Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению за 1998 год
НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 4 декабря 1998 г. и ранее
Иностранные события
1. Юрий Крок (Иностранец, 25.11.1998): в Польше социологи обнаружили, что более
всего из иностранцев поляки любят американцев (61%), не любят американцев 10%.
Менее всего любят цыган. Около 50% не любят сербов, евреев, белорусов, причем
число симпатизирующих евреям снизилось за год на 9%, число их недоброжелателей
возросло на 7%. 60% не любят румын, 59% — украинцев, 55% - русских. Симпатизируют
из ближних народов более всего чехам, затем словакам, немцам, литовцам. Может
быть, самое интересное в современной цивилизации: попытка измерять любовь,
с точностью до процента. И ведь получается — и это благо, ибо, назвав грех, выразив
его (меряется ведь грех, в сущности, измерение любви идет косвенное) в цифре-символе,
легче бороться с ним.
2. Международный трибунал ООН по военным преступлениям в Югославии осудил двоих
боснийских мусульман 16.11.1998 — они истязали сербов в концлагере. Одному дали
15, другому 20 лет (Экспресс-хроника, 23.11.1998). Это информация — для тех христиан,
которые говорят о том, что международное сообщество подыгрывает мусульманам, исключительно
защищает их, преследуя "православных" сербов. Но людиагрессивно-сингулярного
склада как раз поразительно четко не воспринимают опасную для их убеждений информацию,
не замечают ее, требуют для подтверждения ее таких критериев, которые никогда
не прилагают к выгодным для них слухам.
3. Валерий Головнин (Известия, 25.11.1998) о смертной казни
в Японии отмечает, что тут общество не хочет расставаться с виселицей, "хотя Япония
гордится самым низким уровнем преступности среди промышленно развитых стран. По
мнению широкой публики, смертная казнь как исключительная мера наказания играет
важную сдерживающую роль". Примечательно, что у нас один из главных доводов в
защиту смертной казни: вот разовьемся, тогда отменим. Но опыт Японии показывает,
что если развиться экономически, не развиваясь духовно, то жажда убивать (а именно
есть главная причина сохранения смертной казни, этого дозволенного по общественному
договору убийства) остается. С 1945 в Японии казнили около 600 человек — по десятку
в год. В 1989-1993 действовал мораторий, но за последние пять лет казнили более
30 человек, в т.ч. 70-летнего старика. И когда говорят: а если бы вы были матерью
(отцом) убитой девочки, надо, конечно, отвечать: а если бы вы были матерью или
отцом девочки, которая убила?... Сострадание тогда праведно, когда неизбирательно.
4. В министерстве обороны Японии арестовывают коррумпированных чиновников.
Один уже покончил с собой. Восток! Тутсамоубийство
— часто добродетель, ибо люди живут коллективистской нравственностью, где главное
чувство стыда перед другим. Христиане поставлены перед Богом, не перед коллективом,
и перед самим собой — при этом самоубийстве свидетельствует уже не о стыде перед
коллективом, а о личной слабости понести свой крест, поэтому и греховно.
5. В связи с решением не отпускать Пиночета на свободу Валерия Сычева (Сегодня,
3.12.1998) отмечает, что ссылки на примирение в ЮАР — давайте и в Чили пусть примиряются
- не проходят: в ЮАР комиссия по примирению создавалась на основе национального
согласия, а амнистия в Чили, спасшая в 1978 г. Пиночета от суда, была продавлена
сверху.Миротворец не имеет права быть судьей в своем
собственном деле.
6. Агентство Рейтерс и газета "Время МН" (3.12.1998) сообщают, что на амазонской
плантации некий Франсиско де Моралес, руководитель "объединенной церквипятидесятников"
приказал забить до смерти троих взрослых и троих детей. "Полиция арестовала изуверов".
Теперь будем ждать, когда возьмутся за российских пятидесятников — ведь они изуверствуют.
Хорошо в России только коммунистам, потому что их заграничные собратья, если и
совершали преступления, то куда меньше ГУЛАГа.
7. В Румынии умер православный монах Клеопа 87-ми лет (тоже Рейтерс, Сегодня,
4.12.1998), при коммунистах прославившийся как "духовный пастырь румынского православия".
Вечная память, только настораживает одна деталь: местный пастух ему каждый месяц
приносил мешок картофеля, Клеопа в день съедал один клубень. Но какой-то маленький
мешочек получается, куда все тридцать картофелин влезает. Сразу видно, что иностранный
журналист, писавший сообщение, плохо себе представляет, как выглядит картошка
в натуральном виде, а не в чипсах.
8. В Швейцарии начался процесс над Сергеем Михайловым, якобы лидером солнцевских
бандитов Михасем. В газетах особенно отмечается, что у него были прекрасные характеристики
от Московской Патриархии (Комсомольская правда, 2.12.1998). Уверен, что и для
журналиста, и для читателя это звонок: вот, христиане какие плохие, за крутые
бабки любого отмажут. При этом информация о том, что наше МВД к Михайлову претензий
не имеет, не воспринимается как порочащая МВД. Умира двойной
стандарт к верующим и к "своим", и жаловаться на это не следует, а надо просто
это принять и не требовать к себе особого почтения. Пусть нас знают с плохой стороны,
зато уж потом будет крепче доверие к нашей хорошей стороне, — таков один из стилей
проповеди Евангелия, наиболее мне близкий. Лучше начать, чем кончить казнями,
как говорил Кольбер. Уж лучше иметь инквизицию в прошлом, чем в будущем.
9. Евгений Трифонов (Новое время, №48) описываетТурцию
как, увы, наше возможное будущее. Эта страна выбрала инфляционную модель развития
экономики. Подавить инфляцию просто, но невыгодно чиновникам: "Могучая бюрократия
получает огромные выгоды от роста экономики путем предоставления "нужным" фирмам
налоговых, таможенных и прочих льгот". Во-вторых, это модель коррупционная, в
третьих — тут нарушаются права человека, в четвертых — это военная экономика.
"Курдская война, помимо определенных идейно-политических причин — большой чиновничий
бизнес. Это тысячи должностей, это колоссальные финансовые потоки. ... До войны
в Курдистане (она началась в 1984 году) турецкая армия сосредотачивалась то против
Сирии, то против Греции, то высаживалась на Кипре, то вторгалась в Ирак, то просто
устраивала перевороты (1960, 1971 и 1980 годы) в собственной стране. ... Милитаризм
— ... непременная составная часть рассматриваемой модели".Агрессивность,
таким образом, напрасно выдает себя за следствие проблемы — агрессивность создает
проблему, чтобы реализовать себя. В России, замечу от себя, все многократно ухудшается
отсутствием частной собственности и хотя обычного права.
10. Разгорелся спор между израильскими и еврейскими учеными: первые утверждают,
что пирамиды строили евреи, вторые, что пирамиды построены намного раньше появления
евреев вЕгипте (Сегодня, 30.11.1998). Библия не говорит,
что евреев занимали именно строительством пирамид, это как бы само собой додумывается,
как и про яблоко у Евы. Прозвучало, что евреи хотят лишить арабов их истории --
хотя уж конечно арабы еще менее строили пирамиды, нежели евреи.
11. Большое интервью ВасилияЛеонтьева, 93-летнего экономиста,
нобелевского лауреата, живет в США (Комсомольская правда, 2.12.1998). "Я всегда
сравнивал экономику с парусным кораблем. У компаса за штурвалом — государство.
А ветер — это предпринимательство". Любопытно, что Леонтьев переносит на экономику
метафору, обычно прилагавшуюся к Церкви ("корабль спасения"). Для него русская
экономика — военный крейсер с обвисшими парусами. Увы, боюсь, что он еще деликатен
— особенность социализма в том, что он вообще снимает паруса, выволакивает корабль
на сушу и пускает на дрова, но требует от всех испытывать настоящую морскую болезнь.
Он считает, что "реформаторы" потому не заслуживают своего имени, что не создали
"элементарно цивилизованных условий существования" для "тех, с кого начинается
предпринимательство — фермеров, купцов, мелких торговцев, хозяев небольших предприятий.
... 3 процента сельского населения Америки кормит страну, да еще и с радостью
сбывает в Россию излишки своей продукции. В разгар фермерского движения у вас
люди взяли в частное пользование 10 процентов пахотных земель. Но ведь они потом
оказались в ужасном положении". Здесь выявляется любопытная черта нашей психологии:
у нас считают серьезно, что все растет сверху, что "первые" — это самые богатые,
крупные, а остальные — потом. Такая перевернутая логика характерна для первобытных
экономик, и, видимо, тут нельзя эволюционировать к норме: нужен щелчок в сознании,
и человек видит, что начало — внизу, а не вверху, что "первые" — последние, а
"последние" — вот первые. "Меня тут спрашивали коллеги: а кто такой миллиардер
Березовский? Ну Билл Гейтс — понятно, он придумал "Майкрософт". А этот-то что?
Назначенные вашим правительством миллиардеры не имеют ничего общего со столпами
западного бизнеса. Их не приняли бы в руководство ни одной крупной американской
корпорации. Да они и не хотели управлять доставшимися им предприятиями и отраслями
по законам экономики. Так — сняли пенки. ... Ветер предпринимательства зарождается
в самом низу". Интервью Леонтьева после споров Гайдара и Явлинского — настоящий
душ Шарко, отвес, мерило праведное: есть норма, а не просто спор социалистов разных
градусов о том, как бы приделать социализму капиталистическое лицо. А вот Общая
газета (3.12.1998) дает огромное интервью с Березовским, где он в сущности признает,
что не заработал, а украл деньги: "К сорока двум годам от роду я имел автомобиль
пополам с приятелем ... И вдруг практически в один день появляется очень много
денег". Он ссылается на Сахарова — тот якобы определил жизнь как экспансию. Но
Сахаров, думается, не считал казнокрадство экспансией.
Российские события
1. Главная новость: цена нефти упала до 9,17 долларов за баррель, а было год назад
до 18 долларов (Известия, 3.12.1998). В сущности, большевизм был утопией на нефтяные
доходы — вот в Кувейте потратили нефть на рай, а у нас на ад.
2. Иосиф Кобзон во время первого после перерыва заседания Госдумы демонстративно
вышел из зала, заявив, что не может дышать одним воздухом с антисемитом Макашовым.
Вот и маленькая польза от национальных разделений, предусмотренная приВавилонском
разделении языков: оно удерживает от сплочения людей с близкими, в сущности, взглядами.
3. Леонид Шаров (Общая газета, 19.11.1998) защищает отменусмертной
казни, хотя некогда был ее сторонником ("а куда девать ... патологических злодеев?
... Не гуманнее ли пристрелить, чтобы не мучать? И еще одно было у меня важное
соображение: опасность самосудов, а они уже начались в России, отказавшейся до
поры до времени расстреливать преступников"). Теперь он против смертной казнились
потому, что наша правовая система постоянно осуждает невиновных, т.к. их легче
схватить и пытать, чем виновных. Ну вот и славненько — слава Богу, дошло!
4. А защищает смертную казнь, что кажется мне лично парадоксом, председатель
комиссии по помилованию Анатолий Приставкин (Московские новости, 15.11.1998).
Во всяком случае, он рассказывает ужасные истории про то, как убивают детей, и
заканчивает: "Давайте, во имя собственного же спасения, побережем наших детишек".
Но как? Если он обращается к алкоголикам, которых описывает, то они "МН" не читают.
Если он имеет в виду смертную казнь, то она может лишь наказать прошлое преступление,
но не предупредить будущее, ибо потенциальные преступники, как видно из его же
описания, начисто не интересуются окружающим миром и потому исмертную
казнь не воспринимают как реальную угрозу себе.
6. Академик Виталий Гольданский (Независимая
газета, 10.11.1998) цитирует Мих. Буянова, психиатра, который обрушился на веру
в колдунов, всемирные заговоры, психотропное оружие (что разумно), заявил, что
в 90-е гг. развернулись три эпидемии: вера в колдовство, магию, астрологию, экстрасенсорику,
вторая - увлечение нетрадиционными культами и уход в секты, третья — национализм.
Это мне кажется опаснейшей ложью через частичную правду — ведь Буянов и веру в
Бога вообще считает сумасшествием, он говорил мне об этом в интервью. Смешать
все в одну кучу — не лучший способ рассуждения. Гольданский отмечает, что днем
рождения квантовой физики стало 14 декабря 1900 г., когда Макс Планк сделал в
Немецком физическом обществе доклад о законе излучения, а также важнейшие даты
— 1905 г., выход статьи Эйнштейна "К электродинамике движущихся тел", и 1915,
создание общей теории относительности. У ученых своя история, беда в том, что
христиане ею не интересуются, а в итоге и наука не интересуется христианством.
Мы интересны лишь тем, кто интересен нам — и интересен не как людоеду, не для
манипуляции, а бескорыстно.
7. Владимир Семаго, бывший член КПРФ, ныне исключенный, раскрывает некоторые
секреты (Комсомольская правда, 17.11.1998): он отмечает, что, видимо, была негласная
сделка Ельцина с коммунистами, благодаря которой КПРФ не стала затевать судебный
процесс по возвращению собственности и средств КПСС, "хотя такие действия должны
были автоматически последовать из решения КС". "А откуда вдруг у ЦК появилось
собственное здание и почему пресса не очень охотно упоминает о нем? Да потому,
что предыдущее правительство и московские начальники не очень хотели афишировать
свои контакты с некоторыми руководителями КПРФ".
8. Олег Сысуев, кремлевский чиновник, заявил (Итоги, 17.11.1998,
с. 28): "С большой долей уверенности можно сказать: в конце лета страна стояла
на пороге гражданской войны. Нам удалось ее избежать. Да, путем временного отступления".
Так и за Ельцина все время призывали голосовать, чтобы избежать "возвращения коммунистов",
"гражданской войны". На место идеи социализма посткоммунисты поставили идею "недопущения
социализма" — что точно так же ложно и ведет в никуда.
9. Как интересно листать старые газеты! Случайно подвернулся номер "МН" от
31 мая 1998 года - интервью Егора Гайдара, где он хвалит
кабинет Кириенко за то, что тот верно "выбрал главный приоритет" — "сохранение
стабильности национальной валюты", а иначе будет курс доллара в 25 рублей, "неконтролируемое
падение курса рубля, истощение ресурсов Центрального банка, тяжелейший удар по
банковской системе, всеобщая паника". В общем, Гайдар пугал именно тем, что и
было после 17 августа благодаря решению Кириенко-Гайдара. Во всем интервью ни
слова о том, увеличило ли правительство Кириенко экономическую свободу или правовую
атмосферу в стране. Рассуждения бухгалтера, которому важно, чтобы дебет сошелся
с кредитом, а реальная жизнь не существует. "Макроэкономикой" Гайдар называет
то, чем занимался Чубайс — то есть, как мы теперь знаем, получение на Западе кредитов.
И подчеркивает, что Кириенко легче, чем ему в свое время, ибо его правительство
"работает в государстве, которое реально существует, при финансовой системе, которая
работает". Корреспондентке остается лишь завершить интервью фразой: "Жизнь налаживается...".
Как все это сейчас звучит! Замечательно, но Гайдар и после 17 августа — как с
гуся вода, все было правильно. Он делает ту же ошибку, что и папы римские, да
что и любой жрец — держится так, словно он всегда прав. Впрочем, нынешние папы
намного более смиренны, чем Гайдар.
10. Владлен Максимов в статье "Потрясение мозга" ("Новая газета", 23.11.1998)
приводит анекдотический факт о российском суде: академик Кубарев подал иск на
хулигана, который его избил. Судья всячески хулигану мирволил, вплоть до того,
что в протоколе заседания от 5 августа 1998 года написал: "Потерпевший встает
и говорит: "Прошу назначить заседание суда на октябрь 1998 г., т.к. 5 августа
я и мои свидетели будут отсутствовать в Москве". На самом деле, никакого заседания
5 августа не было вообще, — даже сфальсифицировать грамотно не могут.
11. Юрист Лариса Ефимова (Российская газета, 25.11.1998) требует цензуры на
телевидении, изобретая новое "право человека": "право
получать честную и достоверную информацию". Конечно, такого права нет. Есть право
и обязанность обдумывать поступающие к тебе сигналы, различая, где информация,
а где ложь. Провозгласив такое право, мы очень быстро вернемся к инквизиции, которая
будет определять, что и кто есть истина.
12. Юрий Феофанов (Неделя, 25.11.1998): "Репрессивные органы
чекистского толка — органическая составляющая деспотической власти ... Ну, а в
Голландии что взамен? Или в Англии, Франции? А ничего похожего нет. ... Сошлются
на ФБР в Америке. Но там Закон въелся в плоть и кровь народа, правительства, государства.
Так он, Закон, в узде держит спецслужбы. Не всегда? Но почему нам указ только
Америка? Предвижу, что это суждение покажется безответственным и дилетантским.
Но что ж делать, если в нашем государственном производстве запускается швейная
машинка, а получается пулемет? Выход один: прекратить производство. Тем более
обанкротившееся". Еще одна, подобная мне, "демократическая курица". Хорошая метафора,
объясняющая, кстати, почему есть атеизм. Атеист тоже возмущается тем, что христиане
проповедуют смирение, а выходит гордыня хуже, чем в любом язычестве. Но если перерождение
КГБ не исправить иначе, как через роспуск, то перерождение дваждырожденных не
исправить утоплением — крещением в одно погружение без вытаскивания. Речь идет
о качественно разных явлениях, ибо КГБ — учреждение человеческое, даже самые большие
патриоты этой конторы не назовут ее "тело Дзержинского", а Церковь
есть Тело Христово, и из-за христианских грехов надо бежать не от Христа, а ко
Христу. |