христианство - духовное или материальное? Воскресение духа или воскресение тела? Любовь парящая или любовь кормящая? В совсем уже искажённом, мистифицированном виде это спор о том, человеческого или божественного, осязаемого или не осязаемого больше в Иисусе.
Мистификация заканчивается там, где начинается жизнь. То, что порождает тысячелетний бред богословов-аутистов, легко разрешается, когда человек пытается светить перед людьми или, наоборот, пытается тайком делать добро. Оказывается, и то, и другое попросту невозможно. Когда мы пытаемся жить по Мф. 5, 16, выходит, по выражению одной мудрой христианки, гордынька, когда по Мф. 6,1 выходит смиреньище. Тут не два задания, из которых можно выполнить либо одно, либо другое. Тут оба задания и порознь невыполнимы. Это и есть реализм Иисуса. Одним предписанием по одной щеке - хрясь. Другим предписанием по другой щеке - хрясь. Что, очнулся? Ну вот теперь начинай жить... |