Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Мт. 26, 73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.

Мк. 14, 70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.

Ио. 18, 26 Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду?

Лк. 22, 59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

№151 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Историк из этой фразы делает два вывода: манера речи галилеян отличалась от принятой в Иерусалиме, но отличалось не сильно, и люди в ту эпоху объединялись прежде всего по принципу землячества. В Евангелии от Марка слова о сходстве диалекта есть, но только в поздних рукописях - видимо, вставлены для ясности по аналогии с текстом Мф. Психолог сделает, наверное, другой вывод: люди возбуждены, агрессивны и поэтому ищут, на ком бы разрядить агрессию. В обычное время, скорее всего, люди понимали, что не все украинцы сало едят и что, коли уж на то пошло, "нет пророка в своём отечестве", так что галелияне скорее нехристи. Да и в реальности-то ученик Иисуса был прямо на заседании и был он вполне из истеблишмента (Иоанн Евангелист), да и Никодим безо всякого акцента, и тоже - не во дворе стоял. Та же нервность проявляется в цикличности поведения: прицепились, отвязались, но почти сразу же начинают задираться опять. В воздухе густо пахнет смертью, и это возбуждает каждого, ибо никто не в силах дать гарантию, что смерть, которой приоткрывают дверь во время казни, заберёт только осуждённых на казнь. "Не я! Ура!" - мысленно кричит всякий, глядя на казнимого. Всякий, кроме того, кто во всяком казнимом видит Иисуса.

*

Апостола Петра узнали не по тому, что он говорил, а по тому, как он говорил. Так и со всяким христианином. Свидетельство о Христе не в том, чтобы говорить о Христе, а в том, как говорить. Всё равно о чём, - о покупке дома, о политике, о женщинах или о мужчинах. Правда, есть некоторые явления не природы, о которых невозможно сказать по-христиански, зато о них можно по-христиански промолчать. Подмечено, что уверовавший во Христа человек сперва говорит в основном о Церкви, о том, что составляет видимую оболочку христианства. Потом - если переживёт петушиный крик - христианин начинает говорить о Христе. И уже в последнюю очередь, до которой мало кто доходит, начинает говорить о человеке. А ведь Христос ради человека, не человек ради Христа. Спрашивается: а коли "о человеке", зачем Христос? Что, без веры в Христа не получится говорить о человеке? Получится, конечно, но ведь получается "что", а важно "как"...

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова