Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

 

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 1998 год

СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИИ: 1 августа 1998 г. и ранее

О

Иностранные события

        1. Дважды  иностранное событие: в иностранный город Одессу приехала уроженка Одессы американская гражданка Бэл Кауфман, внучка Шолом-Алейхема. Ей за девяносто, она знаменита книгой о школе "Вниз по лестнице, ведущей вверх" (хорошее название и для книги о земной Церкви!). Идя по знаменитой одесской лестнице к морю, она заметила, что ее "рука непроизвольно потянулась вверх. Я же привыкла здесь держаться за маму" (Общая газета, 30.7.1998). Привычка воздевать руки во время молитвы — тоже из прошлого, из того прошлого, которое одновременно есть и будущее, имя которому Рай. Самым прочным оказывается то, чему выучили в детстве — даже не то, чему выучили, а то, что нравилось в детстве, почему Господь и просил "быть как дети".
        2. Судья канадского штата Онтарио Френсис Ковач приговорил сексуального маньяка (напал на двух женщин) в течение 20 месяцев тюрьмы переписывать показания своих жертв (Сегодня, 30.7.1998). Будем надеяться, что Бог милостив и в аду такого не будет - слишком ужасно.
        3. Итальянская газета "Ля стампа" (перепечатано в "Известиях") от 31.7.1998 рассаказывает о том, что доктор философии Падуанского университета Джероламо Кардано попал, оказывается, в 1570 г. в инквизицию (наверное, не за изобретение карданного вала). Через 43 дня он объявил, что начинает голодовку — первую в истории Европы. О чем сообщил кардиналу Шипионе (видимо, Чипионе) Ребибе в письме: "Я больше ничего не ем, потому что, принимая пищу, наполняюсь силой и гневом. Голодая, обрекаю себя на смерть, а значит, убиваю зло". Инквизиция оправдала Кардано, а папа Григорий XIII, только что взошедший на престол, в миру герцог Уго Буонкомпанья, друг Кардано по университету, заявил, что следует поощрять "мятежные умы, способные здраво смотреть на действительность". Правда, ни к кому, кроме друга, он этот принцип явно не применил. Да и Кардано поостерегся печатать памфлет, в котором представил Нерона более мудрым правителем, чем Август.
        4. Президент Клинтон заработал за 1997 год 200 тысяч долларов как президент и 79 долларов гонорара за появление на ток-шоу, где он сыграл на саксофоне. Неделя, №27. Можно гордиться: Ельцин заработал больше Клинтона. Но это при условии, если мы отождествляем себя с главой нашего государства, как это было спокон веку в различных странах. Американцы скорее активно дистанцируются от него, и пока в выигрыше они. Помогает ли это понять Бога? Грехопадение начинается с желания быть, как Он, сократить дистанцию между собой и Богом, отождествиться с ним. Надо пройти через покаяние, поняв величину дистанции между Творцом и тварью, чтобы приблизиться к обожению — явлению благодатному, а не вымученно-пошлому.
        5. Франция отказала с гражданстве Александру Гинзбургу, диссиденту, хотя ранее дала гражданство его жене и сыну. Предлог: Гинзбург плохо знает французский (это неправда, да этого никто и не проверял). Эльмар Гусейнов предполагает: это из-за того, что Гинзбург поссорился с главным редактором "Русской мысли" Ириной Иловайской, имеющей связи среди высшей европейской номенклатуры до Папы включительно. Но главная причина в другом: Франция и Запад в целом никогда не сочувствовала антикоммунистам и диссидентам, что обнаруживает в них родство с тем тоталитаризмом, который они обличали у советских лидеров, родство, которое выражается словами "Царство Кесаря" (Известия, 31.7.1998).
        6.  Олег Жадан в газете "Труд" пересказывает исторические анекдоты и выводит из них мораль. Например, французский драматург Ашар сказал, что любовь — свет жизни, А супружество — плата за свет. И делает вывод: надо платить за газ, не ставить Газпром в нелепое положение. На самом деле, супружество и любовь — как стеарин и фитиль, а развод — плата за попытку жечь одно без другого. Жадан вспоминает, как провели опрос знаменитостей о том, какую бы книгу они взяли на необитаемый остров. Называли, конечно, чаще всего Библию. А христианин Честертон, которому Библия была дороже, чем прочим, назвал не Библию, а руководство по постройке лодки. И делает вывод: "Как часто наши политики повторяют, что все мы находимся в одной лодке, и как мало делают, чтобы она покрепче держалась на воде" (31.7.1998). Что кажется пошлым не только потому, что не следует верить политикам, и не потому, что от них требуется одно — дать нам свободу грести, но и потому, что аллегория хороша тогда, когда через меньшее познается большее, не наоборот. Можно сравнивать Бога с отцом, но не отца с Богом.
        7.  Ольга Волкова (Иностранец, 29.7.1998) описывает историю принудительной стерилизации в двадцатом веке. Ее практиковали не только в Бразилии, в США в 20-30-е гг. в 30 штатах действовали законы о принудительной стерилизации умственно отсталых. За стерилизацию выступали Теодор Рузвельт и Вудро Вильсон. С 50- гг. до 80-х действовала программа стерилизации индианок. Клинтон выдвигал на должность министра здравоохранения США ("генеральный хирург") Генри Фостера, который принудительно стерилизовал умственно отсталых женщин (Конгресс не утвердил кандидатуру). Теперь, спустя полвека после войны, мы начинаем видеть не только различия, но и сходства в менталитете боровшихся сторон. И если борьба за стерилизацию провалилась, то борьба за аборты все еще считается признаком свободолюбия.
        8. рассказывает о спорах вокруг преподавания эволюции в США.
        9. В Египте археологи установили, что пирамиды строили не рабы, а свободные — их лечили (сохранились скелеты - у одного рабочего удалили опухоль мозга, другому ампутировали ногу). Им вставляли  шифты для лечения переломов, давали право строить себе маленькие пирамиды-могилы из необожженного кирпича (Сегодня, 28.7.1998). Что подтверждает старую мысль о том, что евреям жилось в Египте плохо не материально, а духовно - но духовное рабство ощущают не все.
        10. В Вашингтоне психически неуравновешенный Рассел Уэстон застрелил двух охранников Капитолия (Сегодня, 28.7.1998). Все-таки американцы предпочитают оставить Белый дом открытым для всех, чем устраивать нечто вроде нашего Кремля. Шампанское без риска еще бывает, но свобода — вот уж нет.
        Российские события
        1. Станислав Варыханов (Россия, 29.5.1998) возмущается, что все забыли о пропавшем в Чечне представителе президента Валентине Власове. "Человек, пропал, слышите? ЧЕЛОВЕК". Все правда, как правда и то, что Варыханов почему-то вспоминает о достоинстве человека только применительно к большому чиновнику, хотя много людей пропало в Чечне, не имея чина. Эти у него гуманизма не вызывали.
        2. Михаил Бергер (Итоги, 21.7.1998) сравнивает положение России с "Титаником", который утонул, хотя в это никто не верил — государство же может разориться, хотя русские в это не верят и не понимают, что такое разорение страны. Откровенно говоря, это действительно не очень понятно — мебель из России вывозить не будут, ракет наших тоже не боятся, мы же все-таки жулики, но не самоубийцы. Или разорение страны — это когда действительно всем придется так же плохо, как в начале 1990-х? В этом смысле не может разориться только Царство Божие — в нем человеку всегда хорошо, проблема в том, что Царство Божие внутри человека, да вот человек не всегда внутри Царства Божия.
        3. Александр Гольц (Итоги, 21.7.1998) отмечает, что мобилизационные предприятия России потеряли всякий смысл, потому что новая военная техника не может производиться на невоенных заводах. Тем не менее, в бюджете заложено 800 млн. рублей на  поддержание многих заводов, которые уже не государственные и которые изрядно обогатились, распродавая накопленные при коммунизме запасы. Вот и ответ, почему нет денег на пенсии.
        4. На минувшей неделе Дума одобрила президентский закон о контроле за крупными расходами. Гражданам предлагается сейчас сдать нотариусам пакет со сведениями о своих накоплениях, чтобы потом налоговый инспектор сверял с этими сведениями и доходами сообщения торговцев о крупных покупках. Комментарий юриста Константина Гагарина (Общая газета, 30.7.98): нарушение конституционного права на неприкосновенность частной жизни, можно не обращать на закон этот внимания. Там же нотариус Анатолий Тихоненко: противоречит и закону о нотариусах, который обязан не нарушать тайну сделки. Более того, жилье теперь можно приобретать и без нотариуса. Обывательский комментарий: кто обогатился, хочет отсечь тех, кто не успел. Понятно, что имея право не обращать внимания, надо иметь разум и все-таки внимание обращать, ведь власть может на тебя и бомбу уронить - вспомни Грозный - а когда ты уже будешь размазан по воронке, мало будет радости говорить о своих нарушенных правах. С Богом все по иному: права перечить Ему у человека нет, а вот возможность — есть. У человека даже есть возможность не обращать на Бога внимания. Бог ответит на это не бомбежкой - просто и Он перестанет обращать на нас Свое внимание. Это и есть вечная мука.
        5. Лично же президент ввел двухпроцентный сбор со всех доходов граждан в пользу Пенсионного фонда, обложил налогом проценты по банковским вкладам. Постановление противоречит закону о налогах, где право вводить новые налоги оставлено лишь представительным органам власти. Можно не платить, а если вычтут — через суд взыскивать средства. Одновременно вице-премьер Сысуев рекомендовал местным властям временно урезать пенсии, платя не более 234 р. (это рекомендация, поэтому власти имеют формальное право говорить, что пенсии не урезаны).
        6. Юрий Калинин из Минюста сообщил, что на зэка нужно минимум 14 рублей в сутки на питание, Дума утверждает 6 рублей, а реально дают рубль. Он считает, что из всех зэка не более 16 процентов опасны для общества. Правда, он же упрекает правозащитников, что те не дают строить новые тюрьмы. Сейчас в России 1 млн. 950 тыс. зэка мужчин (2,5 процента мужчин трудоспособного возраста), еще 270 тысяч в следственных изоляторах, 711 тысяч в колониях. В тюрьмах и лагерях  более миллиона сотрудников, четверть из них офицеры. Для сравнения: накануне войны в разгар репрессий было 2 млн. зэка — а ведь населения тогда было в полтора раза больше. (Общая газета, 30.7.1998). Такова логика общества, в котором страх перед агрессией со стороны ближнего больше, чем страх перед грехом в себе, в котором человек предпочитает обороняться агрессией, а не милосердием. Это общество пожирает самое себя, пока не разделится на три сословия: номенклатуру, вертухаев и зэка. А что бывает с разделившимся царством, в Евангелии сказано (Мф 12, 25).
        7. Ельцин сменил начальника чеки, поставив Владимира Путина. Он 23 года связан с ГБ, последние годы был постоянно в свите Собчака, вытащен в Москву, видимо, по инициативе Чубайса. Примечательно, что "демократ" Собчак ближайшим помощником сделал чекиста, хотя критиковал чеку (Б.Вишневский, Независимая газета, 31.7.1998). Вл. Карпенко (Россия, 31.7.1998) критикует Ельцина, утверждая, что тот снял Ковалева, как снимал предыдущих руководителей чеки, за симпатии к Лужкову. Якобы кремлевская администрация пытается не допустить прихода к власти "патриотически настроенного человека, уже созревшего к собиранию русских земель. К тому же не теоретика, считающего, что груши растут на вербе, а руководителя, ловко управляющегося с огромным мегаполисом. Глядя на его успехи, так и хочется сказать: "Юрий Михайлович, бери пошире, народ поддержит!" Что ж: лесть — худшая услуга политику в современном обществе. Хуже только поддержка чекистов.
      
        9. Консультант "Недели" Михаил Сорк (27.7.1998) советует Елизавете Бройде из Шуи, которая пытается получить где-то справку о том, что она была малолетней узницей гетто, обратиться в ЧК (ныне ФСБ). Почему — не объясняет. Неужели потому, что гестапо и ЧК схожи как органы насилия тоталитарных государств? Может быть, чекисты прибрали архивы эсэсовцев себе как правопреемники?
        10. Инесса Филатова (Аргументы и факты,№31) пишет о санатории для номенклатуры "Сосны". Тут за 24 дня платят 2700 рублей при реальной стоимости 7 тысяч. В соседнем санатории "Подлипки" платят 3600 рублей, хотя качество обслуживания в два раза ниже. Санаторий засекречен. "Одно управление, правда занимающееся делами самого президета, оказывается богаче, чем целый федеральный фонд, в который каждый месяц сбрасывается вся страна". Почему же? Потому что почти каждый житель этой страны на месте Ельцина сохранил бы себе привилегии за счет других, и каждый на своем месте пытается обеспечить себе хоть какую-то привилегию, вместо того, чтобы искать привилегию служить другим.
        11. Губернатор Петербурга Вл.Яковлев заявляет, что получает зарплату 3000 р. (понятно, что его привилегии тянут на сумму во много раз большую), и считает, что чиновникам надо платить больше, чтобы они был ответственнее. Стоит сравнить с интервью с прославившимся в США балеруном Владимиром Малаховым, который бесплатно танцует с труппой, "просто потому, что мне это интересно"). Кому неинтересна его работа бесплатно, тому она будет неинтересна и за высокую плату, и результат будет соответствующий. При этом жалуется, что срок губернаторства всего четыре года. "Год-полтора - для ознакомления, 2-3 год он только начинает осваиваться. А потом - новые выборы" (Аргументы и факты, №31). Думаю, что человеку, которому нужно полтора года только на ознакомление с постом, и три года - на освоение (кстати, в чем разница?), не стоит платить даже трех тысяч. Три тысячи нужно платить врачу, который бы лечил его от медлительности или от того качества, которое заставило его искать губернаторства, не будучи "ознакомленным" со спецификой подобной работы. Впрочем, Бог с ними, с копушами — с нами Бог. Подумаешь, губернаторство. Тут с христианством ознакамливаешься по десять лет, потом осваиваешься лет семьдесят...
        12. Хуан Кобо (Новая газета, 27.7.1998) критикует Валерию Новодворскую за восхищение франкистками, подчеркивает, что те вовсе не были очень уж "добрыми" католиками и не пользовались восторгом европейцев, хотя и были мягче сталинистов. Разочарование в коммунизме побуждает Новодворскую мечтать: "Армия должна уметь мыслить, сомневаться и принимать самостоятельные решения. Она не должна ходить строем". Но разочарованы в коммунизме все, да не все мечтают о военной диктатуре. Не надо выбивать клин клином, грех — грехом. Да армия, которая не ходит строем, и не есть армия, так что Новодворская хочет какой-то небывалой армии. Позже в "Новой газете" за Новодворскую вступились, но неудачно: мол, Кобо забывает, какие плохие были коммунисты Испании. Как будто плохость одних тоталитаристов оправдывает плохость других.
 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова