«Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11, 3).
В русской православной традиции эти слова апостола Павла читаются перед рассказом о том, как Иисус посылает апостолов на проповедь (Лк. 9, 1-6). Они идут проповедовать не воскресение Христово – Христос ещё не воскресал. Они идут проповедовать Царство – силу и величие Бога. А зачем это проповедовать? Всё это было, как подчёркивал Иисус в притче о богаче и Лазаре. В этом смысле и проповедь Предтечи, и проповеди Иисуса – повторение хорошо известного, как и нынче всякая религиозная проповедь – проповедь хорошо проигнорированного старого. Единственная новизна – сила исцелять, но ведь и она не безусловна. Сперва вера, потом исцеления. Нет веры – нет чуда. Опять порочный круг! Если есть вера, это уже такое чудо, что Бог с ним, со здоровьем. Здоровье нужно, чтобы делать то, что хочешь, а вера нужна, чтобы хотеть то, чего не можешь.
Что может тот, кто ничего не может? Раб, заключённый, подданный деспотического режима – зачем таким здоровье? Чтобы ещё больше горбатиться на чужого дядю? Апостолы проповедуют Родного Дядю. Он – Творец мира – сильнее, величественнее, изобретательнее и умнее всех других сил. Бог «крепкий» – по-славянски, а по-русски просто «сильный». Бог – сила созидания и человеческого духа, и плоти. Бог и только Бог даёт то главное, что нужно человеку на самом деле, – силу выдерживать любовь, силу выдерживать знание, силу выдерживать другого человека. Вот какого Бога открывает вера открывает вера, и потому кощунственна всякая вера, которая силу Божию пытается подкрепить человеческим принуждением. Всё равно что приставлять к хирургу двоих солдат, чтобы те помогали ему водить скальпелем. Не мешайте Богу исцелять мир! Не лгите, не воруйте, не изменяйте, щёки подставляйте, кулаки разжимайте… В общем, исполняйте заповеди.
Легко сказать? Именно, в том-то и радость. Говорить – легко. Все проблемы начинаются, когда человек вместо говорения о Боге начинает угрюмо дуться, молчаться о Боге, пытается приватизировать Богу и жить с ним в своём мозгу или, что в данном случае аналогично, в своём воображении. С тех пор, как появилась аудиозапись, каждый человек рано или поздно слушает свой голос в записи и ужасается: какой противный! Мы-то привыкли слушать свой голос изнутри, а для посторонних он звучит совсем иначе. Дар слова нам дан, чтобы слова от нас уходили к окружающим. Это дар дарить. Слово, как и ребёнок, не может вечно оставаться там, где зреет, иначе оно умирает и отравляет того, кто вынашивал слово. Христос, Бог, вера – это не для меня, это для другого.
Христоцентризм, о котором нынче стали много рассуждать, это прекрасно, только «центр» всегда в другом, а не во мне, Христос всегда в щеке ближнего, а не в моём кулаке, в болезни и бедности ближнего, а не в моём здоровье и богатстве. Не всякий должен проповедовать Христа, но всякий должен отдавать Христа. Отдать здоровье больному, не расспрашивая его, на что он собирается потратить здоровье. Как Бог посылает солнце и воду всем, без разбора, главное зонтиком не закрываться. Все попытки определить, кто такой Христос для меня, любимого, абсурдны так же, как попытки заставить других слышать свой голос, каким он звучит для меня. Хотим «прямоты во Христе», о которой говорил Павел? Самый прямой путь к себе проходит через Бога и ближнего. Жить наружу – и тогда внутри забьётся жизнь. Вывернуться для других и тогда вернёмся в себя, в рай, в Царство Божие.
По проповеди в субботу 17 ноября 2012.