Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

 

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 1998 год

СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИИ: 8 августа 1998 г. и ранее

Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь"

 
Иностранные события
        1.  1 августа в Кении и Танзании одновременно были взорваны здания посольства США. Десятки убитых (в основном, кстати, не американцев), сотни ранены. Ясно, что взрывы — дело рук одной организации, потому что слишком велико совпадение по времени и способ взрыва. Вспоминается излюбленное богословами доказательство бытия Божия — точнее, указание: слишком много в мире совпадений, чтобы объяснять их только случаем или законами природы. Увы, такое доказательство никого убедить не может, и это, наверное, указывает не на то, человек плох, а на то, что Бог хорош — не террорист, которому нетрудно заставить всех поверить в свое могущество. Да и нельзя террором получить то, что дается лишь свободно.
        2.  Ирина Иловайская (Русская мысль, 23.7.1998) ищет объяснение тому, что Запад одалживает России деньги, хотя Индонезии — отказывает. Ей не нравится, что журнал "Экономист" объясняет это наличием у России ядерных боеголовок — шантаж (такое же объяснение дает Андрей Грачев из Парижа в "Новой газете" от 27.7.1998). Ей журнал "Экономист" не нравится, но иного объяснения Иловайская не предлагает. Что ж, все верно: когда-то мы были жандармом мира, а теперь — шантажист мира. Шантажируем тем, что осталось со времен жандармства. Не покаемся в жандармстве (не народом — каждый поврозь), не избавимся от нищеты и шантажизма.
        3. Ян Стшалка (Русская мысль, 16.7.1998) рассказывает о резолюции Бундестага, согласно которой было беззаконным выселение немцев с земель, возвращенных Польше после Второй мировой войны. Польский Сейм выступил с резким заявлением о том, что Бундестаг требует пересмотра границ. Это не совсем точное толкование (Бундестаг просил не пересмотреть границы, а вернуть земли частным лицам), но оно точно отреагировало на возрождающийся в Германии реваншизм. Эрика Штайнбах, председатель "Союза изгнанных", депутат Бундестага от ХДС (христианка!) "сравнила трагедию насильственно выселенных немцев с Катастрофой европейского еврейства!" Стшалка назвал это "безнравственным". На агрессию (пока словесную) немцев поляки ответили своей, на одну чрезмерность — другой. Стшалка, будучи поляком, более осуждает своих соотечественников, я же объективно скажу: ошибка пострадавшего от агрессии простительнее.
        5. 4 августа 1998 г. Моника Левински дала показания о своих отношениях с Биллом Клинтоном, заявив, что их контакты "были похожи на сексуальные отношения, но не были сексом" (Сегодня, 8.8.1998). Чем не определение фарисейства — то, что похоже на отношения с Богом, но не является религией.
        5. Американские ученые после ряда опытов заявили, что биологические часы — в том числе, у человека — ориентируются не на свет, а на тепло (Сегодня, 8.8.1998). Так что когда в Апокалипсисе говорится о холодности в вере — это о тех, кто отстает от Бога, о горячности — о тех, кто забегает поперек Бога куда не надо. Идеал, конечно, не теплохладность. Надо поменять принцип и жить не по своей температуре, а по воле Божией.
        6. Валерия Сычева (Сегодня, 8.8.1998) рассказывает о возмущении иностранцев — католиков, иудеев, протестантов — тем, как их обмануло наше правительство. Обещали, что новый закон о религии будет применяться мягко, препон иностранным миссионерам чинить не будут. А вышло: придется перерегистрироваться каждые три месяца. Жалуются, что под предлогом борьбы с "вредоносными сектантами" подавляют нормальных верующих. Что ж, надо платить за то, что в последние годы те, кто сегодня жалуются на притеснения, одобряли притеснения других верующих, пытались договориться с властью о привилегиях лично себе, верили обещаниям людей, которые всегда всех обманывали. Разумеется, надо отметить, что, вопреки утверждениям наших борцов со свободой вероисповедания, в других странах по отношению к русским религиозным деятелям таких санкций не применяют. Единственным разумным принципом в борьбе за религиозную свободу остается борьба за свободу для всех, а не выборочно — для "хороших".
        7. Две смерти. Скончался композитор Альфред Шнитке и "политик" Тодор Живков. В первом случае — стыдно, что не учился слушать гениальную музыку, во втором — что покойник даже после падения коммунизма не нашел в себе сил сказать правду о вреде, причиненном собственному народу. Шнитке будет похоронен в Москве и отпет, кстати, в православной церкви: он был из тех католиков, которые одновременно являются и православными. Это так же возможно, как быть одновременно человеком и сапиенсом.
