Тоскливое напряжение сентября прорвалось, как нарыв. Кстати подвернулся конкурс
чтецов Маяковского — и я прочел — прочел Скрипку, выученную за 2 часа до этого.
Все два часа я твердил ее, и каждый звук резал душу. Вдруг это неожиданно встряхнуло
меня до самого глубокого, чего-то с папой. Как-то идеально врезалось в мое настроение
и я прочел так, как, может быть, никогда больше ничего не прочту, прочел с впервые
ощупанным вдохновением. Я прочел так, что руки дрожали, и сошел со сцены абсолютно
уверенный в первом месте — и я его получил... Но — но второй раз я так не прочту:
в полный голос так прочесть можно лишь раз; и сейчас даже в себе я не могу прочесть
хоть отчасти так, как тогда...
5.125. 5.X.73
* * *
«...Я стою на мосту»
Зубец университета, а под ним белое
пятнышко церкви, монастырь, окруженный зеленым облаком парка — все было знакомо
своей красотой. Но сегодня под домами, асфальтом, сухой шелестящей зеленью угадывалась
бесконечная земля. У любой подмосковной речки есть такая же покатая долина и противоположный
— высокий и крутой — берег.
Мост загремел под проходившим поездом.
А вверху было такое привычное,
незаметное и все-таки высшее небо, какое было над деревушками под Москвой. Так
же вглядывался я в него, боясь густеющих туч, также следил за опускающимися все
ниже пластами облаков...
..................................
Пришел я слишком рано и минут десять
стоял, рассматривая купленную сирень. Первыми вспомнились чьи-то строчки о пяти-лепестковом
цветке, растоптанном на асфальте.
— Пять лепестков, Пятиконечная
звезда. Нет, не то...
— Пять лепестков — счастье, четыре
— не плохо, а скорей, посредственно. Букет посредственностей и все друг друга
перечеркивают.
— Впрочем, в этой сирени нет пяти
лепестков. Вот тебе еще один знак, насмешка, а может быть — не хватает терпения.
..................................
А вечером другого дня я шел по
насыпи железной дороги. Даже — бежал, спотыкаясь о камни, сбивая росу с высокой
травы. Бежал от обиды и отчаяния — навстречу опускающемуся солнцу. В его лучах
золотые улицы, набережная, становились ясней и строже. И это — было счастье.
5.VII.1974,
134 год, 5-б
Опасность самоанализа — в том, что, определяя свое душевное состояние, мы невольно
подгоняем себя под устоявшийся канон, тип. В то время, как мы могли бы без анализа
найти новый путь мы подчас сворачиваем с него, нанося себе огромный вред. Поэтому
необходимо постоянно решать вопрос о будущем направлении активно. Нельзя позволять
невольному самовнушению (а оно играет тут, очевидно, огромную роль), закреплять
пройденное как образец, как неизбежную причину будущего, а наоборот, самовнушением
закреплять тот вариант который интуитивно и логически кажется оправданным, делать
выбор. Но сколько людей погибло из-за порочного невольного, пассивного самовнушения.
Оно необратим действует на самые глубины души, на подсознание, но — сколько и
возвысилось.
14.135. Тезис спорнейший. 14.VIII.74
Музыка Баха столь же проста, прекрасна, естественна, как цветок. Более того:
ею можно не только любоваться; созданная человеком, она каждому человеку дает
то, о чем он просит; каждый раз она говорит о чем-то новом, не навязывая своего.
14.135. 14.VIII.74
Для того чтобы сильное желание не подавило, не захватило тебя, попробуй отдаться
ему полностью, всей душой — не добиваясь выполнения, и оно само прогорит, потухнет
и тебе самому будет его жалко, как мертвого врага.
27 августа 1974 года
Сентябрь 1974 ("135 месяц")
Развитие государственного деспотизма идет по двум линиям: по линии фактического
усиления, и по линии официального, видимого для всех, ослабления, т.е. законы
постепенно все более легализируют угнетение.
1.09.74.
Возможно, что все теории, кладущие тот или иной принцип в основу движения истории:
марксизм — экономику, антропология — диффузию, одинаково правомочны как истоки
более точной науки — одной или нескольких.
2. 09.74.
Рерих. «Украшай», Дополнение.
Вещи не враждебны человеку во предназначению, но то, что большинство людей
тратит свою жизнь на их производство и украшение, поднимает вещи на ненужную высоту,
у них появляется свой критерий красоты; и в то время как вещи этому критерию удовлетворяют,
люди — нет. В хорошем костюме человек выглядит узурпатором, захватившим место
манекена. Вещи поднимаются над человеком.
2. 09.74.
Значение глаз на одной из первых ступеней АТЭ, пока человек не будет в силах
делать все это без глаз: 1) регуляция мышц лица, т.к. хотя глаза вряд ли выражают
чего-нибудь сами, но они есть включатель того или иного комплекса мышц, почти
интуитивного, обозначающего то или иное состояние. 2) Регуляция внутреннего настроя.
3) При расслаблении взор, скользя по телу, успокаивает его, как руки — лицо.
Октябрь 1974
1.10.74.
Отвращение, да, я почувствовал себя чужим в этой тесной и забытой вещами —
чужими вещами — комнате и как спастись от этого? Трехстишия? Написал каких-то
два, отдохнуть в кресле? Кресло тоже оказывается, чужое! — наконец, прочесть Рериха,
и зачем?! — записал его на магнитофон —вот! Ходить, не оставляя следа, не оставляя
написанных книг и прочитанных книг, потом уже разобраться, куда идти, но идти
— как тень, а работа? Подготовка к экзаменам? Деньги на путь в холодную, снежную
осень?
Ноябрь 1974 года
11. 138. Первая услышанная встреча. 11. 11. 74
Молитва
Вот я, наг перед лицом Твоим, Господи, сижу среди сотворенного Тобою и искаженного
нами, исторгнутыми из рая за грех, и не вижу ничего, что было бы создано ради
Тебя, ради любви; и Тебя единого славословлю и пою Аллилуйя, Слава Тебе, Боже,
верую, что Ты лучше знаешь, как мне послужить Тебе, как Даниил во рву львином
хожу по восстановленному против Тебя ради похоти человеческой, среди искажений
образа Твоего.
Укрепи меня, Господи...
12.11.74
Декабрь 1974 года
АТЭ
Если во время еды душа помыслами обращена к Богу, то вкус пищи практически
не ощущается или же одинаков со вкусом, к примеру, хлеба.
Ноги. Нога на ногу — выражение невнимательности (зам. Василия Вел.). Но этой
позой можно пользоваться, попав в то место, где вам не захочется быть: в кино,
вообще на зрелище. Окружающие не будут воспринимать это плохо, только для вас
ясно значение позы, только вам оно будет напоминать о этой нежелательности.
Когда вы молитесь, у вас может быть желание стать на колени. Надо различать:
это либо от усталости — тогда, встав на колени, ноги заболят у вас еще больше,
либо свыше — тогда это будет легко, прочно и радостно.
Когда душа не время отвлекается от беседы с Богом и углубляется в суету, разве
это не есть возвращение в мое прежнее состояние неверия? Но разве я становлюсь
неверующим? Нет! Поэтому все люди — веруют, но не все имеют время и желание осознать
это.
27.139. 27.12.74
АТЭ
Лицо. При разной степени подготовленности к молитве ощущаются различные его
части и по-разному. На первых порах ощущение тяжести в подбородке — как символ
греховности. Ее нужно рассасывать, эту тяжесть, представляя, к примеру. Как подбородок
удлиняется — точно у Эль Греко, отвисает, исчезает... Тяжесть разгоняется.
Не должны особо ощущаться затылок и близлежащая часть черепа. Вообще при молитве
руки — соединенные или нет — ощущаются как горячие, ладони — точно лампадки. Через
открытые глаза входит светлый мир и заполняет голову, всего тебя, если только
она свободна от суетных мыслей. Эти мысли могут ощущаться как темная, кипящая
завеса — точно дым от сигареты. (И не только у себя, но и у других). Завесы не
должно быть. Мир и душа в молитве соединены лицом, в зависимости от его наклона.
Слега наклонена — точно чаще, хранящая душу. Вертикальная — как тончайшая перегородка.
Лицо это полумаска. (Нет подбородка и рта!).
АТЭ
Помогает и представление своего скелета как медной проволоки, спрятанной в
нас, как арматура в бетоне, только намного проще — линия в руки, линия в ноги,
и в туловище. При болезненных состояниях мы прибегаем к этому костяку и проверяем
его, убеждаемся, что он столь же тверд, как прежде. Но естественно и то, что когда-нибудь
он все-таки расплавится и постепенно растворится в нас самих. Это будет или старость,
или смерть.
А вообще-то, сколько ты ни занимайся АТЭ, сколько не получаешь от Бога, помни,
что это может быть отнято, что все может быть даровано тебе и помимо упражнений,
что АТЭ — Второстепенно, как второстепенны науки, размышления и мольбы; все ничто
перед лицом Божиим.
Душа, даже свободная от суетных мыслей, даже проникшая во все тело наше, уже
находящаяся в молитве — это только душа. И встреча происходит тогда, когда Дух
Божий сотрясает ее.
«Ты не даешь мне сомкнуть очей моих; я потрясен, я не могу говорить», Пс. 76,
5.
АТЭ. Рот. Дурные помышления, вызванные искушениями, могут ощущаться как дурноты
во рту — их можно изгнать просто физически, слегка кашлянув. Это связано и с правилом
дыхания (Вл. Соловьев) — если вы дышите через нос, то в конце концов при вдохе
через рот у вас появится такое же очищение дурноты и нечистоты.
Любопытный прием для сутулых: поменять ощущения лица и спины. Напряженность
спины вызванная этим, помогает распрямится, а лицо, наоборот, расслабляется.
Вместе с ощущением ладоней-светильников почти обязательно ощущение концентрации
на переносице — давления. Даже без очков, точно все тело собирается в эту точку.
27.12.74
|