Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 9 по 15 декабря 2000 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе


Иностранные новости

Сергей Пашин (Новое время, №48, 2000): в США и Англии судья рассматривает полторы тысячи дел в год и при этом ничего не пишет. В России судья на ничтожное дело исписывает 25 листов приговоров, а то и двести. На западе лишь секретарь (не состоящий в штате суда, потому не зависящий от судьи) ведет стенограмму — у нас стенограмму ведет секретарша, зависящая от судьи и идущая на фальсификацию с легкостью необычайной. Восточная система в каком-то отношении более текстовая. чем западная, замечу от себя — но только текст подменяет реальность, а не подпирает ее, как текст в цивилизации, которая стоит на эксперименте, наблюдении, дискуссии.


Александр Гольц в репортаже о каком-то американском семинаре по обороне: вашингтонский чиновник недоумевает: "С одной стороны, вы пытаетесь играть активную роль в ближневосточном урегулировании, с другой, собираетесь продавать оружие государству, которое до сих пор открыто провозглашает своей целью уничтожение Израиля" (Итоги, 12.12.2000). Дипломатическое недоумение! Как будто неясно, что большевики хотят уничтожения Израиля. Это нормальные люди сравнивают палестинских арабов с чеченцами. А большевики видят Чечню в Израиле — преуспевшее национальное меньшинство, освободившееся от угнетателей и уже за одно это заслуживающее уничтожения. Арафат для них — маленький, но свой по психологии, султан, а всякие там бараки-бегины — изгои, партизаны, бунтари.


Только нынче стало известно: году примерно в 1592 году в Таллине какой-то "местный" устроил стрельбу по кресту на Никольской церкви. Иеромонах Акакий (видимо, настоятель) протестовал, но безуспешно. Источник: "Обидная книга" в шведском архиве, найдено А.Селиным. Статьи этого автора вообще показывают цену утверждениям, что православие в Эстонии - плод мирных миссионерских усилий "россиян" - показывают тем ярче, что автор абсолютно об этом аспекте не думает или не показывает, что думает об этом. Православие в Эстонии -- плод военной экспансии. Когда экспансия оборачивалась крахом, незавидна была участь православных, остававшихся "за рубежом". Хотя как поглядеть: может, это и есть нормальное для христианина - быть не при кормиле власти, а под гребным винтом этой самой власти. По тебе стреляют - ты молишься и только пишешь в "Обидную книгу". Хотя, конечно, лучше бы без стрельбы и, во всяком случае, без обид. Кстати, стоит напомнить, что в 1592 г. Колывань-Таллин (или надо писать "Коллываннь"? "Путинн"?) была, как и Москва, одной из епархий Константинопольского патриархата, и никогда Константинополь от своей юрисдикции над Коллываннью не откаазывался.

Я в этой обиженной церкви маливался лет пятнадцать назад. Был там какой-то "чужой" дух - цветы в горшках, стулья, все "не как у людей" (то есть, в Москве). "Олютеранились". Может, сделать "Обидный сайт"? Впрочем, отчасти и эти заметки оную функцию выполняют. Только "обидный сайт" так же не означает желания обидеть, как "соборное уложение" не означает группового изнасилования, а "губной целовальник" не означает "сексуальный маньяк".


Интервью Адама Михника (Общая газета, 14.12.2000). Душка: подружился с Ярузельским, отказался от своих акций в "Газете Выборчей" - а это 36 млн. долларов, газета полностью окупается. Мотивация: "В стране, где коррупция едва ли не главная проблема, надо было послать сигнал общественному мнению, что есть такой институт, где коррупции нет места, - это газета. В итоге я лишился 34 млн. долларов. Это был жест диссидента, если хотите". "Посмотрите на Японию. Здесь есть демокраия, но нет свободы. А у нас наоборот. Есть свобода, но нет демократии. Потому что демократия - это свобода в рамках права". Напоминает о своем христианстве ("свобода - она и в нашей вере") и тут же: "Почему я думаю, что интеллигенция еще не умерла? Потому что если религия, допустим, необходима конкретному человеку, то интеллигетность необходима обществу в целом ... Интеллигентный человек, например, любит свою родину, и это настоящая любовь, потому что она без иллюзий". И без бомб, добавлю от себя. Господи, как хорошо после наших "интеллектуалов" услышать нормальный голос.


Все люди американцы! Только одни уехали в Америку, другие родились в Америке (индейцы), третьих привезли в Америку насильно (негры), а четвертые решили не ехать в Америку. И все не едут, не едут, не едут. Поэтому никто у нас не работает - все заняты тем, что не едут в Америку. А в Америке работают, потому что им уже дальше ехать некуда. И вот сейчас все американцы гадают: оГОРчаться или БУШевать?


По просьбе предсеателя Всегреческого союза профессиональных футболистов Андониадиса архиеп. Афинский Христодулос провозгласил покровителем футболистов св. Нестора (память 27 октября), по преданию (неверному) хритианину-борцу, победившего в борьбе язычника и за то казненного Диоклетианом (Новые Известия, 9.12.2000). Вообще-то странно: футболистам, кажется, запрещено драться на поле.


Тронная речь английской королевы - т.е. премьера Антония Блэра (Новые Известия, 9.12.2000): предлагается ужесточить меры борьбы с криминалом, разрешив местным муниципалитетам устанавливать комендантский час для детей моложе 10 лет, установить фиксированные штрафы за хулиганство. Предусмотрена поддержка бюрократии.


Скандал: Ватикан согласился принять Йорга Хайдера в качестве главы австрийской делегации (австрийцы дарят елку, которую поставят на площади св. Петра). Алдр. Иваницкий (Новые Известия, 9.12.2000), конечно, напрасно переваливает с Гитлера на католичество (точнее, "австронацизм", Священную Римскую Империю и пр.) вину за Холокост. Но и когда госсекретарь Ватикана Содано заявляет: "Святой Престол открыт для всех", на душе светлеет и вспоминается, как в прошлом веке римская полиция отобрала у еврейской семьи несовершеннолетнего мальчика, которого няня-католичка подучила просить о крещении. Действительно быть открытым для всех может позволить Себе лишь Тот, Кто вполне лишен земной власти. У всех остальных это получается немножечко лукаво -- все равно к кому-то будешь более открыт, чем к другим. И тут так: либо ты бессознательно более открыт к более сильным (и таков, увы, и Ватикан), либо ты сознательно открыт к более слабым. Последнее, конечно, опаснее -- эти могут подарить к Рождеству не елку, а только вопль, всхлип, вшей, скандал. Ну так на то оно и крест.


Мэр Лондона Кен Ливингстон заявил, что убирает с Трафальгарской площади статуи двух генералов - Нейпира и Хавлока - п.ч. не знает, кто они такие. Ему пришло письмо из Новой Зеландии с просьбой подарить памятники, ведь тут эти генералы прославились и в их честь назван города Хавлок-Норт и Нейпир. Просьба исходит, видимо, не от аборигенов (Сегодня, 8.12.2000).


В начале октября английский парламент принял закон о правах челоевка в подтверждение Европ. конвенции о правах человека - и газета "Гардиан" заявила, что закон 1701 г. о британской монархии этому акту противоречит, п.ч. лишает права наследования короны католиков, разведенных и т.п. Вообще, действительно: в государственной церкви Англии жещина может быть священником, женщина может быть (и есть) глава Церкви, но католик не может быть королем.


В Саверне, столице Эльзаса, власти на Рождество организовали праздник а ля рюс - выстроили деревянную часовню, совсем как настоящую -- играют русских композиторов - в ресторанах кулебяка и щи - а на площади у мэрии три казака, заявленных как "дикие кочевники". Казаков изображают местные жандармы. Матрешками и пасхальными яйцами на той же площади торгуют поляки (Кирилл Привалов, Сегодня, 8.12.2000).


 

Российские новости

"Печать дара Духа Святого" - говорят при таинстве миропомазания. Вспоминается прежде всего обычнейшая печать -- на которую дышат, чтобы она лучше оттискивалась. Все у человека есть, но все какое-то засохшее -- нужно Богу на нас подышать, чтобы наконец-то мы смогли творить. Некоторые, впрочем, ведут себя как печати зверского американского образца -- которые заведомо без краски, а просто обжимают бумагу, оставляя на ней рельефное изображение. Но это уже насилие, а не творчество.


Ксения Лученко (НГ-религии, 14.12.2000) в связи со скандалом вокруг плаката Анд.Логвина, вызвавшем обвинения в кощунстве, пишет: "И все-таки люди искусства должны знать, где кончается свобода творчества и самовыражения и начинается кощунство". Опять двадцать пять за рыбу деньги! Это все равно, что сказать: "Надо знать, где кончается поэзия и начинается йогурт". Кощунство видит тот, кому дано видеть святость. Видение святого всегда -- частное дело, поэтому нельзя обязать другого учитывать мои представления о святом. Это относится ко всем религиозным людям: не навязывай другим своих чувств. Моя вера в то, что Иисус есть Сын Божий оскорбляет чувства иудеев.

У христианина же особый счет: он не имеет права пользоваться секулярными идеями о "неоскорблении чувств". Когда меня и мою веру оскорбляют, я должен терпеть - и точка. Кстати, судя по репродукции плаката, ничего в нем нет оскорбительного. В нем усмотрели подобие рублевской "Троицы", но с таким же успехом это подобие можно усмотреть в "Охотниках на привале". Кто мнителен, тому во всем видится кощунство. Это люди, которые пытаются заменить Дух Божий давлением, отпечатать на всем окружающем свое "я". Полезно таким ревнителям вспомнить древний совет: все от "мнения", от самости. По твоему мнению это кощунство? Промолчи. Бог, если надо будет, накажет кощунника - а если не накажет, то либо это не кощунство, либо надо потерпеть и простить.


Префект Северо-Восточного округа Москвы Викт. Козлов (Вечерняя Москва, 13.12.2000): поставили счетчики в домах и оказалось, что москвичи тратят все меньше норматива, даже в воскресный вечер выливают 80-110 литров воды, а норматив, по которому платим -- 390 литров. Заказали военным съемки из космоса - нашли, где магистраль под землей протекает. Нужно очень высоко подняться, чтобы увидеть преисподнюю. И наши борцы с кощунством страшно "мажут", промахиваются, и настоящих кощунств вовсе не видят. А я - вижу, но молчу, чтобы не разжигать страсти.


Валентин Непомнящий (Независимая газета, 14.12.2000) популяризирует концепцию двух культур: западное христианство - рождественское, российское - пасхальное. Западный человек - вокруг интереса, российский - вокруг идеала. "В "рождественском" понимании, Христс родился (и умер) для того, чтобы я жил лучше. В "пасхальном" понимании Христос умер (для этого и родился!), чтобы я был лучше. ... Во всяком случае, никто не будет отрицать, чтоЗапад уже давно делает акцент на качестве жизни ... а Россия - на цели жизни ... и безалаберность наша, и пьянство, и прочее -- еще и оттого как раз, что в душе нашего человека есть идеал, который явно на земле недостижим".

Ну-с, любители бороться с кощунством, почему молчите? Разве не кощунство - сводить Пасху к смерти Христа? Не кощунство - обвинять православных США в том, что они заботятся о качестве жизни, а не о цели жизни? Не кощунство - заявлять, что Дух Божий не может сделать идеал христианства достижимым? А ведь все это Непомнящий заявляет, пусть и прикровенно. Его извиняет лишь то, что это не кощунство, а просто оформление в словах своего разочарования в жизни.


Опрос "Вечерней Москвы (13.12.2000) об отношении к чеченской войне. Браво литератору Игорю Иртеньеву: "Год назад возобновление военных действий я поддерживал как вынужденну меру. Сейчас не уверен, что был прав. Мирные переговоры - единственный выход ".

А вот литератор Лев Аннинский: "После взрывов жилых домов в Москве это [примирение] уже невозможно". И он же в пришедшей сегодня "Родине" за декабрь 2000 г.: "в ночь на 25 марта 1999 года демократические бомбы полетели на тоалитарный Белград ... наш ответ на последний геополитический вызов ... мы ... дали в Чечне. Адекватный, как любят выражаться дипломаты. То есть с упором на общечеловеческие ценности (в НАТО это "права человека", у нас - "конституционный порядок") и с похожей точечной техникой бомбометания".

Как хорошо, что есть цифры - и по цифрам выходит, что все-таки натовские бомбежки точечные, а наши - ковровые. Хорошо мне - я и против натовских бомбежек, и против российских. Бедный Анненский: тяжело оправдывать одну войну тремя причинами (месть за погибших соотечественников; защита единства страны; ответ Западу). Попутно Анненский обвинил немцев в "несторианской ереси о человеческой природе Христа".


Боннэр дает интервью лучше, чем Сахаров писал статьи. В "Сегодня" (14.12.2000 - ага, зашевелились, а ведь та же "Сегодня" поносила диссидентов пять-шесть лет назад): "Версия, что диссиденты никого не представляют, несостоятельна. При всех сложностях, трудностях, апатии населения, у нас сейчас развиваются и работают сотни правозащитных организаций. ... Нарушены права военнослужащих и тех, кто формально являеся гражданами России -- мирного населения Чечни ... институт выборов, главный институт демократии, практически разрушен. Мы сегодня с точки зрения менталитета становимся военно-полицейским государством".


Цитата из Солженицына (Новые Известия, 14.12.2000): "Мужчинам, умирающим во цвете лет, все равно, какой гимн будет звучать над их головами. А миллионам, которые тонут в нищете, никогда не поможет двуглавый орел". Гм! почему помянут орел, а не серп с молотом? Неважно, важно, что мужчины потому и умирают во цвете лет, что им вовсе не все равно, гимн какой страны звучит над их головами. Точнее, заслуживают уважение те, кому это не безразлично. Вот чеченцам не безразлично, какой герб и гимн у их страны. А чеченцев убивают те, у кого один герб — поллитра, один гимн — музыка мата.


Ежик упал в яму. Пытается выбраться, но все соскальзывает вниз, соскальзывает. Наконец, утомился, присел на дне и думает: "Ну все, если через десять минут не выберусь, побегу домой за лестницей".


Вероника Долина (Новая газета, 14.12.2000) мудро: "Крик может быть без традиции. Плач может быть без традиции. Но только традиция может создать настоящесть праздника". О! И чем праздничнее вера - а куда праздничнее Пасхи - тем больше нужна традиция.


- Мадам, Вы так прекрасны в этом туалете!

- Хам! Закройте дверь.


Зам.генпрокурора заявил, что регистрация в Москве незаконна, но сейчас не время ее отменять — идет война. Большинство москвичей за прописку (86%, Комсомольская правда, 7.12.2000). Прокурор считает, что президент должен легализовать прописку в Москве своим указом — как будто указ может отменить свободу передвижения, установленную конституцией. Характерно восприятие свободы как чего-то, что всегда находится в будущем, а рабства — как неизбежности настоящего.


Денис Бояринов (Новое время, №49): "Павловский за небольшие сроки стал медиа-магнатом от Интернета. В чем секрет такого тотального успеха?" И далее расплывчатые рассуждения о том, что конкуренты недооценивают интернет. Мысль о том, что все объясняется простым вливанием денег из казны, почему-то не приходит в голову. Цифр, доказывающих, что в нормальной конкурентной борьбе Павловский добивается больших успехов, чем его конкуренты, тоже нет. А слово "успех" произнесено. И суета - не в погоне за успехом, гонитесь, ради Бога. Суета в том, что успех (успевание) видят там, где есть одно большое опоздание на поезд. И чем больше торжественности, величия, помпы, тем острее ощущение — да все эти торжества устроены теми, кто не успел на поезд и теперь доказывает себе, что стоит не на перроне, что никакого поезда в помине нет.


14 декабря скончался Верховный Архиепископ Львовский, Митрополит Галицкий, епископ Каменец-Подольский, кардинал Святой Римской церкви Мирослав Иоанн Любачивский. Род. в местечке Долына (Галиция, Ивано-Франковская область) 24 июня 1914 года. Закончил Львовскую Духовную Академию. Рукоположен в сан священника митрополитом Галицким Андреем Шептицким 21 сентября 1938 года. Получил степень доктора богословия. Наречен митрополитом Филадельфийским для украинцев 13 сентября 1979 года. Наречен викарным епископом Львовской архиепархии с правом преемственности 27 марта 1980 года. 7 сентября 1984 года взошел на Галицкий митрополичий престол Львовского архиепископа в изгнании, предстоятеля Украинской Греко-католической церкви. 31 марта 1991 года вступил во Львов и взошел на кафедру Георгиевского собора (святого Юра).


13 декабря: Солженицын получает очередную премию во французском посольстве. На вопрос об отношении к войне в Чечне после легкой заминки отмечает четко: одобряет, потому что банда Шамиля Басаева напала на Дагестан. Что ж, отдавать Дагестан? А потом нападут на Ставрополье - отдавать и Ставроролье?

Позанудствую: (а) его спрашивали не об отношении к какой-то банде, а об отношении к войне с Чечней (б) нападение Басаева - проблема наших пограничников. Почему за их скверную работу должны расплачиваться мирные жители Грозного? (в) почему было недостаточно отбить нападение, зачем было наступать дальше? Вот Толстой - вернее учуял, что и в 1812-м праведно было бы остановиться нам и не переть на Париж.

А если всерьез, то стоит напомнить, что даже официально в Чечне не война, и поводом к этой "невойне" было не нападение на Дагестан, а взрывы домов в Москве - которые по сей день не выяснено в судебном порядке, кто организовал.

Увы, придется выкинуть "Архипелаг". Или, может, отослать автору в квартирку на Тверской, которую ему так любезно вернули коммунисты? Ему - вернули, Огурцову и прочим диссидентам - не вернули ничего, а Солженицыну вернули, да еще и дачку Маленкова пожаловали. А у меня хорошее издание "Архипелага", самое первое, раритетное, из трех разноцветных томиков. Вот и верну -- как возвращали Гамсуну, когда он поддержал нацистов. Полная, так сказать, реституция.

Все труды человека можно, видимо, разделить на две категории - зависимые от личности и независимые. Вот "Войну и мир" я буду любить, даже если узнаю, что Лев Толстой цельное трюмо русской революции. А "Архипелаг" не смогу больше читать. Бог через Солженицына как через Валаамову ослицу прокричал на весь мир, но последующие крики ослицы вряд ли были Валааму интересны. И "Архипелаг" теперь - не разоблачение коммунизма, а оправдание посткоммунизма. Автор пишет не для того, чтобы опровергнуть насилие, а чтобы заменить одну идеологию своей, совершенно парткомовской, шариковской по увертливости, напористости и желанию порулить другими. Спросили насчет гимна - ушел в сторону совершенно по-парткомовски: мол, не время, надо бы лет через двадцать пять этот вопрос решать.

Вот самая печальная сторона суетности: человек вроде бы и добился своего, но со стороны видно, что все вышло прямо наоборот. Не только не добился, но даже упрочил своей персоной тот режим, с которым конфликтовал, потому что конфликтовал не из-за "что", а из-за "как".


В Саратове посадили Андрея Деревянкина за призывы к свержению власти. Преступление Сусанна Оганезова описывает так: "6 мая сотрудники саратовского управления ФСБ обнаружили на городских столбах листовки с призывами бомбить Кремль и текстом следующего содержания: "Разыскивается особо опасный преступник Владимир Владимирович Путин" - и не просто "обнаружили", а задержали расклеивающего листовки Оганезова. Ему пришили почему-то не только 1-280 (публичные призывы к насильственному...), но и 1-30 - "приготовление к созданию незаконных вооруженных формирований". А богатый у нас, оказывается, УК - можно посадить за мысль, не за "создание", а за "приготовление к созданию". Стоит напомнить. что не посадили никого из хасбулатовцев, реально пытавшихся свергнуть власть. Тех - амнистировали. Тут - признали вменяемым и посадили. Оганезова об этом говорит саркастически: вот, мол, шутовство это ваше диссидентство, Деревянкина и при Брежневе сажали (ему сорок лет), и теперь посадили. Кстати, ему же инкримировали "антигосударственную пропаганду ... на сайтах и в чате со своим обратным адресом" ("Известия", 10.12.2000). Для нынешних "Известий" посадка за мыслепреступление - предмет стебной иронии. При Брежневе та же газета просто плевалась ядом в диссидентов. Большой прогресс! Но человек сидит-то реально за то, за что сидеть не должен.


Но все-таки не "Известия" лидеры в обслуживании власти. Случайно попала мне газета "Век" (8.12.2000) - вот это круто, куда там Архангельским-Крутиковым-Соколовым. Алексей Богатуров, "доктор политических наук": Немного национализма. Это нам не повреди. Главное - правильно его понимать". И объясняет: "В России ведь собственно русский национализм сильным особенно никогда не был ... Окажется ли новый либерал-национализм Путина вариантом воплощения старого наднационального, надэтнического чувства или дело качнется в какую-то другую сторону?" Они - гадают. Для них война в Чечне - это не проявление русского национализма, а проявление доброты "россиян". Эти "доктора" (вспоминается из Стругацких доктор Опир) будут толковать все движения власти в лучшую сторону, даже если при них шариковы начнут устраивать облавы с криками: "Мочи чернож... в сортирах, батька благословил!"

Русский национализм уже тем хуже английского или немецкого, что отказывается признавать себя национализмом, притворяется "гуманностью" и "всечеловечностью". Впрочем, нет: и там говорили все больше про "бремя белого человека", "цивилизаторство". Даже в подлости нам не превзойти других. Так может, попробовать в другую сторону?

И на той же полосе "Века": крупно цитата из интервью М.Швыдкоя: "Влияние нашей культуры на мировую невероятно возросло". О деле Поупа Станислав Тарасов, на голубом глазу: "был арестован ... с поличным во время получения от завербованного им российского гражданина документов, составляющих государственную тайну ... если бы МОсква поддалась давлению Вашингтона и освободила из-под ареста Эдмонда Поупа раньше, то исход президентских выборов в США мог бы быть иным".


Светлана Хазова, Независимая газета, 2.11.2000 о проекте лужковских хрущоб: "Передняя, кладовая, 16-метровая комната с кухонным блоком, ванная комната с нишей для стиральной машины, застекленная лоджия - и все это на одного человека. Это жилье почти европейского типа, мечта не одного москвича, предназначается самым обездоленным". В коллекцию новояза. "Азия - почти Европа". "Зло - это почти добро".


Митр. Кирилл, 21.11.2000, Комсомольская правда: "Я принадлежу к числу людей, которые верят в возрождение в той или иной форме союзного государства. Предстоящее объединение России с Белоруссией вполне может привлечь внимание и иных государств, некогда бывших в составе СССР. А создание нового союзного государства стало бы достаточным основанием для возрождения Гимна бывшего Союза". Ах, нехорошо, владыко: выходит, что Президент без достаточных оснований возродил гимн бывшего союза? Растренировались мы совсем с советских-то времен, а пора уже вспоминать, как двигать языком, чтобы таких конфузов не получалось.


12.12.2000 -- прием в честь Конституционного Суда. Речь говорит президент. Упреки в том, что разгон Совета Федерации нарушает конституцию, отводит заявлением, что, нет, не нарушает, а очень даже вписывается в ее "стройные рамки". Конституционные судьи на прошлой неделе окончательно потеряли лицо, приняв от президента к жирным кускам с его стола -- квартирки-мартирки, заказики-наказики -- еще и неограниченный срок пребывания на должности (председателю суда исполнилось 70, но специально под него отменили ограничение в 70 лет, действовавшее для предыдущего председателя).

Интереснее другое: разгон совета федерации президент, замявшись, назвал "обновлением". Еще в словарь новояза. Убийство - обновление существования. Фальшивый доллар -- это обновленный настоящий. Становится понятно, почему "обновление" вызывает такой панический страх у подобных людей -- им говорят об обновлении Церкви, они решают, что речь идет о ликвидации Церкви. Потому что сами они, что ликвидируют, то называют обновлением.

Новояз находится в родстве с языком ненависти, но есть разница. Язык ненависти - это когда С.Лезов называет язык отца Александра Меня "конвенциональным выражением благочестия". Под это определение попадает ведь абсолютно все, точно так же, как "дураком" может быть назван любой человек. Язык ненависти теряет функцию различения одного явления от другого. Новояз -- тоже, но цель новояза прямо противоположная: оправдать свое.


Московский архитектор Серг.Киселев отказался делать проект галерее Алдр. Шилова, хотя Лужков и пожаловал Шилову знатное место - на Знаменке. "Репутация оказалась важнее заказа". Согласилась мастерская из института Мих. Посохина (Алдра Толстихина, Сегодня, 7.12.2000). О! Хорошая новость - в России не сделать низость, рискнув карьерой и "хорошими отношениями" дело редкое.


В суть проблемы забирается Патрик Кокбурн (Новая газета, 7.12.2000): Путин в целом ряде случаев проявляет достаточно "авторитаризма, чтобы себя дискредитировать", но недостаточно, "чтобы продемонстрировать силу". Кокбурн - английский журналист в Москве - имеет в виду, что власть не так гнусно и сплошно лжет, как при Брежневе, допускает "проколы" и утечки. Бабицкого не расстреляли (Гальцева, помнится, письменно это поминала как доказательство невиновности властей). Вернули сталинский гимн, но допустили гласный протест оппозиции -- так может, не так все и плохо? Не настоящее полицейское государство. Кокбурн мог бы вспомнить Швейка - как тот долго мучался, в какую категорию определить Дуба, пока не решил: "полупердун". На целого не тянет. Так что, радоваться?

Помилуйте, в избе был целый козел, теперь в избу втащили половину дохлого козла - почему я должен радоваться этому? Не так бодается, до смердит поболе прежнего. А главное - вот в Церкви своя козлятина имеется, но я терплю, так ведь есть почему. А почему терпеть эту... простите... То есть, терпеть в смысле не восставать нетрудно - есть дела поважнее, но терпеть в смысле хотя бы легчайшей снисходительности - увольте.

Впрочем, уже уволили, и даже не раз.


Анд. Пионтковский (Общая газета, 7.12.2000, с. 8): посткоммунистические политики радуются, что наши истребители сумели облететь над американским авианосцем. Летчиков наградили. Государственные СМИ ликуют. "Это уже явный симптом ментальности элиты "третьего мира" - злорадное удовольствие от возможности сделать маленькую пакость". Смердяковщина, си речь ресентимент.


Начальстволюбие, оно в чем: Римма Казакова и Юрий Черниченко, почтенные советские интеллектуалы: "Уступая силам реванша, президент Путин соглашается восстановить сталинский государственный гимн..." (Известия, 7.12.2000). Матушки, откуда это - что он кому-то уступает? Наступает и даже не "делает вид", а они - "уступая силам реванша". В парижском пантеоне на шиловоидных росписях почти в каждой подписи о персонаже сообщается, что имярек принес (принесла) "славу институтам Франции". Под фресками из русской истории рефрен был бы: "Уступая силам реванша, Иван Грозный...". "Уступая силам реванша, Петр Первый...". "Уступая силам реванша...". Прямо по "Мастеру и Маргарите": "уступая насилию, вынужден был...".


Генпрокуратура отказалась возбуждать дело против курского воеводы Алдр. Михайлова за антисемитские высказывания: "Они носят единичный характер и не повлекли никаких последствий" (Сегодня, 7.12.2000). Конечно, бабка, которая торговала монетами гитлеровской Германии и за это загремела как за пропаганду нацизма - куда более приятный объект для гремления.


В коллекцию новояза: в Волгодонске дом, предназначенный для жертв теракта, наполовину заселили "блатными", в т.ч. чекист, народные судьи, журналистка из телекомпании, принадлежащей брату градоначальника. Последняя в качестве причины привела "увеличение состава семьи в связи с ожидаемым ожиданием ребенка" (Максим Федоров, Новые Известия, 7.12.2000). Т.е. отсутствие беременности - это ожидаемая беременность.

В этом же номере газеты еще один новояз: "нецелевое использование", "так на языке аудиторов именуется украденное" - Иг.Ванденко о раскрадывании денег в связи с Чечней. Маленький пример: на содержание станций гидрометеорологии израсходовано полмиллиона, хотя ни одна станция в Чечне не работала.


Фотография ВВП в "Сегодня" (8.12.2000). В храме он тоже смотрит своим взглядом "ну-что-съели?" или у него есть на этот случай какой-нибудь другой? Вспоминается анекдот про чекистов, которые на приветствие маршала отвечают: "Здрасьте-здрасьте, товарищ маршал".

"Христос воскресе, товарищ Путин!" - и вот такой взглядышек в ответ.

Боже, какое счастье - быть ровесником и быть того же полу, быть уверенным, что ты верно чувствуешь этого человека. Если бы Путин был женщина или намного меня старше (как Ельцин), я бы сильно сомневался: может, я чего-то не так чувствую. Но тут сомнений нет, и загадка перемещается в другую сферу -- а другие мои ровесники-мужики, которые лижут Путину "до гланд" (Архангельский, Шушарин, Быков) -- чем руководствуются?

 

Леонид Радзиховский так комментирует гимнную реставрацию: "За 10 лет западники-демократы так и не смогли сложить свой гимн, так и не смогли предложить стране яную, привлекательную идеологическую программу, способную перебить имперскую традицию". Ну, во-первых, не надо говорить за "страну", надо говорить честно: "Не смогли предложить мне ясную программу". Во-вторых, программа демократов ясна как Божий день: никаких идеологий. "Запад" - это не место, это отсутствие места, как Одиссей, назвавшись "никто" перед Полифемом, не взял себе никакого имени.


В дер. Ракитино под Рузой 28-летний мужчина пропил квартиру в Москве, зарубил отца, неделю прожил в одном доме с трупом, после чего повесился. Оставил завещание -- все церкви на помощь алкоголикам и наркоманам, подобным погибшему (Московский комсомолец, 8.12.2000). Вот казус, по сравнению с которым казус Березовского не стоит разговоров. Брать? Самоубийцыны-то деньги? Признать невменяемым? Это легко сделать, когда тебе не суют денег, а когда из-за гроба протягивают взятку? Здесь как раз начинает действовать щепетильность -- то, что я сделал бы бесплатно, очень часто невозможно сделать за деньги (кстати, и наоборот).


Дм. Быков оправдывание возвращение к сталинскому гимну: "Россию в ее нынешнем состоянии нельзя перестроить. Смешно переть против рожна, плыть против ветра, идти против истории -- империя должна рухнуть, и лишь на ее руинах будет построено что-то новое. Нереформируемость ее доказана ... Перестраиваться в процессе распада -- смешно и нелепо. Вот почему никакие наши реформы - надо признаться, временами весьма грамотные - ни к чему не привели. Вот почему ни один гимн, кроме александровского, не прижился. Дайте империи погибнуть под ее гимн, под ее любимую песню" (Вечерняя Москва, 7.12.2000).

Кто бы другой написал, я решил бы - подлые рассуждения. Но Быков - поэт, рассуждение поэтическое и потому не имеющее отношения к этике. Вообще высказывание часто определяется личностью сказующего. Цинизм простителен, если циник - император или сенатор, активный политик, нравственный политик, убегающий в цинизм как в пивнушку, чтобы чуть отдохнуть. Цинизм непростителен, если циник не вылезает из пивнушки и лишь выглядывает из нее на улицу, чтобы сбить с ритма идущих на работу.

Быков, кстати, забыл классическое: "Уши выше лба не растут, плетью обуха не перешибешь". Чем хуже, тем лучше. И т.д., и т.п. Насочиняли поговорок. И если с таким настроем к реформам страны, это еще полбеды, а если к собственной жизни? Но к собственной жизни самые процинившиеся циники относятся более трепетно, и не говорят: человек смертен, так не мешайте мне смертеть.

А если просто, то еще ни одна гадость не исчезала сама по себе. Если все скажут: оставьте империю спокойно разваливаться, то империя не развалится никогда. В крайнем случае, она ограничится пределами метрополии, так что жители империйки будут иметь все минусы империализма без единого ее плюса. К чему у нас и идет.


Из отзывов о приговоре Поупу, якобы американскому шпиону, умилительнее всего адвоката Генриха Падвы: "Суд признал его виновны, поэтому что здесь комментировать" (Вечерняя Москва, 7.12.2000). Еще одни номенклатурные ножницы: до суда нельзя комментировать, чтобы не оказать на суд давление, а после суда нельзя комментировать, чтобы не подвергать сомнению решение суда. Разумеется, Падва лукавит и прекрасно понимает, что не всякий суд - правосуден. Тогда надо вообще сложить руки и лечь в гроб, не протестуя ни против судов сталинских, ни против судов ревтрибуналов. Но не выходит -- в гробу со скрещенными руками лежит уже куча живого народу, как тот же Быков (этот - из поэтического порыва отчебучить что-нибудь эдакое в защиту Путина, чтобы самому весело стало).

Дальше

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова