Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф 24 34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет;

Мк. 13, 30 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет.

Лк. 21, 32 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;

№138 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Фраза из важных - во всяком случае, евангелистам она важна - и, увы, ясная до полной необъяснимости. На сегодня самое разумное объяснение основывается на том, что "всё сие" - не Второе Пришествие ("Парусия"), а разрушение Иерусалима. Это означает выхватывание фразы из контекста - последнее оружие текстолога. Как удаление аппендикса. Ну зачем нужен аппендикс без человека? Зачем нужна понятная фраза, если она понятна, потому что вырезана из Евангелия и помещена в пробирку со спиртом?

Есть другой вариант: тут преувеличение - как пророки говорили о далёком будущем, словно оно сегодня наступает. И опять - объяснение не должно уничтожать смысла. Оно должно объяснять смысл. Если тут всего лишь гипербола, то "истинно говорю вам" оказывается всего лишь скверной шуткой. "Я не собираюсь преувеличивать, но конец света наступит завтра".

Кстати, даже если речь идёт о разрушении Иерусалима - это не так уж спасает ситуацию. Ведь "род сей" - это современники Иисуса. Год 30-й. До разрушения Иерусалима оставалось сорок лет. Конечно, кое-кто дожил лет до 70-ти, но всё-таки было бы странно считать, что поколение начала ХХ века умерло в начале XXI-го, когда скончалась последняя из пассажиров "Титаника" (была младенцем во время крушения). Тогда лучшее объяснение: один из апостолов до сих пор жив и где-то пребывает то ли в коме, то ли в бане.

Не годится и традиционное теологическое объяснение: мол, Иисус был человеком не понарошки, а потому и ошибался в тех вопросах, в которых люди всегда ошибаются. А почему Он был недостаточно человек, чтобы помнить о возможности ошибки? Нормальный человек знает, когда умерить пыл.

Иисус знает, что делает, когда пыл раздувает. Фраза понятна именно и только в контексте. Сама по себе она банальна - мол, Храм долго не простоит, берегитесь. Да уж как убережёшься, когда большинство учеников погибли раньше разрушения Храма? Евангелисты это прекрасно знали, и те, кто сохранил текст евангелистов.

Иисус, действительно, преувеличивает. Начинает с разрушения Храма и прочих мелочей вроде гибели вселенной. Если бы Он на этом остановился, был бы одним из несчастных, которые в каждом могендовиде видят печать сионских мудрецов, а в рекламе пива и женского белья - предвестник гибели человечества.

Так ведь не остановился же - и, сказав, что "всё сие будет сейчас", начинает брать образы из самых апокалиптических текстов своего времени, хорошо знакомых слушателям, и наводит на них зажигательную линзу, так что "всё сие" оказывается чем-то несравненно более грандиозным, от чего не убежишь никуда, и не нужно бежать, потому что ангелы всех соберут сами.

Преувеличил не Христос, преувеличили ожидавшие Христа. Господь же лишь подбрасывает преувеличение вверх и бросает окружающим: держите! Вот вам точная картина того, что будет: будет то, что не может быть. А вот вам и точное время: день без числа. Следует целый ряд притч о том, что время знать не дано специально, чтобы каждое мгновение было как последнее. Всё это нагромождение завершается тем, что можно назвать пшиком, а можно - громом: не надо "бить товарищей" (Мф. 24, 49).

Бьём товарищей словами и бомбами, бьём, потому что рассчитываем на какой-то будущий эффект - так вот, забудем про будущее! Так вот нет его, будущего! Нет солнца и луны, нет света, ничего нет, кроме собрата по "роду сему". Мы все - последнее поколение, другого не будет, так что надо расстаться с надеждой, что насилие может что-то изменить, и искать встречи с совсем другой надеждой. Оправдывают насилие необходимостью спасти человечество, продолжить историю, но насилие есть конец истории.

Так устроен человек, что удержать его от насилия - во всяком случае, быстро удержать - можно лишь шоком. Вот вся эта глава, и "род не прейдёт" - это шок. Другое дело, что за давностию текста он уже не действует как шок - приспособились. Так нельзя создать такой текст, такие образы, чтобы люди к ним не приспособились. Этот - действовал веками, и останавливал занесённые кулаки и ножи.

Текст не действует, а автор текста действует. Каждому Иисус продолжает кричать в ухо. Каждому - на особый лад. Закрыть Евангелие для себя и открыть себя для Христа. Вслушаться. Вглядеться. Смотри: подымаешь руку, подымаешь язык - и гаснет солнце, словно его верёвочкой привязали к руке и скотчем к языку... И грядёт Сын человеческий... Он перестаёт быть рядом с тобой, Он перестаёт быть внутри тебя - Он становится над тобой как меч, и никакие ссылки на догматическую чистоту не помогут, если рука опустится на другого.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова