Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Энтони Берджесс

Берджесс Э. Уильям Шекспир. Гений и его эпоха. М.: Центрполиграф, 2001. 458 с.

Энтони Берджесс. Человек из Назарета. Москва: Текст, 2000. - 365 с.

Очередное переложение Евангелие издано на деньги Сороса и Британского совета.

John Anthony Burgess Wilson (1917-1993, сын католика-кассира, пианиста в пабе) прославился одной книгой: "Заводной апельсин" (A Clockwork Orange, 1962), антиутопия о недопустимости техническими средствами контролировать психику человека даже ради обуздания его агрессии. "Заводной апельсин" -- это главный герой, насильник и убийца, которому вживляют что-то, делающее его агнцем и лишающее его всякой индивидуальности. В английском издании есть хороший конец (герой остепеняется), в американском он срезан (герой просто возвращается к преступной жизни). Алекс, герой этого романа, стал образцом для подражания у молодежи (Кубрик даже запретил показывать свой фильм по "Заводному апельсину"). В 1968 г. Б. женился на итальянской графине.

The Consolation of Ambiguity: An Essay on the Novels of Anthony Burgess by R.K. Morris (1971); Anthony Burgess by C. Dix (1972); Anthony Burgess by A..A. DeVitis (1972); Anthony Burgess: A Bibliography by P. Boytinck (1977); Anthony Burgess: An Enumerative Bibliography by Jeutonne Brewer (1980); Anthony Burgess by Samuel Coale (1981); Anthony Burgess: A Study in Character by Martina Ghosg-Schellhorn (1986); Anthony Burgess Revisited, by John J. Stinson (1992, Twayne's English Author Series, No 482)

"Человек из Назарета" вышел в 1979 г. Парадоксальное сочетание. Простое беллетризирование Евангелия в некоторых частях (с милыми деталями - об архангела во время Благовещения с удовольствием трется собака; легкая рационализация - Иосиф якобы во время работы в юности пострадал, стал импотентом, лишившись яичек). И одновременно - собственно единственное оригинальное в тексте - подчеркивание пола Иисуса. Иисус женится, но жена умирает бездетной. Правда, это комментируется так, что женится расхоется: "Любовь мужа к жене учит человека владеть собой. Человек ... учится быть благодарным за доставленное удовольствие, за общение" (это Иисус - о браке) ( с. 114). Брак в Кане - это брак самого Иисуса. Что до претворения воды в вино, то Иисус якобы просто сказал, что превращает воду в вино, но вкус вина почувствует лишь благочестивый и умный человек - никто не посмел сказать, что не чувствует вина. Ну, на том свете Андерсен Берджессу объяснит, что такое плагиат.

Отстранение - сатана искушает Иисуса сексом, показывая ему его половую жизнь: "Иисус увидел ... себя со своей покойной женой Сарой, снова живой и более чем оживленной в постели. Лежа на ней, он работал как насос, выражение его лица было бессмысленно, рот полуоткрыт, вот его губы ракрылись шире, он исторг из себя крик, и семя потоком хлынуло в Сару" (142). В порнофильмах актеры используют кефир, чтобы казалось, будто семя изливается, но и в порнофильме не видно того, что не видно в реальности, так что тут у Берджесса еще и чисто профессиональный ляп.

Якобы Иоанн после ареста Иисуса отвел его мать в Гефсиманский сад и тут "утешал" всю ночь (С. 330). "И наконец, в этом отчете о том, что было после смерти Ииуса, я должен истолковать, принимая ее за вероятную, странную легенду о том, как во время распятия ему будто бы пронзили копьем грудную клетку и из раны потекли кровь и вода. Я полагаю, что это был туманный и робкий - неявный, так сказать, - способом через символ копья описать эрекцию фаллоса того, кто только что испустил дух, и в двух истекавших жидкостях таилась загадка третьей". Мда... Ну что, на кого будем в суд подавать?

С. 156 - комментарий Иисуса к заповеди не противиться злу, не бить. "Я не прошу от вас многого - лишь готовности научиться управлять своими чувствами. Если злу будет противостоять не зло, а любовь, то есть некоторая надежда, что мы построим Царство Небесное". У японца Иисус раскосый, у британца - сдержанный.

С. 98. Верное замечание, что упрек Иисуса в Лк. 2, 49 необоснован: откуда могли родители знать, что мальчику этому естественно быть в Храме, когда ранее он вовсе не стремился туда?

С. 185 - комментируя слова о том, что Бог даст нужное, Б. указывает, что многие люди умерли от голода - где же был Бог. Так Иисус обращался не к тем, у кого не было хлеба, а к тем, кому было мало хлеба, кому даже много хлеба казалось мало (Мф. 6, 32). Иисус ведь не случайно поминает язычников -- речь идет не об экономике, а о религии. Верующий человек чем-то отличается от неверующего или от верующего неверно? Так вот только этим -- готовностью поголодать.

Яков Кротов, 21.3.2001.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова