Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 20 по 26 января 2001 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе

Отдельно указатель к новостям религиозной жизни в составе "Дневника"


Иностранные новости

Джиан Капрец, главный лесник швейцарского кантона Граубюнден объясняет, как это швейцарцы из нищеты 19 в. вплыли в процветание: "Курорты дали нам шанс. Смирив гордость, наши прадеды научились чистить ботинки туристам ... Но самое главное, они поняли, что экономика - это когда ты умеешь начать все сначала" (Итоги, 23.1.2001, с. 28). В патриархальном обществе Р. человек может быть исключительно смиренным во всех отношениях, кроме того, что не готов чистить ботинки за деньги. Лучше цельный день простоит у метро с ящиком для пожертвований, чем с ящиком для чистки обуви. И будет смиренно читать молитвы, вместо того, чтобы смиренно чистить.


В Страсбурге сессия Совета Европы, обсуждают положение со свободой словы в России, приехали мостовцы, по телефону Гусинский из Испании, а главное - кто не приехал, несмотря на приглашения: министр печати Лесин и Михаил Леонтьев. Помнится, лет уже пять-семь назад в "Московских новостях" очень хотели сделать круглый стол, чтобы в нем участвовал я и Кураев. Первым обратились ко мне, я согласился и предупредил, что Кураев откажется - так оно и вышло. И не то, чтобы люди этого рода трусили сознательно, но все-таки у большинства не хватает того, что в избытке у Жириновского: готовности вообще не обращать внимания на окружающее. Эти люди принимают свою глухоту за свою правоту. Приехал некий академик Нигматуллин, который заявяил, что журналисты НТВ берут взятки. Киселев публично заявил: "Вы лжете".

Почему-то описывающий все это Эльмар Гусейнов (Известия, 23.1.2001) довольно саркастически описывает Киселева: мол, "совсем разнервничался", чуть ли не драку устроил (драки никакой не было). При этом Нигматуллин потом пояснил, что, действительно, ни о каком взяточничестве речи не идет. Но не извинился. Ух, как большевики это любят: довести окружающих до каления ложью и агрессивностью, а потом прикинуться овечкой и проблеять: что вы так сердитесь! значит, вы неправы!! Так хулиган издевается над мальчиком в очках (сколько раз я был в такой роли): "Нет, а я тебя тронул? Нет, а ты чего?!"


В Лондоне судили Гарри Ридинга за то, что он посылал оскорбительные сообщения на телефон электрику Джейсону Эшелби (электрик совершенно по-советски волокитил ремонт). Но не осудил. Электрику грозит увольнение (все-таки не советская страна, эта Англия). Анна Майорова (Известия. 23.1.2001): "Оказывается, угрожающий текст пугает сильнее, чем угрожающий анонимный звонок. Если в разговоре (даже телефонном) можно извлечь важную дополнительную информацию из интонации и манеры речи собеседника, то SMS-сообщение не содержит ничего, кроме букв и цифр, т.е. ничего такого, что позволило бы, например, мотивированно пренебречь неприятной информацией".

Сколько раз я сталкивался с тем, что мои тексты люди воспринимают не так, как я их задумываю. Так ни один человек не узнает собственный голос, п.ч. слышит его не только ушами, как и все прочие, но еще и изнутри черепа. Заставляю себя писать все мягче, но резервы еще есть. А что до чужих текстов, то простой прием: представить, что это пишет твой брат. Даже если не нравится - ну, не справился со словом, но обидеть точно не хотел. Что все люди братья, надо вспоминать не тогда, когда хорошо относишься к людям, а когда плохо. Включается биологический рефлекс и добреешь, правда, ненамного и ненадолго. Тогда уж надо искать пути поблагодатнее.


В Эстонии покончил с собой скульптор Лаур Тиидеманн, 26 лет, причем поджег он себя у здания художественной академии на ул. Лайкмаа в Таллине (Сегодня, 13.1.2001). Записки не оставил - но вот к вопросу о том, зачем ходить в церковь: место происшествия говорит намного более любого текста. И не окружающим говорит, Бог с ними - с ним Бог - мне говорит многое место, где я нахожусь (или не нахожусь).

Российские новости

Замминистра образования Е.Е.Чепурных разослала по школам письмо, приложив к нему "аналитическую информацию" из милиции и предложив "разработать мероприятия, препятствующие проникновению нетрадиционных религиозных объединений в образовательные учреждения Российской Федерации" ("Радонеж", №19-20, 2000, с. 7). Забавно, но автор статьи об этом А.Дворкин, подчеркивает, что "сектами" руководят граждане США с намеком на шпионаж ("собирают ... военную и другую информацию") - умалчивая о том, что он сам гражданин США.


В коллекцию новояза. Г.Павловский (Сегодня, 23.1.2001): "Не существует отказа от выплаты долгов. Есть отказ от политики использования долгов в качестве кнута для российской экономики и российской политики". Нет воровства - есть отказ от политики манипулирования моими нуждами. Нет прелюбодеяния - есть борьба с ограничением моей половой энергии.


Приближается годовщина: 5 февраля 2000 года российская "армия" учинила в пригороде Грозного Новые Алды бойню, подобную Хатыни или Сонгми. Ахмета Абулхановича Абулханова поставили и стали упражняться в стрельбе: снесли верхушку черепа. За прошедшее время Генпрокуратура сделала все, чтобы никто не посмел расследовать преступление. Сотрудника грозненской прокуратуры, который решился выдать свидетельства о смерти с указанием причин (колото-резаные и (или ) пулевые ранения) уволили, выданные справки отобрали и заменили на свидетельства о смерти, где даже нет графы "причина смерти" (А.Политковская, Новая газета, 22.1.2001; журналистка, правда, почему-то пишет: "Среди героев растворен процент неисправимых подонков" - среди каких героев?! среди просто убийц растворены сумасшедшие убийцы). Вечная память этим чеченцам, мученикам не за Христа, но - как и все замученные - со Христом.

А в Кашире 23-летний парень, отвоевавший в Чечне, зарезал свою квартирную хозяйку и ее гостя - журналист "Московского комсомольца" (13.1.2001) объясняет, что из Чечни парень "вернулся с вдрызг расстроенными нервами". У кого нервишки шалят, у кого семью расстреляли...


Вождю Белоруссии Лукашенке в храме Христа Спасителя дали премию. А мне на всю жизнь врезалось поучение митр. Филарета: храм - дом Божий, тут прославляют Его Одного, а потому недопустимо поздравлять настоятеля с именинами. Что у нас сплошь и рядом, и хотя все это облекается иногда в форму молитвы (многолетие), а привкус недолжного остается. На то, что недопустимо в церкви, у Филарета был потрясающий нюх, вот за ее пределами он ориентировался слабо и попрал множество грабель, с Пушкина и Гааза начиная.


В "Роспатент" пожаловались на аргентинскую фирму, производящую подсолнечное масло "Идеал": мол, это не идеальное масло. В иске было отказано. Проф. В.Колесов в "Советской России" по этому поводу заявил, что "через язык осуществляется мощное целенаправленное давление на русскую ментальность. ... Ключевые слова русской культуры сейчас выворачивают наизнанку. ... мало им ... растопать идеалы - необходимо и ключевое слово культуры убрать из нашего лексикона". Над чем справедливо издевается Юр.Сабанцев (Итоги. 23.1.2001. с. 9). А ведь претензии к гимну - мол, "священный" нарушает принцип отделения Церкви от государства - из той же сферы. Профессор, защищая русский язык, использует безумное количество нерусских слов ("лексикон", "ментальность"), которые вполне можно красиво заменить. И не замечает, что и защищаемое им как ключевое для Руси слово - идеал - тоже грецизм.

О позиции Якунина см.: Марат Хайрулин, Новые Известия, 19.1.2001. Тут же Лев Левинсон: "Что совершенно недопустимо, так это явное установление религиозной исключительности нашей страны. Ведь слова Михалкова прямо и недвусмысленно костатируют, что из всех стран на планете Всевышний хранит только российскую землю". Ну, полно: слова эти можно понимать и так, что наша убогость нуждается в особом попечении.


Алдр. Архангельский (Известия, 22.1.2001) о гебистах у власти: "Многие выходцы из замкнутых корпораций реально утолили личный идеологический голод, обратившись к вере. Это не прежние политические "подсвечники" с обкомовской выправкой, это люди по-своему цельные и в некоторых отношениях весьма искренние. Яйца выеденного не стоят новомодные интеллигентские рассуждения о том, что выходцы из КГБ не могут уверовать в Бога, -- еще как могут, вам бы так".

Битва с призраком, с собственной нечистой совестью - ведь ни одной цитаты, подтверждающей, что есть кто-либо, утверждающий, будто чекист не может уверовать, нет. Благодать может коснуться каждого. Другое дело, что кажется странным обращение, после которого призывают "мочить в сортире" врагов. И вовсе непонятно, зачем, защищая глубину веры одних, агрессивно отрицать глубину веры в других - в Ельцине, в интеллигентах. Вроде бы верометра никто Архангельскому не доверял - или уже компетентные органы и такой инструмент предлагают своим поклонникам?


Дивная статья Льва Гудкова и Бориса Дубина (Итоги, 23.1.2001, с. 12-17) - социологи, по новому обследованию ВЦИОМа отмечают возрождение совковой психологии. С цифрами доказывают то, что и так видно не совку: люди сереют, сливаются в массу, "выцветают" (отличный термин!). Я бы среферировал так: делают диктатуру из подручных материалов. Материалы скверные. Например, в стране нет элиты, есть номенклатура. "Элита ... самостоятельна, почему и задает модели, ориентиры поведения, она не поулчает "указания" от других и им не подыгрывает. ... элиты воспроизводима, чем и отличается от героев моды и людей случая (воспроизводится не значит плодится - для этого кому ума недоставало; нет, она воспроизводит авторитетные образцы собственных действий и оценок" (С. 13). К вопросу о разнице между "плодитесь и размножайтесь". Физические дети воспроизводят одно, духовные - другое. Тяга к монополизации, к простоте - поэтому наибольшим доверием пользуется РПЦ (39%) и ЧК (35%) - институты наименее современные по моделям поведения, ЧК как "авторитарная структура", РПЦ как "диффузный, квазиморальный авторитет, символ неструктированной общности "всех как одного" (С. 16). Но это доверие не позитивное, а "от противного" - дружат против. "Масса населения ... последовательно минимизирует свои запросы и переходит ... ко все более простым (по смысловмоу составу, по ценностному наполнению) образцам и моделям поведения"). Рост антизападничества. Причем интеллектуалы деградируют постепенно - сперва они (в опросах) переходят в раздел людей, не знающих ответа, потом - в раздел знающий дурной ответ. Идет игра: верхи уверяют, что все стабильно, низы делают вид, что готовы верить, но при этом обе стороны брюзжат и на себя, и друг на друга, и на весь мир.

Авторы пишут, что в этом "заключены ненадежность, хрупкость всей нынешней политической и социальной постройки" (С. 17). Верно - и это тот случай, когда ненадежность есть источник надежды. Что в статье вызывает сопротивление: это не подтвержденное фактами, эмоциональное зачисление Гайдара в "прореформаторски настроенные специалисты" - ну в чем он специалист и в чем его "прореформаторство". Обычный советский служащий, которого позвали всеблагие на пир сменить скатерть. Он сменил и до сих пор оправдывается перед не допущенными к столу. И еще одно, важнее: что в обществе нет авторитетных политических деятелей прогрессивного направления, "авторитетной группы". А пожалуй, это и неплохо! Нормально - не когда титаны духа и мысли, а когда развратник-юрист вроде Клинтона и ковбой-головорез вроде Буша. Решать задачу свободы методами девятнадцатого века - подыскивая героев - не стоит. И Гайдар с Чубайсом не так плохи, как плох культ Гайдара и Чубайса, до сих пор имеющий место быть кое-где у нас порой. Культ героя, авторитета - это все уже не для взрослых, это для детей, воров, неофитов.


Съезд правозащитников вслед за о. Глебом Якуниным подверг гимн критике: мол, слово "священная" нарушает свободу совести. Неверно: кроме сугубо догматического значения слова, у него есть уже богатый веер светский значений ("важнейший"). Гимн, конечно, того... Но спорить надо принципиально, а не вот так -- это и публику отталкивает.


Генпрокурор Устинов заявил, что "случись такая ситуация" (как с Бородиным) в России, он бы, руководствуясь законом, не стал бы нарушать "закона гостеприимства". "Ведь речь не идет о каком-либо социально-опасном правонарушителе" (20.1.2001, Российская газета). Забавно: выражения "социально-безопасный преступник" нет, а социально-опасный - есть. И мило: назвать укравшего из казны 25 миллионов долларов - правонарушителем, словно на красный свет улицу перешел. Вот образчик истинно нехристианской доброты и милосердия.


Дм. Дибров, ведущий телевикторины на НТВ, отказался переходить вместе с передачей на правительственный канал: "В сложный для НТВ момент я не покину этот канал. Я не хочу быть предателем. Я не хочу выиграть в материальном плане, потеряв в моральном" (Московский комсомолец, 20.1.2001).


Станислав Скобло (Московский комсомолец, 20.1.2001) удивляется: наркоман зарезал 87-летнюю бабушку, после чего голым стал бросаться на поезда у Белорусского вокзала. Отец наркомана - "уважаемый человек, хорошо известен в силовых структурах, в частности в спецподразделении ФСБ. ... Кажется, Дюма подметил: молодость - это возмездие для стариков. Возмездие... За что? И в чьем лице?"

И почему это православные не спрашивают: гибель отца Александра Меня - возмездие за что? А вот чекисты задаются таким вопросом, не без основания - они сами конструируют вокруг себя мир лжи и самообмана. Можно сколько угодно заставлять журналистов писать, что "спецслужбы были всегда...", "контрразведка это не политическая полиция...". А потом начинают озираться: это мне не за мое соучастие во лжи? За это, братишки...

Наркоманят дети не только чекистов, но и священников, и вполне порядочных людей, но те и не задаются вопросом "за что". Не потому что у них сильно чистая совесть, скорее, напротив, они-то посовестливее. Но потому, что не мыслят в категориях мести и наказания, не проецируют на Бога (жизнь) земных представлений о "воздаянии".


Милиция арестовала мафиозо Олега Москалева "Хряка", причем в числу улик против него - видеокассета: во время отдыха в Арабских эмиратах "Москалев терпеливо объясняет местным жителям, что он из русской "коза ностры", и рассказывает, как "жить по понятиям". В кварире висел огромный портрет Москалева, "на котором он был запечатлен в образе вельможи в расшитом золотом бежевом камзоле эпохи XVIII века" (Анд. Викторов, Степ. Кривошеев, "Сегодня", 20.1.2001). Тут же воспроизведен портрет: полное впечатление картонки с дыркой, в которую просунуто лицо. Собственно, живописец, конечно, скопировал портрет и к нему приставил копию фотокарточки.

Кстати, так составлен и знаменитый портрет Ломоносова - это копия портрета Дидро, где лик одного просветителя заменен ликом другого. Примечательно сопоставить это подражание екатерининским орлам с намного более распространенным подражанием начальству: сколько с приходом Путина появилось подобных ему лиц, сколько людей, совершенно непохожих на Лужкова, мощным усилием преображаются в его копию (кепка, второй подбородок). Удивительнее всего, что со сменой начальства умудряются меняться, даже брови могут погустеть. Не набирают же каждый раз кадры похожие на нового руководителя?

Вера в переселение душ, видимо, исходит из этого же источника: жажды клонирования, подражания - и именно те люди, которые более всего любят единообразие, подражательство, унификацию, активнее всего выступают против клонирования. Хотят сохранить монополию на штамповку душ, не понимая, что клонирование - это совсем о другом, и его выступать против него (мне оно интуитивно претит), то мотивировать это иначе.


Вадим Самодуров (Вечерняя Москва, 18.1.2001, с. 11) сравнивает Мих.Леонтьева и Максима Соколова с Бивисом и Батхедом ("тоже умеют обратить в шутку самые мрачные вещи"). Сходство еще и в том, что они обращают в шутку лишь те трагедии, которые происходят с окружающими. К занозе в своем пальце отношение будет посерьезнее, чем к бомбе в чужой квартире. При этом Самодуров заявляет: "Максим Соколов, объективно, один из самых интеллектуальных газетных журналистов и публицистов, и он имеет право высказываться так, как считает нужным". Вот уж точно: хуже всего похвала. "Нужно" понятие сложное, слишком легко переходит в "нужник". Чем больше нужда, тем больше пахнет нужником. "Нужно" было сделать революцию. Матерятся все по нужде. Убивают по нужде. Человек начинается там, где кончается "нужно" и начинается "а можно и так".


 


Евг.Крылов (НГ-религии, 17.1.2001, с. 6) критикует православные передачи на ТВ. На ТВ господствует "теневая экономика": производителям программ не платят, те продолжают работать, потом им предлагают оплатить не 100% долга, а 70 или 50, и те соглашаются - но расписываются за все сто. Автор не комментирует: может быть, производителям это выгодно, потому что в цены заранее закладывается соответствующая надбавка? Агентство ПИТА, руководят Никол. Писарев и Анд. Державин, в таких ситуациях полученные деньги присваиваются руководством. "Писарев и Державин на глазах у всего крещеного мира меняли дорогие иномарки, покупали новые большие квартиры в центре Москвы". Группа бывших сотрудников подала на Писарева в суд за невыплату зарплаты. К сожалению, об итоге иска не говорится. Писарев и Державин изменили митр. Кириллу Гундяеву. Наняли в дикторши дочь прокурора СПб. Ивана Сыдорука Людмилу.


Сколько твердили, что канонизация Николая Романова не есть канонизация его политики как царя! Но вот Алексей Варламов (литератор) в "Литературной газете", 17.1.2001, с. 10 бранит литератора Гр.Чхартишвили за то, что в его романе "Коронация" Николай изображен пасквильно. "Зная судьбу последнего русского царя, ерничать, иронизировать и издеваься над его религиозностью и одиночеством способен лишь человек посторонний в нашей культре ... Канонизированный архиерейским собором царственный страстотерпец людскому суду и писательским наветам неподвластен, и оскорбленным оказались чувства тех, кто обращается к своему заступнику и ходатаю с молитвой". Ого! Это уже намерек на статью в УК об оскорблении религиозных чувствс! Надо заметить, что цитаты из Чхартишвили показывают, что тот до неприличия не владеет темой и позволяет себе писать: "Ерокин говел в церкви допоздна".

Не нужно нам никаких Чхартишвили, мы сами себя выставим на посмешище. Еп. Вологодский Максимилиан заявил, что проект московского мэра по раскрутке Устюга как родины Деда Мороза одобрит лишь, если в документах будет указано, что Дед Мороз - православный (в 1999 г. Морозко выдали символический паспорт) (Новые известия, 17.1.2001).

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова