Мф. 13, 30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
№63 по согласованию. Только у Мф. Фраза предыдущая - следующая. Ср. Мф. 15,13 (искоренится то, что посажено не Отцом).
Звучит угрожающе, а на иллюстрации испанского сподвижника Лойолы Херунимо Надаля показано, как уже сжигают плевелы - художник явно вдохновлялся дымом реальных инквизиционных костров. Конечно, инквизитор в этой притче вычитает прежде всего "свяжите". Нормальный человек понимает, что тут предписано "оставьте расти вместе". Но сколько же сил нужно, чтобы остаться нормальным, когда душа закоптилась. Все грозные поучения о Страшном суде - попытка Бога открыть людям любовь. Небезуспешная! В современном мире не так уж много инквизиторов, смеющих считать себя представителями Бога и дерзающих считать свою деятельность разумным осуществлением Божьего суда. Тем не менее, самое опасное в этом образе - он не спорит с тем, что мир делится на хороших людей и плохих. Это так же неверно, как отождествление плохих людей с плевелами, свиньями или псами. Спорить с этим бесполезно, можно лишь - как это делает Иисус - попытаться на языке инквизиторов объяснить, почему инквизиторствовать недопустимо. Однако, реальная причина заповеди "оставьте" - в слове "расти". Только то, что ниже человека, обречено в своём расти обнаруживать изначальную сущность. Человек же растёт не как зерно, не как разворачивается компьютерная программа. Рост человека есть уход от запрограммированности и предопределённости. Это трудно - не случайно столь многие люди путают уход из христианской догматики в нехристианскую с "ростом", бегство с поля в клозет - с "расширением сознания". Человек растёт, прибавляя слова, а не теряя, только слова прибавляются не как броня, а как усики, которые обращены к Солнцу и к другим людям.
|