Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Росписи собора Рождества Богородицы Савиино-Сторожевского монастыря в Звенигороде

В помощь экскурсоводам

Прощаясь со Звенигородским музеем, я, выполняя обещание дать некоторый материал о росписях Рождественского собора. Материал этот будет касаться лишь содержательной стороны росписей, их историко-литературной основы и не будет касаться их художественного значения (по отсутствию у меня искусствоведческой эрудиции). Думаю, что еще в течение многих лет экскурсантам придется рассказывать именно о содержательной стороне росписей: слишком дехристианизирована Россия, чтобы перепрыгивать через азбуку христианства к художественным аспектам иконописи.

Подчеркну все же два формальных аспекта. 1. Искусствоведческие наблюдения о системе пространства/времени в росписях собора представляются мне пока более спекулятивными. Прежде всего, искусствоведы, отваживающиеся на такие рассуждения, обычно лишены (насколько я понимаю) хотя бы самоммалейшего собственного мистического (молитвенного) опыта. Поэтому наблюдения их не могут не быть поверхностными. 2. В наблюдениях искусствоведов, однако, чувствуется некое приближение к истине. Но уверенно говорить о восприятии пространства и времени в иную (средневековую в нашем случае) эпоху можно лишь с опорой на данные человеческой психологии, физиологии — насколько мне известно, такой опоры искусствоведческие исследования пока лишены.

Я ограничусь тем, что буду рассматривать росписи собора как ряд иллюстраций, непонятных без текста — без Слова — этот текст я попробую реконструировать, представив его в виде ряда глав, соотносимых с циклами внутри росписей. Ссылки в тексте даются на схему росписей, приложенную в конце.

* * *

Глава 1

Самая короткая. Собственно это введение. Изображение (1) в куполе Иисуса Христа как Пантократора (Вседержителя). Изображение практически утрачено, сохранился лишь текст вязью вокруг него. Этот текст тропаря (краткого песнопения). Поющегося на праздник Преображения Иисуса Христа (3/16 августа). Текст несколько отличается от современного, ведь он написан до реформы богослужения:

Пречистому Ти образу

поклоняемся, Благий,

просеще прощения прегрешний наших, Христе Боже:

волею бо благоизволил еси

взыти на крест,

да избавиши, яже создал еси,

от работы вражие.

Тем благодаряще, вопием Ти:

Радости вся исполнил еси,

Спасе наш, пришедый спасти мир.

Или, в переводе:

Драгоценному Твоему образу

Поклоняемся, Благой,

Прося прощения грехов наших, Христос Бог:

Волей благой решился взойти на крест, чтобы избавить                                                                                                            созданных Тобою

От служения злу.

Благодаря за это, взываем к Тебе:

Ты радостью наполнил всех,

Спаситель наш, пришедший спасти мир.

Смысл этой главы ясен. Книга (роспись) начинается с изображения центральной фигуры веры: Христа. Тропарь Преображения выбран, я думаю, во-первых, поскольку он обращается к образу Спасителя, во-вторых, поскольку Преображение — явление Христа апостолам в Своем истинном облике царя мира, происшедшее незадолго до Его смерти — это момент, когда была упразднена граница между небом и землей, как она будет упразднена (окончательно) на страшном суде. Упразднение этой границы происходит и в храме, во время богослужения, почему храм иногда и называли «небом на земле». Тема Преображения будет подчеркнута и дальше.

Глава 2

Это роспись барабана. Она состоит из трех рядов: в верхнем — над окнами — изображения ангелов (в кругах между окнами), между окон — изображения шестикрылых серафимов. В нижнем ряду — изображения героев Ветхого Завета, которым я затрудняюсь всем определить имена. Роспись начинается, видимо, с востока (как и тропарь преображения), с изображения Адамы и Евы. Можно легко определить фигуру Ноя с ковчегом в руке. У Адама в руке свиток с надписью: «Сотворил мя еси от персти». Не уверен, что можно называть этот ряд «пророческим». Пророков, как они трактуются в иконописном подлиннике, тут нет. В порядке гипотезы только могу предположить, что выбраны персонажи Ветхого Завета, так или иначе связанные с Богородицей. Ведь Богородицу называли новой Евой (первая погубила людей, вторая — спасла), называли ее и «ковчегом позлащенным Святого Духа» — еще один образ спасения с намеком на ковчег Ноя. Впрочем, повторюсь, это гипотеза. В третьем ряду, который почти не виден снизу, в кругах — пояснение изображения двенадцати праотцев, двенадцати сыновей Авраама, родоначальников двенадцати колен (племен) израильского народа. У одного из них отчетливо читается надпись «праотец Семион». Я бы назвал эту главу «ветхозаветной». Каковы бы ни были ее намеки на Новый Завет (Богоматерь). Это предыстория Христа, начало пути избранного народа к Богу.

Глава 3

Изображения на парусах. Это четыре евангелиста, авторы четырех Евангелий — биографий Христа. Между ними изображены два архангела: Гавриил и Михаил и два образа Христа, так называемые «Спас Нерукотворный» и «Спас Иммануил». Изображения евангелистов (Матвей, Марк, Лука, Иоанн) открывают «евангельскую» главу (4 и 5). Ветхий Завет кончился, начинается Новый. Замечу, что образ Спаса Иммануила (Христос в виде юноши) относится еще к Ветхому Завету, потому что имя Иммануила — «С нами Бог» — дал будущему Спасителю мира пророк Исайя. А образ Нерукотворного Спаса — это уже конец Нового Завета, по преданию, образ изобразился на платке, который сердобольная женщина дала Иисусу, идущему на казнь, чтобы утереть пот. Эти два образа — как бы передача эстафеты от Ветхого Завета Новому.

Глава 4

Изображения на арках: двенадцать апостолов, двенадцать учеников Иисуса, которые после его смерти стали зерном Церкви. Апостолы изображены попарно, между каждыми двумя — серафим. Сейчас видно только восемь фигур апостолов, еще четыре закрыты росписями XIX в. Замечу, что изображения апостолов соединяют росписи стен с росписями столбов (на которых изображены святые), устанавливая и смысловую связь евангельской истории и последующей истории христианского мира, вершинами, энергетическими центрами которой являются святые, — наследники апостолов.

Глава 5

Если не ошибаюсь, Н. И. Дровецкая упорно называет этот слой фресок циклом «двунадесятых праздников», т.е. 12 церковного года. Однако здесь только восемь изображений, причем не хватает 5 «двунадесятых праздников» (Рождества Богородицы, воздвижения Креста, Введения во Храм Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Благовещения), и одно изображение — воскрешение Лазаря — в число 12 праздников не входит. Упущенные здесь двунадесятые праздники встречаются в других циклах (см. ниже). По моему мнению, этот слой лучше считать просто изображением основных евангельских событий, не сопоставляя его с праздниками церковного календаря. Выбраны события узловые, почему они и совпадают с двунадесятыми праздниками (отчасти), но только те, которые относятся непосредственно к жизни самого Иисуса. Итак, это.

5.1. Сретение — рус. «встреча». Празднуется 2/15 февраля. В соответствии с законом Моисея Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса (ему было 40 дней) в Храм в Иерусалиме, чтобы посвятить Его Богу как первенца. Старец Симеон, живший при Храме, встретил их и узнал в Иисусе спасителя мира. Он произнес молитву: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему — с миром, ибо видели очи мои спасение, которое ты приготовил Израилю...» и предсказал Марии: «Тебе самой оружие пройдет душу» (когда она увидит Сына на кресте). Поэтому в церковной традиции Сретение считается и праздником, связанным с Богородицей, напоминающим о Ее подвиге и муках.

5.2. Крещение. Празднуется 6/19 февраля. Христос в возрасте приблизительно 30 лет покидает дом, выходит на проповедь, но прежде он идет к Иоанну Крестителю, который встречает Его как Спасителя. Крещение — омовение водой, символически смывает грехи — конечно, не могло смыть грехов с Иисуса, ибо как Бог он был безгрешен. Своим Крещением Иисус указал грешникам — людям — путь к Богу, начинающийся с покаяния, показал им образец смирения. Праздник этот иногда называют и Богоявлением.

5.3. Воскрешение Лазаря. Празднуется за неделю до Пасхи. Все проповеди Иисуса художник опускает, опускает и все чудеса за исключением этого одного — воскрешения Лазаря предвозвещает победу Христа над смертью.

5.4. Преображение. Празднуется 6/19 августа. Преображение произошло за год до смерти Иисуса, и хронологически оно ранее воскрешения Лазаря, но иконописец меняет изображения местами, чтобы Преображение оказалось в центре западной стены (роспись со свода переходит на стену). О значении Преображения см. выше, гл. 1.

5.5. Вход в Иерусалим. Празднуется за шесть дней до Пасхи. Начало решающего отрезка пути Иисуса.

5.6. Распятие. 5.7. Воскресение. 5.8. Вознесение. Надеюсь, что это в комментариях не нуждается — либо нуждается в слишком больших комментариях. Замечу только, что воскресение изображено — как и полагалось по традиции — как сошествие Христа в ад, по церковному преданию воскресший Иисус, до того, как явиться ученикам, спустился в ад, чтобы вывести оттуда праведников, живших до его появления.

Глава 6

То, что Н.И. Дровецкая называет «мариологическим циклом». В отличие от предыдущей главы это, действительно, рассказ о рождении и смерти Божией Матери, но это глава все же отдельна от следующей, тоже связанной с Марией. Это именно связный и последовательный рассказ. Искусствоведы полагают, что он основан на т.н. «Евангелии Иакова» (опубликован в ж. «Наука и религия» 1988, № 3). Это не-каноническое евангелие, т.е. в целом недостоверное, отвергнутое Церковью. Однако Евангелие Иакова рассказывает лишь о детстве и юности Марии, росписи же идут и далее. Главное же — евангелие Иакова крайне редко встречается в русской рукописной традиции средневековья, ведь это была запрещенная книга. Однако все темы, сюжеты этого Евангелия, как и других церковных преданий, были зафиксированы в богослужебных песнопениях на различные богородичные праздники (см. об этом подробнее: Спасский Ф. Г. Священное Предание в богослужебных книгах // Православная Мысль. Труды Православного богословского института в Париже. В. 4. Париж, 1942. С. 132-154 и Милов В. Чтения по литургическому богословию Брюссель, 1974, 344 С.). Возможно, фрески основаны не на запрещенном сочинении, а на его преломлении в разрешенных богослужебных гимнах.

6.1. «Принесение даров». Иоаким приносит «двойные» дары Богу: за себя и за народ Израиля.

6.2. «Отвержение даров». Священник прогоняет Иоакима, не разрешая ему приносить дары первому, потому что он бездетен, что считалось знаком греховности человека.

6.3. «Благословение иереев». Некоторый перескок: Марии уже год, и священники на празднике в честь этого события благословляют будущую мать Иисуса.

6.4. «Ласкание Богородицы» — к Дровецкой.

6.5. «Моление о жезлах». Мария живет при храме, ей начинают искать жениха (ищут вдовца). Собравшиеся дают священнику свои посохи (жезлы), тот освящает их и раздает — и из посоха Иосифа вылетает голубь, знак того, что он будет мужем Марии.

6.6. «Введение во храм». Хронологически предшествующий эпизод был после этого: Марию приводят в храм в исполнение обета, где она должна жить все отроческие годы.

6.7. «Удаление Иоакима в пустыню». Вновь перескок, на этот раз далеко назад (должно быть после 6.2.). Изгнанный из храма Иоаким в скорби уходит в пустыню и постится 40 дней.

6.8. «Благовестие Анны». Скорбит и Анна, она смотрит на дерево, видит гнездо воробья и говорит: «Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у тебя, господи». Ангел, представ перед ней, говорит, что Анна родит, и что о ее потомстве будут говорить во всем мире. Напомню, что родилась Мария.

6.9. «Испытание Богородицы водою обличения». По условиям брака Иосиф должен был лишь опекать Марию, посвященную Богу. Когда она забеременела, обвинили и ее, и Иосифа и устроили им испытание: «Тогда сказал первосвященник: дам вам напиться водой обличения перед Господом, и Бог явит грехи ваши перед вашими глазами. И взяв (воду), он напоил Иосифа и отправил его на гору, и вернулся он невредим. Напоил также Марию... и она вернулась невредима. ...И сказал первосвященник: если Господь Бог не явил ваш грех, то я не буду судить вас».

6.10. «Моление Богородицы на гору Елеонскую».

6.11. «Смертное благовещение».

6.12. «Прощание Марии с женами».

Эти три сюжета — из сказания об успении Богородицы (которое, кстати, редактировал и царь Алексей Михайлович) и относятся к последним дням жизни Марии. Подробнее у Дровецкой.

Глава 7

Эта глава (цикл) может быть поставлен и после следующего (три праздника). Однозначной логической последовательности я не вижу. Это знаменитый наш акафистный цикл. Акафист состоит из чередующихся кондаков и икосов. Кондак короче и кончается одним постоянным обращением «Аллилуйя». Икос содержит семь обращений, начинающихся в «Радуйся», а кончается одним постоянным: «Радуйся, невесто Неневестная» (только 1 кондак кончается таким же). В наших росписях проиллюстрированы все 25 частей акафиста (13 кондаков — один завершающий и 12 икосов). Порядок их не соблюден. Поскольку здесь меня интересует именно литература основа фресок, я буду комментировать их по порядку текста со ссылками на номера в схеме (в схеме указаны и номера икосов и кондаков — соответственно под сокращениями К и И).

Кондак 1. (7.1.) Взбранной Воеводе победительная,

яко избавльшеся от злых,

благодарственная восписуем Ти,

раби Твои, богородице.

Но яко имущая державу непобедимую,

от всяких нас бед свободи,

да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, Высшей Военачальнице,

избавившись от бед,

победную и благодарственную песнь

воспеваем мы, рабы Твои, Богородица.

Имея силу непобедимую,

от всяких нас бед освобождай,

да зовем Тебя:

радуйся, Невеста вено девственная!

Роспись изображает осаду Константинополя, патриарха, погружающего покров Марии в море, что вызвало бурю, разметавшую корабли и избавившую город от осады (VII век).

Икос 1 (7.2.) Ангел предстатель с небесе послан бысть

рещи Богородице: ...радуйся,

слез Евиных избавление...

радуйся, Невесто Неневестная.

Перевод: Ангел, посланный с небес, предстал,

Чтобы сказать Богородице:

Радуйся, искупление слез Евы...

Радуйся, Невеста вечно девственная.

Роспись, совмещенная с 7.1. (в верхнем правом углу) изображает благовещение, о котором и идет речь в икосе.

Кондак 2 (7.3) Видящи Святая Себе в чистоте,

Глаголет Гавриилу дерзостно:

Преславного твоего гласа

Неудобоприятельно души моей является:

Безсеменнаго бо зачатия рождество

Како глаголеши, зовый: аллилуйя?

Перевод: Святая, видя Себя чистою,

Отвечает Гавриилу смело:

Голос твой славный

Непонятен душе моей,

О рождении из зачатия без семени

Как говоришь ты, зовущий: Аллилуйя?

Роспись изображает еще один вариант сцены благовещения (так называемое «у колодца»), поскольку действие все еще происходит во время этой сцены.

Икос 2 (7.4.) Роспись на арке, соединяющей юго-западный столб с южной стеной (на восточной стороне этой арки).

Разум недоразумеваемый

разумети дева идущи,

Возопи к служащему:

Из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно?..

Перевод: Смысл непостигаемый

Пытаясь постичь,

Дева воззвала к слуге (Божьему):

Как из чистого лона сможет родиться Сын?..

И вновь роспись изображает благовещение — продолжается беседа архангела и Марии, так называемое благовещение «с прялкой».

Кондак 3. (7.5) Роспись справа от предыдущей.

Сила Вышняго осени тогда

к зачатию Браконеискусную

и благоплодная Тоя ложесна,

яко село показа сладкое

всем хотяши жати спасение...

Перевод: Сила Всевышнего осенила тогда

не знавшую зачатия браке

и лоно Ее, принесшее благой плод,

сотворила полем щедрым

для всех, хотящих пожать спасение...

Последнее благовещение (всего их четыре!), так называемое «с книгой». На этом акафист тему благовещения исчерпывает.

Икос 3 (7.7)

Имущи Богоприятную Дева утробу

востече ко Елисавеет:

младенец же оноя

абие познав Сея целование, радовашеся

и играньми яко песнями вопияше ко Богородице...

Перевод: Дева, принявшая Бога во чрево,

устремилась к Елизавете:

младенец же той,

узнав ее целование, обрадовался

и играми, как песнями, звал Богородицу...

Акафист поэтически перелагает евангелие Луки (1.40-41): «И вошла (Мария) в дом Захарии, и приветствовала Елизавету. Когда Елизавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа». Елизавета — родственница Марии, мать Иоанна Крестителя, который, еще не родившись, узнал Богородицу и Спасителя, которого Она носила. Роспись изображает встречу Марии и Елизаветы в саду.

Кондак 4 (7.8) Бурю внутрь имея помышлений сумнительных,

целомудренный Иосиф смятеся,

к тебе зря, небрачней,

и бракоокрадованную помышлял, Непорочная...

Перевод: Одержимый бурей сомнений,

целомудренный Иосиф поколебался,

видя Тебя, девственную,

И думая, что Ты, Непорочная, девство потеряла...

Роспись изображает встречу Иосифа и Марии, упреки, которыми Иосиф осыпал Деву; акафист, и росписи соответственно, не изображают явление Иосифу ангела, который сказал ему, что Мария носит спасителя мира, Сына Божия.

Икос 4 (7.9)     Слышаша пастырие Ангелов,

поющих плотское Христово пришествие,

и, текше яко к пастырю, видя сего

яко агнца непорочна, во чреве Мариине упасшася...

Перевод: Услышали пастухи ангелов,

воспевающих пришествие спасителя во плоти,

и устремились как к Пастуху,

видя Его, как агнца без порока,

пасущегося во чреве Марии.

Кстати, в этом икосе очень ярко виден стиль византийской поэзии, с бесконечным углублением в метафору (Христос — пастырь), обыгрыванием ее в парадоксальном сочетании с метафорой: Христос — агнец. Этот поэтический парадокс (пастух и агнец одновременно) отражает изначальный парадокс Иисус: Бог и человек одновременно. Роспись изображает, фактически, рождество Христа и поклонение пастухов.

Кондак 5 (7.11) Боготечную звезду узревше волсви,

тоя последоваша зари,

и яко светильник держаще ю,

тою испытаху крепкаго Царя

и достигше Непостижимаго...

Перевод: Увидели волхвы ведущую к Богу звезду

и последовали за светом ее,

как светильник держа ее.

ею достоверно узнали великого Царя

и достигли недосягаемого...

Роспись изображает шествие волхвов за звездой в Вифлеем.

Икос 5 (7.10) Видеша отроцы халдейстии

на руку Девичу Создавшаго руками человеки,

и Владыку разумевающе его,

аще и рабий прият зрак,

потщашася дарми послужити Ему...

Перевод: Увидели вавилонские юноши

на Девичьей руке Создавшего руками человека,

и поняли, что Он — Владыка,

хотя и принял облик раба,

и постарались дарами послужить Ему...

Вновь игра с парадоксом: Владыка мира (Пантократор) — и облик раба (имеется в виду человек — раб Божий). Роспись изображает, соответственно, поклонение волхвов, принесение ими даров.

Кондак 6 (7.12) Проповедницы богоноснии бывше волсви,

возвратишася в Вавилон,

скончавше Твое пророчество

и проповедавше Тя Христа всем...

Перевод: Волхвы стали проповедниками, весть о Боге носящими,

Возвратились в Вавилон,

Исполнив Твое пророчество

И проповедавше всем, что Ты есть Спаситель.

Изображено возвращение волхвов в Вавилон. На этом акафист — и роспись — исчерпывают тему рождения Иисуса.

Икос 6. (7.6.)   Возсиявый во Египте просвещение истины,

отгнал если лжи тьму:

идоли бо его, Спасе,

не терпяще Твоя крепости, падоша...

Перевод: Ты воссиял в Египте светом истины,

разогнал мрак лжи:

ибо идолы египетские, Спаситель,

не выдержав Твоей силы, пали...

После рождения Иисуса Его семья бежала от преследований Ирода в Египет — первое столкновение Иисуса с классической страной политеизма, и этому столкновению акафист придает глобальное символическое значение. Роспись не видна, она расположена в пазухе, на западной стороне арки, соединяющей юго-западный столб с южной стеной. А изображено бегство в Египет, видимо, так же, как и на фреске 8.1.

Кондак 7 (7.13) Хотящу Симеону

от нынешняго века преставитися прелестнаго,

вдался еси яко младенец тому,

но позгнался еси и Бог совершенный...

Перевод: Симеону, хотевшему уйти

от нынешнего века искушения,

дался в руки как младенец,

и был познан им как Бог совершенный...

На росписи изображено Сретение (как в цикле 5.1 —см. выше), поскольку именно о Сретении идет речь в стихе акафиста.

Икос 7 (7.14) Новую показа тварь,

явлься Зиждитель нам — От него бывшим,

из безсеменныя прозяб утробы,

и сохранив Ю, якоже бе, нетленну...

Перевод: Явился Творец нам, Им созданным,

показав новое творение,

вырос из чрева, не знавшего семени

и сохранил Ее, как и была, не знавшей тления...

Роспись изображает Христа, проповедующего в храме — являющегося людям как Творец.

Кондак 8 (7.15) Странное рождество видевше,

устранимся мира, ум на небеса преложше,

сего бо ради высокий Бог

на земли явися смиренный человек,

хотяй привлеши к высоте

тому вопиющая: Аллилуйя.

Перевод: Видев необычное рождение,

отстранимся от мира, мир на небо направив,

ибо ради этого высокий Бог

пришел на землю униженным человеком,

желая привлечь к горнему

зовущия Его: Аллилуйя.

Напомню, что «Аллилуйя» означает «Слава Богу». Акафист вновь играет парадоксом: высота и унижение, Бог/человек. Роспись расположена на северо-западном столбе, на той грани, которая обращена к востоку и соединяет столб с северной стеной.

Икос 8 (7.16)             Весь бе в нижних

и вышних никако же отступи,

неописанное Слово...

Перевод: Был целиком среди нижних

и вышних нимало не покинул,

неописуемое Слово...

С этой росписи мы переходим во второй ряд акафистного цикла, возвращаясь от северной стены к южной. Роспись иллюстрирует этот текст деисисом, удачно совмещающим Христа Слово и предстоящих ему людей.

Кондак 9 (7.17) Всякое естество ангельское

удивися великому Твоего вочеловечения делу:

неприступного бо яку о Бога,

зряще всем приступнаго Человека...

Перевод: Все ангельское существо

дивилось великому делу Твоего вочеловечения:

ибо неприступного как Бога

видят доступного всем как человека.

Вновь обыгрывание темы Бог—человек. Роспись изображает Христа во славе, в окружении ангелов.

Икос 9 (7.18) Вития многовещанныя, яко рыбы безгласные

Видим о Тебе, Богородице,

Недоумевают бо глаголати,

Яже како и Дева пребывает,

И родити возмогла еси...

Перевод: Видим, что многогласные проповедники

Как рыбы немы перед Тобою, Богородице,

Ибо не знают, как сказать,

Что Ты и Дева пребываешь,

И родить смогла...

Отмечу, что автор акафиста прекрасно знал, что рождение от Девы есть вещь немыслимая, и так прямо и написал. «Витии многовещанные» — это, конечно, атеистические проповедники, как рыбы молчащие по некоторым вопросам и, во всяком случае, любящие, чтобы их оппоненты молчали. Роспись изображает Божию Матерь с двумя архиереями перед Нею.

Кондак 10 (7.19) Спасти хотя мир, Иже всех Украситель,

к сему саообетован прииде,

и Пастырь сый, яко Бог,

нас ради явися по нам человек,

подобным бо подобное призывав...

Перевод: Желая спасти мир, создавший его,

для того пришел, как обещал,

будучи Богом, был Пастырем,

ради нас стал подобным нам человеком,

этим подобием подобных призывая...

Т.е., Иисус стал человеком, человек стал Богом, — так комментировали воплощение святые отцы. Кульминацией воплощения было распятие, принятые бессмертным Богом — смерти, поэтому роспись изображает Иисуса на Голгофе.

Икос 10 (7.20) Стена еси девам, Богородице Дево,

и всем к Тебе прибегающим,

ибо небесе и земли Творец

устрои Тя, Пречистая, вселься во утробе Твоей...

Перевод: Богородица Дева, Ты — защита дев

И всех, к Тебе обращающимся,

Ибо неба и земли Творец

Выбрал Тебя, Пречистая,

Чтобы вселиться в чреве Твоем...

Роспись изображает Богородицу с покровом в руках в окружении дев — а именно, монахинь.

Кондак 11 (7.21) Пение всякое побеждается,

спростретися тщащеся

ко множеству щедрот Твоих:

равночисленныя бо песка песни

аще приносим Ти, Царю Святый,

ничто же совершаем достойно,

яже дал еси нам...

Перевод: Любое пение умолкает,

пытаясь сравниться

со множеством щедрот Твоих:

ведь если принесем тебе, Царю Святый,

песни, многочисленные, как песок,

не принесем столько,

сколько Ты дал нам...

Роспись соответственно изображает Христа с Евангелием в руке в окружении епископов (святителей), представляющих собою весь христианский мир, его песни.

Икос 11 (7.24) Светоприемную свещу,

сущим во тьме явльшуюся

зрим Святую Деву,

невещественный бо вжигающи огнь

наставляет к разуму Божественному вся...

Перевод: Видим Святую Деву

светоносной свечей,

данной сущим во тьме,

ибо возжигает Она невещественный огонь,

всех приводя к разуму Божественному...

Образ горящий свечи — одна из любимых в Византии метафор, прилагавшихся к Богоматери, ибо соединение Христа (Бога) с Марией (человеком), немыслимое по разности природ, сравнивалось с различием огня (невещественной субстанции) и воска свечи. Как свеча, Мария просвещает, ибо Христос есть свет. Роспись изображает Богородицу со свечой в руке.

Кондак 12 (7.22) Благодать дати восхотев,

Догов древних, всех догов Решитель, человеком

Прииде Собою ко отшедшим Того благодати

И раздрав рукописание...

Перевод: Захотев дать благодать

Древним в упразднение долгов,

Ты, прощающий все долги человекам,

Сам пришел к отшедшим от благодати

И разорвал свиток...

Изображено сошествие Христа во ад (о сюжете см. выше, 5.7), потому что в акафисте говорится именно об этом — Христос воскрес и сходит в ад к «отшедшим от благодати». Чтобы уничтожить свиток, на котором, считалось, записаны их грехи, делающие человека подвластными смерти.

Икос 12 (7.23) Поюще Твое Рождество, хвалим Тя вси,

яко одушевленный храм, Богородице:

во Твоей бо вселивася утробе

содержай вся рукою Господь...

Перевод: Воспевая Твое рождение, все восхваляем Тебя,

Богородице, как одушевленный храм,

ибо во Твоем чреве поселился

Господь, все держащий в руке...

Изображена т.н. «Богоматерь Знамение», т.е. Богородица, в чреве Которой изображен Иисус, в соответствии с текстом акафиста.

Кондак 13 (7.25) О, Всепетая Мати,

родившая всех святых Святейшее Слово!

нынешнее приими приношение,

от всяких избави напастии всех...

Перевод: О Мать, воспеваемая всеми,

родившая Слово, святее всех святых,

это прими приношение

и избавь от всяких бед...

Изображено обретение иконы Божией Матери «Умиление».

Глава 8

Самая короткая. Ее можно считать третьей, последней частью мариологического цикла (первые две 6 и 7), но достаточно изолированной. Это Три большие фрески над порталами (8.1. — Рождество Христово, 8.2 — рождество Богородицы, 8.3 — Успение Богородицы), дающие три главные вехи в жизни Божией Матери.

Глава 9

Последняя. Состоит из двух рядов. Тема этой главы: вера, ее зарождение, возрастание, укрепление. Соответственно подобраны евангельские сцены и исторические сюжеты. Кроме того, подбор сцен и сюжетов полностью совпадает с праздничными воскресениями (их семь), которые отмечаются от Пасхи до Пятидесятницы. Такое совпадение, конечно, не случайно, источником изображений (системы их) и был церковный календарь, но в основе календарного цикла как раз и лежит идея укрепления веры.

9.1 Уверение Фомы (Фомино воскресенье) — воспоминание о сомнении апостола Фомы, его желание коснуться Воскресшего, о словах Иисуса: «Блаженны не видевшие и уверовавшие», о которых напоминает и определение веры, данное апостолом Павлом: «Убежденность в невидимом».

9.2 — Жены-мироносицы. Память о женщинах, которые, в отличие от апостолов, не покинули Христа и на Голгофе, пришли уже после воскресения, чтобы миром намастить тело и первые узнали о Воскресении.

9.3 — Исцеление расслабленного (ев. от Иоанна, 5.1-)., посвящено связи между болезнью и грехом, верой и исцелением.

9.4 — «Преполовение», т.е. «середина» — это праздничный день, отмечающей середину времени меду Пасхой и Пятидесятницей. Изображен Христос, проповедующий в храме — научающий истинам веры.

9.5 — Беседа Иисуса и самарянки (Иоанна 4.4-42) в которой Христос говорил о религии «духа и истины», о вере, не ограниченной какой-либо нацией (самаряне — евреи, но с чуть отличным текстом Ветхого Завета, почему «правоверные» евреи ненавидели их так же, как старообрядцы — православных).

9.6 — Посвящена исцелению слепого (Иоанна 9.1-38). Исцеление слепорожденного сравнивается с духовным прозрением человека. Чего желаю и читателю!

9.7 — Пятидесятница. Первое собрание учеников Иисуса после вознесения Его, когда на них сошел Дух Святой, видимый как огонь. Церковь, собственно, началась именно в этот день, не ранее. Однако фактически 9.8-15 должно идти перед этой фреской — это нижний ряд росписей изображающий вселенские соборы, а последнее воскресенье перед Пятидесятницей как раз и посвящено святым отцам, утвердившим учение Церкви на вселенских соборах. С другой стороны, при последовательности. Указанной на схеме, более логично все выглядит по исторической хронологии, ибо соборы были после пятидесятницы.

9.8 — I Вселенский собор. Созван императором Константином (он, как и все другие императоры, в центре росписи — соборы всегда, после утверждения христианства имперской религией, проходил под председательством императоров) в 325 г. Собор проходил в Никее — это фактически пригород Константинополя и осудил учение Ария, считавшего, что Христос есть только человек, получивший особую силу от Бога. Собор принял первые семь членов (частей) «Символа веры».9.9 — «Видение Петра Александрийского». Справки у Дровецкой — видение, в котором Христос подтвердил Свою божественную природу и правильность решений I Собора.

9.10 — 2 Вселенский собор состоялся в 381 г., был созван Феодосием Великим (хоть он изображен на росписи, но практически на заседаниях отсутствовал). Собор проходил в Константинополе, доработал Символ веры до конца, осудил духоборцев, учивших, что сущность Христа — иная, чем Бога Отца. Но росписи, как и в других случаях, в центре изображался аналой с книгой или свитком — текстом осуждаемого учения, в нижних углах — осуждаемые еретики.

911 — 3 Вселенский собор состоялся в 431 г. в Эфесе, осудил учение Нестория, считавшего, что Иисус был простым человеком, в котором обитал Бог (разновидность арианства).

9.12 — 4 Вселенский собор, состоялся в 451 г. в Халкидоне (тоже сателлит Константинополя). Осудил учение о том, что в Христе божественная природа подавила человеческую и окончательно сформулировал равенство во Христе божественной и человеческой природы.

9.13 — 5 Вселенский собор, состоялся в 553 г. проходил в Константинополе под номинальным председательством императора Юстиниана (кстати, якобы славянина по происхождению) и осудил учение Оригена.

9.14 — 6 Вселенский собор, проходил в Тулле (название зала дворца в Константинополе) в 680 г. Собран императором Константином IV Погонатом (Брадатым) осудил учение о двух волях (человеческой и божественной) в Христе, постановив, что у Иисуса была одна, единая воля.

9.15 — 7 Вселенский собор (последний в православной традиции) проходил в 787 г. в Константинополе (потом перешел в Никею) под руководством императора Константина VI Багрянородного, который был тогда малолеток (так он и нарисован) и его матери — регентши императрицы Ирины. Осудил отвергавших иконы.

И последний сюжет этого ряда — Кирика и Улита, справа от северных дверей, повернуты к жертвеннику. О них все знает Дровецкая: эти святые связаны с почитанием Евхаристии.

* * *

На схеме дана развертка росписей только на стенах (главы 6-9). Росписи 1-4 в тексте описаны всегда, начиная с южной стены. Из них на схеме отмечена только 5.4 (часть Преображения переходит на стену). Кроме того, надо оговорить, что 6.9-12 находятся на алтарных столбах.


 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова