Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению за 1998 год
К предыдущей главе
НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 18 сентября 1998 г. и ранее
Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь".
Иностранные события
1. Алексей Тамилин (Независимая газета, 12.9.1998) в статье об отношениях Пакистана
и Индии отмечает, что не надо, как это делается, бояться войны Индии с Пакистаном.
Пакистанский генерал Асада Дуррани недавно напечатал статью, в которой замечает,
что Индия с Пакистаном за время многочисленных военных конфликтов друг с другом
ни разу, даже случайно, не подвергали атакам гражданские объекты - в отличие от
США и России. Ни одна страна Третьего мира не сбивала случайно гражданский самолет,
принял его за военный. То есть: "чем больше оружия и
чем оно сложнее, тем больше вероятность срабатывания некоей случайности, могущей
привести к трагическим последствиям. Чем меньше оружия, тем легче его контролировать".
Думается, что рассуждения генерала (бывшего контрразведчика) лукавы: атомная бомба
любого размера уже есть "чрезмерное оружие", оружие не войны, а шантажа. И из
его "закона" следует вовсе не тот вывод, что надо держать "мало" оружия, а тот,
что не следует держать никакого оружия вообще - тогда и будет безопасность. Оружие
- как деньги, и как добровольное нестяжание более безопасно (не праведнее!), чем
стяжание, так и безоружный не в большей, а в меньшей опасности. Особенно с точки
зрения веры, которая знает об опасности, спасая душу, погубить дух.
2. Афганцы-талибы расстреляли девятерых
иранских дипломатов. Иран готовится к вторжению в Афганистан, сосредоточивает
на границе с ним войска. Иран воспринимает налет США на Ирак как прецедент, оправдывающий
такое намерение. Талибы считают шиитов и исмаилитов (в Иране — шииты) еретиками
(Евг.Крутиков, Сегодня, 17.9.1998). Лидер талибов мулла Мохаммад Омар призвал
Иран к диалогу при посредничестве ООН: дьявол цитирует Священное Писание. Вл.
Дунаев (Русский Телеграф,15.9.1998) отмечает, что талибы
"не считают грехом" убийство сотен людей. Так и не только талибы, но и многие
христиане "не считают" убить, если при этом они имеют оправдание - например, рисковали
жизнью, защищая ближних.
3. В Северной Корее посмертно
президентом навечно объявлен Ким Ир Сен, а его сын провозглашен генсеком и главой
какой-то комиссии. В стране 23 млн. жителей, 1 млн. армия. Живет продажей оружия
на Ближний Восток (Ирина Кривова, 10.9.1998, Русская мысль). Причем за все время
пребывания у власти Ким Чен Ир ни разу не давал слышать свой голос - даже когда
он выступает по телевизору, звучит голос диктора. Может, у него голос как у кастрата.
А может, считается, что это придает ему величия — ведь и гласа Божия прямо не
слышно, его озвучивает либо другой человек, либо наша совесть.
4. Американский прокурор выложил в
Интернет все дело о прелюбодеянии Клинтона с Моникой Левински. Дм.Горностаев (Независимая
газета,15.9.98): "Большинство граждан считают, что Клинтон должен понести наказание,
но в то же время оставаться президентом". Проблема в том, может ли для Клинтона
что-либо, кроме лишения президентства, быть наказанием в строгом смысле слова.
Клинтон отчаянно доказывает, что не изменял жене, Моника - что изменил. Неразумная
реакция: валить все на Левински — мол, знала, что делала, совратила сознательно.
Это реакция патриархальная, пусть она и справедлива. Важно, что Клинтон поступает
как типичный грешник: разлагает грех на бесконечные
малые отрезки, каждый из которых можно представить как не грех. Пошел - не грех.
Сел - не грех. Коснулся - не грех. Так софисты Греции разлагали бег человека на
малые элементы, и выходило, что человек не может догнать черепахи. Так наши коммунисты
разлагают свою жизнь при коммунизме на отрезки - и выходит, что были они больше
диссидентами, чем Буковский. И дело не в том, что грех неделим, а в том, что надо
уметь видеть грех не только в большом, но и в малом поступке.
5. Лучшая реакция на дело Клинтона
- в Гонконге, где запретили печатать материалы о скандале как порнографические
(Известия, 17.9.1998). Самая позорная - у нас, где губернатор Саратовской области
Аяцков, глядя в телекамеру после встречи с Клинтоном, сказал: "Я завидую Монике
Левински". Надеюсь, он просто не знает, в чем именно обвиняют беднягу.
6. Олег Жадан (Труд, 18.9.1998) вспоминает,
как испанский король Альфонс X составил список придворных - нужных и бесполезных.
Но в последний момент раздумал увольнять бесполезных, сказав: "Те мне нужны,
а этим нужен я". Небесному царю никто не нужен (чтобы одеваться, есть, спокойно
спать, во всяком случае), а Он нужен всем. Правда, дарами Творца пользуются все,
а вот отдать Ему себя за них — а мы нужны Богу только сами по себе — тут мы делаем
вид, что Он нам не нужен.
7. Ярослав Карамов (Комсомольская правда,
18.9.1998): индусы потребовали извинений от Мадонны,
которая в новом клипе снялась с малиновым пятном на лбу, священным знаком кастовой
принадлежности. Ранее Мадонной возмущались католики. И как было не возмущаться!
А с другой стороны, нужно было все-таки сдержаться, а так мы оказались в одной
компании с язычниками. К тому же, искусству уже потому нельзя пенять на использование
религиозных символов, что все религиозные символы заимствованы из быта, а не с
неба спущены.
8. Лучшая политически реакция
на наш кризис - у Вацлава Гавела, гостившего
в США: "Лучше больная Россия, чем здоровый Советский Союз" (Известия, 18.9.1998).
Полтора года назад посол России Николай Рябов пригрозил, что Россия отключит Чехии
газ, если та войдет в НАТО. Гавел "пообещал сам ... отказаться от российского
газа и найти ему достойную замену у норвежских конкурентов "Газпрома". Сказано
- сделано". Все страхи - от сатаны, и лучший способ победить панику - перестать
грешить, ибо грех есть попытка что-то получить от сатаны.
9. Профессор экономики Балтиморского
университета им. Хопкинса Стив Хэнк (Литературная газета, 16.9.1998, из "Форбса"
от 7.9.1998) рекомендует позволить иностранным банкам работать в России без ограничений.
"Рядовые россияне вынут свои деньги из-под матрасов и доверят их "Ситибэнку",
"Бэнк оф Америка" (и др.). Пока же нас "защищают" сотни тысяч чиновников
от возможности вложить деньги в ненадежный иностранный банк, купить фальшивое
иностранное вино, плохие импортные сигареты или лекарства, попасться на крючок
к "плохому" иностранному проповеднику. Результат известен: спасаясь от крохотной
возможности нарваться на недобросовестный иностранный продукт, мы натыкаемся на
стопроцентную вероятность пострадать от "отечественного товаропроизводителя".
Российские события
1. Назначение Е.Примакова премьером
восприняли как коммунистическую реакцию. Это преувеличение: коммунизм
как идея все равно мертв. Могут вернуться люди, но не вера в насильственное осчастливливание
общества. Возможно восстановление застоя в стиле Николая Павловича или Леонида
Ильича, но не безумие прогрессистского гуманизма. Но "реакция" - это и преуменьшение.
Коммунизм как особая форма восточной деспотии никуда и не уходил.
2. На атомной подлодке "Барс" матрос
расстрелял восьмерых сослуживцев. Власти принялись успокаивать народ: мол, взрывать
там нечего, а если бы и взорвал безумец что-нибудь, атомное оружие не сдетонирует.
Правда, стоявшие рядом подлодки все-таки отвели подальше от подруги. Понятно,
что если бы опасность и была, власти бы о ней не сказали — считают нас детьми.
Все медкомиссии юноша прошел, но кто сомневается в том, что врачи этих медкомиссий
могут нарушить клятву Гиппократа, чтобы не потерять свое место? Все боятся, а
в итоге - возможность ядерной катастрофы. Атомная
бомба особенно, как говорил Бердяев, убила войну - при таком оружии слишком
велика вероятность, что один сумасшедший уничтожит все человечество. Атомная бомба
как лупа неимоверно увеличивает слабость человека. Но правда в том, что и лук
со стрелами точно так же не имеют права на существование, и это надо принять,
чтобы найти какой-то иной, помимо "обороны" способ жить с себе подобными. О том,
что не только здравый смысл, но и пронзенный копьем Богочеловек свидетельствуют
против оружия, говорить не приходится. Солдата то ли убили (об этом было одно
сообщение), то ли он застрелился. Отец убийцы - его показали по телевидению -
сказал, что его сына, должно быть, "очень сильно обидели", раз он так поступил.
3. Валерий Аграновский (Вечерняя Москва,
12.9.1998) критикует нового главного редактора "Литературки" за решение основать
газету на фактах. Он резонно отмечает, что на фактах строится желтая пресса. Правда,
Аграновский напрасно превозносит советскую прессу: "Можно ли забыть золотую россыпь
журналистских имен, обеспечивших интеллектуальное превосходство российской журналистики".
Можно и нужно забыть "рассуждения" той журналистики. Это позолоченные имена, и
никакого "превосходства" не было и в помине. И американская журналистика (факта),
и английская (анализа) лучше той, советской, и умнее, и стильнее. Вообще проблема
не в том, что лучше - факт или мысль, хорошо то и другое, плохо, когда вымысел
выдают за факт (как в бульварной прессе), плохо, когда не понимают, что само понятие
"факт" чрезвычайно сложное, что факт истории человечества не то что факт геологической
истории. Человек, в отличие от камня, нагружает бытие смыслом, превращая происшествие
в событие - или, что чаще, не превращая.
4. В Москве в 1997 г. было 3245 самоубийств:
1809 женщин, 1436 мужчин, 656 подростков. 2200 случаев -отравление, 952 - вскрытие
вен, падение с высоты - 19, в основном весной и в декабре (Вечерняя Москва, 12.9.1998).
Заведующий кризисным отделением ГКБ №20 Москвы Вадим Моисеевич Голод называет
главной причиной самоубийств не экономика, а внезапное одиночество, второй - "конфликт
зависимых отношений" (не может женщина бросить подлеца-супруга, но и жить с ним
не может), третьей - утрата любимого человека (в том числе, развод). Телефон доверия:
205-05-50. А если телефон занят, помните: Бог не занят никогда, есть Тот,
Кто всегда разделит с вами одиночество, кто не изменит, кто не исчезнет.
5. Ульяна Скойбеда (Комсомольская
правда, 14.9.1998): арестованы четверо милиционеров, которые 18 августа забили
до смерти 30-летнего Андрея Цебрикова, недавно освободившегося бомжа и алкоголика.
Труп сожгли. Следователь: "Постовые убили ... просто он им не приглянулся". Якобы
постовая служба давно формируется юнцами, в отличие от участковых и розыска, муниципальной
милиции.
6. Интервью с Чубайсом:
Вечерняя Москва, 14.9.1998 (брала Е.Альбац). "Несу ли я ответственность
за то, что произошло? Да, несу. Можно ли было реформы проводить иначе? Нет, нельзя".
Мешал Чубайсу хасбулатовский парламент и нынешняя Дума, война в Чечне, спецэкспортеры
и еще тысяч людей. Девальвация произошла из-за паники, которую распространял Андрей
Илларионов. "Финансовые рынки - очень такие нервические создания, они, как барышня
молодая". Альбац: "Реформы прежде всего ударили, подрубили именно носителей либеральной
идеи — интеллигенцию". Чубайс: "А вы полагали, что демократия и рыночная экономика
- это когда всем по справедливости? ... Переход к рынку - это трудно, это больно,
это надо потерпеть, это - выживает сильный, а слабому - много хуже. Да, интеллигенция
пострадала больше всех - больше всех остальных слоев населения, поскольку ...
денег у бедного государства, отягощенного огромным ВПК и находящегося в процессе
смены социальных и экономических систем, - так вот, денег у такого государства
на такую роскошь, как наука, почти нет". Чубайс саркастически о том, что в трате
денег на дворцы власти виноват, видимо, тоже он. Альбац успокаивает его: "Знаю
- не виноват". Откуда она это знает? Чубайс: "Жизнь олигарха, знаете ли, нелегка".
"Надо было усиливать правоохранительные органы, в том числе и ФСБ,
надо было повышать им зарплату, давать социальные гарантии, укреплять". Альбац:
"Наивно полагать, что карательные структуры, созданные и отлаженные под тоталитарное
государство, смогут быть эффективными в условиях власти либеральной". Чубайс:
"У меня другая точка зрения". На этом фоне особенно выгодно смотрится позиция
Явлинского, отказавшегося брать на себя ответственность без полномочий. В каком
смысле и за что Чубайс считает себя ответственным? Он кается вообще, но ни в чем
конкретно. Типичная исповедь неопытного христианина: больше говорит о чужой вине,
не о своей, начинает со слов "Грешен", а затем начинает подробно расписывать,
какие другие плохие, а он хороший. "Нести ответственность" означает не просто
признавать, что ты совершил ошибку, но и признавать, что совершил ее по своей
воле, а не по воле обстоятельств и окружающих, признавать, что мог ее не совершать,
должен был ее не совершать. И, наконец, если покаяться — означает перестать грешить,
то "принять на себя ответственность" означает уйти в отставку.
7. Объективный свидетель против Чубайса
(и Гайдара): Дирк Загер, заведующий московским бюро немецкого телевидения в Москве
(Литературная газета, 16.9.1998): "После крушения Советского Союза народная собственность
была денационализирована, но не приватизирована. Крохотное меньшинство ловких
людей распределило богатства между собой. Остальные сферы экономики, которые могли
принести прибыль лишь в дальней перспективе, пришли в запустение ... Все это выдавалось
как политика реформ и рыночная экономика ... Вину за это разделяют западные государственные
мужи Коль и Клинтон и шеф МВФ Камдессю ... Те силы на Западе, кто до сих пор поддерживал
этот беспредел, не должны стоять в стороне или сокрушаться по поводу нарушения
правил игры".
8. Явлинский,
тем не менее, явно похоронен как политическая фигура, своим предложением выдвинуть
Примакова. Жириновский пустил в оборот словцо: "Красное яблоко". Увы, верно. А
ведь и без Явлинского кого-нибудь да выбрал бы президент. Теперь ему нет веры
от его последних (немногих) сторонников. Его несправедливо обвиняют в том, что
он "на самом деле в очередной раз просто убежал от ответственности" (Московский
комсомолец, 16.9.1998), - он не от ответственности сбежал, а от греха, в котором
погрязли слишком многие, в том числе и журналисты "МК". Но то, что он взял на
себя ответственность, выдвинув Примакова, его сгубило — ибо отвечать придется
за эту ошибку.
9. Александр Шохин, новый вице-премьер,
заявил, что ему не нравится слово "эмиссия", он предпочитает говорить о "разумном
управлении денежной массой" (Вечерняя Москва, 16.9.1998). А мы еще ругаем американскую
"политическую корректность", согласно которой труп - это человек с особым обменом
веществ! Новояз -- частный случай Вавилонского смешения языков: вроде бы язык
используется для примирения и созидания, а на самом деле как раз такая "корректность"
разделяет людей более матерного лая.
|