Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

 

К ЕВАНГЕЛИЮ

2 Кор 9, 6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет

По проповеди 7 октября 2012.

«И наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк 5, 7-8).

Пётр увидел чудо и просит Иисуса отойти. Если Пётр не шёл к горе, так гора пришла к Петру в лодку – и вполне разумен крик: «Брысь!» Ведь все погибнут – и лодка, и гора, и рыбак. Конечно, под этим криком и второй вариант: «Верую, помоги моему неверию!» Уйди, чтобы я веровал в Тебя издалека, вера же уверенность в невидимом, вот и исчезни. Не грузи лодку рыбой, меня – Собой. Либо… помоги мне вынести Тебя. Иисус запретил ругаться словами «пустой человек», «рака», но ведь первым делом Богу говорят – Тебя нет, Ты – пустое место. Может, Ты и есть геометрически-теологически, но я-то живу не в геометрии, я вот в этой лодке, и Ты не рассчитал, навалил в эту лодку тяжесть, от которой я утону, даже не успею до рынка дотащить. Ты пустой, а не хочешь впустить мою тяжесть, мой груз в Свою пустоту. Тогда лучше исчезни совсем! О Бог-в-Рыбачьей-Лодке, Ты ничуть не лучше Слона-в-Посудной-Лавке.


Но корабль держится на воде благодаря пустоте, и человек живёт благодаря пустоте. Сама человечность, душа, совесть, словесность, – всё это пустота с точки зрения материализма. Что уж говорить о Боге! Да, Он – Ничто, как и любой творец – ничто и никто с точки зрения творения, потому что не является частью творения. Но Бог – та пустота, которая подымает обезьяну до уровня человека, и поднимает рыбака до Бога.

В православном богослужении этот рассказ предваряется словами апостола Павла: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор 9, 6). Нелепо грандиозный улов – отличный пример. Должен быть материальный жест, должно быть чудо как маркёр – тут нечто, превосходящее наше разумение и силы, тут Родос, тут прыгай! Для кого такой маркёр – радостная влюблённость в Бога, для кого-то – выздоровление, для кого-то успех, но в любом случае эти маркёры имеют лишь косвенное отношение к сути происходящего между человеком и Богом. Ни рыбу, ни влюблённость, ни успех в вечную жизнь не затащишь. Но помнить о них – надо, это наш золотой запас на чёрный день, когда мы скажем Богу: «Помню чудесный лов рыбы, помню, как я боялся и кричал уйди-уйди, а теперь – приди ко мне, потому что я человек не только грешный, но и вечный!»

Чего мы просим у Бога, на что надеемся? Что Он не оставит нас в нашем расцвете, не оставит и в старости? Будет с нами на пике карьеры, будет с нами и в реанимации? Даст выдержать и расцвет, и увядание с достоинством? Да чёрт с ним, с достоинством! Вечность – наше кредо! Мы не созданы для увядания, и мы надеемся не на достойную старость, а на совершенно нахальное, наглое, бесстыжее воскресение!

Иисус посеял в Петре трепет, чтобы пожать веру. Иисус посеял рыбу, чтобы собрать урожай людей. И наша земная жизнь чудесна – забавна, удивительна, не наскучит – именно тем, что мы сеем материальное, чтобы получить духовное. Мы гоним Бога как подателя материальных благ, чтобы Бог вернулся как податель духовных благ. Мы говорим Богу уйти, чтобы наша жизнь не сломалась под тяжестью чудес, а Бог уходит, но при этом и нас с Собой забирает из нашей жизни – в жизнь вечную. Мы говорим: «Брось меня, я недостоин Тебя!», а Бог отвечает: «Сам брось то, что недостойно меня, и иди за Мной – тебя ждут люди, во Мне вы соединитесь. Сто пудов рыбы человек не может выдержать, а человечество – выдержит, если откроет себя для пустоты, которой кажется со стороны Бог».

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова