Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Богочеловеческая комедия

В защиту Украины от конформизма российских интеллектуалов.

1 марта 2014 года:

Владыка Игорь (Исиченко), еп. Харьковский, под омофором которого я нахожусь, написал мне на запрос о Жадане - замечательном украинском поэте, о котором беспокоятся многие в России (фотография залитого кровью Жадана обошла многие сайты):

"С Жаданом я знаком. Сергей довольно сильно пострадал во время штурма. Его начали бить, когда он выводил из ОДА слепого журналиста (Володю Носкова из радио "Свобода"). Телефон - как и у многих - исчез. Он был в больнице, а сейчас лечится у знакомых. Меня уверяли, что серьёзных ран нет.
У нас сегодня немного поспокойнее, но город все еще переживает шок. Один прихожанин заметил, что, если месяц-два назад нет-нет да и появлялась на машине георгиевская ленточка, то теперь их не увидишь: она ассоциируется с разгулом бандитов в центре. И хотя среди них, к сожалению, хватало и харьковчан, рядовые жители города не хотят верить, что их земляки могли принимать участие в этой непристойном сборище".

* * *

Юрий Вадимович Самодуров звонил. Он сегодня одиночно пикетировал на Пушке, не задержали. Статистика хуже, чем у меня - большинство были настроены враждебно. Правда, место такое - время было задолго до кремлевского митинга, но там всегда публика сильно гламурная. А в парк Культуры идут - как эти украинки - те, у кого на кафе "Пушкин" не хватает. Как в Вене на Пратере - сплошь низы. Как я такое люблю! Я сам низ! А мои интеллигентные друзья любят нынешний парк культуры. А по мне культурный отдых - это колесо обозрения, мороженое, шашлык, комната смеха, лодочка, и чтобы воздухе никакого вайфая, а прима и беломор... В идеале еще обезьянка на пружинке, но этого я уже треть века как не держал в руках... И мама рядом...

* * *

Единственное, что должен сделать Запад - перестать покупать нашу нефть и газ, заморозить счета всех русских, выслать в Россию всех обладателей российких паспортов - чтобы их пребывание на Западе не могло использоваться как повод для вторжений. Все остальное для Путина и пр. смешная болтология. Конечно. и мне будет плохо от таких мер... Но почему мне должно быть лучше, чем тем, кто погиб на Майдане?

* * *

Я выбрал Крымский мост лишь из-за названия, но оказалось - очень удачно. Огромный поток людей шел в Парк культуры и оттуда. Хорошей идеей оказался и двусторонний лозунг. Две резко враждебные реакции ("Уезжайте в Америку!", "Вы хотите, чтобы русских поубивали?!"), четыре благословения от украинок (порознь), которые были просто счастливы. Три укромных пальца вверх от недобитых интеллигентов. Но прочли многие. Между прочим, может быть забавный аттракцион - расставлять одиночные пикеты сетью, накрывая город. Я еще раздавал листовочки со своим вчерашним обращением. Понимаю, что трусовато - не на Красной площади. Есть в этом лукавство - вроде бы и проявил солидарность, но не сел. Ну, простите! Да, я лукав. Как тот герой Честертона, который обещал съесть свою шляпу и, проиграв пари, на полгода сделал шляпой кочан капусты, каковой потом и съел. Между прочим, у меня сложилось еще ощущение, что Крымский мост - в отличие и от площадки перед ЦПКИО и от площадки у метро, никакими полицейскими не наблюдается. В общем, ценное место. Может, раскрасить его в желто-синий цвет?!

МАРК КРОТОВ О КЕРНЕСЕ

"Кернес - наперсточник наоборот. У него шарик всегда под наперстком, на который указал клиент".

(https://www.facebook.com/krutovmark)

РИМСКОЕ

Древний Рим говорил: "inter arma silent musae". "Где мечи - молчат музы".

Раньше переводили: "когда говорят пушки, музы молчат".

Теперь переводим: "Когда открываются военкоматы, закрываются банкоматы".

НЕПРОЩЕНОЕ НЕВОСКРЕСЕНЬЕ

Третий раз на моей памяти точно совпадает Прощеное воскресенье с гадостью, которую простить нельзя. Первый раз - в 1996 году, когда МП заявила о разрыве отношений с Константинопольским патриархатом. Второй раз - в 2012 году, когда впервые за решеткой оказались люди по обвинению в кощунстве - причем свидетелями обвинениями выступали исключительно сотрудники РПЦ МП и ответственность за них и за дело нес прежде всего патриарх РПЦ МП.

Одна "православная" дама, увидев мою подборку о расстреле духовенства одесской чрезвычайкой в 1938 году, возмутилась: "До каких пор нас этим будут попрекать? Прощеное же воскресенье!"

Нет, для тех, кто лжет, бросает невиновных в тюрьмы, держит палец на курке, либо оправдывает все перечисленное сегодня - невоскресенье. Непрощеное невоскресенье. Нет прощения, пока нет покаяния, а единственным проявлением покаяния является публичное покаяние в публичных грехах и наказание виновных. Можно простить и националистов, и стукачей, и гебистов в рясах, - но только, если они принесут покаяние. Покаяние не тайное! Потому что доносы пишутся втайне, но зло приносят явное. Чрезвычайка расстреливала тайно, но люди и человечность исчезали явно.

Я горячий противник отрицания благодатности Московской Патриархии - особенно, когда это мотивируют черносотенными лозунгами про порочность экуменизма. В МП такой же экуменизм, какой в мавзолее - Ленин. Но когда сегодня в храмах Московской Патриархии будут торжественно проводить чин прощения, - Бог этого не примет. Эту будет фикция. Я остерегусь сказать то же о литургиях, на которых всякие милые мне люди будут молиться, но они-то, надеюсь, сами себе скажут, что приближаются к краю пропасти. Многолетний конформизм и попытка использовать государство для торжества света привели к тому, что еще немного - и будут молиться о победе российской армии над украинцами. Это даже гаже, чем в 70-е, когда ограничивались чтениями посланий о поддержке вторжения в Афганистан.

Сила прощеного воскресения - как и вообще Церкви - именно в том, что оно не фиговый листок для греха, не социальная договоренность начать все с нуля, а творение заново вселенной для двух людей. Жертва не может простить палача, преданный - предателя. Не может по всем законам божеским и человеческим! И когда все-таки прощает - это потрясение основ.

Самое жуткое, что сегодня жертвы могут и должны простить палачей, которые не только не раскаиваются, но и готовы совершить новые преступления. Простить - "ибо не ведают, что творят", ибо думают, что речь идет о защите русскоязычных, о борьбе с евронацизмом и американским империализмом. Простить - но именно поэтому не сдавать нравственных позиций. Простить - и поэтому не отвечать злом на зло. Простить - и поэтому молчать в ответ на все уговоры обняться и топать на фронт, материальный либо душевный, как прощал и молчал Господь в последний день Своей нормальной жизни.

 

ОБРАЩЕНИЕ К ПРАВИТЕЛЯМ И ГРАЖДАНАМ РОССИИ

Я, Яков Кротов,

от правящих моей страной людей

требую:

вывести из Украины всех российских военных, не пытаться оторвать Крым от Украины, не поддерживать тех, кто выступает против свободы и демократии на Украине.

У моих сограждан, жителей России

прошу:

не верьте ничему, что несвободная, правительственная пресса, радио и телевидение говорят про Украину. Неправда, что на Украине власть захватили националисты, бендеровцы, фашисты, которые ненавидят Россию и русских. Кремлевские журналисты врут, клевещут, идут на прямые подлоги, показывая по телевидению инсценировки «украинских зверств».

Под видом миротворчества наша власть хочет разделить Украину, помочь ее бандитам и реакционерам, чтобы укрепить свое влияние в этой стране. Но это будет влияние порочное и удушающее свободу.

Давайте строить мирное и свободное общество в нашей стране, в России!

Москва, 1 марта 2014 года

 

Военное

Самое главное сейчас - сделать что-нибудь базовое, что и до войны, и во время войны, и после войны имеет смысл. Мне вспоминается рассказ отца Александра Меня, как у него чекисты делали обыск, и он после этого сказал себе - вот назло сяду писать - и сел что-то там написал.

* * *

Хорошая новость во всей этой тошниловке: Крым и восток Украины вовсе не такие уж анти-украинские, иначе не потребовались бы наши войска, обошлись бы своими силами.

* * *

Плохая новость - для жителей России: война все спишет! Спишет с ваших счетов, спишет с вашей продолжительности жизни... Про свободу я уж не говорю - она в России уже давно списана за ненадобностью. Так ведь и соль кончится, патриотичные вы мои! И уж тогда не плачьтесь... Украинцам-то терять нечего, а наш нефтяной жирок поплывет... Но теперь уже никто не будет нам слать гречку и масло, как из США и Германии в 92-м...

* * *

Хорошая иллюстрация к "Если кто посмотрит на женщину с вожделением, уже повинен геенне огненной". Даже если Путин не введет войска и вернет Крым, на Россию отныне будут глядеть на психопата и подонка.

* * *

Путин испортил великий пост всем членам РПЦ МП. Ну как можно оплакивать свои грехи, когда душа ликует о начале долгожданной "войнушки" и грядущем возвращении блудной Украины! Вот я завтра встану на колени с ба-альшим чувством!... Интересно, каково теперь в Киеве будет прихожанам храмов с надписью "Украинская церковь Московского патриархата"... Или стыд не дым?.. Каноническое единство с агрессором против своей родины - это сильно.

25 декабря 2013 года:

ДАРЫ ИРОДОВ

В конце XVIII века неизвестный украинский патриот написал «Историю русов». Текст ходил в самиздате полвека, пока не был опубликован. Признан талантливой сатирой. В части XVIII столетия это ещё и ценный источник по истории Украины, но предыдущая история исполнена фантазий.

В частности, выдумана история про то, как в мае 1650 году к Богдану Хмельницкому в Чигирин приезжают послы трёх кесарей – польского короля, русского царя, турецкого султана. Каждый приглашает Хмельницкого к себе в подданные.

Документы XVII века о таком факте умалчивают (а сохранились документы неплохо), да он и невероятен. Формально выбора не было – Украина, несмотря на Зборовский мир 1649 года, числилась частью Польши, но была ею не более, чем Крым – частью Турции. Реально Хмельницкий усиленно лавировал между всеми тремя владыками, пытаясь вырастить независимую страну.

Автор «Истории русов», собственно, выдумал про посольство, чтобы вставить издевательский анекдот. Якобы некий протоиерей Феодор Гурский из Черкас произнёс речь. Он напомнил про Рождество:

«От трёх царей или волхвов поднесенные младенствующему Христу дары (злато, ладан и смирна) предзнаменовали бытие и страдание Его в мире и возвращение в небо. То есть, злато значило Царя, ладан мертвеца, а смирна показывала Бога».

А теперь внимание – рука протопопа указует на дары Польши, Турции и России, причём не на сами дары, а на их упаковку:

«Дары польские состоят въ сукнах, покрытых ковром. Будет и народ, с поляками живший, ходить въ сукнах и иметь ковры.

Турецкие дары прикрыты бумагою и шелком. Народ, за ними живший, будет в состоянии одеваться шелковыми и бумажными материями.

А московские дары суть все в рогожах. Неизбежно и народ, живучи с ними, доведен будет до такой бедности, что уберется он в рогожи и под рогожи».

Вообще говоря, упаковка из рогожи практичнее. Другое дело, что везти в рогоже, а дарить, конечно, надо было в чём-то поприличнее. По упаковке встречают.

Впрочем, в наши дни важнее другое. Нынче кремлёвские (не путать с русскими) дары в куда более привлекательной упаковке. Миллиарды долларов, удешевление газа… Дыши – не хочу. А европейские дары – требования к «ужесточению законодательства».

Это ж жуть! Значит, уже взяткой делу не поможешь, и блат не выручит? За преступление – сажать?! А как же «договариваться»? А как же вся жизнь, основанная на «дружбе», на клановом принципе – «ты мне, я тебе»? Жёстко стелет Европа!

Да, жёстко стелет европеец – как новорожденному Христу соломинки кололись. Жёстко стелет, чтобы украинец не спал, а бодрствовал. Пытка не бессонницей – пытка реальностью, пытка трезвением, пытка явью.

Что выбрать – пытку явью или заснуть, надышавшись российским газом?

Хорошая новость, что вообще не нужно выбирать. В конце концов, любое царство – всего лишь царство кесаря. Ирода Великого или не очень великого. Ироды могут убивать младенцев, могут целовать младенцев в пупок и дарить им баллон с газом либо демократическое правосудие. Неважно! Кем будет младенец - не от Иродов, не от волхвов и не от подарков зависит. Иисус – Христос и в тех евангелиях, где ничего про волхвов (которых средневековая традиция считала царями) не рассказывается. Он от Царя Небесного, а не подарков земных царей.

Так и с Украиной, так и с Россией, и с любой другой страной. Всегда есть ближние и дальние страны, которые делятся с окружающими. Одни делятся из добрых побуждений, другие из данайских. Это дело десятое. Жить не означает делает «европейский выбор» или «российский выбор». Жить – в том числе, для страны – означает искать внутри себя свой путь, свой вопрос и свой ответ.

Рождественский пост Украина провела на Майдане. Чем бы это ни завершилось (впрочем, в истории не бывает «завершений»), уже – радость. Ведь суть Майдана – не в потребительском выборе между подарками тёти Раши и дяди Брюсса, а в протесте против избиения иродами людей. Сравните это с событиями в Москве двадцать лет назад – ведь до сих пор московиты, полагающие себя демократами и европейцами, одобряют действия тогдашнего российского кесаря, которые были вполне аналогичны и даже хуже действий нынешнего украинского кесаря. Демократическая цель, видите ли, оправдывает недемократические средства. Нет – не оправдывает! Вот что сказал Майдан, и это благая рождественская весть.

Может, Украина и не попадёт в Европу, но если Украина будет исповедовать отпор всяческому иродству, то Украина сама будет такой Европой, что туда из Швейцарии будут эмигрировать. К России, конечно, это тоже относится. «За то, чтоб все!» Чтоб все были не царствами Иродов, а царствованиями человечности.

 

20 декабря 2013 года:

КУПИ СЕБЕ НЕМНОЖКО УКРАИНЫ!

В расчетливости чекистам отказать нельзя. Если у тебя нет козыря - создай его. Посадить Ходорковского, пригрозить пожизненным и пообещать выпустить - украинские события сразу отступили даже не на второй, а на четвертый план (Олимпиада вообще не событие - спорт всё-таки это всего лишь спорт). Журналисты перемещаются от Толоконниковой и Алехиной к Ходорковскому - в центре внимания неизбежно кто-то один. Любопытно, что могут и не выпустить, а эффект уже достигнут. "Купи себе немножко Украины". Цена одного украинца - 333 доллара (15 миллиардов за 45 миллионов человек) и одно опустевшее место у параши. За Ходорковского я рад, конечно. Что он не выдержал угрозы пожизненного заключения - осуждать нельзя. Да и лидером демдвижения он не был ни до тюрьмы, ни в тюрьме, и это неплохо - это ж демдвижение, а не бизнес-проект.

Амнистия для участниц Pussy Riot связана исключительно с гуманизацией законодательства и 20-летием Конституции, заявлял ранее в ходе большой пресс-конференции президент Владимир Путин. По словам главы государства, это не значит, что оценка их поступка была пересмотрена, а решение о наказании было чрезмерным. «Мне жалко не за то, что они оказались в местах лишения свободы, хотя ничего хорошего в этом нет. Мне жалко, что они начали такой эпатаж, здесь, на мой взгляд, унижающий достоинство женщин», — отметил глава государства.

"ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ" - О ЧЕМ ПРОСИМ?

Ходорковский заявил: "О признании вины вопрос не ставился". Лукавая формулировка. Вопрос может не ставиться по двум противоположным причинам: либо ответ самоочевиден, либо ответа вообще нет. В данном случае вопрос не ставился, потому что признание вины заключено в самом написании прошения о помиловании. Так же ведь не ставился вопрос о том, будет ли Ходорковский ходить на двух ногах или на трёх - ответ самоочевиден.

Ходорковского я не осуждаю и не хвалю. Я осуждаю кумиропоклонство, которое есть самое ослепляющее из суеверий. Надо выбирать: либо воспевать Ходорковского за бескомпромиссность на суде и в тюрьме, либо воспевать то, что он пошел на компромисс. Но воспевать и за первое, и за второе - это выше моего понимания. Ходорковский признал себя виновным. Невиновный человек пишет не прошение о помиловании, а требование об освобождении. Закон не упоминает, что прошение о помиловании подразумевает признание себя виновным? Так закон не упоминает и того, что прошение о помиловании подразумевает вменяемость или что в тюрьме должен быть воздух. 

Довод Морщаковой, что помилования можно просить и до вынесения приговора, меня не убеждает - если обвиняемый просит помилования, то тем самым он признает себя виновным, почему и может просить помилования. 

Если человек просит пить, значит, он признает себя жаждущим. Смысл слова "помилования" достаточно ясен, чтобы его не могли извратить даже юристы. Отчасти я взъярился именно потому, что налицо угроза именно языку. Что ж, когда мы молимся "Господи, помилуй", мы не признаем себя грешниками?

Есть в этих оправданиях Ходорковского даже что-то нечестное. Ведь если уж пресс-секретарь Путина заявил, что подача заявления есть признание вины - что, он это сделал наобум? Ясно, что Ходорковскому было заранее заявлено, когда оформляли билет в Берлин, что он признал свою вину этим прошением. Он, как явствует еиз его заявления, не возражал, а просто промолчал и считает это отказом.

Не могу считать это освобождение победой тех, кто требовал освобождения Ходорковского (я - требовал, публично). Шумели десять лет, а выпустили сейчас - это не победа. Обмен Ходорковского на 45 миллионов украинцев - не победа. Скорее, похоже на обстрел противника собственными фекалиями, практиковавшийся в отчаянных ситуациях. Потому что Ходорковский - как и, допустим, Троцкий - просто отход кремлевской жизнедеятельности, афедроном исшедший. Плоть от плоти этого деспотизма. Способен лишь на манипуляции и интриги, любые ценности для него вторичны, субъектом жизни для него являеются только обладатели власти и денег, а остальные - планктон, стадо, с которым надо обращаться деликатно. Посажен несправедливо - так ведь и Якубовского сажали несправедливо, просто за то, что паренек заигрался и забыл, ради чего устроена "перестройка", забыл, что он всего лишь лакей номенклатуры. Бессмертное "не всякий, кто бит нагайками, революционер". Не всякий сидевший - высидел. Смертельно отравлен опытом больших денег. Знаю, что сейчас за ним "пойдут" все пассивно-либералы - те, кто ничего не делает, ни с кем не объединяется, способен лишь ворчать и ходить на разрешенные митинги. Беды нет - эта публика для демдвижения и так потеряна, она изначально ориентирована на выбор себе кумира, который бы позволял оставаться в пассивном состоянии и в то же время чувствовать себя довольным - мол, мы пашем! А мы "шумим, братец, шумим".

Выпустили Ходорковского - и громкий вскрик: "Слава Богу". А почему про остальных нет такого "слава Богу"? Почему все внимание на одной персоне сомнительных, мягко говоря, моральных качеств? Ответ я знаю - потому что он богач (благодаря не столько уму и энергии - они у многих есть - а вот этим моральным качествам, позволившим всплыть на самый верх в самой неблагоприятной ситуации). Вот это изначально отравляло всю историю Ходорковского.

В анналы российского беззакония этот полет из параши в Берлин войдет, конечно, навсегда. Потому что беззаконие и произвол не в том, чтобы сделать человеку плохо, а в том, чтобы нарушать закон. Законным образом произвести за такой короткий срок освобождение, оформление загранпаспорта и приобретение билета невозможно, значит, закон был нарушен.

Конечно, Ходорковского было жалко, и хорошо, что он свободен. Я злюсь (Господи, помилуй меня в традиционном смысле!), что за миллиардера вся планета переживает, а за какого-нибудь столь же несправедливо сидящего Васю Пупкина - нет. Как в 1930-е годы за Троцкого миллионы переживали, а за репрессированного какого-нибудь водовоза нет. Подумаешь, водовоз - зато страна к войне готова. А Троцкий - фигура!

В сухом остатке: перед исповедью надо спрашивать, что вкладывает человек в слова "Господи, помилуй!" Ставит ли он вопрос о признании себя виновным либо отпрашивается пожить подальше от Бога.

Конечно, Ходорковского было жалко, и хорошо, что он свободен. Я злюсь (Господи, помилуй меня в традиционном смысле!), что за миллиардера вся планета переживает, а за какого-нибудь столь же несправедливо сидящего Васю Пупкина (например, Бориса Стомахина) - нет. Как в 1930-е годы за Троцкого миллионы переживали, а за репрессированного какого-нибудь водовоза нет. Подумаешь, водовоз - зато страна к войне готова. А Троцкий - фигура! Между тем, глубина нашего сострадания измеряется способностью сострадать не великому, а ничтожному, и пока мы не прочувствуем ничтожности Иисуса по всем земным меркам, ничтожности от Рождества до Креста, мы никогда не будем сострадать Ему вполне.

* * *

 

 

 

15 декабря 2014 года: Присел нано-ужинать и включил первый телеканал - новости. Меня хватило на три сюжета, с 21.12 до 21.16. Сюжет №1. Премьер Азаров объясняет истинно русским украинцам на чистом русском языке, что интеграция с ЕС - это не безвизовые поездки в Европу, а легализация однополых браков и равенство сексменьшинств. Сюжет №2: с обличением ЕС выступила дочка Ле Пена. Сюжет №3: украинские дети, участники конкурса рисунков о преп. Сергии Радонежском, прибыли в Москву. На чистом русском языке украинские дети объясняют, как они рады, что попали в Троицкую лавру. 

Ну и кто тут политизирован? Я или те, кому принадлежит Троице-Сергиева Лавра? Когда мне говорят, что я политизирован, я очень удивляюсь. Я считаю себя абсолютно аполитичным человеком. Да, я считаю, что красть и врать нехорошо, что дважды два четыре настолько, что и обсуждать нечего - так что, я политизирован и категоричен? Увы, с точки зрения тех, для кого Майдан - это еще одна "ярость Содома", а преп. Сергий учитель преп. Антония - да, я политизирован, а они херувимы, парящие над схваткой. Что ж, с моей точки зрения они - не просто политизированы, они поставили человеческое выше Божьего. Ну, Бог милостив, простит.

Я одновременно чувствую, что у Майдана есть шанс победить, что Янукович восстановил против себя еще и некоторые кланы номенклатуры, - и что есть вероятность ввода российских войск на Украину (или в Украину, если угодно). Конечно, может все кончиться пшиком. Не знаю.

УКРАИНСКОЕ

Любой пост можно начинать с медитации над Ис. 58, 4-10. Там Бог объясняет, почему в упор не видит постящихся евреев – пусть они вместо нравоучений дадут окружающим свободу. Как и всегда в древневосточной литературе, очень образно: хватит подымать палец к небу! развяжи, кого связал:

«Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!", когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень».

Сегодня эти слова обращены к русским, которые никак не хотят отвязаться от Украины, подымают перст к небу и объясняют ей, что жизнь по праву и свобода – вовсе не главное.

Еще Христа при этом поминают. Вот образчик этой необольшевистской демагогии, в которой «пролетарский интернационализм» заменен на «церковный». Некий священник Московской Патриархии, постыдившийся – что характерно – указать свою фамилию, живущий в Киеве, объясняет:

«После рождения на свет происходит формирование самоидентификации и любви к себе. В детстве формируются эгоцентричные ценности … движение развития приблизительно выглядит так: эго – семья – улица – малая родина – национальность – гражданство – космополитизм/религиозность. … должно идти духовное взросление от любви к себе (которая есть у всех изначально) к любви к Богу через любовь к ближним. Каждая следующая ступень, по классике, вбирает себя предыдущую, ставя себя на первое место. Если этого не происходит, то это подобно тому, что человек читает Писание, хорошо ориентируется, но не желает исполнять. Человек, выросший из семейных ценностей и ощутив ценность родины, должен при возникновении выбора между родиной и семьёй, выбрать родину. Несомненно, ценность семьи в иерархии ценностей остаётся, но она оказывается уже в подчинении новой, более высокой ценности. Припомним: «кто любит отца или мать больше Меня, тот не для Меня»

Комично, но для автора «классик» - это Владимир Ильич Ленин с его «Материализмом и эмпириокритицизмом», приспособлением Гегеля к большевистскому терроризму. Для автора не существует граждан Украины, протестующих против произвола и кровопролития, он эти выступления понимает в духе советской пропаганды как проявление национализма:

«Западно-украинские националисты так и не доросли до гражданских ценностей, хотя декларируют их на полную, если готовы к разделению Украины ради ярко выраженной национальной идентификации конкретной территории (Галиции), пусть и в разы меньшей от исходной и этнически-аморфной».

Человек подымает перст к небу и призывает поститься и молиться:

«Мирской выбор – это ЕС, улучшение потребления и качества жизни, снижение коррупции, непродажные суды, ответственная власть. Моё гражданское «я» говорит, так это же то, что нам нужно. А христианское во мне говорит: А ты забыл, как писал выводы по толкованию «Приобретайте друзей богатством неправедным»? Улучшение «качества жизни» состоит в увеличении возможности развлекаться и потреблять. А разве не это уводит от поклонения, сытое чрево и праздный ум? Таких как Иов – единицы. Ты же сам цитировал, что скорби — это ладья в Царство Небесное, и катарсис прямо противоположен целям людей, стремящихся в ЕС. Понятное дело, пойдём в ЕС, найдём и там дорожки ко спасению, но для христианина нет вообще никакого смысла участвовать в любой из бунтующих группировок, хоть тех, кто за евроинтеграцию, хоть тех, кто за ТС. Просто мы живём в иной системе координат. Нас волнует не возможность попялиться на строения в европейских столицах и накупить дешёвых шмоток, а волнует, что не идёт молитва. А она может не идти, как сейчас, так и в ЕС и в ТС».

Главным критерием при этом оказывается не любовь, не свобода, а – готовность умереть:
«Проверку на приоритет в иерархии ценностей можно осуществить честным ответом на вопрос самому себе: ты готов пожертвовать жизнью ради этой ценности? Если ради семьи и родины-страны готов, а ради Христа — нет, то значит у такого неверующего человека на вершине иерархии находятся гражданские ценности».

Это вполне большевистская иерархия ценностей, в которой, между прочим, государство выше семьи. Человек, который готов умереть за семью, но не готов умереть за государство – недоразвитый человек:

«Семейные люди, которые готовы до самой смерти отстаивать предмет своей гордыни (честь, статус), так и не доросли с эгоизма к семейным ценностям. А те, которые готовы взять в руки оружие и защищать малую родину или страну — переросли семейные ценности. А семью ставят на первое место из-за копирования чужих красивых стереотипов, высказанных кумирами по ящику, или просто не разбираясь в самих себе».

Конечно, тут не только Ленин виноват. Сам Ленин – лишь эхо того дурного в христианстве XIX века, что подымало перст к небу и учило смерти, а не жизни, требовало готовности убить, а не умения любить. Настоящее-то христианство проверяется тем, умеет ли человек любить и самого себя (и это – эталонная любовь), и семью, и ближних, и дальних, и Бога. Любовь – не шагреневая кожа, она растягивается на весь космос. Милосердный самаритянин не потому идеал, что был готов умереть, а потому, что спас человека от смерти – и этим прообразовал Христа. А «готовность умереть» в устах православных наследников большевизма и империализма – это, прежде всего, готовность взять ружье и стрелять.

Не от любви ко Христу такой "украинский русский" призывает забыть родину и семью, а от бессилия и злости. Придут на Украину российские войска - он будет радостно их встречать как воинство Христово, и будет провожать в поход на Запад, освобождать народы, порабощенные феминистками и геями.

Друзьям-украинцам – и украинцам с русскими корнями, и украинцам с украинскими корнями – я могу лишь выразить сочувствие, потому что мне кажется, что сейчас их накормят кремлевской кашей. Сочувствие и пожелание – да, выход на площадь не помог. Но он и не мог помочь. Всякий выход на площадь помогает, если он верхушка айсберга, верхушка повседневного труда по объединению с единомышленниками, политической активности, вплоть до создания нормальных партий и т.п. И этой активности никакой деспотизм положить предел не в силах.

 

Кого пошла есть Русская земля

Вчера в теленовостях о Майдане сказали: "Собравшиеся тут националисты ведут себя спокойно". (Впрочем, больше восхищались тем, что "Беркут" не отвечает кровопролитием, проявляет выдержку, хотя ему суют за щиты цветы и чашки с чаем)

Спрашивается: что за националисты? Ответ понятен - "украинские националисты". Агрессивные украинские националисты. Им противостоят хорошие люди. Они - русские националисты? Или, может, "пролетарские интернационалисты"? О нет! Они - просто люди. "Настоящие человеки".

Вот это и есть военный народ и его военное государство. Не империалисты. Империалист завоевывает другие страны со спокойной уверенностью в своем превосходстве над дикарями. Военный народ делает вид, что никого не завоевывает, а просто гуляет... "Плюшками балуемся" (Карлсон). "Починяю примус" (Бегемот). Планета - примус, соседи - плюшки. Я - человек. Другого человека нет и быть не может. Хочешь стать человеком - полезай ко мне в желудок.

Есть точный аналог у Москвы - Берлин. Как и Москва, Берлин - не колыбель государства немецкого. Он даже позже Москвы возник. Как и Москва, Берлин стоит на земле присоединенной. Но в Берлине не называют Баварию "Малой Германией", а баварцев - националистами.

Поэтому история Германии имеет право включать в себя Баварию, а история России не имеет права включать в себя Украину.

История пишется не по картам, а по сердцам человеческим. Кто в сердце своем согласился считать себя русским, тот и русский. Кто считает себя украинцем - украинцем. Со всеми прибылями, рисками, убытками от такого выбора.

Постоянно идет незримый референдум, результаты которого более чем ощутимы. Татарстан - не Россия. Чечня - не Россия. Белорусы - не русские. Новгородцы - русские. Пока. Но еще несколько правлений наподобие путинского - и от Москвы отвалятся, перестанут быть русскими, подадутся хоть в немцы, хоть в эфиопы, и жители Новгорода, и жители Сибири, и жители Химок.

Имеем ли мы право и причину начинать историю России с истории Киева?

Нет "автохтонных" народов. Всякий народ откуда-нибудь пришел, если не считать совсем уж коренных, африканцев. "Переселение народов", к тому же, не похоже на переселение жильцов из одного дома в другой. Когда меняют квартиру, в прежней остаются лишь тараканы, когда меняют страну, в прежней стране остаются многие и многие. Однако, историю Соединенных Штатов не начинают с истории Лондона, Берлина, Рима. Историю Западной Европы не начинают с истории Азии.

История государства Российского начинается с истории Москвы, и первая глава этой истории должна объяснять, почему "великороссы" - не народ, а пропагандистский самообман, почему сердце России носит сплошь финские названия, включая и "Москва", но никакой памяти о тех, с кем произошла метисация, не сохранилось, и почему страна расширялась, а культурное разнообразие сужалось.

 

* * *

Граница не между деятелями культуры, которые за войну, и деятелями культуры, которые против войны. Меня не включили в первый список и не приглашали во второй. Граница между деятелями культуры и культурными людьми. Опять персонализм! Граница трудно определимая, но четкая - в большем масштабе воспроизводящая границу между самыми либеральными членами УПЦ МП и просто православными разных направлений. Между теми, кто интуитивно чурается "маргиналов", и теми, кто не понимает, что такое "маргинал". Есть человек - и все. Сама суть советской власти (продолжающейся) в разделении людей на своих и чужих - и "свои" те, кто даже выступая против власти остаются под властью. А чужие, как я, те, кто даже не выступая (хотя я, увы, не могу удержаться) - все равно за бортом. Когда-то я очень расстаривался по этому поводу. Хотелось печататься, пользоваться признанием, авторитетом. Слава Богу за старость - она дала мне свободу от этого желания - суетного, т.е., в переводе на современный, опять же антиперсоналистского.


* * *

Американец одновременно с русским подходит к театральному гардеробщику, протягивает номерок, дает гардеробщику 50 долларов и бросает: "Сдачи не надо!" Русский после минутной паузы: "Пальто не надо!" А на следующий день русский на танке приезжает и захватывает театр для защиты своего пальто. Бойтесь русских, Крыма приносящих!

НАЦИСТИК В ЗАЩИТУ УКРАИНЫ

Лидер "Национального альянса" тов. Навальный высказался по украинскому вопросу. Ну что, друзья украинцы? Вы лучше узбеков, с чем я вас и поздравляю! Вам это нравится - быть лучше узбека? Вы за это стояли на Майдане?

"Вот нам постоянно втюхивают какую-то ересь про евразийство, и что мы всех должны завозить сюда из Средней Азии. А вы пообщайтесь с любым узбеком младше 40 лет. Для него что русские, что американцы, что новозеладцы. Русского языка они все не знают. Книжки мы читали разные, фильмы мы смотрели разные, пословицы у нас разные, ценности и ориентиры у нас разные. Я не хочу сказать, что есть противоречие, и жители Средней Азии нам враги, но всё-таки с Украиной и Белорусией мы как братья в разных квартирах, а не просто соседи".

Навальный выводит отсюда, что русским в украинцев стрелять нельзя. А я вывожу отсюда, что русским можно стрелять в узбеков.

Конечно, Навальный радуется: Януковича прогнали за коррупцию и воровство. Да нет же - Янукович воровал и никто не выходил на Майдан. Януковича прогнали за то, что он начал бить, калечить и убивать людей. Но это мало кто в России понимает: в России бить, калечить и убивать вообще за грех не почитается. Ну, конечно, если русского бьют - ужас. Но узбека-то надо бить, он же дитя малое, слов не понимает!

Мы с украинцами не соседи по квартирам! Мы даже не на одной планете живем с украинцами, узбеками, и американцами. Русские - на отдельной планете, формой с атомную бомбу и содержания примерно того же.

ГИБРИДНЫЙ МИР

Так называемая «гибридная война» всего лишь выявила гибридность мира, в котором живёт человечество.

«Гибридная война» гибридна с точки зрения военной теории, подразумеющей чёткое разделение на «овец» - собственно военных, и «козлов» - так называемое «мирное население». Конечно, у штатских свой взгляд на то, кто козёл, но само деление сомнению не подвергается.

Разнятся и оценки количества. В строгом соответствии с законами перспективы, каждый себе представляется величиной большей. Именно поэтому русские комбатанты, извините за выражение, с такой силой отрицают своё отсутствие в Украине. Военное мышление и вообще жутко материалистично, а у ленинистов превратилось в абсолютизацию числа. Вот «наших» погибло 20 миллионов – значит, наш основной «вклад в победу», значит, нас помнит «мир спасённый». Ну ведь в вклад в 20 миллионов рублей больше вклада в 2 миллионов долларов? Значит, и 20 миллионов погибших «советских» больше жалких 418 тысяч погибших «пиндосов». Если в Украине российские военные не маршируют как на Красной площади, если нет начальства с адьютантами, а главное, если нету миллионных потерь – значит, нету там нашей армии!!! Там козлы с козлами борются!

Эта жуть говорит правду, но не совсем ту, которую хочет сказать. Это не о том, что в Украине нет русской армии (есть), а о том, что в России нет русского народа. Есть работники тыла. Это и объясняет, почему не зреет никакого недовольства – в тылу только воровство и крысятничество зреют.

Есть в «гибридной войне» и более жуткая правда, не о России, а об Украине, да и обо всём человечестве. В Украине русская армия воюет не с украинцами. Она избирательно нацелена на истребление тех людей, в которых есть личное начало, а тех людей, у которых только персональное дело, стараются поберечь. Это война безличности против личностей. То же относится и к целям России в Грузии, в Молдавии, в Америке, - поощрить безликость и зачистить персонализм. Именно это делала ленинистская армия с 1917 года, как она появилась. Она не завоёвывала – она освобождала серость всюду, где её находила. А серость всюду случается, и в современной Украине есть, и в Германии (нет, это вовсе не канцлер), и в США (нет, это отнюдь не президент). Серость бывает правая и левая, радикальная и умеренная, и она всюду боится Путина и одновременно надеется на победу Путина. Это может быть русский Путин, это может Путин «местный» - американский или французский, но это обязательно некто со стёршимся от страха и злобы лицом.

Гибридная война – лишь негативное изображение столь привычной нам реальности. Она привела человечество в некоторое недоумение, как это сделала Туринская плащаница – точнее, открытие её негативного характера, когда обратной проекция получил изображение привычное. (Нет, Туринскую плащаницу изготовлена в XIV веке, вера в Воскресение стоит не на куске полотна, а на бесплотной благодати, которую не купишь и не подаришь, уж извините).

«Мир культуры», «окружающий нас мир», - всё это лишь паразитическое сожительство личного и безликого. Не «мирное сосуществование», а очень даже «военное сосуществование» - войны-то ведь идут, граждане судьи! Их меньше, но тем яснее видны их безумие и ложь. Во всякой стране, на Западе и на Востоке, среди богатых и среди бедных, образованных и необразованных, - всюду соседствуют, как в Донецке, те, кто панически боится лица необщего выраженья и готов убить сколько нужно, чтобы это лицо перелицевать в подошву сапога, с теми, кому жизнь без необщего выраженья – не жизнь, кто лучше умрёт, чем сделает морду бомбой.

Ничего нового тут нет. Каин убил Авеля за то, что у Авеля имя начиналось не с «К» и заканчивалось не на «н». За то, что был «не как все» - то есть, не был каином. «И даже сего дня», как говорится в Повести временных лет, человечество есть гибрид бесчеловечности, которая «как все», с человечностью, которая уникальна в каждом из восьми миллиардов. Гибрид своеобразия и безобразия (с ударением в последнем слове как на третий, так и на второй слог).

Что ж, гибридный мир всё-таки лучше тотальной войны. А ведь гибридные войны ведутся именно тотальной войны, просто силёнок не хватает. Третья мировая, о которой так мечтают все силы недоброй воли, никак не начинается, слава Богу и гуманизму, так они её пытаются в рассрочку устроить. «Десять процентов ежемесячно без переплаты». Что ж, значит, наша борьба не против плоти и крови, как сказал апостол Павел, а против безликости, безличности, против «быть как все» - за то, чтобы был и Лик, и личность, и чтобы все были бесконечно разными и живыми.

 

ПАРАЛЛЕЛИ НЕ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ

Да, Господь Иисус не призывал бороться с римскими оккупантами. Но Господь Иисус и не поздравлял императора Тиберия с днем рождения, как поздравляют российские благочестивцы президента Путина.

Господь сказал, что ударившему тебя надо подставить щеку, но не подчеркивал, что именно украинец должен подставлять щеку ударившему его русскому.

Господь проповедовал Царство Божие, не «Римский мир» - хотя Pax Romana был действительно миром, в отличие от «русского мира».

Господь не призывал перед лицом римских оккупантов сплотиться вокруг первосвященников и синедриона. Впрочем, когда члены Украинской Церкви Московского патриархата призывают сплотиться перед лицом агрессии Москвы вокруг Московского патриархата, это похоже более на призыв к иудеям сплотиться против римлян вокруг культа Зевса Капитолийского.

*

 

В споре о том, прав ли был Ватикан, что не вступался публично за уничтожаемых Гитлером евреев (cм. http://krotov.info/yakov/1_history/20_moi/1965_pacelli.htm), я далеко не уверен, что Ватикан был неправ (вот Рузвельт и Черчилль были абсолютно неправы, что молчали о Шоа, но к ним как бы претензий меньше, они же не святейшие). Хотя склоняюсь к этому. Но смотрите - ведь куда важнее, что сегодня тысячи людей не вступаются публично за уничтожаемых Россией украинцев. Людей пишущих, выступающих, интеллектуалов, то есть по определению - тех, кто обязан выступать с этическими суждениями. Если выступят - им ничего не угрожает, яркий пример - снисходительное отношение Кремля к Невзорову и подобным ему противникам кремлевской агрессии. В отличие от Папы в той ситуации, если они выступят - это не ухудшит положения украинцев. Конечно, совесть грызет молчальников, судя по тому, как они понемножечку начинают пинать украинцев за то, что те не святые. Самое же подлое - выступать в кремлевских СМИ со сколь угодно умеренной украинофобией (как у Миркиной), зная, что твоим оппонентам слова не дадут. Именно этим отличаются нынче многие "умеренные" - и ко кремлевским СМИ я отношу и "Эхо", и "Новую".

А сколько западноевропейских интеллектуалов, пинающих Ватикан за молчание о еврейской катастрофе, молчат об украинской катастрофе?

Нельзя быть аполитичным вообще, особенно же - в наступающую эпоху Частного времени, Частного Человека, когда центр тяжести, авторитета, власти переносится с одного лидера на миллиарды граждан.

"Богословие после Освенцима" - глупое выражение (ведь не Бог устроил Освенцим), если только оно не означает, что после Освенцима аполитичность и всякие башенки из слоновой кости, схимы и воспарения - смертный грех убийства. Нет никакого суда истории, кроме суда, творимого живущими в истории, и не атомная бомба, а слово в защиту ближнего - главное оружие человечества.

Почему я так озабочен статьей Миркиной и, главное, ссылками на нее как на выражение позиции. Граница между порядочностью и конформизмом проходит не там же, где граница между поддержкой Украины или поддержкой российского вторжения. Порядочный человек может не поддерживать Украину, починять примус, молиться, писать стихи, руководить концерном, воспитывать детей и т.п. Но и одобрять статью Миркиной (http://krotov.info/libr_min/13_m/ir/kina.htm), содержащей чистую, эталонную украинофобскую клевету, он не будет. Нейтралитет должен быть нейтралитотальным!

БОМБЕЖКА КИЕВА

Надо выбирать: либо восторженно распространять про интернету картинку, противопоставляющую трех женщин - современных европейских военных министров - трём военным диктаторам полувековой давности - либо осуждать Меркель за нерешительность в борьбе с Россией. Она не фрау Риббентроп - Риббентроп на ее месте давно либо подписал бы с Россией договор о разделе Украины, либо объяснял бы, почему Германия начала войну с Россией. И первым городом, который бы подвергся бомбёжке на этой войне, была не Москва - Киев! Бомбили бы, наверное, не немцы, а русские, но киевляне вряд ли заметили бы разницу.

Это не означает, что Меркель всё делает правильно. Это означает, что "всё" должна делать не Меркель. Требовать решительных мер Запада в борьбе с российским вторжением, не предпринимая у себя решительных мер по борьбе с коммунистами в парламенте и прожженными взяточниками, мошенниками и лжецами на всех уровнях власти бизнеса - означает попросту кормить болеутоляющими здоровую голову. Победа куётся в тылу - причём, в собственном.

Точка незрения

Много было казусов, влекших за собой споры и разрывы - войны в Чечне, Грузии, взрывы домов в Москве, дело Самодурова, дело Толоконниковой/Алехиной... Но вторжение в Украину, безусловно, оказалось глубже всех, а трагедия 298 пассажиров Боинга - как удар молнии. Совершенно нормальные люди, старавшиеся держаться нейтрально по отношению к Майдану, Крымнашу и т.п., вдруг стали лихорадочно веровать в самые безумные оправдания Кремля, стали забегать вперёд Кремля в попытках обелить преступников.

Возможно, причина в том, что тут пространство для манёвра мысли было сужено донельзя. Либо/либо. Никаких "с одной стороны, нельзя не признать, с другой стороны, нельзя не отметить". Как с воскресением Христовым. Либо воскрес, либо нет. Перед выбором поставили не украинцы и не Кремль, а сама жизнь. Цена слишком велика. Если "мы сбили", то рушится с таким трудом возведённая картина мира, в которой все более-менее серенькие. Если "они сбили", то это настолько основательное отречение от разума, что мозг сопротивляется и, кажется, запирается от собственного носителя.

Видимо, нечто подобное происходило с немцами, когда стали доходить слухи об уничтожении евреев. Они не просто "не знали" - они активно знали, что ничего такого нет. Точно так же обитатели большевистской России не "не знали" о том, где живут. Знали - тому свидетели анекдоты про "вижу одно, слышу другое". Знали - и одновременно воспитывали в себе силу незнать, способность иметь и отстаивать точку незрения.

Впрочем, самое страшное, возможно, ещё впереди. Не случайно многие доверенные работники Кремля - Минкин, Латынин, Невзоров - поставленные занимать место настоящих либералов, смеют отклоняться от генеральной линии в вопросе и Майдана, и Украины. Никто не расписывает роли, всё тоньше и грустнее - самоцензура, самодрессура, конкуренция в искусстве и придворную должность сохранить, и самоуважение, быть "своим" разом и для номенклатуры, и для диссидентов - ну, не для диссидентов, конечно, а для колеблющейся "прослойки" подобных себе. Есть и совсем печальное объяснение дозволению проявить непослушание в украинском вопросе: в случае неудачи своих ландскнехтов предадут и сошлются на то, что не все же журналисты поддерживали интервенцию - вот, смотрите, какой у нас был плюрализм.

То, что существует спектр от Путина и Стрелкова до Минкина и Латыниной, показывает печальную вещь: нельзя говорить о сумасшествии убийц и палачей. Можно говорить лишь о грехе разной степени грехности. В грех сползают постепенно, не замечая или почти не замечая. Материть этих персонажей, обзывать их нелюдями и сумасшедшими означает бояться увидеть в себе способность сползти в том же направлении.

УКРАИНСКОЕ

Митр. Илариона Алфеева не пустили в Украину. Я злой человек и скажу зло: когда на днях Джемилева не пустили в Россию митрополит Иларион или его начальник вступились за Джемилева? Нет! Публично они выступали с призывами "Руки прочь от Украины"? Нет! Ну и... 

Скажу более: а зачем митр. Иларион ехал в Днепропетровск? Поздравить начальника тамошнего подразделения МП с 75-летием. Тут уже безотносительно украинских дел во мне закипает... На какие деньги летает митр. Иларион? У меня сильнейшее подозрение, что - как и при советско власти - эти поездки оплачены прямо или косвенно за счет моих налогов. Если бы за свой счет - он бы не летел, а поднял бы трубку и поздравил. 

Скажу еще злее: церковным людям вообще неуместно праздновать свои юбилеи, особенно, ежели начальники, и тратить Божьи деньги - а любые деньги в руках у священнослужителя принадлежат Богу - на поездки с целью подобных поздравлений... Он ведь с секретарем летал? Значит, тысяча долларов? Вот пожертвуй эту тысячу долларов на лечение пострадавших в Одессе, что ли...

 

О ПЕРСПЕКТИВЕ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Лев может возлечь рядом с агнцем.... Если, конечно, не съест его.

* * *

А на правмире - очередная проповедь бездушия, на этот раз Сергей Худиев - "как не заразиться". В смысле, как гражданину России не быть честным и порядочным, а делать вид, что он ни при чем, когда его страна кушает Украину, и при этом сохранять бодрость духа, православное смирение и прочие драгоценные свойства истинного рашиста. Говорящая овечья шкура - мечта волка.

 Многие люди в России сегодня говорят, что они "вне политики", они не хотят "примыкать ни к одной из сторон", "надо сохранять равновесие духа". Не надо психологизировать жизнь, она и так психологизирована! Да, надо иметь внутри мир и спокойствие - и Джемилев лучший пример человека, который равновесен и спокоен. Но равновесие духа - вовсе не ценой нейтралитета приобретается, а напротив - ценой вхождения в ураган, но вхождения с твердым якорем веры, надежды и любви. В этом и различие от "быть добрым" и "быть добреньким". Ну, к митр. Илариону и ему подобным это все не относится, они просто apparatchikи, какое уж равновесие духа у чернильниц!

*

ДУХОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ

Я читаю, разумеется, очень немногих из моих украинских френдов, но всё же раскаты украинских предвыборных страстей до меня доносятся. Очень интересное при этом ощущение - ведь я совершенно выключен из этих страстей. Скорее уж, мне интереснее американские предвыборные страсти, потому что там дебатируются вопросы несколько более высокого уровня, чем в Украине. Наверное, если бы наши высадились в Калифорнии (точнее, когда наши высадятся в Калифорнии), уровень американских дебатов тоже сразу понизится. А как нашим не высадиться, если у американцев российский деспотизм в новостях занимает место ниже бейсбола?

Общее ощущение от украинских страстей у меня неутешительное. Я каждый день получаю новостные рассылки из Нигерии, на английском, и стилистическое сходство между нигерийскими и украинскими новостями неописуемое. Как ни странно, стиль российских новостей в целом более европейский, хотя эта европейскость чисто имитационная и обманчивая. Как Путин имитирует внешность и манеры европейского политика - пока не доходит до "мочить в сортире". Нигерийский и украинский стиль не знает "мочить в сортире", он более цивилизованный, но он не знает и европейской сдержанности, эмоции доминируют над рациональными рассуждениями, аргументы ad hominem над обсуждением ценностей.

Главная проблема украинских избирателей, насколько я могу судить, ровно та же, что у российской оппозиции. Люди хотят в Европу, но голосуют не по-европейски, не за принципы, а за успех. Между тем, первое условие успеха в политике - успеха не только для того, за кого голосуют, но и тех, кто голосует - это верность принципам. В России уже четверть века, начиная с истерики вокруг Горбачёва (Жванецкий: "Я верю Горбачёву!") голосование всегда - вопреки собственным принципам, за меньшее зло.

Человек, насилуя себя, голосует не за того кандидата, который ему ближе по взглядам, а за того, у кого, как он полагает, больше шансов победить. Это абсолютно иррациональное поведение по многим причинам. Прежде всего, оценка шансов на победу - дело абсолютно иррациональное. Выборы нужны именно потому, что все подобные оценки крайне условны и так же ведут к проигрышу, как попытки играть в казино по какой-либо схеме. Но главное, пожалуй, - это суицидальное поведение. Человек ломает сам себя, наносит урон своей психике, манипулирует сам собой (другими тоже, но это намного меньшая проблема), он приучает себя к восприятию мира как места, где всегда побеждает подлейший. К миру, где на самом деле выбора вообще нет. Это мир чёрнейший мизантропии - не за кого голосовать... Не за кого голосовать только там, где голосуют за "кого", а не за "что"!

Человек, который голосует не манипулятивно, а принципиально, вполне возможно, проиграет тактически - его кандидат может не пройти. Но может не пройти и кандидат, у которого якобы есть шансы пройти - в современной политической истории России такое случалось сплошь и рядом. Истерические вопли "все голосуем за имярека, он сволочь, но именно сволочи всегда побеждают, а он сволочнее прочих, главное, всем вместе, предав принципы, только за него, а дальше посмотрим!" - и все предают принципы, но имярек все-таки не проходит. Но ходит, пусть простят меня украинцы, гоголем, как и его сторонники - ну как же, вон за него сколько проголосовало, пусть и не победил.

Человек, решившийся на манипуляцию, может и победить. Но он победит ценой саморазрушения. Победит не "я-каков-я-есть", победит "я-который-изменил себе". Это обессмысливает всё - если только не считать смыслом физическое выживание. К сожалению, есть множество людей, поставившие физическое выживание юбер аллес. Они главный источник разрушения, войны и лжи в мире - и даже если к ним примкнуть, это не гарантирует хотя бы физического выживания, потому что озверевшим людям тесно даже, когда их двое на тихоокеанском пляже.

 

 

ПИШЕТСЯ "РУССКАЯ", ЧИТАЕТСЯ "УКРАИНСКАЯ"

См.: Громов о Майдане, 2014.

Бородий В. Не легче. Послевкусие трусости. 2014.

Колотий о харьковском погроме 1 марта.

Артур Балаев. Письмо российскому генералу. 5 марта 2014 г.

Сравнение позиций двух протестантов: официальный представитель ЕХБ в Москве и донецкий пастор.

Две иррациональных крайности у друзей. Одна - полагать, что захват Крыма - это начало конца Путина. Вторая - что Путин и путинизм, русский фашизм не исчезнут никогда, что русские обречены быть людоедами. Правда не посередине, правда - в свободе.

Путч - Лебединое озеро. Майдан - Тарас Бульба. По второму кремлевскому телеканалу показали вечером 31 января 2014 года.

Фильм почти не искажает Гоголя. Более того, фильм плох именно тем, что не искажает Гоголя там, где надо было бы исказить для верности понимания.

Да, у Гоголя всюду стоит слово "жид". Вот чтобы не было пускания слюней у антисемитов, которые наконец-то дождались слова "жид" на российском телевидении, следовало поставить "еврей".

Да, у Гоголя дикое количество фраз про "Русскую землю". Только вот для него "русская земля" это исключительно украинская земля. Не он первый - преподобный Нестор летописец первый. "Откуда пошла есть Русская земля" - это не про Путина и не про Москву, которой тогда вообще не было.

Тут, конечно, старая проблема. История России начинается с XIV века. Можно спорить о том, имеет ли отношение Киевская Русь к Украине, но бесспорно, что уж к России со столицей в Москве Киевская Русь ни малейшего отношения не имеет. Но с кем спорить - с людьми, которые еще недавно начинали свою историю с государства Урарту? С людьми, которые одержимы жаждой завоевать не только пространство, но и прошлое?

Здесь, однако, самая главная военная тайна России. У Гоголя прямо сказано - Бульба хотел повоевать и воспользовался первой же попавшейся дезинформацией (якобы поляки запрягают украинцев в упряжки), чтобы начать воевать. "Поднять запорожцев на какое-нибудь дело". Война - дело! Отсутствие войны - безделье! Так не пойдёт. Хотят ли русские войны? Ни в коем разе! И в кинофильме миролюбивый Бульба начинает воевать только, чтобы отомстить за смерть убитой поляками жены. Как в известном анекдоте - "мы не агрессоры". Вот ежели какие-нибудь американские наймиты продолжат в Киеве избивать мирных украинских силовиков, тогда, конечно, мы будем вынуждены осуществить миротворческую операцию... А так - ни-ни!...

* * *

Я человек тревожный и вполне успокоюсь через неделю. П.ч. будь я Путиным, я бы именно сейчас - в ночь на 23 февраля - в час ночи выпустил бы в эфир обращение Правительства Украины в изгнании (Янукович, Кернес и пр.) с просьбой о миротворческом посредничестве России, а в 01.15 совершил бы марш-бросок российских войск на отсечение юго-востока и Крыма Украины. Именно сейчас, не дожидаясь закрытия Олимпиады, нагло и быстро. С другой стороны, и в понедельник можно, хотя уже горячее...

* * *

"Все-таки за Януковича проголосовали миллионы". Но ни один из этих миллионов людей не голосовал за то, чтобы по приказу Януковича убили Сергея Нигояна, Антонину Дворянец и других. Никто не мечтает зачать и родить убийцу. По этой причине, а не потому, что за Януковича голосовали миллионы, его нельзя казнить (как нельзя было убивать Хуссейна и Каддафи), как нельзя было и оставлять правителем.

* * *

Даже в моей френд-ленте много перепостов с текстами о том, что украинцы все лентяи, что все львовяне - бандеровцы, а все бандеровцы - геноцидофилы. И люди бодро цитируют (из третьих рук) постановление какого-нибудь 43 года бандеровского заседания. Вопрос даже не в том, верно ли цитируют, а в том, что сами-то они не собираются отвечать за, к примеру, Жданова, за Берию, за высылку чеченцев, за Путина (от которого абсолютное большинство жителей России, включая таких историософов, получают зарплату). И весь невыплеснутый запас строгости и моральности выплескивается на украинцев. Те и за погромы XVII века ответят, и за убийство киевлянами христиан-норвежцев в Х столетии.

Подло и гадко. Но людей можно понять: им надо как-то оправдать свой конформизм. Плюнуть в украинца, сходить помитинговать к суду по Болотному делу, покритиковать олимпиаду, смело потребовать от вертикали власти делиться доходами, покритиковать госрелигию, - и совесть спокойна... Вроде бы и помайданили. О чем говорить, когда среди моих френдов есть даже поздравляющие мужчин с днем защитников отечества! Я не расфренживаю, но только потому, что я мачист и к женщинам мягче, чем к мужчинам. Но вообще-то это за пределами сознания - праздновать 23 февраля.

ТОЛЬКО ПОБЕДА БЕЗ НАСИЛИЯ - ПОДЛИННАЯ ПОБЕДА

Многие жители рассуждают не верят в саму возможность ненасильственной победы, говоря: "Если была победа, значит, было насилие".

Дело не только в том, что он смотрел только кремлевское телевидение, где без показывают горящий БТР, людей с палками, так решительно двигающихся вперед, что мозг, обрабатывающий информацию, решительно дорисовывает, как за кадром этой палкой кого-то бьют. Говорят о 25 убитых силовиках и 70 "убитых в столкновениях" - и мозг автоматически полагает, что "в столкновених" - значит, убивали майдановцы.

Дело именно в том, что русский человек не верит, что возможна победа без насилия, хотя бы психологического. Психологическое насилие он отлично знает - оно обрушивается на него в роддоме, продолжается в семье и детском саду, а в школе уже официально преподается в виде "уроков жизнеобеспечения", военизированных игр (теперь с православными лозунгами) и общей атмосферы.

Так вот: бывает победа без насилия и только победа без насилия есть победа прочная.

На Украине победила совесть, а не страх. Да, у депутатов "сдали нервы". "Крепкими нервами" человек обычно называет совесть с кляпом во рту. Когда мэр Киева понимает, что убитые майдановцы - на его совести, и предает бандитов, это - победа не насилия, а совести.

Все крупнейшие победы ХХ века таковы. Например - деколонизация. Вооруженная борьба колоний за освобождение могла бы продолжаться и сегодня, если бы у "белых людей" было только оружие, стальные нервы и не было совести. А она - был. Совесть же по определение не признает двойных стандартов, не делает различения между своим и чужим. Так что победила британская совесть, которая молчала, пока ей сопротивлялись с оружием в руках, и заговорила, когда заголодал Ганди. Так и с победой над дискриминацией афро-американцев.

Христос произносил страшные угрожающие речи, называл грешников козлами, грозил вечным огнем и Страшным Судом (сегодня как раз в преддверии Великого поста православные России вспоминают Страшный Суд, во всяком случае, устами). Это - насилие? Да! Неприятное психологическое насилие. Но победил Иисус не поэтому, и никто этого насилия не боится, а кто боится - плохой христианин и отличный грешник.

Победил Господь, потому что умер. Его смерть предъявлена каждому из нас как невинно - невинно, потому что невиновен человек, идущий к избранному им политику сказать правду - как невинно убитые украинцы были предъявлены каждому украинцу.

Многие украинцы - из тех, которые не говорят ни по-украински, ни по-русски, а говорят на кремлевском - не увидели невиновности погибших и не увидели своей виновности. Не будем им подобны. Будем подобны тем, кто - увидел, умер не с силовиками, которые стреляли в тех, кого должны бы защищать, а умер с теми, кто был убит силовиками. Умереть с невиновным и воскреснуть со Христом - вот победа.

Миркина против Украины.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова