Богочеловеческая комедия
Рим. 14, 15 "Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер".
См. в катехизисе о Христе.
НУЖНО ЛИ И МОЖНО ЛИ ВИДЕТЬ В ПОДОНКЕ ХРИСТА?
Любопытно, что здесь (и в Рим. 5, 8; 1 Кор 15,3) говорится о том, что Христос умер за людей, но нет очень обычного в наше время призыва видеть в каждом человеке Христа. И в грешнике? Особенно в грешнике!
Призывы эти звучат в проповедях, но ведь попытка видеть в каждом подонке Христа, образ Божий и т.п. чревата душевными травмами.
Призыв видеть в каждом подонке Христа - "формально правильно, а по существу издевательство" (г-на Ульянова выражение). В бездомном, замерзающем у входа в метро, куда их не пускают греться - нетрудно увидеть Бога, а в тех, кто не пускает - невозможно. Ну что, Христа Христы распяли? Бред.
Господи, и сколько же в Москве пустого жилья, и пустых складов, и пустых подвалов, куда можно было приютить бездомных! От элитных квадратных метров до трущобных - и стоят запертые, чтобы дороже стоили остальные.
Не надо себя насиловать. Видеть в другом человеке Бога невозможно. По-человечески невозможно. Между прочим, невозможно видеть Христа и в хороших людям. Знаменитое эссе Тургенева о том, как он увидел Спасителя в мужичке (в те же примерно годы Кьеркегор видел Авраама в стокгольмском буржуа) - это ведь о чуде, а не о норме. Это было и прошло сразу же.
Видеть в другом человеке Бога невозможно по той простой причине, что Бога вообще нельзя видеть. А видеть в другом человеке Христа невозможно, потому что Христос есть Иисус. Христос не есть "человек вообще", полученный путём наложения друг на друга образов миллиардов людей. Христос не есть и матрица, общий для всех людей прототип, вроде матрёшки, на которой можно нарисовать любое лицо. Христос потому Спаситель всех, что, как и все, Он - уникален. Он единственный и неповторимый, как и любой из нас.
Благодать не в том, чтобы видеть Христа в каждом подонке или в святом, а в том, чтобы видеть Христа в Иисусе. Без благодати, между прочим, это совершенно невозможно. Это вера, а не знание.
Вот если видеть Христа в Иисусе, тогда... Нет, и тогда, конечно, всё равно Иуда останется Иудой, а не Христом в маске Иуды. Но тогда, Бог даст, и в Иуде будешь видеть Того, За Кого Умер Христос.
Благодать не для того дает нам видеть в другом Христа, чтобы вытерпеть зло, которое причиняет другой. Благодать показывает мне Бога в другом человеке, чтобы я этому человеку не причинил зла. Из страха перед всесильным Творцом или из сострадания к распятому Иисусу, - неважно. Важно, что как бывают двери, которые открываются, если их толкать от себя, а бывают - которые надо тянуть на себя, так и люди, которых нам Бог посылает на жизненном пути. Не всякого надо тянуть на себя - сделаешь больно и ему, и себе. А уж как определить, как с этим конкретным человеком в это конкретное мгновение - совесть спроси, разум спроси, и, кстати, Бога. И заранее спрашивать, не в последний момент. Перед смертью не надышишься, перед жизнью не намолишься, так что и дышать, и молиться надо не откладывая!