Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению дневника
за 1998 год
ПАРА ПРАВЫХ БОТИНОК
Отношения науки с религией непросты
на Западе, а в России очень просты. Есть армия ученых со своими рядовыми, офицерами
и главнокомандующим (президентом Академии Наук), а есть армия религиозных сил
со своим главнокомандующим (8 мая 1998 года президент Ельцин именно так назвал
в лицо патриарха Алексия, и тот согласно промолчал). Нет проблемы отношения религии
и науки, есть проблема отношений Церкви и Академии наук, и решается эта проблема
просто: налицо два ботинка, один правый, другой левый, один обеспечивает духовное
процветание, другой — материальное. Церковь подымает к небесам душу руководства,
наука обеспечивает технический прогресс, возносящий в небо тела. Единственный
вопрос при этом: какой ботинок главнее, правее? На этот вопрос однозначно ответил
патриарх Алексий II, в речи 18 марта этого года на Всемирном русском народном
соборе, посвященном исключительно проблеме отношений науки и веры:
"Цель науки и главный долг
ученого — это поиск истины. Поэтому православный взгляд на проблемы науки и техники
заключается, в частности, и в том, чтобы отвергнуть многочисленные попытки поставить
науку на службу не истине, не потребностям гармоничного устроения жизни, а частным
корыстным интересам, в первую очередь интересам господства и наживы. Мы знаем,
что критерий для уверенного отделения зерна от плевел в этой сложной области может
дать вера, духовный опыт и духовное водительство Церкви. ... Ученый должен пребывать
в должном смирении и благоговении пред Богом, направляя свои усилия на то, чтобы
в меру возможностей содействовать воплощению Божия замысла о мире и человеке ...
В ином случае всякий ученый, сколь бы талантлив и трудолюбив он ни был, становится
легко уязвим для тяжких духовных болезней — гордыни, самомнения, ложной уверенности
в неограниченных правах своей научной мысли"1.
Российское отношение к науке — сугубо
восточное, и поэтому из России (как, видимо, и из Японии или Индии) лучше, чем
с Запада, видно своеобразие науки именно в западном ее понимании. Западный историк
науки или просто ученый слишком сосредоточен на конфликте между "средневековьем"
и "гуманизмом". Но этот конфликт, приведший в XVI-XVII веках к трагедиям Бруно
и Галилея, был лишь завершающим аккордом рождения науки. Рационализм и эксперимент
— два главных, казалось бы, признака науки — могут быть с успехом пересажены на
Восток. Но результатом будет развитие техники, а не науки — разница не то чтобы
дьявольская, но достаточно существенная.
Поиск истины в науке основан прежде
всего на особом способе поведения, а уже потом на особом способе мышления. По
части рационализма никто не может тягаться с Аристотелем, однако ученым Аристотель
не был, он остался обычным книжником, звеном в цепи передачи знаний, фиксатором.
Ученики Аристотеля глядели ему в рот, стараясь ничего не забыть и ничем не противоречить
учителю, что им и удалось. Это и есть восточная ученость, при которой, как гласит
запечатленная в Евангелии поговорка, "довольно для ученика, чтобы он был, как
учитель его" (Мф 10, 25). В этой системе главное —
точно передать Истину. Начало же европейской науки восходит вовсе не к Декарту,
а к Герберту Орильякскому (он же — папа Сильвестр
II). Герберт умер в 1003 году, оставив после себя коллекцию писем — первую такого
рода. Герберт первый отправился учиться "за границу" — к арабским математикам
Испании. Он сам активно участвовал в диспутах и оставил после себя учеников, которым
как воздух требовалась атмосфера спора, общения. Начиная с этого времени складывалась
своеобразная культура диспута, отлившаяся в традиции университетов, научных школ.
Отныне хорошим учителем был тот, чей ученик не только осваивал полученное, но
и делал шаг вперед, стараясь превзойти учителя — без хамского, прочем, отбрасывания
его. Восточная ученость — это седобородые старцы, сидящие кружком, и молодежь,
ожидающая своего часа занять освободившееся место. Западная научность — это цирковая
пирамида, в которой каждый новый человек старается вскочить на плечи предшественнику.
Спорить любили и книжники, но это были
споры заведомо игрушечные, гимнастика ума. Теперь у людей появилась потребность
в ином — непохожем на себя, сопротивляющемся, и вот эта потребность в ином и остается
фундаментом европейской науки. На любого человека обрушивается Иное, и христианская
аскетика учила, как справиться с поступающими из внешнего мира впечатлениями.
С XI века начиная появляется другое мировосприятие: надо воздействовать на внешний
мир и смотреть, что из этого получается. Научный эксперимент — лишь организационное
выражение этого настроения души.
Когда российские орлы, начиная с Петра
Алексеевича, начали заводить в стране просвещение с академией де сиянс во главе,
это было издевательством над сутью науки именно потому, что никакой потребности
в ином ни у начальства, ни у академиков не было и нет. Была все та же потребность
во власти и наживе, почему наука в России (и не только в ней) постоянно оборачивается
изобретением очередного механического соловья для императора. Никакого конфликта
с Церковью при этом нет — разве что мелкая дрязга между придворными ведомствами
за доступ к казне. Сегодня и этих дрязг нету. На том же мартовском Всемирном русском
народном соборе благостно выступали министр науки и технологий РФ Владимир Фортов
(у науки и религии якобы разнятся лишь способы познания мира), президент Российской
академии наук Юрий Осипов ("Наука не противостоит религии, а религия немыслима
без рационального") 2 . Что верно: Бруно сожгли после глубоко
рационалистического анализа его взглядов и поведения.
Благостность верхов прикрывает, однако,
глубочайший конфликт в низах. Восток проявляется именно в том, что начальство
купается в роскоши и лобызается друг с другом, а подчиненные трудятся и нищают.
Выдающий биохимик Вадим Репин вопиет (видимо,
тщетно) к правительству с призывом давать деньги на науку, причем сравнивает грядущую
гибель оной с взрывом храма Христа Спасителя 3. Но в том-то вся
и беда, что начальство видит храм науки — МГУ, и даже есть и второй храм — здание
президиума Академии наук, и считает, что это и есть наука. А наука есть не второй
храм, наука есть люди, которым как воздух нужна свобода мыслить, трогать все подряд,
пробовать на зуб все авторитеты, экспериментировать, общаться, ездить в другие
страны (ученость всегда национальна, наука по определению так же интернациональна,
как капитализм).
Боссы нашей науки таких потребностей
не имеют. Не имеют они и того специфического кодекса чести, который выработала
западноевропейская наука. В этом кодексе первой строкой прописана ненависть к
лжи, а второй строкой — стремление держаться подальше от власти как средоточия
лжи и от тех, кто обслуживает всевозможную ложь. И наши академики выступают с
громогласным обличением астрологии и прочего антинаучного шарлатанства (письмо
всевозможных академиков и директоров НИИ в "Известиях" от 17 июля). Но вместе
с несомненными учеными (достаточно назвать физика В.Гинзбурга) письмо подписывают
псевдоученые — так называемые "философы", "религиоведы", "правоведы", еще со сталинских
времен верно обслуживающие хватательные потребности власти. Постыдность письма
заключается и в забойном молчании о том вкладе в разгул суеверий и иррационализма,
который вносят рядовое духовенство и простые православные верующие. Было бы, к
примеру, достойно ученых отметить, что мэр Москвы, когда он дарит Патриарху частицу
"мощей" Георгия Победоносца, во-первых, скорее всего, дарит подделку, в лучшем
случае восходящую к позднему Средневековью, во-вторых, что миф о победе Георгия
над змеем — суеверие и басня в чистом виде, противоречащая как исторической правде,
так и религиозной Истине. А наши "ученые"-историки (содержащиеся, заметим, сплошь
на казенный кошт) стыдливо молчат и даже помогают Церкви издавать под видом научных
трудов "благочестивые вымыслы" о пребывании апостола Андрея в Киеве.
Впрочем, в нашей науке, как и в нашей Церкви, действует закон, по которому чем
дальше от властей, тем больше вероятность найти человека порядочного, разумного
и духовного. Конечно, не все провинциальные священники, не все ученые, не имеющие
сана академика — святые, но именно среди них больше всего людей, верных идеалам
веры и науки.
Телу нашему неудобно ходить в двух
правых ботинках, а уж одеть их на одну ногу просто невозможно. Иное дело человеческая
душа. Человек может совмещать в себе ученого и верующего, чему примером — в российской
истории XX века — физиолог Алексей Ухтомский, или недавно умерший литолог Глеб Каледа.
Оба тайно были священниками, Ухтомский даже и епископом (старообрядческим). Но
раздвоенность при этом остается.
Стычка рационального и мистического
не так уж страшна, особенно после опыта нашего века, когда европейский рационализм
успешно учился вмещать в себя иррациональное. Куда важнее, что в Церкви
человек следует другим стандартам поведения, чем в научном сообществе. В одной
сфере — беспрекословное послушание, готовность пойти на любой компромисс ради
сохранения Церкви, в другой — бескомпромиссная готовность отстаивать свою позицию
в дискуссии, даже если эта дискуссия и ее результаты грозят разрушить само научное
сообщество, взорвать весь мир и уничтожить вселенную. Правда, и с точки зрения
Церкви, и с точки зрения науки в этом противостоянии двух типов поведения может
быть свой смысл: человек, распятый между верой и наукой, обретает способность
любить, даже понимая, и понимать, даже любя.
1. Советская Россия, 21.03.1998.
2. Независимая газета, 19.03.1998.
3. Независимая газета, 10.06.1998.
Опубликовано
|