Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф, 22, 27. после же всех умерла и жена;

Мк. 12, 22 Брали ее [за себя] семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.

Лк. 20, 32 после всех умерла и жена;

№133 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Конечно, всё это сугубо теоретические конструкции. Рассуждать о взаимоотношениях братьев и жены - всё равно, что рассуждать о том, какой идиот приказал лить воду из бассейна А в бассейн Б или оценивать размер потери воды при переливании (а потери неизбежны, хотя и небольшие). Метафоры, притчи, задачи из учебника пренебрегают именно тем, что в обычной жизни доставляет больше всего хлопот и является сутью происходящего. Что ж, таков приём! Однако позволительно отвечать приёмом на приём и в рамках стиля переформулировать саму задачу.

Именно так поступает Спаситель, когда отвечает, что в вечности не женятся и не выходят замуж. Он не решает задачу, он предлагает другую задачу. Её обычно неверно понимают, предполагая, что это задача о месте брака в иерархии ценностей. Ничуть! Сказать, что в вечности не женятся и не выходят замуж - всё равно, что сказать, что дорога из пункта А в пункт Б абсолютно безопасна, на ней нет милиционеров, пьяных лихачей, рытвин и т.п. Есть, конечно, но с точки зрения математики - нужно этим пренебречь для решения рассматриваемого вопроса. Есть любовь, есть "одна плоть" и в вечности - а куда ж они денутся, если сотворены именно в вечности и для вечности. А вот "жениться" и "выходить замуж", не говоря уж о браке по расчёту - этим можно пренебречь.

Если же буквализировать метафору, то нужно спросить: а чьей женой является вдова? Неважно, семеро у неё было мужей или двое. Чей муж человек, который похоронил (безо всякий уголовщины, просто так сложилось) двух-трёх жён? Не развёлся, а именно похоронил, так надёжнее. Чьим духовным сыном является православный, духовного отца которого убили? Да и чей, собственно, сын или дочь человек, родители которого (которой) умерли? Он вообще сын или уже нет?

А человек, который "оставил отца и мать" и женился - он ведь ещё всё-таки хоть немножечко остаётся сыном? Хотя брак народные обряды часто уподобляли смерти. Для родителей как бы умирает человек... Умирает - как бы, а воскресает потом - по-настоящему. Если, конечно, родители его примут уже как мужа любимой невестки.

Воскресение и есть не возвращение к жизни, а возвращение к вечной жизни.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова