Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков КРОТОВ

 

[МАНИФЕСТ ВООБРАЖАЕМОЙ ПАРТИИ]

 1975 год

 

Неопубликовано. К оглавлению работ 1970-х годов.
 
  Неопубликовано; написано в виде зарубежной публикации под псевдонимом от латинского названия крота.

Жак Тальпэн

БЕСПАРТИЙНАЯ ПАРТИЯ

«Ля ви етернэль», 1975, № 8

Настоящий документ был любезно предоставлен в распоряжение «Ля ви етернэль» А. М. Сидоровым-Коном — недавно покинувшим советскую Россию инженером-физиком. «Манифест партии ХВР» мы попросили прокомментировать специалиста по истории политических течений в России XX века Жака Тальпэна (Институт Жоди).

* * *

Большевики, пришедшие к власти в 1917 году, уже к 1929 году окончательно уничтожили, как организационно, так и физически, всех своих бывших политических соперников: эсеров, кадетов, меньшевиков; именно показательные процессы последующих лет, начиная с процесса «Промпартии», показали, что ГПУ приходится изобретать партии, ввиду их полного отсутствия в реальности. Казалось бы, возможность появления в стране политических организаций была исключена навсегда. Однако у советского тоталитаризма были свои приливы и отливы. После XX съезда партии в 1956 году, как итог политического «потепления», началось оживление общественной жизни. Разоблачение недостатков в партийном аппарате, сокращение террора привели в 60-70-х годах к появлению движения «диссидентов» во главе с Солженицыным, Сахаровым, Буковским, Гинзбургом. Однако это движение не является политической партией и практически не имеет какой-либо организации. Попытки организационного оформления предпринимаются, в основном, правыми националистическими оппозиционерами. Единственным исключением явилась партия ВСХСОН, разгромленная в Ленинграде в 1964 году, и ставившая перед собой задачу установления в России теократической республики. Факт появления настоящей партии, с уставом и членскими взносами, панически напугал ГПУ; до сих пор находится в заключении Огурцов, один из руководителей ВСХСОНа. Программа партии показала, что политическое возрождение России пока еще склонно обращаться к прошлому опыту русской истории, как в политике (верховной формой правления должно быть Вече»), так и в идеологии (в качестве гаранта строя предполагалась христианизация населения). Программа показала также необратимость социально-экономических процессов, происшедших в России, по крайней мере, в сознании народа: в программе речь шла лишь о перестройке экономики на «югославский» вариант.

«Манифест партии ХВР», распространяемый в «самиздате», показывает новый этап в развитии политического самосознания русской общественности. С программой ВСХСОНа его роднит желание осмыслить прошлое, настоящее и будущее России с позиций христианской историософии; отличает же ее глубокий пессимизм относительно возможностей обновления строя каким-либо путем, разочарование в традиционных методах борьбы (связанное с очередным нарастанием репрессий в последние годы).

Партия Христианского возрождения России

Манифест

I

С XVII века Европа вступила в новую историческую эпоху; за ней в эту же эпоху вступили или вступают и все другие народы. Наше время — время торжества идеалов прогресса и гуманизма. Торжество это чревато катастрофами и таит в себе неизбежный кризис.

Политический кризис. Демократические режимы Запада вырождаются в комические балаганы, тоталитарные государства Востока — в балаганы трагические; разница между ними постепенно исчезает. Демагогия и обман избирателей в одних странах, как и отсутствие свобод личности в других, порождают недоверие к власти.

Экономический кризис. В демократических и тоталитарных странах одинаково продолжается эксплуатация человека отдельными людьми и государством в целом. Это угнетение маскируется расхищением природных ресурсов, грабежам малоразвитых стран. По мере истощения этих источников, приближается жесточайший кризис в общемировой экономике.

Духовный кризис. Политический кризис основан на экономическом, а экономический — на духовном. Идеалы прогресса и гуманизма сбросили последние благородные оболочки, унаследованные от христианства, они приравнены к идеалам личного сиюминутного благоденствия, удовлетворения самых низких инстинктов человеческой природы.

Предотвратить эти кризисы или преодолеть их последствия может только учение, возвращающее личности и человечеству божественное предназначение. Современная эпоха с самого своего начала с негодованием отвергла средневековые религии, лишавшие человека свободы, унижавшие его земное существование, отрицавшие его творческие способности. Однако эти религии и в средневековых формах продолжают существовать сегодня, так как идеи свободы и творчества человека, никогда не были практически реализованы в новую эпоху. Из этих средневековых религий христианство оказалось больше тех идеалов и путей, которые сознавались в Средние Века. Христианские мыслители XX века боролись с идеологией Нового Времени, ересью человекобожия, и в этой борьбе не только доказали порочность идеалов новой эпохи, но и очистили христианство от средневековых заблуждений, развили его. Идеалы Нового Времени все более обнаруживают свою ограниченность и неспособность придать подлинный смысл жизни; вновь провозглашенные идеалы христианства, не уничтожают современную идеологию прогресса, но дают личности возможность соединить себя с вечностью, наполняют подлинно глубоким смыслом идеалы свободы, творчества, счастья.

II

Россия переживает ту же духовную эпоху, что и остальной мир. Она пошла путем наиболее последовательного осуществления идеалов человекобожия, создав в духовной жизни — воинствующий атеизм, в экономической — полное закрепощение трудящегося, в политической крайний тоталитаризм. Русские же мыслители наиболее последовательно осуществили регенерацию христианства. В России, как и во всем мире, христианское возрождение произошло пока лишь в фундаментальных областях сознания — богословии и философии. В будущем необходимо на имеющейся основе возрождать на христианской основе экономическую и политическую жизнь. Возрождение может и должно осуществляться, прежде всего, через личность. С последующим соборным осмыслением. Личное творчество, основанное на принципах религиозно-философского возрождения. Должно быть направлено в области, остающиеся секулярными: науку, этику, искусство, быт, политику. Христианское возрождение должно происходить отдельно в каждой личности, чтобы избежать малейшего принуждения и не-свободы. Из-за этого его плоды созреют позднее, но они будут более крепкими.

III

Партия ХВР объединяет всех, кто стремится осуществить евангельские идеалы в современной России и преобразить земное царство, начиная осуществление и преображение с собственной души, всех, кто стремится жить в соответствии с благовестием Христовым, как оно раскрывается в Евангелии, церковным преданием, учением святых отцов и новейших учителей христианства. Партия не считает возможным выступать против тех членов церкви, которые отрицают исторические цели христианства и необходимость развития форм церковного сознания, христианскую активность во всех областях жизни. Эти люди так же, как и мы, лишены свободы голоса, а их личное духовное творчество приводит, фактически, к отрицаемым ими целям. Так как цели и методы членов партии ХВР совпадают с целями и методами церкви Христовой, то настоящим манифестом партия объявляет о самороспуске.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова