Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению за 1998 год
НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 20 ноября 1998 г. и ранее
Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь".
Иностранные события
1. Вышел в свет новый номер "НГ-религии" (18.11.1998). Василий Карпов, рассказывая
о 80-летии Билли Грэма, подчеркивает, что тот в 80-е
гг. отказался войти в организацию "Моральное большинство", представляющую радикальных
протестантов-антикоммунистов, в 1984 г. посетил СССР, хотя тогда Рейган объявил
крестовый поход против СССР. Карпов подчеркивает, что поездка Грэма стала "своеобразной
прелюдией к "миссионерским путешествиям" сотен американских пасторов, упрямо отказывавшихся
видеть в России собственную религиозную традицию и безапелляционно внушавших "безбожникам"
собственное понимание христианства". Как будто жизнь безбожницы бабы Мани сильно
меняется оттого, что в России творил Бердяев и в Третьяковке висит Рублев! Психология
"корней" есть психология магизма, преувеличивающая
роль общины, традиции в духовной жизни (это не означает, что сводить эту роль
в нулю верно).
2. Интернет: репортаж из Роаноке (США) о миссионерах-баскетболистах,
"Посланники Спорта", часть миссионерского общества OC International, образованного
на Тайване в 1959 г. Это баскетболисты из разных американских христианских колледжей,
ежегодно от 8 до 12 игроков путешествуют за границу на одну-две недели, играют
с местными в баскетбол и проповедуют. В прошлом году было 18 зарубежных поездок.
Проповедь строится как рассказ о физических качествах, необходимых спортсмену,
и духовных, необходимых человеку - метафора ап. Павла как бы буквализируется.
Сложность в том, что если американцы обыграют местным с большим счетом, люди обидятся
и не будут их слушать, если сами проиграют с большим счетом, их и их проповеди
будут презирать, оптимально проигрывать с небольшим счетом, тогда говорят: "Мы
вас, крутых, все-таки победили, теперь можем вас послушать". Насколько я знаю
американцев, они вряд ли, правда, будут играть вполсилы. Однако, в личной жизни,
конечно, иногда нужно поддаваться — это и есть смирение
— но только, чтобы поддаваться, нужно быть не просто сильнее противника, а намного
сильнее, иначе проиграешь с разгромным счетом. Эту огромную силу христианину и
дает Господь.
3. Женевский психиатр Морис Урни в журнале "Медицина и гигиена" заявил, что
большинство разговоров по мобильным телефонам бессмысленны, являются лишь признаками
душевной слабости — человек сообщает место своего нахождения и говорит, когда
он приедет, причем звонит постоянно. Это проявление мании величия — якобы телефон
дает возможность контакта со всем миром, повышая статус владельца в глазах окружающих
(Общая газета, 12.11.1998). Согласен, заодно скажу то же и про пейджеры — сколько
было до кризиса, а что толку? Кто организован, тот и без пейджера все сделает.
Та же мания в обществе, где нет такой техники, реализуется в молитве — "лицемеры,
которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться" (Мф
6, 6). Отцу Александру Меня однажды подарили приемник "Невский" (а он был крещен
в память Александра Невского), и он изобразил из себя радиста, заговорив в приемник:
"Алло, центр, слышите меня?"
5. Андрей Антонов описывает свой разговор с чешскими бывшими
диссидентами (Экспресс-хроника, 9.11.1998). Здесь был закон о люстрации, но очень
мягкий. "Прокурор, который при коммунистическом режиме привлекал к ответственности
заведомо невиновных людей, отделался условным сроком. ... За то, что Тршешняк
подписал "Хартию-77", в застенках следователь прижигал ему сигаретами руки. ...
Тршешняк не только нашел этого следователя, но и сумел доказать его вину. Садист,
однако, отделался запретом на профессию". Впрочем, Антонов все же отмечает, что
и благодаря такому мягкому закону для чехов коммунизм в прошлом — и, может быть,
более жесткий закон не похоронил бы коммунизм так основательно. У нас же, когда
заговорили сейчас о возможном запрете компартии, все "демократы" горой возмутились:
партия-де представляет огромную часть населения, антисемитские высказывания допустил
лишь один ее лидер и т.п. Прилагаем "критерий Гитлера": все эти оправдания сослужили
бы хорошую службу не только коммунистам, но и нацистам, а значит, оправдания эти
ложные.
6. Максим Шевченко, редактор "НГ-религии", выступает в поддержку
экуменизма (во всяком случае, бюрократического толка, возглавляемого ВСЦ), а Сергей
Чапнин тут же критикует финских православных за то, что они празднуют пасху по
новому стилю. "Вопрос о пасхалии, несомненно, относится к области догматики ...
Финская Православная Церковь прямо нарушает постановление I Никейского собора,
установившего единую дату Пасхи для всех Церквей как символ христианского единства".
Чапнин искажает смысл решения о дате празднования Пасхи: оно подчеркивало особость
Церкви от иудеев. Сейчас эта особость ни у кого сомнения не вызывает, можно расслабиться.
А если следовать логике Чапнина, то можно далеко зайти, ведь каждый канон нетрудно
истолковать как "область догматики", а не дисциплины - но тогда горе будет истолкователям,
ибо жить по всем канонам невозможно уже в силу их противоречивости.
7. Минюст США заявил (Российская газета, 18.11.1998), что
намерен привлечь к суду Пиночета, так как он был причастен к убийству в 1976 г.
в Вашингтоне бывшего министра Альенде Орландо Летельера и его американской секретарши,
а также двух американских граждан в Чили. Из рассекреченных документов правительства
США стало известно, что правительство и раньше знало о причастности Пиночета к
убийству — но не все правительство, Минюст не знал. Так что, если станет известно,
что Горбачев причастен к гибели какого-нибудь русского диссидента, и у него есть
шанс потерять уважение американцев, хотя, возможно, благодарность к шантажисту,
который перестал махать атомной бомбой, перевесить законность.
8. Кармен Сориа, дочь испанского дипломата Кармело Сориа, убитого при Пиночете,
покинула Сантьяго после того, как ее остановили на улице и угрожали пистолетом
за то, что Пиночета арестовали в Лондоне — она публично призывала поддержать действия
британских властей (Российская газета, 19.11.1998). После этого неудивительно,
что в Чили не слишком требуют наказания Пиночета.
9. Между тем, Валерия Новодворская (Иностранец, 18.11.1998)
упорно защищает Пиночета, подчеркивая, что в Чили его не критикуют. Она использует
ту же аргументацию, что и православные, защищающие войну: "Чили будет жить, а
положить душу за други своя, даже загубить ее — это как раз то, что Христос назвал
подвигом. Солженицын предлагал считать, что людоед не прав, а волкодав прав, и
я думаю, что это просто и надежно. Пиночету мстит левая солидарность". Вот образчик
манихейского, черно-белого видения мира. А Солженицын,
конечно, не прав уже тем, что никто не смеет называть человека — волком, как бы
плох тот ни был. По логике Новодворской и Гитлера надо было похвалить — он тоже
боролся с коммунизмом. Она, однако, пишет: "Есть некие критерии опасных прецедентов
преступлений против человечества. Это отрицание свободы, собственности, законности.
Коммунизм и фашизм это отрицают и уничтожают безоговорочно. Религиозный фанатизм
— тоже. Но поскольку в Чили действия Пиночета в конечном счете привели к установлению,
а не свержению этой триады (Свобода, Собственность, Законность), то очевидно,
что Пиночет — не фашист. И судить его можно лишь за нарушение Женевских конвенций
и за превышение допустимой самообороны. А откуда мы знаем, каковы эти пределы
в Латинской Америке". Новодворская жалеет, что белогвардейцы мало пытали и зверствовали:
"В огне брода нет. Или пропадают коммунисты, или вся страна". Конечно, ее определение
того, что такое преступления против человечности противоречат общепринятым, слишком
расплывчаты, неверны (фашисты не отрицали собственность и законность, они отрицали
Право). Утилитаризм и прагматизм — вот сущность тоталитаризма, и Новодворская,
увы, рассуждает тоталитарно, как обычный секретарь парткома: цель все, морально
то, что служит победе.
10. Интернет: репортаж о корейской церкви, возглавляемой Дэвидом Йонги Чо (харизматическая,
судя по описанию обращений), в которой 750 тысяч человек. У них "проблема": в
прошлом году было всего лишь 50 тысяч обращений, а в позапрошлом 100 тыс. Чо считает,
что экономический кризис был послан Богом, чтобы люди повернулись к му. Сейчас
в Корее 35% жителей христиане.
11. В Лондоне палата лордов под громкое одобрение народа уже
в четвертый раз заворачивает билль о выборах в Европарламент по партийным спискам
— в Англии самой голосуют не за партию, а за кандидата, чтобы не давать большой
власти партбоссам (Известия, 19.11.1998). У нас Конституционный Суд, напротив,
поддержал пятипроцентный барьер для партий, укрепив власть партбоссов. В христианстве
это отражается как психология института, где меряют силу веру численностью приверженцев,
а мелкие группы презирают.
Российские события
1. 17.11.1998 разразился скандал: шестеро чекистов провели пресс-конференцию,
где обвинили свое начальство в том, что генерал-майор Е.Хохольков и каперанг А.Камышников
поручали им убить Абрама Березовского, они отказались, были уволены. Реакция:
недоверие, и это разумно, ибо слишком часто ЧК лишь имитировала междоусобную схватку,
чтобы добиться какой-то своей цели. Впрочем, не исключено, что офицеры эти действительно
ведут себя как обычные совслужащие — тогда это признак конца режима, который изначально
держался на особости ЧК, и если эта особость исчезает, значит, исчезает и империя
зла. Тут и обнаруживается, что вера в реформы у нас поверхностна, ибо нельзя верить
в то, что нечто в России меняется, и не верить в то, что ЧК превратилось из карающего
меча революции в обычную жэковскую контору, сотрудники которой больше всего заняты
склоками, а не работой. Какое счастье, если это так! Думаю, мир потому относительно
благополучен, что и бесы тратят девяносто девять процентов своих сил не на соблазнение
нас, грешных, а на борьбу друг с другом. Иногда их представляют в виде иерархии
черных сил, зеркально отражающей иерархию ангелов света, но иерархии в опрокинутом
мире соответствует не анти-иерархия, а хаос.
2. 18 ноября разразился другой скандал: президент Калмыкии
Кирсан Илюмжинов заявил, что будет выводить страну из состава России, потому что
давно не получает денег из бюджета. И стали доказывать, что он деньги получает
— хотя, собственно, разве это Россия должна платить Калмыкии, а не наоборот? Особенно
поразительно, что Илюмжинова не арестовали сразу, а принялись обсуждать его заявление.
Возможно, это признак того, что Калмыкия уже фактически вышла из России и находится
с ней просто в симбиозе — как мы находимся в симбиозе с Западом, паразитируя на
нем. "Симбиоз" этот не обязательно скверен, ведь и с Богом человечество находится
в таком же отношении, все получая и ничего не давая взамен.
3. Московский суд в очередной раз защитил мэра Москвы, признав неверными утверждения
Е.Гайдара в газете "Московские новости" о том, что московское чиновничество коррумпировано.
Пресс-служба мэрии (Московские новости, 1.11.98) с гордостью отмечает, что мэр
еще ни разу не проиграл подобного процесса — а в суд Лужков подает регулярно.
Редакция подала апелляцию в Мосгорсуд. Что ж, вечно быть правым (если Лужков прав)
— не лучший способ бытия, люди не любят тех, кто выигрывает все суды. Это, кстати,
объясняет и богоборчество (не поймите так, что
я считаю Лужкова Богом! он "всего лишь" человек!!). Не так легко почувствовать,
что есть Некто-всегда-правый. Легче быть многобожником: где два бога, там уже
гомеровские распри между высшими существами, правоты Одного нет. И смирение есть
прежде всего смирение с тем, что Бог всегда прав и что мы эту правоту всегда понимаем
не до конца. Утешает то, что, в противоположность большевистской поговорке "прав
тот, у кого больше прав", у Бога как раз прав очень мало — самое главное, возможно,
есть Его право на сораспятие миру и Воскресение.
5. Заслуженный учитель РФ Евг. Юрченко (Новая газета, 2.11.1998)
отмечает, что за последние годы образование в России подчинено местническим амбициям
начальства. Вводятся курсы краеведения, причем в ущерб основным курсам. Вводятся
региональные стандарты образования — и они разные, и региональные комплекты
учебников. Он сравнивает это с фанаберией бар, которые гордились тем, что у них
собственный театр. Должен быть какой-то баланс между общим фундаментом и башенками
на крыше — и в Церкви, между общецерковным единством и местными традициями — и
баланс этот нарушается, когда начинается желания поднять башенку повыше к небу,
хотя бы пришлось оторваться от фундамента.
6. Кира Ремнева (Общая газета, 5.11.1998) пишет о том, как
она познакомилась с проститутками. Главное, оказывается, "попытаться разговорить
клиента", подбирают девушек таких, чтобы она "умела поддержать беседу, дабы клиенту
было с кем обсудить глубину поразившего страну кризиса". Так что неправы те, кто
защищает проституцию как средство физиологической разрядки — проституция есть
прежде всего проституция слова (и японские гейши, и античные гетеры — высшая степень
проституции), разврат ума, а не тела.
7. Олег Блоцкий (Литературная газета, 18.11.98) описывает,
как он брал интервью у Александра Зиновьева, автора книги "Зияющие высоты", в
свое время считавшегося выдающимся антикоммунистом (выслан в 1978 г.). Живет в
Германии, 75 лет, 8-летняя дочь от супруги, его бывшей аспирантки. Оказалось,
что Зиновьев патологически монологичен. Он не смотрит российского телевидения,
заявляя: "Я уже давно во всем разобрался и нового для себя ничего не открою" (недавно
в газете "Свет Евангелия" было письмо консервативной католички, которая
бранила всех и вся, а в конце заявляла, что не желает выслушивать какие-либо
ответы — так что тип монологический распространен повсюду). В автобиографии Зиновьева
многие пункты вызвали у журналиста недоумение: как мог человек, произнесший якобы
антисталинскую речь и оказавшийся в ЧК, выбраться оттуда, всего лишь изменив фамилию,
стать офицером, завкафедрой, жениться на дочери крупного чекиста. Не утверждаю,
что все люди монологического типа отказываются от общения из-за неуверенности
в себе, из-за боязни, что выплывет какая-то их интеллектуальная слабость или пятно
в биографии, но безусловно стоит предпочитать диалог монологу, чтобы люди нас
не подозревали в слабости. Новый Завет от Ветхого отличается именно тем, что Бог
перестает быть монологичным и становится диалогичным.
8. Николай Игнатьев (НГ-религии, 18.11.1998) рассказывает
о иером. Рафаиле Огородникове, умершем 18.11.1988 г. Род. 10.5.1951, Чистополь
Татарской АССР, в миру Борис Иоильевич Огородников. Игнатьев нигде не упоминает,
родственник ли Рафаил Александру Иоильевичу Огородникову, известному диссиденту,
— наверное, брат, вряд ли возможно такое совпадение редкого отчества. Рафаил был
токарем, спорстменом-велогонщиком, уверовал, стал прихожанином прот. Вс. Шпиллера
в начале 70-х, в 1974 безуспешно пытался поступить в семинарию, в 1975 принял
постриг в Псково-Печерском монастыре, в 1976 рукоположен во иеромонаха, стал духовным
сыном архим. Иоанна Крестьянкина. В 1975 г. новый наместник монастыря Гавриил
Стеблюченко, ныне еп. Благовещенский, изгнал из обители 70 священников, наиболее
авторитетных, установил в кельях подслушивающие устройств. В 1980 г. Рафаила выгнали
из монастыря за отказ сотрудничать с КГБ, его нигде не принимали, лишь в 1984
г. он устроился служить в церкви Порхова Псковской обл., принимал участие в пресс-конференциях,
критиковавших гонения на Церковь. Погиб он в автокатастрофе, которая, видимо,
было подстроена КГБ (в его машину врезался КАМАЗ). Среди его духовных чад и друзей
были писатель Дм. Балашов, Георгий Шевкунов, учеником был иеромонах Роман, известный
православный бард. Блаженное время, когда еще все было просто: Церковь гонят.
С тех пор Церковь стала гонительницей, что создало для православного сознания
труднейшую коллизию. Многие просто стали инквизиторами, борются с иноверцами (как
бывшие полудиссиденты Дворкин, Дейч и Кураев), или с церковными либералами (как
Шевкунов). Кто-то ушел. Третьи застыли в молитве, и, мне кажется, это лучший выход.
9. В ночь с 17 на 18 ноября перед зданием Госдумы устроили
самосожжение двое курдов, активистов борьбы за национальное освобождение. За последнее
время они провели 23 таких акции в разных странах Европы, 10 со смертельным исходом.
Из московских курдов (их схватили и погасили пламя) скончался позже один. Они
протестовали против того, что Москва фактически выдала их лидера Абдуллу Оджалана
Италии для последующей передачи Турции. Руководство курдов утверждает, что Оджалан
издал приказ, запрещающий самосожжение. Италия, видимо, предоставит Оджалану политическое
убежище, так что в определенном смысле курды своего добились. Грех этого самоубийства
отчасти падает, конечно, на европейские страны, которые решительно поддерживают
Турцию в борьбе с курдами.
10. Борис Немцов в интервью (Московский комсомолец, 18.11.1998)
заявил: "Вообще сейчас мне нужно гораздо больше денег для нормальной жизни, чем
когда я был первым вице-премьером, потому что тогда у меня были все эти атрибуты.
Сейчас я зарабатываю деньги чтением лекций за границей, и довольно успешно. Чтобы
нормально жить в Москве, нужно зарабатывать несколько тысяч долларов в месяц".
И при этом правительство никак не решится повысить прожиточный минимум с 25 долларов
до 30! В "Русской мысли" один колумнист заявил, что для нормальной жизни в Москве
нужно 600 долларов в месяц. По-моему, "нормально" (т.е., как средний москвич,
как при большевиках я жил на сто двадцать рублей) можно прожить одному на сто-двести
долларов. Зубы, конечно, при этом будут тоже советские, и ботинки "прощай молодость".
Но, мне кажется, должно быть как-то стыдно говорить о тысячах долларов, особенно
тому, кто за время своего пребывания у власти не увеличил ни на миллиметр пространство
свободы для граждан России и ни на волос не сдвинул с пальца кольца чиновничьего
всевластия, не говоря уже о каких-то более претенциозных проектах. В наших разговорах
о кризисе очень много такого накручивания страстей. Полезно жить попроще,
особенно христианам, ведь и Господь не случайно для Себя избрал не норму Каиафы,
а норму рыбаков — не самых бедных, но и далеко не самых богатых членов тогдашнего
общества.
11. Бурная телереклама журнала "Огонек" со статьей "Бог есть" — якобы
открыли "формулу Бога" (№46). Комментарии специалистов (Виталия Гинзбурга, Виталия
Гольданского, Сергея Капицы): "беспомощные построения, которые прикрываются физическими
терминами ... это уже даже не по части физики, а по части психиатрии". Боюсь,
что такие публикации больше вредят вере, чем помогают. "Бога открыли" в РАЕН,
некий академик Геннадий Шипов (РАЕН, в отличие от РАН,
собрала у себя всевозможных маргиналов). Впрочем, даже он утверждает лишь, что
высший уровень реальности "абсолютное ничто". Это, конечно, не совсем Творец.
"В мире может существовать информация, не связанная с вещественным носителем,
но действующая так, что создает это самое вещество". Сопоставлять это с Ио 1,
1 (В начале бе Слово...) означает хватать за уши богословие, хватать за уши науку
и притягивать их друг к другу. "Молитва — не попытка ли созданием направленного
торсионного поля повлиять на мысли и планы Вселенной?" Нет! Молитва
- не возможность нам повлиять на Бога, а возможность Богу повлиять на нас. Характерно,
что эту псевдонауку поддержали в начале 80-х армия и лично Николай Рыжков, они
и сейчас финансируются МО. Социализм продолжается: все пытаемся вырваться вперед
в лжесенсациях.
Вернуться к предыдущему обзору
Перейти к следующему обзору |