Богочеловеческая комедия - Вера.
Рим. 13, 11 «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна».
По проповеди 2 марта 2014 года, в воскресенье, №2078. Убирать аллюзии на вторжение в Крым не стал.
Пробуждение - см. сон.
Нормально ли, что сегодня в храме больше народу, чем обычно? Собрались почти как на Пасху, а ведь не Пасха, а всего лишь трагедия в Украине – трагедия невинно убиенных на Майдане и трагедия того, что и наша страна несомненно замешаны в этих убийствах. Нормально! Неверующий говорит – «если есть зло, то я не буду веровать», но ведь он и не веровал никогда, так что «не буду» - это невозможно. Не может перестать веровать тот, кто и не веровал. Точно так же было и с так называемой секуляризацией, когда из-за разных кошмаров Церковь покинули те, кто состоял в ней лишь формально. Кто верует, знает – не в наших силах перестать веровать. Вера не нами конструируется, не нам ее и ликвидировать. Если мы и теряем веру, то она остается, как остается кошелек, который мы потеряли – не перестает существовать, просто меняет хозяина.
Мы приходим к Богу в несчастьи, но это не значит, что Бог – побочная галлюцинация во время несчастий. Нам больно, мы закрываем глаза, накрываемся верой словно подушкой и пытаемся заснуть. Так может поступать неверующий, но вера – пробуждение. Пробуждение из мира полусонных самообманов, где добро вознаграждается и зло карается, в реальность. В этой реальности тоже иногда зло карается, иногда даже и добро вознаграждается, и довольно часто, но в ней главное не это, а – другой. Мы на награды смотрим или, как полицейский, в справку о наказаниях, или мы смотрим в глаза? В глаза – вот реальность. Во сне так не посмотришь, во сне другой – лишь призрак. Видишь одного, а «знаешь», что это другой. Не сделает во сне другой ничего неожиданного, что сплошь и рядом делает наяву. Но чтобы увидеть другого человека вполне, «реально», «по-настоящему» надо видеть Того, Кто больше другого человека – Бога. В Божьем свете мы видим свет человеческих душ. «По свете Твоем узрим свет».
Вера не уводит от действительности, а приводит к ней. Это и есть «Царство Божие приблизилось». Учёный знает, что к Земле приближается комета – и учёный уже в реальном мире, которому грозит опасность, тогда как остальные ещё в блаженном неведении. К счастью, истинная реальность – не опасность. Она созидательна для человека.
Всякая трагедия напоминает нам не о том, что в мире есть зло, а о том, что от зла есть спасение. Это спасение не в том, чтобы уничтожить зло – его не существует, существуют лишь люди, делающие зло, а в том, чтобы свидетельствовать о Боге. Не в наших силах переубедить убеждённых, открыть глаза зажмуривающимся. Но в наших силах видеть реальность и поступать по реальности, чтобы другие, утерявшие связь с реальностью, получали эту связь через нас, понравится им это или нет. Эта реальность – за горизонтом, но именно она даёт силу прощать, силу опускать оружие, силу слушать, силу рисковать быть добрым. Один рубильник у света прощения – поэтому Господь и говорит «прощайте, чтобы Бог мог простить вас». Если мы выключаем этот рубильник, то сам Бог исчезает во тьме.
Нас угораздило во время наводнения оказаться там, откуда наводнение. Мы сами – в безопасности, вся опасность – от нас исходит и льётся вдаль и вширь. Стыдно и противно. Что же – в этом центре тьмы тем более нужно прощать. Прощать – и не соучаствовать. Прощать – и не одобрять. Прощать – и напоминать о добре. Так прощать, чтобы разбудить – не позвать к топору, они уже с топором, в том-то и ужас, а позвать от топора к действительности, от фобий и паранойи – в мир Божий, где зло есть, да не определяет, как жить.
Сегодня начинается Великий пост. Страшно сказать, но ведь было уже двадцать лет назад, когда именно великим постом по приказу Кремля московское православие из-за Эстонии разорвало молитвенную связь с Константинопольским патриархом. А три года назад именно великим постом был неправедный приговор на женщинами, осмелившимися в храме Божием сказать правду о том, что на месте святе исполнители дьявольской, чекистской воли. Ложь, потом тюрьма, а теперь и война. Пост – время благотворительности. Мы не можем дать того, что больше всего нужно – мира. Войска наши, а вывести мы их не можем, вот трагедия несвободы. Но мы можем стараться дать Бога, не выпячивая себя, будучи бок о бок с Ним. Для этого и покаяние – протереть окно своей души, чтобы свет Божий шел через это окно к другим людям.