Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению дневника
за 1999 год
НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 23 июля 1999 г. и ранее
Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь"
Вернуться к предыдущему обзору Иностранные события
1. Мирео Джорджевич (Русская мысль, 8.7.1999): Патриарх Павел
Сербский заявил: "Я не хочу ни малой, ни великой Сербии, если она создается через
преступления". Он посетил места, где похоронены убитые сербами косовары, и возмутился.
Наши российские православные журналисты не нашли в себе на это сил, и выступление
патриарха Павла замалчивают, хотя о них знают.
2. Евгений Ухов (Труд, 8.7.1999): Госсовет Татарии
не одобрил направление российский войск в Косово, а парламент Татарии заявил,
что татарстанцы не должны участвовать в миротворческих частях. Вот и трещинка
в идиллической картинке исламо-православного рая.
3. Комментарий Яна Стшалки (Русская мысль, 10.6.1999) к визиту Папы в Польшу:
пускай государство и тратится на визит, но ведь "города, где побывает Папа, на
этом выиграют, получив современную инфраструктуру. Однако важнее всего то, то
каждое паломничество Иоанна Павла II в Польшу становится для его соотечественников,
верующих и неверующих, временем, когда они чувствуют себя воистину свободными".
Плохи люди, которым нужен визит, пускай даже папы, чтобы почувствовать себя свободными!
Да и что за свобода, если, как признает Стшалка, "на родине Папы никто не посмел
бы решительно критиковать его паломничество". Значит, тут уже не христианство
торжествует, а агрессивный национализм.
4. В Белоруссии истек срок полномочий президента, прошли демонстрации, арестовано
несколько десятков человек. Наши политики не высказываются — никто, тут Гайдар
и Явлинский едины с Зюгановым — а Запад пожестче, не признает Лукашенко президентом,
и все. А что им высказываться, когда все, говоримое относительно Лукашенко, приложимо
и к нашему президенту. Тут единство психологическое, более важное, чем политическое.
Алан Касаев (Независимая газета, 23.7.1999) упрекает
США за двойной стандарт: почему тогда они признали незаконные продления полномочий
у среднеазиатских владык типа Назарбаева? Упрек справедлив (ответ: Белоруссию
больше уважают, чем Среднюю Азию, поэтому от нее ожидают цивилизованного поведения).
Но сам-то Касаев требует другого стандарта: не осудить всех диктаторов, а всех
простить. "Заслуживает уважения действительно принципиальная позиция России и
Украины, подтвердивших то, что и так очевидно, хотя и не для всех — президентом
Белоруссии является Лукашенко". Совершенно с такой же интонацией говорят: ну ясно,
что чудес не бывает... ясно, что Бога нет.
5. А вот скандал в Белоруссии (Комсомольская правда, 10.7.1999): 30 июня сотня
парней в камуфляже, играя в "Зарницу", договорилась с руководством Минобороны
Белоруссии, что они в ходе учений проверят родную деревню их руководителя Анатолия Силивончика
(Гамза) на предмет алкоголиков и проведут с ними воспитательную работу. Была договоренность
и председателем райисполкома. В результате парни с автоматами ворвались в деревню,
стали ставить мужиков на колени, пугать, стращать, не видя в том ничего дурного
— снимали сами на видео. Разместились бойцы на территории военной части. Мужики
оскорбились, подняли крик, приехали журналисты. "Силивончик принес извинения за
неудобства и в качестве компенсации выделил деньга на два ящика водки. На том
и разошлись". Действительно, были алкоголики, нуждавшиеся в перевоспитании! Но
когда о скандале написали газеты как об унижении национальной белорусской гордости,
поспешно выслали боевитых ребят из Белоруссии, завели на них уголовное дело. Стало
известно о событиях очень поздно, и до сих пор непонятно (журналистам), почему
"до границ Белоруссии автобусы "Беркута" добрались с помощью российской ГИБДД,
а потом их сопровождал эскорт белорусской ГАИ". А что непонятного? Если белорусской
и русской номенклатуре дадут развернуться, многих такие беркуты перешерстят. Любопытно,
что Силивончик известен как коммерсант в России (привет Гайдару, в его структуре
он — "эффективный собственник"), и к тому же набожный: профинансировал восстановление
Креста Святой Евфросинии Полоцкой, за что был удостоен награды православной Церкви.
"Да и в далеком Сургуте Силивончик ... ведет работу по патриотическому воспитанию
молодежи".
6. Латвия приняла было закон о государственном языке, но под давлением Евросоюза
отменила. Премьер Степашин заявил, что "недопустимо,
что в Латвии идет дискриминация русских, которые освобождали эту землю от нацизма
и строили современную промышленность Латвии" (Российская газета, 10.7.1999). Интересно,
будет Степашин бомбить Латвию или нет? А Австрию, которую мы тоже освободили от
нацизма, но где русский язык тоже в загоне? И неужели неясно, что ничто так не
обесценивает ни боевой, ни трудовой подвиг, как требование вечной за него благодарности?
И уж конечно, стоит помнить, что у нас иноязычных притесняют куда сильнее, и никаких
ЕС мы не слушаем, почему Латвия при всех своих фашистских тенденциях — нормальная
страна, а мы — Зазеркалье.
7. Погиб Джон Кеннеди-младший. Комментарии
очень языческие. Дм. Бабич (Московские новости, 20.7.1999): американцы прощали
буйным Кеннеди все, потому что те "длинной и скучной жизни предпочитали короткую
и счастливую". Мэлор Стуруа (Московский комсомолец, 19.7.1999): уважительно о
матери братьев Кеннеди, 80-летней Роуз, сказавшей "Бог не посылает нам креста
тяжелее того, что мы в состоянии нести". Правда, реакция у коммунистического пера
своеобразная: почему-то видит в этом "вызов року", жертву сыновей "в пасть Ваала".
8. Поймали поджигателей синагог в Сакраменто
(Русская мысль, 15.7.1999), оказались приличные мальчики, братья Уильямсы, 29
и 31 год. Родителей их считали религиозными фанатиками. Они обвинили евреев в
разжигании войны в Косово, но священник единственной в городе сербской православной
Церкви заявил, что осуждает поджоги и скорбит об утрате синагог.
9. Юрий Шпаков цитирует Гюнтера Шабовского, одного из коммунистических лидеров
ГДР, который вспоминает, как ему звонил в конце 80-х Ельцин
(тогда московский глава) и сказал, что Москве позарез нужны психиатры, потому
что душевное состояние жильцов коммуналок скверно, нужно больше психиатров, чтобы
решить проблему их душевного равновесия. "Я так осторожно спросил: может, не врачей
нужно больше, а квартир?" И когда я слышу жалобы на нехватку священнических призваний,
тоже хочется спросить: может, нужно больше свободы мирянам?...
Русские события
1. Сенсация: во Владивостоке судья признал Пасько невиновным
в шпионаже, дал ему лишь два года (сколько он уже отсидел) за использование служебного
положения в личных целях, да еще раскритиковал чекистов, фальсифицировавших улики.
Но Пасько мало: будет бороться за полное оправдание: "Иначе эти ублюдки из КГБ
будут вечно держать нас в страхе" (Пасько, цит. Новые Известия, 21.7.1999). Кто
знает, может быть на Страшном суде многим скажут,
что мы достаточно наказаны здешней жизнью? Может быть — если бы не будем наказывать
других, как в тюрьме заключенные ведь не наказывают сокамерников. Так что проблема
не в том, что мир сей — тюрьма, а в том, что люди делятся на заключенных и надзирателей.
2. Итак: 20 июля 1999 г. Конституционный Суд признал закон о реституции
в целом правильным — можно не отдавать трофеи Германии, можно не отдавать золото
Шлимана. Поскольку мы считаем действительными сделки, заключенные под давлением
гестапо (например, продажу голландцем Кенигсом своей коллекции гитлеровцам) —
в Голландии такие сделки признаны ничтожными — то мы ничего и не будем отдавать.
Более того, мы подчеркиваем, что нам еще Германия многое должна. Разница в том,
что немцы и голландцы точно указывают вещи, которые у нас находятся, и знают,
где, а мы лепим: отдайте Янтарную комнату, и все, да сто тысяч икон из коллекции
Петра Великого. Какая коллекция, какие сто тысяч икон? А вот сталинские молодчики
заявили, что они пропали. Во-первых, могли солгать, во-вторых, ясно же — погибли
во время бомбежек, и не факт, что бомбежек немецких. Так и наше частное счастье
— если его нет, это не значит, что окружающие его похитили или уничтожили, может
быть, мы сами его задавили.
3. Решение Верховного суда: если предприятие купило своему сотруднику квартиру
по цене ниже рыночной, он должен заплатить налог с
разницы. Комментарий Российская газета (21.7.1999): "При приобретении имущества
не по рыночной цене гражданин получает натуральный доход в виде бесплатного получения
части товара". Чисто коммунистические представления о том, что такое "рыночная
цена".
4. Евг.Крутиков (Известия, 6.7.1999) поносит чеченских
"террористов": "Остается только ждать, когда Москве надоест поднимать в воздух
по два-три вертолета и утюжить батальонными минометами противоположный берег Терека
и когда-нибудь сподобится спланировать операцию так, чтобы мучители десятилетних
детей и семидесятилетних стариков реализовали бы наконец свою мечту — смерть во
имя Аллаха". Стилистически конец хорош, содержательно — мерзок. Во-первых, где
доказательства, что мучившие девочку (показывали по телевизору) поступали так,
потому что хотят умереть во имя Аллаха? Во-вторых, если бы и так — лучше не припутывать
религиозную тему. В-третьих — опять за старое: под предлогом борьбы с мучителями
детей призывать к войне? Что, московских педагогов тоже будем бомбить?
5. В Самаре военный суд приговорил было к двум годам
дисбата молодого священника, сбежавшего из армии (мать его, попадья, заявила,
что своих младших детей в армию не отдаст). Он просил, чтобы его отправили служить
в спецчасть для духовенства — но ведь она одна, а молодых священников много. Впрочем,
его тут же амнистировали — новая манера осуждать, не осуждая. (Новые известия,
23.7.1999).
6. Синод 19.7.1999 отправил на покаяние в Псково-Печерский монастырь еп. Никона Миронова
(Екатеринбург) на время расследования обвинений его в мужеложстве (расследования,
конечно, не будет, как не будет и передачи дела в светский суд). Отменили, вопреки
Уставу РПЦ, поместный собор, который должны были созвать в 2000 г., заменив его
просто "архиерейским собором". Сергей Бычков умудрился
покритиковать за это Синод, не критикуя, однако, Патриарха — истинно канатоходец.
Это уже вторая отмена собора — не состоялся он и в 1995 году. Видимо, боятся не
справиться с бунтом неофитом, и, выбирая между фанатизмом
новообращенных и цинизмом старых партийно-церковных кадров, я все же предпочту
последний. Как и все нынешнее секулярное общество.
Перейти к следующему обзору |