Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф. 13, 37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;

№63 по согласованию Фраза предыдущая - следующая.

Иисус как Пастырь - более распространённый образ, чем Иисус - Сеятель. Недаром коммунисты выпускали золотые червонцы с изображением сеятеля, не боясь ассоциаций с Евангелием. Образы сеятеля и земли не такие комфортные, как образы пастуха и овцы. Овце не нужно расти - она уже есть, нужно лишь сохранить себя от всяких волков-искусителей. Вера в притче о пастухе вообще отсутствует. Овца может веровать в пастуха, может не веровать, это значения не имеет. Найдёт и вытащит. Вообразить верующую овцу трудно, но вообразить верующую землю... Всё-таки веровать свойственно живому.

Правда, в древности (а крестьяне и не в такой уж древности) землю воспринимали как достаточно живое существо. Но всё-таки в Библии земля - объект веры, причём объект принципиальный. Но верует всё-таки тот, кому земля обещана, а не земля. Это в теории. На практике, если посмотреть на современных сионистов (и на любых современных националистов, отождествляющих нацию с землёй), то для них земля - не биохимический субстрат, а вполне живое существо. Ведь, если землю можно "любить", то она живая? Любить можно лишь то, что отвечает на любовь. Отвечает - значит, уже не "что", а "кто".

Капитальная двусмысленность, однако, делает сравнение человека с землёй более точным, чем сравнение с овцой. Человек спрашивает себя, быть или не быть, не потому, что хочет покончить жизнь самоубийством, а потому что не быть - одно из постоянных измерений человеческой жизни. Наша жизнь вся в дырках небытия. Даже, точнее, одна из сторон жизни выкрашена в небытие. Отсюда тоска в разгар веселья, отсюда беспричинная ярость и уныние, отсюда бесчеловечность, отсюда и безумие.

Благая весть - не о том, что человек освобождён от небытия, а о том, что Бог сходит в это небытие. Да, я мёртв, я ничего не могу сделать, но Бог сходит в мою мёртвость и ничего не требует, а просто живёт в ней и ждёт, когда я заживу вместе с Ним. Апостол Павел выразил это как "не делами, но верой". Ну какие дела может сделать покойник? Ладно, лодырь? Никаких. Лежит, как земля в отвале, и спрессовывается. И вдруг - вера.

Благодать упала зёрнышком, и - а вот дальше всё зависит от того, какая я земля. Сопротивляюсь - чрезмерным энтузиазмом или, наоборот, глухим безразличием - или не сопротивляюсь. Это не означает, что надо быть пассивным - земля, коли плодородна, не пассивна. Она напряжена, она ещё до Сеятеля любит зерно, любит, когда идёт Сеятель. Это и с человеком бывает - не верует в Бога, а любит Бога и хочет веры... Может быть, поэтому и легче говорить о Боге - Пастыре, чем о Боге - Сеятеле, потому что легче притвориться овцой, думающей лишь о том, как бы поблудить на стороне, чем быть тем, кто ты есть - созданием, способным любить и желающим любить.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова