Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Богочеловеческая комедия

В защиту Юрия Самодурова, свободы творчества и порядочности

Читаю репортажи Елены Волковой из Сахаровского центра, где устроили что-то такое… Шевченко и прочие псевдоправославные дебатируют о выставках "Осторожно, религия" и о Пусси Райот с… С кем? Меня звали – я не пошёл, прежде всего, потому что в Сахаровский центр не вернули уволенного Самодурова, организатора выставок. Самодуров, разумеется, тоже не пошёл – его и не звали. Исполнилась мечта "попечителей" Сах. центра из Мемориала – чтобы были просто семинары. Оно и доходнее, и безопаснее. Вспоминается "Театр. роман" – а не надо, чтобы герой стрелялся на сцене, пусть он за сценой застрелится, и придут и скажут, что он застрелился. Путин доволен – очередная селекция согласных произведена. Что в сухом остатке? Кремлевские православные добились своего – выставок нет, Самодурова нет, погромщики не осуждены, осуждён тот, кого громили, и уволен, а один из погромщиков награждён рукоположением в священники (представилось – через лет пять переведут этого шарикова с канонической благодатью в храм Космы и Дамиана настоятелем, и будут ему исповедоваться, проповеди его слушать, подстраиваться под него, "понимать"…), и теперь погромщики – как вирусы в Сахаровском центре ввинтились и "полемизируют". Это не полемика, это издевательство, и участвовать в этом – иррационально, означает участвовать в имитации дискуссии. Это как устроить конференцию памяти Сахарова и на ней чтобы дискутировали гебисты, защищая принудительное кормление, со сторонниками раздельного питания. Бла-бла-бла… Профанация… Устроители "дебатов", которые сами-то не из Сахаровского центра, насколько я понял, какие-то немцы, проявили бы больше такта и разума, если бы сняли помещение в любой библиотеке или в бизнес-центре, куда и Самодуров мог бы прийти. Очень противно – не Шевченко и прочие, эти за гранью, а вот эти – как бы защитники свободы… Которых я что-то не помню, когда мы с Самодуровым отчаянно искали согласных защитить первую "Осторожно, религия!" Которые молчали, когда какой-то сильно православный интеллектуал ударил Тер-Оганьяна за "кощунство", которого не было.

Проблема в том, что реакция идёт на вчерашнюю проблему, не на актуальную. Защищают не принцип свободы слова, а конкретных жертв произвола, и защищают лицеприятно. Вот Алёхина и Толоконникова – их ведь, как ни крути, легче защищать, приятнее, чем Тер-Оганьяна, пусть он меня простит, если это прочтёт, потому что они и умнее, и красивее, и как творческие люди сильнее. Коли защищают лица, то и в следующий раз проморгают, когда надо будет кого-то защищать, потому что свобода слова и творчества всегда проявляется в новом, в неожиданном. Второй раз повторенный панк-молебен – уже не творчество, а штамп. А что будет следующее – непредсказуемо. И не надо предсказывать, а надо быть готовым в момент шока (новое всегда шокирующее, хотя не всё шокирующее – новое, чем жизнь и интересна) всё-таки свободу творчества защитить и вновь дать отпор демагогам, вещающим, что творчество – свободно, а всякое безобразие – не творчество и потому должно быть запрещено.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова