1 Кор 3, 11.
Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
См. Мф. 14, 29.
1 Кор. 4, 11-12. «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками».
Надо понимать, что для тех, к кому обращался апостол Павел, «работа своими руками» было занятие позорное. Если об этом забыть, покажется странным: Павел в предыдущей фразу страшно иронизирует над собой, презираемым маргиналом, и вдруг гордо заявляет, что сам зарабатывает себе на жизнь. Это спустя восемнадцать веков появится буржуазная мораль, презирающая трутней-аристократов. «Папа делает палатки — это очень хорошо!» Честь и слава не труженикам, честь и слава тем, у кого честь и слава, а признак чести и славы — человек не работает. Он почивает на лаврах. Он защитил тех, кто работает, и теперь тренируется, чтобы в новых сражениях защищать и побеждать. Богу честь и слава, потому что Бог самый большой воин, самый верный защитник. Что Бог сотворил мир — ну, это, во-первых, не у греков, а Павел обращался к грекам, во-вторых, даже у евреев Бог, конечно, творец мира, но любим мы его не за это, а за то, что Бог ещё и военный на троне. Фараон нервно курит в сторонке.
Павел последовательно, до карикатуры изображает себя ненормальной и патологической личностью. Он делает это совершенно сознательно, чтобы соответствовать тому, к чему призывает Христос - «Царство мое не от мира сего». Меч в землю — а не во врага, вот что такое Царство Христово. Терпеть, терпеть, терпеть, не прибегать к насилию! Но ведь это разрушительно для мира — если Бог, если Его Мессия меня не защитит, то погибнет Израиль, погибнет Россия и т. п.?! Ага, погибнут! «Доктор, а доктор, я умру? - А как же!!!» Всё погибнет когда-нибудь. Не будет ни «арабской цивилизации», ни «еврейской цивилизации», ни «русской ци-ции». А Царство Небесное — есть и будет!
То, что порядок для мира сего, для мира Божьего — хаос. Что для мира сего победа, для Бога — поражение. Что для мира сего стратегическое мышление, для Разума Божьего — беснование. В православных церквях после чтения этого текста Павла читают рассказ об исцелении Иисусом бесноватого, который бросался в огонь и воду. Иисус сердится не на бесноватого, а на тех, кто не может его исцелить - «о, род развращённый и лукавый!» Потому что не могут исцелить бесноватого те, кто сам беснуется. Бесноватый юноша бросался в огонь, но это личное беснование. Когда же целый народ ведёт войну, сжигает в печах людей, в атомном пожаре — города, это беснование всеобщее, куда более разрушительное и не поддающееся исцелению даже Богом. Бесноватый юноша бросался в воду — у него, очевидно, было нормальное желание избавиться от беснования хотя бы ценой своей жизни — но насколько же безумнее беснование социальное, когда люди губят себя коллективно, топят себя и других в водах лицемерия, хищности, лжи. Рабовладельческое, феодальное, буржуазное, - каждое общество бесновато по своему, а те, что выдавали и выдают себя за социализм с коммунизмом, бесноватее прочих. Что ни собираем, всё получается автомат Калашникова.
Иисус исцеляет бесноватого, но сделал ли Иисус его нормальным? Мы не знаем. Но может ли ненормальный вернуть к норме? Если исцелённый стал подставлять щёки обидчикам — обрадовался ли его отец? Если исцелённый раздал отцовское имение нищим? В общем, если выполнил заповеди человек, он будет признан ненормальным — если выполнит глубоко, до конца, а не выборочно. Простить обидчика ещё не так уж ненормально, а вот признать себя обидчиком — безумие, отказ от самого важного для человека — самоуважения. Ненормально! Христианство есть разрушение порядка, стоящего на насилии, неверии, лжи, манипуляции людьми и Богом.
Мы призваны к тому, чтобы созидать не так, как «порядочные люди», после которых кладбища, причём в чужих странах, растут как на дрожжах. Созидать — созидая, чтобы никто не погиб при этом, никто не пострадал. Если будем нормальные, то, сколько бы ни прилагали усилий, и чем более будем прилагать усилия, то умрём, а от нас останется лишь воронка. Если будет ненормальные, если будем со Христом, то, может быть, что-то недостроим, что-то недоделаем, может быть, погибнем в огне или утонем в молве, будем смешны, — так и пусть люди, глядя на нас, смеются, а не плачут, улыбаются, а не произносят здравицы, веселятся, а не восхваляют. Пусть люди, глядя на нас, увидят, что мир держится не на трёх китах — мести, справедливости, самообороне, желательно превентивной. Мир держится на дыхании Божием, на Духе любви, и это дыхание разрушает кладбищенский порядок, которым пытаемся спасти мы и делает мир свежим, подвижным и пригодным для вечной жизни.
1688
|