        8. Талибы в Афганистане окончательно завоевывают страну, вышли на северные границы. Вечерняя Москва (7.8.1998) утверждает, что Россия и Узбекистан "пригрозили" талибам, чтобы они немедленно остановились. "В ответ талибы только усилили свой натиск". В данном случае, я согласен с одним бандитом, который говорил, что никогда не следует угрожать пистолетом, если тот не заряжен или если противник знает, что и заряженным не воспользуются. Талибы знают, что даже соединенной мощи пятнадцати республик не хватит, чтобы их победить. Реальна ли угроза России со стороны талибов? Конечно, нет, им Москва не нужна. Константин Эггерт (Известия, 6.8.1998) пишет более откровенно, хотя и противоречиво. Он отмечает, что талибы якобы несут угрозу стабильности "южным рубежам постсоветского пространства" (что это такое за странное пространство и в чем угроза России?), но тут же прогововаривается, что Москва будет способствовать свержению талибов, т.к. для нее это "шанс вернуться в Афганистан". Что мы там потеряли?
        9. Российская газета (6.8.1998) рассказывает о социологическом опросе о ценностях американцев (данные журнала "Ю-Эс-Эй уикэнд"), согласно которым всего 4 процента опрошенных считают высокий доход самым главным фактором счастья. Опрос не стал сенсационным — в социологии, впрочем, сенсация всегда признак ошибки (в духовной жизни к таким неуместным сенсациям приравниваются бессмысленные видения, бесцельные чудеса, бесполезные добродетели). Главные ценности: здоровье, духовное равновесие, любовь. Многие русские считают, что такая иерархия ценностей свойственна скорее животному, мещанину. Но Христос, между прочим, обращался к людям именно с такой иерархией ценностей, а не к диссидентам Своего времени (впрочем, и не к номенклатуре Своего времени). Конечно, из этих ценностей на первом месте любовь — именно помогает отличить сытую скотину от сытого человека. Любви одинаково не хватает как верным служителям Царства Кесаря, так и многочисленным правдолюбцам. Любовь к Родине, к начальству, к порядку, даже к правде, — все это лишь подобие любви, а единственная настоящая любовь есть любовь к живому человеку, стоящему перед тобой.
        10. Новый аэропорт в Гонконге работает из рук вон плохо. Характерно, что открыли его по настоянию новых коммунистических властей в авральном порядке, к первой годовщине возвращения Гонконга Китаю. Один Боинг даже врезался в терминал. (Известия, 21.7.1998). Вспоминается анекдот о том, что будет с Сахарой, если там введут в социализм (исчезнет песок).
        11. Близкий же случай: в Армении оказалось, что в погребах Ереванского коньячного завода в бочках хранится вовсе не коллекционное вино, а обычная вода (Известия, 21.7.1998). Когда и кто произвел подмену — неизвестно. Но ясно, что дело было при социализме, при системе, которая порядок ставит выше свободы (в оттличие от Творца).
        12. В Кентербери конференция англиканских епископов призвала к 2000 году списать долги бедных стран (Сегодня, 25.7.1998). Однако, глава Всемирного банка Джеймс Вулфенсон отметил, что на долю его банка приходится лишь 9% долгов. "В ответ представители англиканского духовенства обвинили финансиста в том, что он упивается зрелищем гибели голодных детей". Остап Бендер тоже, помнится, любил говорить о помощи детям. Помню и сообщение о том, что англиканская Церковь держит свои деньги в акциях военных заводов. Главное же — к помощи детям долги правительств отношения не имеют, детям надо помогать отдельно, а странам — отдельно. Долги делают чиновники, и простить долги — означает поощрить казнокрадов. Может быть, и в "Отче наш" прошение о долгах ограничено своими долгами, а о чужих молиться не заповедано, чтобы не поощрять нашу склонность под предлогом заботы о других, борьбы с чужими грехами забывать о собственных прегрешениях?
Российские события
        1. На Сахалине власти наконец применили ОМОН против пикетчиков, перекрывших, правда, автомобильную дорогу. 20 бойцов (почему, кстати, их называют так агрессивно?) без применения каких-либо орудий оттеснили пикетчиков на обочину (Известия, 8.8.1998). Если действительно никого не избили, то это хорошее известие, потому что фактический отказ властей быть властью, попытка "носить меч напрасно", как раз провоцирует насилие. Шахтерам местные власти прямо позволяли перекрывать железные дороги, хотя без труда могли бы это предотвратить или прекратить, чтобы добиться каких-то своих номенклатурных политических целей. И Бог, Которого мы так часто склонны упрекать в бездействии, потому что Он не осыпает нас золотом и здоровьем, на самом деле постоянно сдерживает демонические силы, которые могли бы так перекрыть нам все дороги в жизни, что мало бы не показалось. Спокойствие природы, столь восхитительное летом, обманчиво, но за ним не борьба Бога с дьяволом, а мощное и постоянное удерживание дьявола в резервации.
        2. А вот под Петербургом на станции Мшинская власти тем же ОМОНом разогнали лагерь "Рэйнбоу" — тут жило 600 человек из разных стран, в том числе Англии и США. Движение возникло в США 26 лет назад, люди селятся словно туристы (или индейцы), собрания проходили в разных странах, в России впервые. Некоторые газеты просто передали официальную версию властей: якобы это был лагерь наркоманов, которые потребляли поганки. Но есть и другая официальная версия: разогнали за антисанаторию, угрозу гепатита. Известия (Сергей Краюхин, 8.8.98) считают это надуманным поводом. Больше всего против властей свидетельствует то, что те же люди собирались и в других странах, но там никто их не разгонял и в наркомании не обвинял. Иностранцы в ужасе — Россия вновь проявила свой деспотический, агрессивный и лживый характер. Били беззащитных, никому не угрожавших людей, потому что они не такие, как все. Опять двойной стандарт и избирательность: сила применяется не там, где нужно по божескому и человеческому закону, а там, где нужно, чтобы укрепить собственную власть. Власть ради власти — это даже хуже, чем искусство для искусства или секс ради секса.
        3. Газета "Православная Москва" (№148) сообщила о заседании комиссии по правам человека при губернаторе области. Комиссия рекомендовала ГУВД "усилить контроль за соблюдением закона о свободе вероисповедания". Все замечательно, казалось бы, только на комиссии радели вовсе не о правах человека, а о правах одной конфессии. Священник Владимир Сорокин заявил, что в области "наблюдается тенденция к вытеснению Православия представителями зарубежных сект". В числе сектантов была названа Русская Зарубежная Церковь. "Сектантов" обвиняют в том, что они обращаются к молодежи, "социально незащищенным слоям населения, предоставляя им красочную литературу, материальную помощь". Язык ненависти: мы можем издавать красивые книжки, другие — не могут. Когда мы даем милостыню — это благотворительность, когда наши враги — это подкуп. На заседании говорилось при этом, что в области не было "случаев экстремизма на религиозной почве". Но они были — именно здесь убили священника РПЦЗ, убили за то, что он покинул Московскую патриархию. Новояз, таким образом, и есть язык ненависти: под предлогом охраны прав человека будут нарушать права человека, под предлогом соблюдения закона будут нарушать закон. Ведь даже в нынешнем законе о религии нет термина "секта", как не может быть в законе термина "сволочь". Так что призыв к ГУВД "усилить контроль" за сектами похож на призыв к милиционеру "внимательнее следить, что делают всякие мерзавцы". "Налоговой полиции предложено проверить все "зарегистрированные в области религиозные  движения". А это к чему? Что она должна сделать, то она сделает просто во исполнение своих прямых обязанностей. Или речь идет о том, что одних, любимых, будут проверять мягко, а других — так, чтобы найти упущение и придраться к этому?
        4. Елизавета Масленникова (Российская газета, 8.8.1998) рассказывает, что суд Сочи приговорил иеговиста В.Назарова к году заключения за отказ служить в армии. Ее комментарий: "А что если завтра вся наша допризывная молодежь разом "проникнется" сектантскими идеями и, прикрываясь ими, откажется от службы в армии? Кто же тогда будет Родину защищать — разве что Дух Святой?" То, что Масленникова написала слова "Дух Святой" с заглавных букв, только усиливает эффект. А эффект такой, что если мои "религиозные чувства" когда-нибудь и бывали оскорблены, то это именно этим. Неужели Дух Святой не может защитить Россию? Да и от чего Россию защищать — кто нам угрожает, кто согласится нас иметь в числе своих подданных? Только Господь, по милосердию Своему, но мы и от Него обороняемся как можем. Желаю журналистке, чтобы ее сын не был замучен военными до смерти, чтобы она как-то иначе поняла, что насилие порождает только насилие.
        5. Комсомольская правда от того же числа (8.8.98) помещает письмо некоей Нины из Саратова (фамилию написать постеснялась), которая жалуется, что ее дочь стала иеговисткой и поэтому внук страдает — у него "настораживает" реакция Манту. Что, иеговисты детей туберкулезом заражают? Точно такие же письма печатала точно та же газеты двадцать лет назад в порядке борьбы с религиозной заразой — только против православных. Бедный мальчик, жалуется бабушка, он три раза в неделю слушает проповеди. И до революции с иеговистами боролись. Но тогда не задумывались, что рано или поздно логика такой борьбы приведет и к гонениям на христианство. Теперь надеются, что можно удержаться — гнать иеговистов, не гоня православных. Напрасная надежда. Господь не торговец, который может колбасу и куском отпустить, и порезать. Свободу Он отпускает только куском, свобода на кусочки не режется. Если тянуть за край скатерти, упадет вся посуда, и если гнать иеговистов, рано или поздно опять взорвут храм Христа Спасителя. Отвечать за это будут и те журналисты, которые сейчас предпочитают не изучать проблемы свободы совести, а просто тискают в газете подобные "документы".
        6. Трогательный очерк Александры Дубровской (Вечерняя Москва, 7.8.98) в защиту ЧК: у чекистов отбирают детские сады. Оказывается, у них дюжина своих детских садов (а это еще одна необлагаемая налогом прибавка к зарплате). Теперь жалуются чекисты, что в августе якобы нельзя устроить ребенка в другой детский сад, заявку надо было подавать не позже мая. На самом деле, сейчас детские сады не переполнены (очередная ложь почтенного учреждения), они полупусты, потому что за них надо платить. И о том, что детсады закроют был указ президента  еще год назад, но, как пишет Дубровская — "указ — это еще не приказ, его при необходимости можно и подкорректировать". Замечательно наши чекисты относятся к указам нашего президента — "можно и подкорректировать". Хуже только христиане относятся к заповедям Христа... Мы их не исполняем, даже не корректируя.
        7. Главный налоговик страны Борис Федоров дал большое интервью газете "Комсомольская правда". Он упоминает, что работал в ЦК КПСС. Утверждает, что в США люди ужасно боятся налоговой полиции ("Сидит такой американец в центре Москвы в кабаке и думает, а что если служба внутренних доходов — за соседним столиком!"). Сразу видно, что работа в ЦК научила Федорова фантазии. Он обещает "беспощадно" бороться с теми налоговиками, которые используют служебное положение для "наездов" на бизнесменов "по заказу". Однако, сам же рассказывает, что одного такого налоговика всего лишь вызвал в Москву, сделал "втык" и "предупредил". А почему же не уволил? Тоже хорошо знакомая по истории ЦК метода: обещать суровые наказания, но сурово наказывать лишь "классово чуждых", а своим — не больше "втыка", вечное "последнее китайское предупреждение". Самое страшное: Федоров добился того, что налоговики будут получать 2,85 процента от дополнительно собранных налогов. Теперь у них есть материальный стимул для агрессии, а судебной сдержки этой агрессии в России пока нет. Федоров заявил, что налоговики будут по-разному относиться к гражданам: "для 10 тысяч самых богатых — декларация подробная на сто страниц. Для среднего класса — на десять страниц, а для 99,9 процента населения — всего две странички". Что ж это за "средний класс", который составляет 0,1 процента населения?
        8. Адвокат Генри Резник (Сегодня, 6.8.1998) критикует меры правительства по сбору денег у населения. "Обществу сейчас предъявлен ультиматум силовиками, которые откровенно заявляют, что они согласны защищать людей, но в обмен на права человека (то есть на то, что граждане будут время от времени закрывать глаза на отдельное неисполнение этих прав). То есть силовики говорят: да, будем бить, пытать, немножечко фальсифицировать, но все ради вашего же блага ... Опаснее преступности только преступные методы борьбы с ней. ... Если это не остановить, то мы будем жить при фашистском государстве. Против этого надо восстать всем миром. Сегодня у нас опять к нулю стермится цифра вынесения оправдательных приговоров ... Оправданными из зала суда выходят 0,4%. ... У нас показатели раскрытия преступлений превышают 80%. В Скотленд-Ярде аналогичный показатель составляет 40% ... В США — 25%. Я понимаю, что наши органы работают значительно лучше англичан и американцев, но все-таки не на столько же. И цифра оправданных на Западе — около 20%". Может быть, и убежденность, что на Страшном суде большинство не будет оправдано - следствие не понимания Библии, а непонимания сути правосудия?
        9. В Москве шофер Владимир Котов осужден за убийство собственного кота (Сегодня, 6.8.1998). Осужден всего на полгода вычета из зарплаты, но и то хорошо. Это первый случай такого рода. Котов убил кота на глазах милиции и соседей, за что и поплатился. Милосердие к человеку начинается с милосердия к животному, потому что человек сам на изрядную часть есть всего лишь животное.
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова