Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению за 1999 год
НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ:
19 НОЯБРЯ 1999 Г. И РАНЕЕ
Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь"
Вернуться к предыдущему обзору
Вернуться к оглавлению "Дневника писателя" за 1999 г.
Иностранные новости
1. Прошла встреча в Стамбуле лидеров крупнейших государств, был
там наш президент. Конечно, не стоит придавать этой встрече слишком большое значение:
руководители страны руководят страной, но теми, кто вложил свою руку в десницу
Божию, руководит только Бог. Клинтон выступил с "уравновешенным" заявлением: мол,
Чечню бомбить можно, но надо "минимизировать" потери среди мирных граждан. Как
недалеко мы ушли все-таки от обезьян! Наши газеты (к которым претензий меньше,
чем к Клинтону, потому что их сотрудники повинуются военной цензуре из страха
потерять работу, а Клинтон поддерживает войну в Чечне по менее весомым мотивам)
представили все как победу Россию, хотя мы потерпели поражение: в итоговом документе
о Чечне-таки написали в неблагоприятном для нас духе. Но что значит "написали":
они из ста слов в начале десяток про то, что Чечня -- наше внутреннее дело, а
потом девяносто про то, что надо мириться, а подцензурный журналист цитирует десять
слов про то, что Чечня наше внутреннее дело, и одно слово про нужно мириться --
и вроде бы не ложь, а все ж лжесвидетельство.
2. Феликс Городецкий (Новые Известия, 6.11.1999): уволили Роберта
Бека, руководителя конкурса "Мисс Америка" за то, что разрешил участвовать в конкурсе
девушкам, сделавшим абортам и разведенным. Вспоминается статья свящ. Рене Бела
и Адольфо Кастанеды (Rebe Bel, Adolfo Cataneda. The Plot Against Life and Family,
The Catholic World Report, August-September, 1994, p. 19 ff.), утверждавших, что
новый американский империализм заключается в ограничении народонаселения Третьего
мира, чтобы не захлестнуло. И рост действительно замедляется. Правда, по какому
такому заговору падает (и намного больше?) рождаемость в самой Америке? Причем
Правительство США было лишено право финансировать организации, которые популяризируют
аборты в других странах (политика, начатая Рейганом и продолженная Бушем). Но
идет финансирование через ООН. Нашли секретный (правда, быстро рассекреченный)
меморандум госдепа, 1974 г. (рассекреченный в 1989), который подчеркивал необходимость
контроля за рождаемостью в неразвитых странах — в интересах США. Боятся восстания
наций, потери доступа к природным ресурсам. "Population imperialism". Помощь
Китаю в политике ограничения рождаемости - авторы из испанской ветви Human Life
International.
3. Алексей Смирнов (Новые Известия. 22.10.1999): шведские
специалисты концернов "Эрикссон", "Вольво" и др. рисуют будущее обычного
человека через 15 лет. Любопытно сравнить. Смысл прогноза: общество гиперпотребления.
Всюду электроника. Посуда одноразовая. медики меняют суставы и сосуды как
зубы. Постоянная работа редкость, работают кто где хочет. Для производства нужно
будет 10% населения, столько же для науки, остальные будут заняты учебой
и сервисом. Одежда одноразовая, все моделируют сами ее на машинах.
4. Вацлав Белоградский (Литературная газета, 3.10.1999): двести
чешских интеллектуалов выступили с манифестом "Импульс-99", озабочены стагнацией,
отрывом политиков от избирателей, утратой веры в будущее - Белоградский, д-р философии
Торонто отвечает : 1990-е начало глобализации, на смену национальному государству
приходил социальное, планетарный плюрализм, мобильность информации. Глобализация
душит и социальное государство. Противоречие между рассудочным и живым, логосом
и биосом. Критикует "глобальную мощь США в сфере масс-медиа", голливудскую пошлость.
Бюрократия захватывает власть. Богатые страны калечат землю. "Кто контролирует
спрос на общественное мнение, кто его производители и распространители? Будто
и нет вопроса, подходит ли Европе американская монополия по "производству и распространению
общественного мнения"? "Потребительский конформизм". "Все стало политикой:
просто дышать, и то возможно только в той мере, в какой политические решения ограничивают
загрязнение атмосферы". "Глобализация позволяет осознать бессмысленность дальнейшего
экономического роста. И не только бессмысленность, но и безнравственность". "Не
находите ли вы, что как раз в наших западных ценностях есть что-то демоническое,
нетерпимое, деструктивное и неприязненное к жизни". Компьютер уводит от "здесь
и теперь". Капитализм — лишь более эффективная версия коммунизма, тоже ведет
"к катастрофе цивилизации". "Военно-промышленно-административный молох очнулся
от обморока и жаждет получить свои упущенные дивиденты. Западное общество замыкается
в себе, оно уже не способно менять свою запрограммированность. И теперь у меня
уже не остается сомнений: да, коммунизм и глобализация — всего лишь две разные
ипостаси и две стадии того же самого фундаменталистского поколения — росту Роста".
Видимо, опечатка - не поколения, а поклонения. Типичная агарофобия. Наверное,
на Западе есть и пошлость, и тоталитаризм, и разрушение природы — но на Востоке
всего этого намного больше. Любой другой известный вариант — хуже. Спасение не
в остановке глобализации, а в наращивании глобализации добра. Или мы считаем,
что глобализация на пользу только греху?
5. Крупный чиновник ФРГ, ответственный за раскрытие агентов
ГДР-вской Чеки, Петер Буссе, объясняет, как разоблачали стукачей (Московские новости,
2.11.1999). Редакция сопровождает это утешительным: "на госбезопасность работало
только 2 процента жителей бывшей ГДР". Ничего себе "только"! Полмиллиона человек!
Так и в России, если разделить выпитое на всех, выйдет не так много. Опасения
конфликтов — начнут мстить доносчикам — абсолютно не оправдались. В МГБ ГДР было
90 тысяч штатных сотрудников и единовременно ок. 170 тысяч стукачей (полмиллиона
— за все время существования ГДР). "Вина в соответствии с законом начинается в
тот момент, когда то или иное лицо изъявляет свою готовность передавать информацию
"штази". Так и жизнь со Христом начинается, когда мы соглашаемся передавать Богу
информацию о себе — при том, что Он и так вполне ею располагает. Но запрета на
профессию для чекистов и стукачей нет, многое оставлено на волюм местных властей,
и в бывших землях ГДР к ним снисходительно относятся.
6. Наблюдение Анд. Яхонтова (Иностранец, 31.10.1999), точнее,
его друга шриланкийца Бандары: слоны большие, умные, но подчиняются маленькому
человеку - почему? "Слон не видит себя со стороны, не осознает своих габаритов".
Таково смирение. А вот ложное смирение: когда, к примеру, нью-йоркские хасиды
потребовали, чтобы их детям организовали за государственный счет специально хасидскую
школу на основании закона города об образовании для детей с физическими и умственными
проблемами ("гандикапами") (The Catholic World Report, August/September 1994,
15). Ну разве верующие в Единого Бога — инвалиды?
Российские новости
1. Вероника Сивкова (Аргументы и факты, №43) дает цифры. С 1.9.1999
Ельцин в полтора раза поднял зарплату московским функционерам, которых сейчас
35 тысяч, а федеральные 270 тысяч получат повышение с 1 ноября. При этом врачам
и учителям — главным государственным чиновникам, если судить здраво — не светит
ничего. При этом выплаты номенклатуре делятся на основную, меньшую часть, и всевозможные
надбавки, так что они честно говорят, что получают 2 тысячи рублей, но надбавка
превращает их в шесть тысяч. Впрочем, точную сумму чиновники не объявляют. И число
чиновников растет, вопреки всем указам о сокращении. В стране 16 тысяч человек
— чиновники категории А, а ведь это ранг федеральных министров (к ним приравниваются
и судьи, и губернаторы. и т.п.). И эту категорию обслуживают 86 тысяч человек.
И наличные деньги — не все, что получает номенклатура, 80 процентов — натуральные
выдачи и льготы. Какие-то сокращения проводятся, но на повышение зарплаты уходит
много больше денег, чем сэкономлено. Обижаться на чиновников нельзя: они ищут
не столько зарплат, даже не власти, сколько свободы, а свободы — а свободы от
угнетения в тоталитарном обществе, каким мы пока являемся, все-таки больше наверху.
Этим Царство Кесаря отличается от Царства Божия: Бог бесконечно
более связан, нежели человек, потому что Он не делает того, что может повредить
людям, а люди спокойно друг другу вредят.
2. Андрей Немзер (Время МН, 1.11.1999) хвалит двухтомник публицистики
Максима Соколова и автора как христианского проповедника, владеющего языком христианской
культуры и потому отвергающего демократию ("Свобода ... покоится на том неотменном
обстоятельстве, что человек есть образ и подобие Божие. Демократия, будучи в известных
обстоятельствах весьма полезным установлением, столь высокой санкцией похвалиться
не может. Все ее оправдание в том, что она работает ... если же этой самой работы
не наблюдается, то нет оправдания. Тем более — примата над свободой"). Якобы Соколов
христианский оптимист, поскольку проповедует с газетных страниц — значит, верит
в читателя. Но вряд ли это разумные похвалы. Соколов, как видно и из цитат Немзера,
борется с ложными врагами — демократия ведь никогда не претендует быть выше свободы.
И оптимизм его — миф, Соколов презирает свою аудиторию, интеллигенцию, и дразнит
ее. Соколов тем активнее поносит коммунизм и социализм, что исполнен духа, их
порождающего — духа антидемократического, державнического, властолюбивого. Мало
вернуться в историю из коммунистического небытия (выражение Немзера), история
— она разная, и слишком многие вернулись в самый мрачный и не менее коммунизма
застойный отсек истории, о котором все уже сказано Щедриным.
3. Евг.Альбац (Новая газета, 1.11.1999) на целую полосу — рассказ
о том, как СБС-банк во главе с А.Смоленским раскрал деньги вкладчиков, сосал государственную
казну, получал еще до кризиса деньги из казны, хотя уже был весь в долгах. А на
противоположной стороне — интервью Смоленского, который говорит лишь о том, что
вот — государство, отказавшись платить по своим обязательствам, устроило кризис.
Один говорит о том, кому выгоден "наезд" на него, другая — о том, как все было
на самом деле.
4. Анатолий Рубинов (Новые Известия, 3.11.1999, Все золото
милиции): стал выяснять, почему милиция не арестовывает скупщиков золота, часов,
электротехники, которые не таясь стоят у вокзалов в машинах, нарушая закон, торгуя
без лицензии. Ему объяснили в милиции, что якобы эти скупщики — сами милиционеры,
которые выявляют воров, потому что скупают краденое. "Очень странный способ борьбы
с преступниками — прикидываясь преступниками! ... Водители автомобилей с завлекательными
объявлениями не поднимаются с места, не выходят из теплой машины, когда им попадается
заведомый вор, избавляющийся от краденых вещей ... Эти скупочные магазины ...
откровенно провокационные. Ворам ... внушают мысль, что избавлять от присвоенного
преступным способом стало нынче очень легко: просто надо пойти на вокзал".
5. В тюрьму посадили Авдея Тер-Оганьяна, осквернившего иконы
на художественной выставке - с удовлетворением пишет "Московский комсомолец" (10.11.1999).
Якобы он не являлся на заседания. Однако, через несколько дней "Коммерсант" (17.11.1999,
Алексей Герасимов) сообщил, что Тер-Оганьян бежал в Чехию и там попросил политического
убежища, заявив: "Моя акция не нашла пгддержки среди близких мне людей и не была
одобрена творческой интеллигенцией, поэтому я решил, что суд приговорит меня к
заключению".
6. Еще о свободе и религии: Юрий Вахрин (Российская газета,
11.11.1999): в поселке Пречистое Ярославской области арестовали мошенника, в рясе
собиравшего на строительство церкви. "Правда. после короткой отсидки в сизо его
пришлось отпустить, — невеликие суммы собрал, да и не силой, а с согласия жертвователей.
Каково же было удивление стражей правопорядка, когда самозванец, выйдя из-за решетки,
принялся требовать возврата изъятой у него рясы и прочих атрибутов мошеннического
промысла. Впрочем, безуспешно..." По конституции, между прочим, никто не может
лишить человека его имущества без суда...
7. Юрий Лужков (Вечерняя Москва, 11.11.1999) на вопрос "что
такое судьба? Что для вас Бог?": "Судьба — это цепь случайностей в жизни человека.
Бог — это то, что в моей душе". Да, Бог в моей души — но отделен от нее пеленой,
и надо как Буратино, прорвать любопытным носом нарисованное искусственное изобилие,
искусственный огонь, ненастоящий котел с мясом — а это ведь тоже в моей души —
и тогда мы прорвемся к Богу, который в нашей душе.
8. Вл.Надеин (Литературная газета, 3.11.1999) критикует избирком
за трактовку закона о выборах к невыгоде свободы слова: "Печальна судьба того
общества, где бюрократические учреждения начинают иметь мнения. ... Почтовое отделение
отправит ваш почтовый перевод тому, кто, по мнению почты, больше нуждается в деньгах.
Райотдел милиции посадит того, кто, по его мнению, меньше сорит в камере". И христиане
по определению — бюрократы, допущенные к столу и престолу Божию, но именно поэтому
мы не должны выходить за пределы своей компетенции, что происходит всякий раз,
когда мы начинаем говорить, кто враг Богу и кому ни за что нельзя доверить Бога.
Да уже потому следует любить врагов, что самых главных врагов мы все равно побоимся
ненавидеть — себе накладно — как наши милиционеры гоняются только за слабыми,
а не за настоящими преступниками.
Перейти к следующему обзору
|