Яков Кротов
Из Кракова во Львов -- через Рим
Визит Папы Римского на Украину - это его 94 поездка из тех, которые
называют "архипастырскими". Проблема в том, что Украина
не совсем обычная страна. Только в представлении российских шовинистов
она предстает однородным пространством, где красиво поют и жуют
сало вернувшиеся с московских заработков пролетарии. По степени
своей культурной и религиозной раздробленности Украина может поспорить
даже с Израилем, где Папа побывал месяц назад. В России мало кто
хочет помнить, что Западная Украина, куда, собственно, и едет Папа,
под властью Москвы была всего несколько десятилетий, а в основном
находилась в составе либо Польши, либо Австро-Венгерской империи.
Именно австрийская императрица нарекла своих благоприобретенных
при разделе Польши подданных "греко-католиками", чтобы
подчеркнуть их отличие от "обычных", "римских"
католиков.
Союз, "унию" с Римом украинцы Львовщины заключили в конце
16 века, чтобы иметь возможность на равных бороться с полонизацией
и латинизацией. В сущности, они поступили так же, как демократы
перестройки, решившие поддержать сперва Горбачева, а потом Ельцина,
чтобы отстоять демократию. Увы, компромисс оказался гниловат, и
к сегодняшнему дню и православные обряды у греко-католиков в значительной
степени видоизменились. Все меньше становится женатых священников,
- а именно существование жены у священника больше всего смущало
и смущает католиков в их отношениях с восточным христианством. Польское
духовенство по-прежнему насаждает римско-католические традиции на
Западной Украине в качестве единственно верных. Пилсудский так же
старался истребить нестандартных христиан, как и Сталин, хотя, конечно,
поляки ограничивались мелкими пакостями, в отличие от большевиков
которые в 1946-м году попросту объявили о присоединении греко-католиков
к Московской Патриархии, а несогласных выслали в Сибирь - несогласными
же оказались все епископы, сотни священников и тысячи мирян.
На польско-украинский конфликт накладывается и конфликт между
"местными" и "пришлыми" греко-католиками. После
падения коммунизма сюда вернулись многие украинцы-эмигранты, и нынешний
глава греко-католиков Любомир Гузар из таковых. Вернувшиеся из США
и Канады эмигранты и их потомки - люди хорошо образованные, толерантные,
а те греко-католики, которые пересидели большевизм на родной земле
были лишены возможности получать богословские образование, зато
были свободны ненавидеть "москалей", "жидов",
"поляков". Был даже случай, когда перекрестили крещеного
в Московской Патриархии, не признав - в отличие от Папы Римского
- за христиан.
За этими мелкими культурными и этническими конфликтами стоит главный:
конфликт Запада и Востока, конфликт двух разных типов поведения
человека. Греко-католики Украины (кстати, называть их "униатами"
так же не следует, как и называть русских "москалями")
- это крупнейшая православная церковь из тех, которые в свое время
признали главенство Папы. Размер имеет значение, потому что несколько
миллионов человек просто так с белой ручки не стряхнешь и за пояс
не заткнешь. Что такое Церковь? Как сочетать верность Христу и следование
за Христом с верностью и с подчинением человеку, неважно, будь то
приходской священник, патриарх или Папа? Глава украинских греко-католиков
Любомир Гузар заявил в преддверии визита, что он не слуга папы -
правда, это он заявил, сидя в своем львовском архиерейском кресле,
в Ватикане он вряд л бы посмел выступать с подобными заявлениями.
Современный мир в основном атеистический и от таких тонкостей склонен
отмахиваться, решая проблему просто: нечего вообще ни в какую церковь
ходить, не надо ни в какие догматы веровать, никаким попам ручку
целовать, вот и вся недолга. Между тем христиане Востока и Запада
в течение многих веков реализуют две разных модели формального,
видимого объединения людей, верующих в Невидимого Бога. И если римское
католичество можно сопоставить с ленинским способом организации
партии - сверху вниз (cила такой организации в ее независимости
от государственной власти), то православие (к сожалению, не нынешнее
московское, но православие многих стран) похоже, скорее, на клуб
собаководов, где ко всякой попытке организовать единый правящий
центр относятся как к заведомому деспотизму, а вот в роли безгласных
животных на поводке выступают, к сожалению, овцы Христовы (такая
организация почти беззащитна перед правительством, зато и клерикализм
в ней не так лютует). Греко-католики Украины пытаются совместить
лучшие черты обеих моделей; нужно Бога молить, чтобы визит Папы
помог им в этом.
II
На Украине существует еще по меньшей мере четыре православных общины,
каждая из которых считает себя единственно истинной Церковью: это
православные, верные Московской Патриархии, православные, объявившие
себя независимыми (на языке церковных канонов - автокефальными),
причем таких общин две и они не очень дружат между собой, а есть
еще и представители так называемой русской православной свободной
церкви. Едины все эти группы, пожалуй, лишь в одном: они каждый
день видят тот Днепр, в котором была крещена Русь князем Владимиром,
и поэтому чувствуют некоторую неловкость, когда Патриарх Алексий
называет Русскую Церковь матерью Украинской.
Патриарх требует, чтобы Папа у него получал разрешение на посещение
Украины, и это для украинцев - любых - кажется странным. Причем
если предыдущие неловкие движения Москвы в отношении греко-католиков
(которых при Николае Втором и при Сталине тысячами ссылами в Сибирь
именно за верность Папе) теперь относят на счет светской власти,
то нынешняя политика Патриархии кажется вполне самостоятельной.
Но тем строже эту политику судят. Патриарх отказался ехать на Украину
в знак протеста против визита Папы, и этот отказ может быть удачным
дипломатическим ходом. Но оценят ли такую дипломатию те православные,
которые все-таки считают Патриарха своим архипастырем и которые
не видят его в Киеве, а приезжая в Москву, получают вместо братских
приветствий весь букет милицейских неприятностей?
Отношения с Папой Римским испортить любыми демаршами трудно, у
того свой масштаб событий, и Ватикан сейчас активно помогает Патриархии
обзаводиться церквами в Италии. Не надо обманываться: те православные,
которые проводят митинги протеста против приезда Папы, сравнивают
его визит с гитлеровской агрессией -- это ничтожное меньшинство,
самим своим поведением показывающее отчужденность от православного
духа кротости и смирения. Да и в Москве боятся не столько визита
Папы, сколько того маловероятного события, что этот визит поможет
объединиться православным противникам Москвы. По социологическим
же опросам, большинство православных и на Украине, и в России относятся
к папской поездке равнодушно либо с симпатией.
Может быть, самое печальное, что Патриарх Алексий
заявил, что сам отказывается приезжать на Украину - между тем, простая
логика подсказывает, что, напротив, если уж считать Украину "своей",
то надо особенно, лично помочь пастве в таких трудных условиях,
как визит Папы Римского. Вместо этого патриарх демонстративно поехал
в Белоруссию, где православным и так неплохо в тени Лукашенко. С
точки зрения патриархии, Папа был обязан спросить разрешения Московского
патриарха на свою поездку. Правда, этот, единственно правильный,
но слишком уж в своей каноничности идиотский довод в Москве предпочитают
не озвучивать.
Вместо этого говорят о том, что Папа должен извиниться за те страдания,
которые греко-католики Украины якобы причинили православным в начале
1990-х годов. На самом деле, греко-католики возвращали свои собственные
церкви, отобранные у них сталинским режимом в 1946-м году. Насилие
можно было легко предотвратить, если бы Московская Патриархия сама
вернула то, что ей подарил с чужого плеча Иосиф Виссарионович, но
об этом и речи не было. К тому же, стычки из-за имущества не были
повсеместными, обычно паства и прихожане, числившиеся за Московской
Патриархией, стройными рядами сами возвращались к Папе вместе со
своими храмами. Но в таких случаях, полагают в Патриархии, имущество
должны были оставлять Москве. Но такая логика работает в России
- и то лишь благодаря поддержке милиции и омоновцев, а на Украине
все как-то больше действуют по закону: украденное следует возвращать
первоначальному владельцу, даже если прошло полвека. И если в Москве
считают, что церковь принадлежит епископу, то на Украине - что она
принадлежит общине. Это и предопределило молниеносное возрождение
греко-католической Церкви.
Если патриарх ограничивается юридическими претензиями, то не скованное
дипломатическими условностями рядовое духовенство выражается грубее.
Московский священник Константин Кобелев заявил, к примеру в интернете,
что Папа специально приурочил свой прилет в Киев к дню, когда в
1941-м году гитлеровцы бомбили Киев. Ватикан-де пытается сделать
то, что не смог сделать фюрер: завоевать нашу родную Украину и истребить
на ней наше родное православие. Просто действуют тоньше - не бомбами,
а визитами.
С середины 1990-х годов на Западной Украине уже давно нет никаких
силовых конфликтов между немногочисленными приверженцами Московской
Патриархии и греко-католиками. Отношения строятся по европейскому
образцу, достаточно толерантному, и лишь представителей Московской
Патриархии львовский епископ Августин выступает с зажигательными
речами, которые тем воинственнее, чем более далеки они от реальности.
В конце концов, полезно вспомнить историю: греко-католиков Украины
в Москве ненавидели и до революции, когда ни о каких "насилиях"
против русских и речи не могло быть. Заполучив в конце 18 века изрядную
часть Польши, населенную греко-католиками, российское правительство
вместе с Синодом в течение века девятнадцатого по меньшей мере трижды
устраивало массовые репрессии против "изменников православия".Да
еще и до заключения Брестской унии 1596 года в Москве считали католичество
"латынской ересью", которую нужно загнать на Чудское озеро
и порубать в спагетти. Более того, еще и до формального разделения
Церквей в 1054-м году католических миссионеров из Германии принимали
в Киеве более чем прохладно.
Причины раздора уходят вглубь веков и в мрачную глубину человеческой
души, именно туда, где гнездится страсть завоевывать, утверждать
свое превосходство, исключительность и единственность. Нынешняя
нервная реакция московских церковных властей на визит Папы есть
отражение именно папистских в худшем смысле слова притязаний Московского
Патриархата руководить всеми православными земного шара, если предкам
этих православных довелось когда-либо побывать под властью русского
царя. Одновременно московское православие отгораживается от внешнего
мира антизападнической и националистической риторикой. И если предыдущий
российский президент приглашал Папу посетить Москву, то нынешний
от такого приглашения воздержался, - видимо, потому что есть в притязаниях
Московской Патриархии что-то созвучное мечтаниям власти светской.
|