Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф 9: 4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

Мк. 2, 8: Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

№ 43 по согласованию.

Лк. 5, 22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?

Фразы предыдущая - следующая.

Слишком набожные переводчики очень много вывели из единственной приставки "эпи" в греческом слове "познать": будто бы Иисус проник сквозь непроницаемость фарисейских лиц до самой глубины их сердец. Но Иисус совершает чудо не тем, что читает в сердцах, не тем даже, что исцеляет паралитика, а тем, что прощает ему грехи. Некоторых к тому же сбивает вариант Марка - Иисус не вообще "понял", а "понял духом". Но речь идет не о Духе Святом, а о той "пневме", которая есть в каждом человеке, о том "внутреннем мире", по определению одного комментатора, которого никто не лишен. Правда, этот огромный внутренний мир легко завалить всяким мусором. Большинство людей, склонных читать в сердцах - их очень любил бичевать Салтыков-Щедрин - читают в чужих сердцах, потому что не могут ничего прочесть в своем. Огромный внутренний мир завален властолюбием, жадностью и страхом. В чужих сердцах такие люди вычитывают одно: угрозу себе. Люди религиозные маскируют это, говоря, что вычитали в чужом сердце угрозу Богу. Милосердие Иисуса квалифицируют как богохульство. Видеть в каждом человеке Христа, видеть в каждом человеке образ Божий и означает - читать прежде всего в своем сердце свои грехи и каяться в них, а в чужом сердце ничего не читать. В чужой душе читает лишь тот, у кого своя душа не мертва; но именно такие люди никогда не дадут понять, что умеют читать в чужих душах, тем более, не разгласят прочитанное. Это не означает, что надо покоряться паралитикам, давать людям с остановившимся сердцем править собой и другими. Надо жить, надо не быть паралитиком самому и, как говаривал отец Александр Мень, поступать по пословице: "Дают - бери, а бьют - беги". Бежать надо оттуда, где людей терпят лишь в качестве статистов, делают из них паралитиков, обвязывая человеческими запретами и компромиссами с сильными мира сего, призывая не шелохнуться, лишь бы уцелела абстракция коллектива. Бежать надо от паралитиков на троне, - а трон почти всякого превращает в паралитика. Бежать и не оглядываться, бежать к Тому, по сравнению с энергичностью Которого все - паралитики.

25.2.2004

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова