Яков Кротов
Мт. 26, 66 как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.
Мк. 14, 64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
№151 по согласованию (текст Лк. отнесён в №153). Фраза предыдущая - следующая.
Русское "богохульство" уже греческого "бласфимия" (вошедшего в английский как "блэсфеми"). Уже - потому что означает "назвать Бога причиной зла". Греческий термин включает в себя и "бунт против Бога", и "ругань". Может означать и "приравнивал себя к Богу" - то, что невольно вычитывает в этой сцене христианин. Лучше было бы, наверное, перевести сугубо русским "кощунство" - именно этот термин к нашему времени стал обозначать сознательное издевательство над святыней, не обязательно заключающееся в провозглашении святыней себя. Насколько реалистичен рассказ? Этот вопрос волнует тех, кто считает древних евреев сверхчеловеками - набожными, невозмутимыми, бесстрастными, тщательно взвешивающими все обстоятельства рассматриваемого дела. Сами они себя таковыми не считали и таковыми не были - достаточно почитать Иосифа Флавия, младшего современника Иисуса. Если двадцать веков спустя в Москве находились евреи, способные к самым разнообразным поступкам - начать войну, одобрить войну, заняться казнокрадством и т.п. - то почему бы им не быть в первой Москве, Иерусалиме? Евреи - избраны Богом вовсе не потому, что они какие-то особенные, они особенные, потому что избраны Богом, и эта "особость" отнюдь не всего есть "лучшесть". Это особость не праведности, а избранности. Впрочем, насчёт послать на смерть - Бог мог избрать кого угодно, из какого угодно народа, насчёт "повинен смерти" всякий начальник согласится. Смерть - не последний, к сожалению, аргумент властителей мира сего, а скорее первый. И когда собравшиеся начинают бить Иисуса, это ведь они уже начинают убивать, пусть символически, кусочками. Такова природа власти: она упорядочивает, убивая. (Демократическая власть есть жареный лёд - убийство власти, хотя бы символическое, хотя бы угроза, самое начало.) Бог есть власть творящая и животворящая. (Заметим для ненавистников демократии, что демократия не животворит, она лишь не даёт убивать). Слово "смерть" в данном случае лучше переводить как "быть убитым". Иисус должен не просто "умереть". Иначе нетрудно было бы повторить старую шутку о преступнике, которому было предложено выбрать род смерти: "Хочу умереть от старости". Тут - род не смерти, а убийства. Ключевым, самым страшным словом является "повинен" ("подлежит", "должен быть наказан"). Устанавливается причинно-следственная связь между смертью и добром, злом и бытием: якобы убийство одного может быть причиной добра, света, счастья других людей. Спустя две тысячи лет большинство людей всё ещё не понимает абсурдности такой "связи". Это не означает, что вынесшие приговор не хуже сегодняшних людей, это означает, как сказал сам Иисус, что "кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной"...
|