Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

 

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению за 1998 год

 

НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 6 ноября 1998 г. и ранее

Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь".

Иностранные события
1. Наталья Грачева (Комсомольская правда, 30.10.98) рассказывает о книге воспоминаний Тура Хейердала, презентация которой состоялась в Осло. Хейердал, оказывается, перестал верить в ангелов, когда однажды подглядел за купающейся в ванной няней — которая весила 120 кг. Он перестал "верить в ангелов и вообще в то, что подобные существа каким-то образом могут подняться в воздух". Редкий образец искреннего признания в иррациональности корней атеизма — причем этот иррационализм отражает дурной иррационализм верующих — ведь рисовать ангелов в виде пухленьких тутти прежде всего иррационально. Христос просил не мешать детям приходить к Нему — к Нему, а не к упрощенным представлениям о Нем, тем более, не к пухленьким ангелочкам. А детям показывают их собственное отражение, только с крылышками.

2. Главное зарубежом на прошедшей недели: трагедия Гондураса, президент которого Карлос Флорес 3.11.98 даже заявил, что страны больше не существует. Ураган Митч погубил здесь более 5000 человек, почти полмиллиона человек оказались бездомными. Реки забиты трупами, началось извержение вулкана, оползень похоронил под собой несколько деревень с 2 000 жителей (Комсомольская правда, 4.11.98). Вот еще о смысл разделения народов после Вавилонского столпотворения: если бы весь мир был одним государством, одной империей, беды этого уголка были бы не очень заметны, а так — целая страна гибнет. Да если бы мир был одной империей, на несчастья тысяч людей не обращали бы внимания и потому, что все душевные силы обращались бы как раз на поддержание империи в целом.

3. Вл. Абаринов (Известия, 31.10.98) рассказывает об окончании работы в ЮАР Комиссии истины и примирения. Возглавлял ее архиеп. Десмонд Туту. Руководство правящей партии пыталось предотвратить печатание доклада комиссии, но суд Кейптауна предписал предать доклад гласности. А в докладе говорится как о преступлениях белых против негров — например, о преступлениях бывшего президента ЮАР Питера Боты, спецслужб, так и о преступлениях негров — партии АНК, включая нынешнего министра внутренних дел Мангосуту Бутелези. В переходный период негры пытали, убивали своих противников, совершали теракты. Президент Мандела заявил, что комиссия права в своих оценках и действиях — чтобы прошлое не повторилось, надо его знать.

4. Алексей Карцев (Комсомольская правда, 30.10.98) пишет, что Пол Маккартни признался, что в последние месяцы жизни своей жены, умиравшей от рака, лгал ей — она была горячей противницей экспериментов на животных, и он ей поддакивал, а сам думал о том, что эти месяцы она прожила только потому, что лекарства, которыми ее лечили, сперва опробовали на животных. Лгали и врачи, уверяя Линду, что эти лекарства в виварии не пробовали. "Веганы" (так называют на Западе борцов за права животных) восприняли это как предательство. Что ж, не хочешь, чтобы тебе врали — не дави на окружающих.

5. МВФ получил две программы по выходу из кризиса: Бразилии и России. Ну почему Россия не единственная страна на земном шаре, — все сравнения невыгодны для нас, точнее, в данном случае, наших чиновников. (Наверное, поэтому идеологи чиновничества любят напоминать, что мы все-таки единственная нищая страна с ядерным оружием — забывая про Китай). Бразильская программа идеально просчитана, отмечает Георгий Бовт (Сегодня, 3.11.98), с точностью до одного человека, до сотых долей процента, с указанием всех юридических актов. А наша программа — типично большевистская агитка. Автор полагает, что деньги скорее получат бразильцы - в награду за свою программу. Бердяев начинал "Смысл творчества" тирадой в адрес современности, которая больше ценит "как", а не "что". В пределе "какность" доведена американцами с их любовью к схемам, алгоритмам, "скедьюл". Да, так бывает, но это (а) реакция на долгие тысячелетия, когда в угоду "что" полностью пренебрегалось "как", и ради Истины могли быть хамами и убийцами (б) противопоставление само по себе ложное, и если "как" изящно и добро, то и "что" будет. Об этом — Господь в 25 главе от Матфея: спрос будет не за "что", не за истинность молитв, а за "как", за кормление бедняков.

6. Ольга Надпорожская (Московские новости, 1.11.1998) рассказывает о Марлен Дитрих (сенсацией стали воспоминания ее дочери): "Ее глубоко порядочные современники ушли под землю, унося с собой все свои бесспорные достоинства, а имя Марлен Дитрих навсегда осталось в истории. ... К объяснению этого феномена ближе подошел Ремарк, сказавший Марии Рева [дочери]: "Нам нужен час, чтобы выразить любовь к ней, она же легко справляется с этим за шесть минут и уходит по своим делам, а мы удивляемся, почему же она не любит нас так, как мы любим ее. Мы ошибаемся, она нас уже любила". О! Если Марлен Дитрих справлялась с выражением любви за шесть минут — кольми паче не стоит обижаться на Бога, что Он справляется с этим куда быстрее. В минуты отчаяния полезно помнить, что просто Бог пошел к следующему, сказав мне все, что нужно — ну быстрее Он, чем человек, что уж тут поделаешь.

7.  Хуан Кобо (Новая газета, 2.11.1998) рассказывает о безобразиях, творящихся в Испании (строят дома в опасных зонах, спустя пальцы смотрят на нарушение законов) и делает вывод: "Лично я другой такой страны не знаю, где бы в таких случаях власти так безобразно заминали дела, стремились уйти от ответственности, оправдывая это потом тем, что они не желают наносить ущерба бизнесу, туризму, "имиджу" страны". Неужели мы лучше Испании хотя бы в этом? Как сказать: у нас иногда действительно не думают о престиже страны, и секретят информацию не для того, чтобы лучше выглядеть, а чтобы прочнее властвовать, почему иногда и допускают ляпы, порочащие и Россию, и самих властителей — кто властвует, тот может плевать на мнение окружающих, он даже бравирует этой своей возможностью. Но, конечно, это несколько материалистическое понимание власти.

8. Ольга Волкова (Иностранец, 4.11.1998) рассказывает об охоте на ведьм в современном мире. В ЮАР с апреля 1994 г. по февраль 1995 было убито по подозрению в колдовстве 97 женщин и 46 мужчин, в основном, в сезон дождей, когда люди погибают от молний — а молнии якобы посылают колдуны. Причем раньше колдуний просто изгоняли из общины, но в 1957 был принят закон, запрещавший даже рассматривать жалобы на колдовство, и люди, которые верят в колдовство, потеряли возможность обратиться куда-либо за помощью, впадают в отчаяние и занимаются самосудом. Подумывают о том, чтобы законодательно запретить веру в колдовство, но, думается, этим делу не поможешь — надо просто преодолевать магизм в сознании, и не только у негров, но и у себя, ведь в России место "колдунов" в общественном сознании занимают "демократы" и "иностранные проповедники". В одной деревне Кении убили 11 человек — избили и заживо сожгли по доносу мальчика, "на которого колдуны и ведьмы якобы наложили проклятие, лишив способности говорить. Но сообразительный подросток сумел написать имена тех, кто общается с темными силами". Вот почему писать и читать — умение сакральное, вот почему писали с титлами или без гласных — чтобы труднее было научиться читать, и магизм всегда любит секретность, а открытость — часть христианского взгляда на мир. Волкова сама подвержена магизму, когда пишет -- совершенно без всякой необходимости вдруг обрушиваясь на иноверцев, видя в них, видимо, зловредных колдунов: "Типичными признаками зависимости от сект, предупреждают специалисты, является внезапный уход доселе общительного человека в себя, сопровождающийся непонятным изменением характера и несмолкаемыми рассказами про новых людей". Это горе-специалисты! Во-первых, так ведет себя любой энтузиаст любой новой идеи, не только религиозной, во-вторых, часто приверженцы ложной религии ведут себя совершенно не так. "Сектантский дух" (проявиться он может и в Церкви) может привести как раз к тому, что человек уйдет, не будет ничего рассказывать про новых знакомых.

9. 3.11.1998 приступил к работе Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Первый иск был от Николая Толстого-Милославского, которого в 1989 г. приговорил британский суд к штрафу в полтора миллиона фунтов за то, что Толстой обвинил британского офицера Олдингтона в военном преступлении, выдаче 70 тысяч казаков советским властям (об этом ярко писал Солженицын). Страсбургский суд восстановил справедливость и отменил решение британского. Так Европа учится уравновешивать пристрастность самого лучшего, но все-таки национального правосудия — ведь право все-таки не имеет национальности. Многие люди именно из христианства, точнее, из Апокалипсиса выводят страх перед международными правовыми и политическими институтами, видят в ООН  прообраз правления антихриста, объединяющего мир на ложных началах. Но, во-первых, эти люди отстаивают от "всемирного правительства" не то, что заслуживает независимости, не достоинства своих государств, а их право быть несправедливыми и жесткими по отношению к внешнему миру и к своим обитателям. Во-вторых, современная эпоха, спасающаяся от диктата Целого через игру частностей, и от возможного диктата всемирного правительства спасается не бегством в средневековую раздробленность или не менее средневековую имперскость, а созданием надгосударственной системы институтов, которым не дана власть вязать, но только власть освобождать от уз. И это работает, современный мир куда спокойнее, чем в эпоху, когда государства были совершенно независимы друг от друга и короли с императорами красиво друг другу раскланивались, прежде чем послать своих подданных в бой или в крепостное право.

Российские события
1. Герман Стерлигов, бывший бизнесмен, прославившийся рекламной фирмы "Алиса" по ТВ, презентовал движение "Слово и дело" (Московские новости, 25.10.98). Эмблема движения: Евангелие, раскрытое на словах о том, что где "двое или трое", там Христос — и из-за Евангелия выглядывают кистень, меч, палица, автомат Калашникова. В руководстве движения полковник ФСБ Вл.Иванов (при том, что ФСБ не имеет права вмешиваться в политику...). Движение выступает за полный запрет абортов, полового воспитания в школах, американизации сознания, сект. Идеология для России — "святоотеческое учение Православной Церкви". На государственные посты следует назвать только православных русских людей, введена должна быть строгая духовная цензура. Стерлигов подчеркивает, что он — духовный сын архимандрита Кирилла Павлова из Троицкой лавры. Автор заметки отмечает, что Стерлигов считает единственным хорошим политиком Юрия Лужкова и выражает надежду, "что эта симпатия не встретит взаимности". Между тем, презентация движения состоялась в мэрии Москвы, что, конечно, невозможно без определенных  симпатий мэра Москвы. Единственное, можно надеяться, что Стерлигов — это еще один вариант "сценария Жириновского": пугало, марионетка, созданная для того, чтобы заставить колеблющихся проголосовать за менее отвратительных политиков. Коза, которую вводят в избу, чтобы семья с облегчением вздохнула, когда ее выведут. Гитлер сперва был такой козой. Выражение "почем фунт лиха" не пора ли менять на "фунт стерлига"?

2. Зам.нач. департамента Минюста Вл. Натальин (Известия, 31.10.98) требует отменить суд присяжных в России — якобы это суд улицы, слишком много оправдывают. Что значит с его точки зрения "слишком много"? Из ста дел (а уж он выбрал, можно быть уверенным, выборку выгодную для своего тезиса) — 20 подсудимых оправдан, 19 дел отправлено на доследование, в 16 случаях содеянное переквалифицировано на более мягкую статью. Двадцать процентов оправданий — это много? Разве что с точки зрения тех, кто выращен был в сталинской школе юриспруденции. "Сторонники суда присяжных заявляют, что многих подсудимых оправдывают, потому что были допущены грубые просчеты следователями и прокурорами. Конечно, не все наши следователи безгрешны, но не в такой же мере". А почему, собственно — не  такой же? Утверждение иррациональное и голословное. Все газеты вопят о греховности следователях, а в ответ — "ну не в такой же мере". Как раз это характерно для греха: наивное удивление, как это кто-то считает его таким страшным? Сатана в этом смысле похож на стоматолога (не наоборот!): успокаивает, успокаивает, а потом раз — и мы уже в его власти. Натальин защищает институт народных заседателей, приравнивая его к западно-европейским шаффенам — и умалчивая о принципиальном различии культур, в результате которого наши народные заседатели являются беспомощными придатками к судье.

3. Хорошо сталкиваются материалы - помимо воли авторов. В "Известиях" от 28.10.1998 на 2 странице открытое письмо Ельцину от директоров масложировых комбинатов с просьбой прекратить вывоз семян подсолнечника из России, чтобы сохранить их бизнес. А на 3 странице коллективное же и открытое письмо властям от директоров металлургических заводов с просьбой обеспечить свободный вывоз металла из России в США.

4. В.Степанов в рекламной газете (из восьми полос) "Центр-плюс" (№286, окт. 1998) обрушился на чиновника московской мэрии, руководителя комитета по печати Анатолия Лысенко. Московская Дума выделила в декабре 1997 года "Центр-плюсу" 8 миллиардов (!) рублей (8 млн. новыми) "для публикации материалов по московской тематике". Однако, деньги присвоил А.Лысенко, почему Степанов и пишет, что журналисты устали "от чисто рэкетирских наездов этого алчного чиновника". Думается, не может называть себя журналистом человек, который пишет ложь за деньги — а Степанов признается в этом, когда заявляет: "Мы, как доверчивые идиоты, публиковали на рекламных полосах огромные простыни скучнейших материалов о мнимых достижениях городской Думы". Слово "доверчивые", конечно, нужно заменить на "расчетливые" или "продажные" — рассчитывали, что рано или поздно за ложь заплатят. Свою страшную тайну Степанов выдал, комментируя ссору двух других органов московского правительства — газеты "Московский комсомолец" и третьего телеканала. Сотрудник телеканала Мих.Леонтьев покритиковал "МК" за шум вокруг расследования гибели сотрудника газеты, а сотрудник "МК" Марк Дейч ответил Леонтьеву сочно: "Ну, вы, наверное, его видели, то ли с бородой, то ли небритым. Под итальянца работает. Росточка маленького, когда сидит (на студийном стульчике), он выше, чем когда стоит. Ну, уродец такой. Отсюда - амбиций выше крыши ... Да вы поглядите на него, если не противно: глазки блестят, речь смазанная. Сами знаете чем". А от редакции приписка, что будто бы тележурналисты продались за большие деньги Лужкову с разрешением "говорить все, только не ср...ть в "кепку", любые комментарии". Слово приведено в "МК" (и в "Центр-Плюс") полностью! Идиома "пастись на лужке" мне уже была известна — оно обозначает переход предприятия под покровительство Лужкова, а теперь появилась еще одна — имеется в виду ведь кепка Лужкова, символизирующая его самого. Степанов справедливо отмечает, что и "МК" в эту "кепку" не гадил. Недурные нравы и недурные деньги — 8 миллиардов рублей год назад равнялись миллиону и тремстам тысячам долларам — на издание крошечного листочка и бесплатными объявлениями, какими и является "Центр-плюс". Теперь мне понятно, на какие деньги так неплохо жили московские журналисты, покупая и квартиры, и машины при непрерывно падающих тиражах газет и падающем же качестве самих газет.

5. Новости благочестивого Интернета: на конференции "Слово Церкви", недавно проведенной общиной священника Георгия Кочеткова, выступил о. Виталий Боровой, уже лет сорок работник ОВЦС, отвечающий там за экуменизм, и сказал, что недавно писал доклад и заплакал, когда понял, что не решается вставить в текст цитату из Евангелия, где говорится о том, что Церковь вечно обновляется — боится обвинений в обновленчестве, какие с лихвой достались и Кочеткову. Вот в чем уникальность отца Александра Меня: он избегал ситуаций, в которых нельзя писать (и говорить) то, что думаешь, а если уж в таком положении оказывался (а куда деться!), то не плакал. Либо не идти на компромисс — как о. Глеб Якунин, либо идти — но тогда уж не жалеть себя, особенно публично.

6. Покончил с собой сын Михаила Барсукова, который работал в контрразведке. Его отпевали в церкви, и "Комсомольская правда" (3.11.98) передает объяснение патриархийного чиновника, что из-за большого числа самоубийств "церковь в последнее время уже не так жестко относится к самоубийцам". Да Православие всегда было не так уж критично к самоубийствам и разводам — и слава Богу, ибо это те ситуации, когда под формой греха может быть если не добродетель, то трагедия, т.е. драма, в которой человек не повинен. Коллеги Игоря Барсукова (они считают себя "дипломатами") говорят: "Душа человеческая не выдержала бардака, который творится вокруг". Что ж, контрразведчик и должен считать, что "тонкость чувств" — это желание перестрелять всех или хотя бы себя.

7. В Новосибирске христиане-врачи ведут пропаганду против абортов (Комсомольская правда, 3.11.98), пользуясь фильм американца Бернарда Натансона "Безмолвный крик". Съемка ультразвуком показывает, как младенец во чреве матери тревожно двигается с приближением медицинского инструмента, у него чаще бьется сердце, он раскрывает рот, словно кричит. После этого многие врачи отказываются делать аборты. Проблема в том, что точно так же, если напугать курильщика фотографией почерневшего от никотина легкого, он бросит курить — на недельку. Страх выгоден на коротких дистанциях, на длинных же работает только положительный стимул — не бояться убить, а желать сохранить жизнь. Ангельская разница!

8. Борис Яшманов (Российская газета, 4.11.98) рассказав сразу три страшных истории о нашей милиции и наших суда (сажают пострадавших, спасая преступников, отказываются расследовать преступления, волокитят) гордо пишет, что редакция имеет договоренность с генпрокурором и передаст ему жалобы с мест: "Но... Почему для торжества закона и справедливости нужно личное вмешательство Генерального прокурора? Чем руководствуются местные правоохранительные органы, запихивая людей за решетку по навету, но отпуская под залог или подписку о невыезде матерых уголовников? ... Вопросов много. Вразумительных ответов пока, к сожалению, нет. Ведь плохо думать о людях, чью профессию мы с детства привыкли уважать, как-то не хочется". Вот и один из ответов: причина беззаконий — и журналисты, которые прибегают к подобной риторике, делают вид, что с детства уважали милицию, делают вид, что генпрокурор вмешается. Врут журналисты из лучших чувств, — это магическое отношение к слову: если я не скажу, что милиционеры у нас подонки, значит, они станут лучше, если я скажу, что генпрокурор поможет, значит, он поможет. Единобожие трезвее относится к словам, потому что знает, что такое Слово — Логос, Господь Иисус Христос. Это Слово не насилующее, а бессильное, но воскресающее.

9. Георгий Целмс в "Новых известиях" (4.11.98) выступает в защиту суда присяжных от атаки, которая сейчас на него ведется в связи с тем, что присяжные оправдали обвиняемых в убийстве депутата С.Скорочкина (известного бандита, ставшего политиком). Но ведь доказательств действительно недостаточно, следствие содержит массу нарушений УПК, хотя велось под контролем высоких чинов, основывалось в основном на признательных показаниях, полученных, видимо, пытками. Да прокурор публично, в последний день суда, заявил, как бы в шутку, что теперь защитникам предстоят осложнения - РУОП не допустит адвокатов к серьезным делам, а в нужный момент найдет у них наркотики. И прокурору ничего за это не было. В убийстве обвинили двух русских коммерсантов, тогда как Скорочкин боялся мести грузин: он убил (депутат!) врача Шанидзе и его подругу, но Госдума не дала согласия на привлечение его к суду. Прокуроры после двух месяцев процесса ни слова не изменили в обвинительном заключении, хотя многие из их утверждений оказались ложью. "Слово в слово. Дискуссия — не прокурорское дело. Вот оборвать речь оппонента начальственным окриком, пригрозить ему — это по ним". Как все знакомо! Постбольшевизм — большевизм без всякого "западничества", без всяких "идеек", просто тупая сила невежества, лени и злобы. Утверждают противники суда присяжных, что те слишком часто оправдывают — но они сравнивают с нашими судами, которые оправдывают лишь один процент подсудимых, а в Европе процент оправданий 40-50, что больше, чем у наших присяжных. Вот чем интересна Россия: тут обнажены корни правосудия, видно, что они сами по себе ничто, важно, чем эти корни питаются, любовью к людям или страхом и ненавистью. Этика страха противостоит этике любви, хотя и пытается оправдать себя тем, что страх за людей — якобы высшая форма любви.

10. Националист взорвал москвич у Спасских ворот. Теперь поступок Руста будет восприниматься с еще большей симпатией — немец всего-навсего чиркнул колесиками по брусчатке, а русский сразу бабахнул полкило тротила. Один выражал миролюбие, пусть и дурацким образом, а второй не по-дурацки, не по шутовски (если бы!), а вполне всерьез выразил готовность всех спалить ради утверждения своих идей о счастье России.

11. 30.10.1998 в Москве состоялся митинг памяти жертв сталинских репрессий. Только "Иностранец" (4.11.1998) отметил стычку вокруг события: Мемориал отказался участвовать в этом митинге как политизированном, тут Гайдар, Боровой и пр. говорили о том, что сейчас "свертывание рыночных реформ и подавление экономических свобод неизбежно ведет к подавлению свободы политической". Мне ближе позиция "Мемориала": не в том дело, что политики говорили неправильно, а в том, что эти политики во власти были, и сами никаких свобод не давали, скорее, постоянно ограничивали то пространство свободы, которое самопроизвольно образовалось после падения коммунизма, поощряли коррупцию и т.п., почему теперь их причитания воспринимаются как демагогия. Никто больше этих "демократических лидеров" не причинил вреда российской демократии.

 

Вернуться к предыдущему обзору

Перейти к следующему обзору
 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова