Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Святые в кино

Часто кино интересуется лишь тем в святых, что может быть сатанинским. Фильм Джермана "Себастьян" (Sebastiane, 1976, Paul Humfress, Derek Jarman, 90 мин.) — актерами были в основном друзья режисера, снимались они обнаженными, говорили на латыни. Джерман исходил из того, что изображения святого Себастьяна эпохи Ренессанса и позднее в основном есть выражение гомосексуальных наклонностей художников: мучают обнаженного юношу не за веру, а... Вариантов много, хотя и не так много, как хотелось бы сексуальным фантазерам. Из фильма Сесиля Демилля "Знак креста" (1932 год) в 1944 году, когда был принят новый закон о цензуре в кино, даже вырезали ряд сцен эротического и садистского характера, ради которых, вполне возможно, знаменитый декадентский режиссер и взялся за историю христианских мучеников. Не случайно самый популярный сюжет в кино — экранизация романа Анатолия Франса "Таис", о проститутке, которую пустынник Пафнутий обращает к целомудренной жизни, но при этом сам пускается в жизнь развратную. Такой случай показать разврат: немые фильмы "Таис" 1914 (Артюр Мо, Maude), 1916 (А.Брагалья), 1917 (Хьюго Бэллин, Ballin) годы, на польском в 1984 г. Рышард Бер. Удивительно, но был и один, зато снятый "самим" Бунюэлем фильм "Симон Пустынник" (1965, 45 мин., на испанском, черно-белый) — о мексиканском святом, подражавшем Симеону Столпнику. А восемнадцатиминутный фильм Нигеля Уингрова (Nigel Wingrove, 1989) "Экстатические видения" о святой Терезе Авильскойоказался единственным фильмом, который в Англии запретили за "кощунственное содержание". Правда, фильм не идет сильно дальше того, что уже есть в знаменитой статуе Бернини, изображающей Терезу в экстазе перед Христом; но ведь Бернини не в Англии, а в Италии, а то бы и его запретили.

"Разумеется", больше всего сакральные сюжеты привлекали Голливуд, но Голливуд снимал то, что интересно протестантам, то есть, бесконечные сериалы по Библии, от начала творения и, самое позднее, до эпохи первых апостолов, Павла ("Бен-Гур"). Дальше у протестантов идет провал во времени, и пальма первенства переходит от США к Италии, где и отличные режиссеры иногда снимали фильмы о святых: Роберто Росселини в 1972 году о блаженном Августине. Франко Дзефирелли в 1973 г. сделал фильм о Франциске Ассизском ("Брат Солнце, Сестра Луна") — правда, вышел фильм о хиппи, но все же это было пристойнее "Франческо" Лилианы Кавани 1989-го года, где в главной роли оказался Микки Рурк. Говорили, что папа Иоанн-Павел II плакал во время просмотра этого фильма, только не уточняли, что заставило его плакать: благоговение или стыд за режиссера. Обнаженный Микки Рурк, катающийся по снегу, чтобы утишить похоть, — вряд ли это имел в виду святой Франциск. Лучше уж "Франциск Ассизский" той же Кавани 1966 года, хоть и черно-белый и скучный. Впрочем, есть из чего выбирать: в 1950 г. фильм о Франциске Роберто Росселини по сценарию Феллини ("Francesco, giullare di Dio"), да есть еще и фильм Энрике Гуаццони 1911 года, там вообще не говорят. А Долорес Харт, игравшая святую Клару, сподвижницу Франциска, в фильма Майкла Куртиса 1961 года, вскоре после съемок сама стала монахиней. Правда, не ордена святой Клары, а ордена святого Бенедикта. Вообще с актрисами беда: Линда Дарнел, к примеру, играла в фильме 1943 г. "Песнь Бернадетты" Богородицу, будучи при этом беременной. Живота у нее еще не было.

Безусловно лидером в кино, однако, стала Жанна д’Арк. Увы, и здесь есть основания подозревать некоторую нечистоту помыслом снимавших и смотрящих. С одной стороны, Жанна интересовала националистов, но еще более фильмы о ней удовлетворяли мужским фантазиям об амазонках. Первый фильм снят сам создатель кинематографа Жорж Мелье в 1895 году, второй последовал в 1899 (Альфред Кларк). Фильм Теодора Драйера "The passion of Joan of Arc" (1828) многие критики считают лучшим немым фильмом и к этим критикам можно присоединиться не глядя хотя бы ради того, чтобы таким фильмом не считался "Броненосец "Потемкин". Дважды — в 1948 и в 1954 — играла в кино Жанну Ингрид Бергман, а в конце 20-го века на экран вышло одновременно два фильма: Люка Бессона и Роберта Максвелла.

В Ирландии — о главном ирландском святом, Патрике, было снято несколько фильмов, последний - Роберт Хьюгс (для телевидения, 2000). В Англии — три фильма о Бекете (начиная с немого в 1923, Джордж Ридгуэлл; 1952 Джордж Хеллеринг по Эллиоту; 1964, Питер Гленвиль по Аную). Кроме Бекета и короля Эдуарда II, англичане соглашались смотреть лишь на Томаса Мора. Пусть он и был казнен именно за отказ отречься от Папы, а все-таки уж очень великий человек. Фильм Фреда Циннермана "Человек на все времена" (1966) с Полом Скофилдом в главной роли получил шесть "Оскаров". К сожалению, в переводе на русский исчезает игра слов: "сезон" для англичанина это прежде всего время года, а не эпоха. Считается, что устрицы вкусны не во всякое время года, а лишь в определенные месяцы — а вот Мор был хорош постоянно. В этом есть некоторый привкус людоедства, но ведь, в конце концов, Англия все-таки именно скушала своего великого человека, скушала словно устрицу.

Кино есть территория, где встречается секулярный мир и мир религиозный. Общих интересов немного, и тем интереснее, что один из них — умиление в самом нерелигиозном смысле слова. Например, о священнике Жозефе Дамьене (1840-1889), который работал с прокаженными на Молокаи, снято целых четыре фильма (1938, Дэвид Миллер; 1980, Стив Гетерс; 1999, Поль Кокс; телефильм "Дамьен" 1980). Контраст отвратительной болезни и райской природы, самопожертвование в раю, — щекочут нервы.

Ист.: Поль Холсел, Университет Северной Флориды. http://www.unf.edu/classes/saints/saintsinmovies.htm.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова