Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению за 1999 год
рецензия на книгу:
Свящ. Ярослав Шипов.
Отказываться не вправе. Рассказы из жизни современного прихода. М.: Лодья,
1999. 127 с. Тир. 2 тыс.
Книгу следует считать отчасти официонально одобренной уже потому, что отпечатана
она в типографии Троице-Сергиевой лавры. Со вкусом сделан набор книги, но впечатление
портит совершенно негармоничное сочетание шрифтов на титуле. Сочинение характеризует
современную приходскую жизнь уже тем, что в нем не описано никакого прихода.
Священник абсолютно одинок, матушки у него нет, единственные постоянные члены
общины – «бабки» («так по церковной терминологии именуют не всяких
старух вообще, а лишь тех, которые занимаются в храмах уборкой и разной подсобной
деятельностью», с. 14). Отзывается он о них нехорошо. Цитирует своего епископа:
«Две беды у русской Церкви: бабки и архиереи. О последнем умолчу… Сколько служу,
столько и страдаю от них! Выйду в соборе с проповедью, -- какая-нибудь дура в
черном халате тут же приползает протирать подсвечники перед самым моим носом…
Сколько я бранился на них! … Не выдерживают бабешки приближения к небесам…» (15).
«С баб, наверное, и на Страшном Суде ничего не спросят. Ну что с них спрашивать?
Чуда в перьях… Похоже, за все придется отвечать нам» (31). О «бабках» сказал:
– хотя воспитанный человек критиковать должен своих, а не чужих, и сильных, а
не слабых. А так получается по пословице «против овец молодец»… Не питает ли скептическое
отношение к архиереям культ патриарха (как в католичестве – культ папы)?
Батюшка служит в Вологодской, видимо, епархии. Здесь в шестнадцатом веке убили
одного из основателей монастырей за перевод крестьянских земель в монастырские,
что автор истолковывает так: «не снесли, стало быть, укоризны, исходившей от его
чрезмерной усердности» (49). При этом автор знает, что усердие было не в молитве,
а в создании мельниц – но вопросом, зачем монаху мельницы, почему-то не задается.
«Явления, именуемые стихийными бедствиями, посылаются нам не иначе как для
того, чтобы мы хотя бы иногда вспоминали, кто здесь Хозяин» (78). И поучает прихожанку:
твой дед в церковь ходил ежевоскресено, «вот потому у него столько всего и было.
А ты – так с одной козой и останешься» (97).
«В прежние времена, когда Отечество наше было православной державой, местный
народ даже торговал пшеницей, потом, когда оно отступало отв еры, пшеница еще
кое-как вызревала, но вот уж когда оно провозгласило себя страной воинствующих
безбожников, пшеница удаваться перестала» (29). Что и при преподобных Средневековья
регулярно бывал голод, он, видимо, не читал. Что сейчас выше всего урожаи не у
самых православных, а у совсем других – видимо, не знает.
Остроумно рисует демократа (единственного на все повествование,
видимо, очень типического): бывший пьяница «с медицинской помощью, пить перестал,
но двинулся соображением ума: стал собирать митинги, требовать свободы слова и
прав человека» (53). Он и голых девушек фотографирует, и за свободу совести ратует,
подлец…
Впрочем, и с патриотами ему не по дороге: «Патриотически настроенные личности
проходят обыкновенно два этапа развития: этап восторгов и этап разочарований.
Сначала – святая Русь, золотые купола, великое предназначение ... потом – вся
эта святость уже позади, в прошлом, а народ наш попросту мерзок» (57).
Описывает как крестит – походя, и детей, и взрослых, без всякой подготовки,
словно крещение – как соборование, отказать нельзя. Крестит сразу всех учеников
сельской школы, куда попал случайно и вновь попасть не рассчитывает (55). Хоть
и подражает батюшка стилю Лескова, а лесковского неприятия формализма ему не хватает.
Крестит, зная заведомо, что человек не будет ходить в церковь. Видимо, считает,
что тем самым отдает народу жизнь (57). С восторгом цитирует друга-архимандрита:
«Те, кто остался при Кресте на Голгофе, называются православными. Некоторые решили,
что не обязательно находиться на самой горе, когда под нею богатый еврейский город:
сустились вниз, в харчевню, и оттуда смотрят на Крест. Это – католики. Другие
вобще пошли в услужение к иудейским торговцам и ростовщика. Это, стало быть, протестанты…»
(69). Сокрушается: «у меня вся духовная деятельность свелась к непрестанным похоронам»
(114). Впрочем, отмечает, что все-таки материально лучше жил не в начале служения,
когда был один как перст, а «через год-другой, когда счет крещенных мною пошел
на тысячи, а погребенных – на сотни» (101). Любопытно, что все-таки крестит больше,
чем отпевает – хотя смерть выше рождаемости: не дать крестить ребенка меньше желающих,
чем не дать отпеть покойника.
Едет в Москву к другу-священнику, тот еще более сокрушается – у тебя в деревне
хоть мрет народ, а в Москве гибнет, там спиваются, а тут отстреливают и избивают
до смерти (114).
Называет Хрущева «первым в череде безблагодатных правителей, не умевших вместить
в себя ни географию России, ни ее историю» (6). Ленин и Сталин, стало быть…
Видимо, о Северодвинске, где делали крест для его храма: «Вообще-то
в городе том раньше строили подводные лодки, но после того, как всякое полезное
созидание прекратилось, подводных дел мастера были рады изготовить хоть что. …
Конечно, лучше бы они лодки свои клепали – с крестом мы, пожалуй, и сами управились
бы. Без секретных технологий… Но что говорить об этом, когда народ Отечества нашего
выбрал себе в правители своих же наипервейших врагов?..» (84).
Не поминает «Илон, Крисов и Лайм … это некрещеные дети несмышленых родителей»
(32). Батюшка не отрицает действительности крещений, совершавшихся в годы безбожия
«бабками», которые давали имена типа «Новомир». А вот имянаречение его смущает:
«Крестить, хоть и без священников, надобно было, но зачем же нечеловеческие имена?..»
(33). Стоит напомнить, что автор сам носит абсолютно языческое имя «Ярослав» –
то есть, то ли прославляющий бога Ярилу, то ли несущий на себе отблеск славы Ярилы.
Впрочем, и против «несчастного племени русских интеллигентов»:
«Жертвы кропотливой селекционной работы, начатой еще в пятнадцатом веке старательным
Схарией, сумевшим привить к православному русскому дерву ветвь иудейского богоборчества»
(123).
Рукоположен в середине 1980-х годов достаточно неожиданно для себя – хлопотал
об открытии церкви, вот епископ его и поставил ей в настоятели.
|