Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению дневника
за 1999 год
Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ
ВОЗМОЖНА ЛИ КЛЕВЕТА НА ПАТРИАРХА?
Опубликовано: НГ-Религии, 14 апр. 1999 г. Текст сверен.
Публицист Яков Кротов |в своем материале «Возможна ли критика Патриарха?» затронул
важные аспекты церковной жизни: кто может участвовать в обсуждении церковных проблем,
есть ли границы критики, в какой форме она возможна и где она должна звучать?
Впрочем, на этом заслуги Якова Кротова кончаются, потому что предлагаемые автором
ответы на эти вопросы не соответствуют элементарным правилам публичной полемики.
Посудите сами, вот цитата из интервью Святейшего Патриарха Алексия II, на которую
опирается в своих размышлениях Яков Кротов: «Существует и сознательное противодействие
возрождению церковной жизни со стороны тех людей, которые... боятся усиления авторитета
РПЦ, усматривая в. ней... угрозу своей свободе придерживаться иных воззрений и
верований. Опасения напрасные, ведь наша Церковь стремится воспитывать своих чад
в духе терпимости и уважения к людям. Агрессивность чужда природе подлинного православия...
Другое дело, что неприятие общественной миссии Церкви подчас бывает продиктовано
либо привязанностью к порокам... либо гордыней».
Есть все основания для предположения, что публицист узнал в этом высказывании
себя. Если исходить из многочисленных публикаций в печати Якова Кротова и из регулярных
выступлений его на радиостанции «Свобода», то именно он и видит угрозу своей свободе
в усилении авторитета Церкви, именно он сознательно противодействует возрождению
церковной жизни, именно он не понимает общественной миссии Церкви: пожалуй, не
было ее ни одной антицерковной компании за последние годы, в которой бы Яков Кротов
так или иначе не участвовал, ни одной хулы относительно Русской Православной Церкви
и ее священнослужителей, которую бы он не поддержал и не озвучил.
По всей видимости, слова Патриарха попали в самое яблочко, иначе чем можно
объяснить неадекватность реакции Якова Кротова, который, совершенно не боясь быть
уличенным в подлоге, заявляет, что Патриарх в вышеприведенных словах "категорически
выступает против публичной критики" священников и что он "пытается заставить замолчать
журналистов, пльзуясь тем, что большинство газет прямо или косвенно зависит от
властей". Вслед за этим автор в своем гневе настолько распаляется, что делает
из слов Патриарха такой вывод: "Отсутствие у духовенства интереса к тому, что
пишут журналисты, есть лишь часть глобального отсутствия у духовенства интереса
к мыслям и чувствам верующих, да и вообще окружающих".
Не знаю, есть ли смысл опровергать все эти пышущие злобой заявления Якова Кротова?
Думаю, нет. Желаю же узнать то, что в действительноти думает обо всем этом Предстоятель
РПЦ, могут взять в руки вышеший недавно обширный том речей и выступлений Патриарха
и прочитать и о хрисианском понимании свободы, и об отсутствии запретных тем в
обсуждении церковных проблем, и о работе журналистов, пишущих о Церкви, и о том,
о чем говорится в цитируемом Кротовым интервью: «Наша Церковь стремится воспитывать
своих чад в духе терпимости и уважения к людям», «агрессивность чужда природе
подлинного православия».
Сам автор всех этих опровержений не услышит, поскольку он не хочет их слышать
- он твердит одно: «Увлечение политиков и журналистов «православием» есть лишь
один из симптомов страха свободы». И потому в борьбе с православием любые средства
хороши - вплоть до откровенной лжи и клеветы, так как старая, традиционная критика,
требующая от публицистов порядочности, уже не проходит.
Внимание: У меня слово "православие" поставлено в кавычки,
чтобы ясно было - речь идет об увлечении политическим аспектом православии, но
Вигилянский это игнорирует. |
Я был свидетелем того, как несколько месяцев назад на устроенной австрийским
посольством международной конференции, посвященной интеграционным и дезинтеграционным
проблемам Европы, Яков Кротов публично обвинил Патриарха в том, что он в прошлом
сотрудничал с КГБ. Когда Кротову было замечено, что столь жесткие обвинения против
кого бы то ни было требуют обязательных доказательств, иначе их можно расценить
как клевету, он этих доказательств, естественно, не предъявил и в качестве излюбленного
им полемического приема обвинил человека, сделавшего это замечание, в оправдании
пособничества карательным органам.
Была ли эта акция критикой Патриарха, или обвинения, прозвучавшие на конференции
(кстати, так же как и претензии Якова Кротова, предъявленные им Патриарху в обсуждаемой
нами статье), называются как-то иначе? Ответ очевиден. К критике это все не имеет
никакого отношения, а есть разнузданная, не стесняющаяся никакими средствами кампания
по дискредитации РПЦ. И в этом Яков Кротов отнюдь не одинок, что придает его позиции
большую агрессивность. Я видел обширный документ, подготовленный для Комиссии
по этике при Союзе журналистов, в котором содержится подборка из более чем сотни
материалов, опубликованных в центральной прессе за последние полгода и содержащих
в себе оскорбительные для верующих высказывания о православии, откровенную клевету
на РПЦ и ее священнослужителей.
Но, к сожалению, поношение священников у нас стало делом обыденным. Особая
пикантность ситуации заключается в том, что ни один священнослужитель никогда,
ни при каких обстоятельствах не подаст в суд на журналиста о защите своей чести
и достоинства не только потому, что по церковным канонам не должен судиться у
«внешних» ,но и потому, что он постоянно исповедует свое недостоинство («и аз
иерей недостойный...»), а во время служения литургии, выходя с Чашей, всенародно
провозглашает, что он является первым из всех грешников. Поэтому ответ на поставленный
в заголовке вопрос звучит так: «Конечно, возможна!» Клевета на Патриарха сугубо
греет тщеславие некоторых журналистов, особенно когда они знают, что никакие судебные
преследования им не грозят. Многие из усердных клеветников это поняли и удовлетворяются,
что их на ура принимают бывшие профессиональные атеисты, ожидающие возврата старых
времен, когда можно будет провести «с максимальной быстротой и беспощадностью
подавление реакционного духовенства» (Ленин, 1922 г.).
Мой ответ.
|