«Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор 6,2)
В православном богослужении притча о талантах у Матфея соединена с отрывком из послания Павла: "Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения" (2 Кор. 6, 2). Во времени говорит и Спаситель в притче - хозяин требует отчёта у должников не сразу, а "по долгом времени" (Мф. 25, 19). В этом "долгом времени" вся изюминка - притча ведь о том, что надо жить, не ожидая, а надо жить, живя. Не зачёркивать квадратики в календарике - когда дембель, когда прочь отсюда, от подлецов и идиотов, а углубляться в эту самую жизнь по самое не могу и не хочу.
Можно было бы сказать, что притча экзистенциальная, но экзистенциализм - классический, как у Сартра - это призыв жить, поскольку рядом чернота смерти. Вспомни о смерти и начни жить, пока ещё жив! Чёрная правда стоицизма противоположна белой правде Евангелия. Не "помни о смерти", а "знай о воскресении". Да, философия права - отличить явь от сна невозможно, но не потому, что человек дурак, а потому что человек спит на ходу. Грех - усыпляет, гордыня - убаюкивает. Можно будить человека криком: "Смерть близко! Не спи!!!" Человек проснётся, конечно, но будет заикаться остаток жизни. Собственно, в основном мы не говорим, а именно заикаемся, повторяем одно и то же: "Все плохие, я хороший... Я больше не могу выносить этих идиотов... Пойду прилягу опять...". Бог будит нас, вызывая из небытия рождением, подымая из греха зарёй Воскресения и шёпотом Духа Святого.
Бог Сам не спешит и нас не торопит. "По долгом времени" - из истории мы знаем, что римские правители (а тут, конечно, намёк именно на них, судя по размеру денежных сумм) собирали с порабощённых народов подати не каждый год, а раз в несколько десятилетий. Давали отсрочку, зато и требовали с процентами. Чтобы расходы на перевозку собранной суммы не съели всю сумму, лучше было поднакопить. Так что "долгое время" - это и десять, и двадцать лет. С людей Бог спрашивает отчёт и того реже - раз в 70-80 лет. Так что сто процентов, которые Бог получает на вложенные средства - не так уж и много. Если это за десять лет - то десять процентов в год, если за полвека - так вообще почти ничто. Бог довольствуется очень небольшим процентом! Он просит от нас немного. А ведь речь идёт о жизни - но мы не хотим жить, боимся жить. Не надо творить чудес, залезать на Эверест, достаточно сегодня сказать то же, что вчера говорил любимому человеку - но с новой интонацией. Всё то же самое, но чуть-чуть добрее. Немножечко отклониться от наезженной колеи. Небольшое отклонение в начале уведёт через сорок лет на небо, как небольшой процент в год за сорок лет превратится в сто процентов.
Когда зарывший талант в землю человек упрекает Бога, что тот собирает, где не вкладывал - это ведь ложь. Это Бог-то ничего не вложил в человека? Сходи в зоопарк, посмотри на свинью и обезьяну - вот что такое человек без Божьего вложения. Бог не разоблачает ложь, Бог её цитирует, делает вид, что согласен с упрёком. Тем более идиотским выглядит поведение упрекающего. Если ты действительно думаешь, что всё так плохо - почему не встрепенулся? Значит, твой пессимизм поверхностный, а в сердце ты оптимист, надеешься, что Бог всё стерпит. Так чем мы тогда отличаемся от грабителей банков, которые надеются, что их не накажут?
Человек спит, потому что темно, только вот темно не потому, что Солнце село, а потому что окна грязнее грязного, да и шторы задёрнуты. Мы себя зарываем в землю, а потом удивляемся, почему вокруг сыро и червяки с мокрицами... Просить у Бога просветления - не инсайта, не озарения какого-то особого, а чтобы сказать "Боже, милостив буди мне, грешному!", сказать: "Я даже не зарыл талант, а попросту потерял!" Просить, чтобы Бог вернул талант светиться, чтобы свет сиял - нет, не в нас, а через нас, сиял другим и этим самым пробуждал нас от сна греха и смерти.
1710 |