Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф 21, 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

Мк. 12, 9 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

Лк. 20, 16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

№132 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.


Еще одно радикальное разногласие между евангелистами, хотя легко объяснимое. Лука считает, что Иисус задавал риторический вопрос: что сделает хозяин со слугами, убившими Сына. Матфей утверждает, что задал вопрос Иисус, а ответили ему слушатели. Марк так строит изложение, что не понять, Иисус или слушатели выносят смертный приговор. Конечно, логично предположить, что Лука переделал изначальный вариант, придав ему больше напряжения. Переделка, правда, кажется не очень удачной, потому что слушатели оказываются добрее Иисуса. Но хотят ли слушатели прощения предателей или недопущения предательства? Ясно, что тут та же доброта, что в восклицании Петра - мол, не надо никакой Голгофы! Это доброта отстранения, отчуждения, сентиментальность кинозрителей, а не участников жизни. А если предложить слушателям самим погибнуть вместо Сына? Да если хотя бы попросить нас не приватизировать чужое, не считать своим Божие? Какой-такой Бог?! Покажите мне Его!? Ах этот? Так это мой Бог, национальное наше достояние! Самое страшное - не убить Сына Божия, а водрузить изображение Убитого на золотых крестах среди виноградника, словно пугало, и продолжать наяривать в свой карман. Да не будет? Так ведь это уже и есть, и в обед можно тысячелетний юбилей отмечать этого кощунства.

*

Иеремиас отметил это разночтение как пример "оживления" текста: Матфей добавил слова: "Они сказали Ему", чтобы вовлечь слушателей в происходящее. Такой же приём - предложить слушателю занять место среди героев притчи - использовал пророк Нафан, когда описал безобразия царя Давида в виде рассказа о пастухе.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова