Мф. 17, 4 При сем Петр
сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну,
и одну Илии.
Мк. 9, 5 При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем
три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.
Лк. 9. 32 Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели
славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. 33 И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо
нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная, что говорил.
№87 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. Иллюстрации.
Точнее: “Хорошо, что мы здесь!” В любом случае, из Мк 9,6 ("Ибо
не знал, что сказать; потому что они были в страхе") видно, что Иоанн считал
эту реплику глупой и полагал, что именно так её воспримет и слушатель (читатель).
Вряд ли он хотел уязвить Петра - скорее всего, он разделял его чувства, только
не решался сказать вслух, и вот теперь вспоминал самое великое из всего бывшего
с ними во время хождений с Иисусом одновременно с самым смешным. Евангелие дорого
не тем, что оно возвышенно, а тем, что оно подлинно и в возвышенном, и в низком.
Феофилакт Болгарский украсил это замечательное в своей простоте место добавлением:
Пётр-де хотел, чтобы Моисей защищал их как от египтян, водой, а Илия сводил огонь
с неба. Конечно, из этой фантазии мы узнаем довольно много о психологии византийца
XI века, но не об апостоле Петре. Ему было просто хорошо с Богом, а когда действительно
с Богом, уже не думаешь об обороне.
*
Не начнёт человек ходить в храм, если ему в храме плохо. Тем не менее, вера проверяется способностью ходить в храм вне зависимости от ощущений, которые приходит в храме. Конечно, было бы жестоко и глупо призывать к мазохизму: иди, иди, иди туда, где тебе плохо! Но вот Бог рождается в мир: Ему тут хорошо или плохо? Абсурдный вопрос! Ясно, что можно сказать "плохо", ибо мир не для того создан, чтобы Создателю тут было хорошо. Ясно, что можно сказать "хорошо", потому что Создатель пришёл не вообще "в мир", а к людям. Неужели Ему плохо с теми, кого Он наделил собственным образом и подобием? Он пришёл по любви, значит, Ему было хорошо?
Пока мы ходим в храм только потому, что нам там "хорошо", мы не столько поклоняемся Богу, сколько склоняемся над Богом, как животные склонятся над младенцем, если положить его в стойло. Животные, кстати, разные бывают, поэтому за младенцем нужен будет глаз да глаз. Мерять всё своими ощущениями означает оставаться животными бессловесными, без Духа Божия, без Слова Христа. "Хорошо" возможно и в одиночестве, и в пьяной компании, и в состоянии дурмана пьяного или ещё похуже. Вот о таком "хорошо" говорил апостол Пётр на Фаворе, такое "хорошо" хотел увековечить, такое животное мление слишком часто принимают люди за преображение, да ещё своё, а не Христово. А без Голгофы Фавор недействителен, и не только для Бога.