Мф. 12, 3 Он
же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие
с ним?
Мк 2 25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда
имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?
Лк 6, 3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда
взалкал сам и бывшие с ним?
№46 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Хлебы предложения и предложение Хлеба
Ирония ("неужели не читали"). Феофилакт: нарушать закон можно
не всегда, но лишь в субботу, в день покоя от страстей, когда
мир в душе.
Этот эпизод, как и предшествующие, связан с едой. Воздержание от еды - пост, и
Христос проповедует не пост, но анти-пост. Пост осмысленен, как и всякая потеря
аппетита: когда человек увлечен на чем-то важном (слушает важного гостя), когда
человек бежит (марафонцы не едят), когда человек глубоко огорчён (вряд ли апостолы
ели в дни после Распятия и до Воскресения). Однако, это не означает, что еда обязательно
символизирует рассеянность, лень, издевательство над покойником (особенно последнее
живо выпуклено в поминальной тризне). Еда может символизировать: любовь (Матфей,
заглаживая грехи, устраивает пир для всех в своем доме); соучастие в творении
(еда во время брачного пира, как и смех во время свадьбы — брак есть момент творения
единого существа из мужчины и женщины, это момент выпадает из обычного времени,
это момент вечности); движение вперед, для которого нужно подкрепление (новое
вино!); спасение от смерти (Давид ел хлеба предложения не каждый день, а лишь
спасаясь бегством). Всё в целом есть почва Причащения: Бог не просто так дает
нам Себя, и причащаться надо, как Давид - когда мы чувствуем погоню греха за собой,
когда некогда готовить, когда мы каемся и просим прощения - лишь бы нас не убили,
когда мы приходим в церковь как на свадьбу, где Христос Жених, а мы едины как
Церковь, когда мы каемся, как Матвей (хороший хозяин, кстати, не имеет возможности
нажраться на трапезе, потому что угощает гостей, и это объясняет парадокс: христианин
обязан кормить других, но сам лучше будет не есть). Это помогает понять, можно
ли часто причащаться. Нет, нельзя. Причащаться вообще нельзя (как нельзя есть
хлеба предложения). Но если мы приперты — то можно хоть каждый день.
Yancey Philip. The Jesus I Never Knew. Grand Rapids, Michigan:
Zondervan Publishing House, 1995. 151: фарисеи думали о своей
трапезе как о священной, почему не ели с грешниками и язычниками.
Иисус воспринимал трапезу так же, почему и звал за нее грешников
и язычников.
1990-е
|