Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


1 Кор 1, 22. 21Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, 22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

Ср. Мф. 22, 11.

«Много званых, мало избранных».

В переводе на современный русский язык - «много избранных, мало избирателей».

Царство Божие — перевёрнутая земля. Тут все выбирают одного, там — Один выбрал всех. Все выбирают одного, чтобы он им служил (президентом, премьером, мэром). Бог выбирает всех, чтобы всем служить, всех кормить, всех радовать.

Кого избрали люди, радуется и бежит в кабинет. Кого избрал Бог, идёт нехотя, а то и вовсе не идёт. У него и так есть, чем заняться, ведь Бог даёт счастье не в награду, а просто так.

Герои притчи, которые не пошли к Богу, - счастливые люди. Точнее, люди, которые думают, что счастье в том, чтобы быть счастливым. На самом деле, счастье ради счастья такая же ловушка как искусство для искусство, экономика для экономики, брак ради брака. Счастье кончится, и тогда люди потянутся на свадебный пир, но будет уже поздно.

Царство Божие начинается с вешалки, как и театр, но по прямо противоположной причине. В театре люди оставляют в гардеробе настоящую одежду и надевают маски. Одни — маски актёрские, другие — маски зрительские. В Церкви люди снимают одежду, которая маскирует их подлинное лицо, прячет настоящее от них самих. Поэтому Хозяин зовёт на пир и добрых, и злых. Грехопадение началось с различения добра и зла, заканчивается снятием добра и зла. Всё покрывает милосердие, и «праздничная одежда» - накидка, которую встарь выдавали гостям, как сейчас выдают платочки туристкам, входящим в некоторые церкви — это Дух Божий, разумеется. Конечно, если человек вообще не пришёл к Богу, то к нему претензий нет, почему он в Дух не одет. Но если пришёл и если он уныл среди веселья, если он не радуется с радующимися, а непрестанно зудит про покаяние, аскезу, то резонно его спросить: «Друг, как ты сюда вошёл?!» Спасение именно в том, чтобы принять чужое счастье как своё — счастье чужой любви как счастье своей любви. В этом неправда ханжества, которое сосредоточено на дурном, которое комфортно себя чувствует лишь со страдающими и утешает их тем, что есть-де и куда более нестерпимые страдания, так что уж ты-то, голубчик, радуйся, что страдаешь не на всю катушку...

Радоваться за жениха с невестой — если по-материальному рассуждать — очень глупо. Жених незрел, а что созрело, то пованивает. Невеста вообще ничего не понимает. Чему тут радоваться? Радоваться надо, подводя итоги, на похоронах. Вот если они доживут до маразма и умрут в один день, тогда — радоваться.

А если по вере — вера в Бога есть вера в то, что Бог поможет нам, слабым и глупым, любить и через любовь укрепляться и умнеть.

Апостол Павел в послании к коринфянам, отрывок из которого в православном богослужении читается с этой притчей, радует: «Вам дан залог духа!» «Залог» - маленький кусочек, за который вытянется всё остальное. Как «язычок» у пробок из фольги — потянешь, и вскрывается всё. Как язычок пламени, который не сжигает, а разжигает. Под этим язычком Духа скрываются и превращаются в прах наши злость, отчаяние, уныние, и разгорается жизнь новая и вечная.

1697

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова