Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Мт. 26, 70 Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.

Мк. 14, 68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.

Лк. 22, 57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

Ио. 18, 18 Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет. 18 Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся.

№151 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Только Марк упоминает о том, что петух прокричал дважды - однако, в Синайском и Ватиканском кодексах этих слов нет, так что вполне вероятно, что они добавлены позднее. Может, потому что слово "петух" вызывает у интеллигента массу ассоциаций - по-гречески "петух" - "алектор". То есть, "не лектор". То есть, лектор - плохой петух, иначе бы Иисус упомянул его. Лектор свидетельствует о себе, алектор о Христе... Есть в игре со словами (алектор - греческое слово, лектор - римское!) какая-то тупость; это не зародыш юмора, а огрызок юмора, ужёванный в шарик клочок бумаги, которым бросаются в окружающих. Другие разногласия евангелистов не так велики. Говорил Пётр с одной служанкой или со всеми? Сплошь и рядом человек говорит именно, обращаясь одновременно к одному и ко всем. "Не знаю и не понимаю" ("оте ойда, оте эпистамай") - добавление лишнего (против других евангелистов) слова "не понимаю" запутывает. Должно запутать - служанку. Но, как и всегда, лишь показывает, насколько запутался Пётр. Если он не понимает, о чём (о Ком) говорит служанка, то зачем отвечает на вопрос отрицательно? Если бы его спросили, считает ли он свет волной, Пётр бы тоже сперва ответил "нет", а потом добавил бы, что не понимает вопроса? Вполне вероятно - человек испуганный часто выдаёт себя лишними движениями. Раздел философии о понимании так и называется "эпистемология"; большинство философов довольно смело утверждают, что понимание невозможно, и ещё смелее - что уж это они поняли точно. "Знаю, хотя не понимаю". Позиция Петра представляется намного разумнее в отношении всего, кроме Христа.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова