Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ХРИСТИАНСТВО В ИСТОРИИ

Год издания II

№ 6 (октябрь-декабрь 1995 г.)

 

К оглавлению

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПО СВЕДЕНИЯМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

ХРИСТИАНСТВО ПО ВСЕМУ МИРУ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР В ВЕНЕЦИИ

В Венеции состоялся международный семинар "Этническая борьба, предрассудки и медиа". Новое время (№ 45) опубликовал выступление на семинаре израильского дипломата Шмуэля Хадаса, первого посла Израиля в Ватикане: "Католики и евреи. Братья-враги?". Он отмечает, что "статья 2 соглашения между Ватиканом и Израилем ясно и решительно формулирует позицию, осуждающую антисемитизм. Обязательство, взятое на себя Святым престолом, нашло своё выражение в категорическом осуждении ненависти к евреям, преследований, гонений и других проявлений преступного антисемитизма".

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ПАПЫ ИОАННА-ПАВЛА II

Данила Давыдов в рецензии на книгу стихов Папы Иоанна-Павла II (Кароля Войтылы) пишет: "Закрыта книга, и остаётся бесконечная и безнадежная скука. ... Одно призвание (пастырское) подавляет другое (поэтическое). ... Это не вполне поэзия, но и не чистой воды богословские тексты - это атрибут, принадлежащий образу Человека-Знака, Иоанна Павла II" (Новое время, № 49, с. 37).

СПОР РУССКОГО КАТОЛИКА С ФРАНЦУЗСКИМ ПРАВОСЛАВНЫМ

Русский католик Пётр Сахаров опубликовал в газете "Русская мысль" (13.12.95) возражение Никите Струве на передовую статью, написанную последним к "Вестнику РХД". Сахаров высказывает недоумение в связи с тем, что Струве говорит об "исключитель-ности православия (и близлежащих к нему дохалкидонских Церквей"), игнорируя догматические особенности дохалкидонцев, противопоставляет православие всем западнохристианским конфессиям как непричастное обмирщению. Сахаров подчеркивает, что Струве невольно занимает позицию, которую сам же осуждает у карловчан, при которой "Чистое" православие противопоставляется всему остальному ... Это уже откровенно сектантский подход горделивого обособления во имя самозваной, мнимой чистоты".

ХРИСТИАНСТВО В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ (В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ)

АМЕРИКА

19 ВЕК: ПРАВОСЛАВИЕ В АМЕРИКЕ

Общая газета 28.9.95 посвятила полосу рассказу об истории православия в США: интервью М.Поздняева с аспиранткой Мичиганского ун-та Лорой Клайн, пишущей книгу о священнике Тихоне Шаламове, работавшем в США (отце писателя В.Шаламова), отрывок из книги Шаламова-старшего, репортаж об Аляске.

АРМЕНИЯ

"Недавно распоряжением правительства в Карабахе запрещены христианские религиозные секты". — Светлана Ганнушкина, "Московские новости", 22.10.95.

ГЕРМАНИЯ

В Штутгарте в государственной библиотеке земли Вюртемберг обнаружена латинская Библия (издания 1519 г., Лион), которую использовал Мартин Лютер при переводе Библии на немецкий. Она испещрена его пометками. Книга была куплена герцогом Вюртембергским в 1784 г. у местного пастора, коллекционировавшего Библии и собравшего их 5 тысяч изданий. - Сегодня, 24.11.95.

"Германские католики-"диссиденты" под предводительством богослова Ганса Кюнга" организовали опрос верующих по вопросам о женском священстве, о целибате, о разводе. Было собрано много сотен подписей под посланием к иерархии Католической Церкви с просьбой изменить учение по этим вопросам. Резко критиковала это движение И.Иловайская ("Русская мысль", 29.11.1995), обвинив этих католиков в желании создать "Церковь без Христа" (правда, не объяснив, какая связь между, к примером, поместным, латинским обычаем обязательного целибата и наличием во Вселенской Церкви Христа). Очерк о конфликте в Германии Германа Андреева: Сегодня, 21.12.95. В том же номере Д.Шушарин резко критикует немецких либералов ("попы-расстриги"), западную университетскую интеллигенцию в целом, утопизм русской интеллигенции, групповщину среди стремящихся к обновлению русских православных, их увлечение катехизаторством, "просветительский зуд".

ГРЕЦИЯ

РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ И ГРЕЦИЯ

Русская паломническая группа из 800 человек, включая 6 архиереев и несколько десятков священников, не была допущена на Афон под предлогом несоблюдения "необходимых формальностей". Корабль с паломниками стоял в виду Пантелеймонова монастыря, некогда считавшегося русским. "Встреча с братией монастыря все же состоялась — иноки сами прибыли на катер". Автор рекламного репортажа о паломничестве (рекламировалось Афонское подворье, его организовавшее за плату), видимо, не знал о сложностях во взаимоотношениях Афона с Россией и не оценил необычности ситуации: в монастырь не были допущены архиереи и священники, приехавшие в составе группы, отправленной в официальном порядке Афонским подворьем в Москве (Н.Кокухин, Иностранец, 4.10.95). "Подворье" есть "посольство", "представительство". Кого же представляет "Афонское подворье", если посланных им паломников не принимают на Афоне?

Андрей Колесников в очерке о Греции (Независимая газета, 29.12.95) пишет: "Православие в Греции более естественное, некричащее, не бьющее себя в грудь, не пытающееся что-то доказать и навязать. Кликушество здесь невозможно технически, потому что православие впиталось в нормальную жизнь, но органично, в нем ничего исключительного, оно более космополитично и потому — добрее. Оно не замешано на густой смеси тоски, холода, неустроенности, русском , погосте и текущей крыше. ... Таких дешевых свечей в России вы не найдете, а саму церковь необязательно запирать в страхе за то, что некий "православный" сопрет за полчаса абсолютно всю утварь. Церковь живет параллельно с нормальной жизнью, и никто не возмущается, что из соседнего киоска доносится рок-музыка".

ИРАК

В Иpаке в 1991 г. до начала войны в Заливе насчитывалось из 18 миллионов населения около миллиона хpистиан. Из них ок. 70 пpоцентов - халдейские хpистиане, говоpящие на собственном наpечии, а в богослужении использующие аpамейский, язык Хpиста. Кроме того, есть сиpо-католики, православные ассиpийцы, копты, аpмяне и маленькие гpуппы как мандейцы, поклоняющиеся Пpедтече.

Халдейцы - католики, бывшие нестоpиане, чья столица находилась в Вавилоне. В 1552 на Флоpентийском собоpе эти нестоpиане воссоединились с Римом, отколовшись от пpавославных ассиpийцев. Халдеи - одна из кpупнейших на ближнем Востоке деноминаций, находящихся в союзе с Римом.

Будучи утесняемым меньшинством, хpистиане (как евpеи в сpедневековой Евpопе) вынуждены делать каpьеpы как элитные ученые, врачи и пpоч. (в массовые пpофессии и земледелие доступ закpыт). Hаиболее известен был в политической жизни Таpик Азиз, пpемьеp Хуссейна. В октябpе 1994 г. он еще был на стоpоне Хусейна.

По примерным оценкам, с 1991 года ок. 100 000 хpистиан (в основном халдеи, без жен) эмигрировали - в США, Детpойт, они образовали целую колонию с собственным епископом. Причины эмиграции не столько преследования в Иpаке, сколько ужасные экономические условия (нормы потребления в Иpаке 1100 калорий, вместо физиологического минимума 2300).

Ист.: Mark Dennis, Living Hell, National Catholic Register, August 13, 1995

ИТАЛИЯ

22-25 октября 1995 г. во Флоренции состоялся IX межрелигиозный конгресс (репортаж М. Т[алалая] - "Русская мысль", 15.11.95. Конгрессы собираются с 1986 г. по благословению Папы, организованы римской общиной Сант Эдженио, располагающейся в упраздненном кармелитском монастыре. Община объединяет нескольких бывших римских студентов, которые в 1968 г. посвятили себя Церкви; сейчас в ней 15 тысяч членов. На конференции присутствовали лидеры бескровных революций: Валенса и Акино. Репортаж К.Кедрова "Ни папа, ни патриарх, ни аятолла не могут контролировать фанатиков". - Известия, 24.11.95 ("Манифестации такого рода обычно впечатляют лишь тех, кто в них участвует"). Репортаж Дм. Сабова - "Московские новости", 3.12.95 (он упоминает, что эта международная встреча "Люди и религии" организована общиной св. Эгидия).

КАНАДА

РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ В КАНАДЕ

Православная Москва (№ 51, сент. 1995) поместила интервью с еп. Марком (Петровцием), управляющим патриаршими приходами в Канаде. Приходы существуют с 1897 г., насчитывают 2000 человек, 23 храма. Численность сократилась в последние годы. В 3 храмах богослужение совершается раз в год, в нескольких — один раз в два месяца. Есть всего 3 священника. В соборе в Бедмонтоне 320 человек. Юридическим лицом считаются отдельные общины. "Священник в такой общине чувствует себя как бы наёмным служащим. Его могут даже не пригласить на заседание церковного совета". Совет решает "в основном, хозяйственные проблемы: на какие средства содержать священнослужителя, когда начать ремонт храма и другие. Также церковный совет решает, сколько служб должно состояться в году". Служба частью идёт на английском.

ЛИТВА

Татьяна Ясинская ("Свобода совести — это и право на неверие", Литературная газета, 18.10.95) отмечает, что принятый в Литве новый Закон "О религиозных общинах и сообществах" "многие называют "полуатеистическим". В законе выделено девять конфессий как традиционные для Литвы, прочие должны ждать не менее 25 лет, прежде чем рассчитывать на поддержку обществом. В государственных школах конфессиональное образование ведется "на основе добровольного выбора учащихся и их родителей".

Вальдемар Добужинский ( Комсомольская правда, 28.10.95) описывает скандал в Литве, связанный с выходом романа Юрги Иванаускайте "Ведьма и дождь", прототип которой ксендз Паулюс предается блуду. Автор — ярая феминистка, "влезла в тот особый мирок священнослужителей, о котором прихожане догадываются, но предпочитают молчать".

В том же номере Будрай Журайтис критикует "Опус Деи", открывшую свой филиал в Вильнюсе: "Железная дисциплина, огромные деньжищи, жесткая структура, секретность — вот ее фундамент. Крестоносцы "Опус деи" воевали против СССР в кровавой "голубой дивизии" Гитлера. ...Это непримиримость к православным и атеистам. ... Резиденции "святой мафии" созданы в Прибалтике, на Западной Украине. Эмиссары из "Опус деи" замечены в Москве. Кольцо сжимается... Вполне инквизиторское гонение на Юргу Иванаускайте — верный знак ужесточения католицизма в Прибалтике". Правда, он не сообщает, каким именно "гонениям" подвергли писательницу. В статье Добужинского упомянуто, что роман признан эротическим и соответственно ограничена его продажа.

ПОЛЬША

Лариса Этенко-Фатеева ("Варшавский грех" - Новое время, № 45, с. 40-42) написала исторический очерк об истории строительства и разрушения Варшавского кафедрального собора во имя св. Александра Невского (с фотографиями). Собор построен по инициативе ген. Иосифа Гурко, обошлось в 3 млн. золотых рублей по курсу 1912 г., закончен в 1900 г. Росписи созданы под руководством В.Васнецова. Освящён 20.5.1912. С 12.2.1916 превращён в католический костёл св. Хенрика. Одно время этот храм был гарнизонным. В январе 1920 г. Сейм обсуждал вопрос о судьбе собора: поляки рассматривали его как уродливый эстетически и оскорбительный политически символ зависимости Польши от России. К 1926 г. собор был разобран, увеличив территорию Саксонской площади. Автор предполагает, что часть мозаик и убранства собора сохранилась в Покровском храме в Барановичах, который был начат строительством в 1924 г., закончен к 1932.

Пришедший к власти новый президент Польши коммунист Квасневский прямо заявил, что "надо отменить конкордат, подписанный Ватиканом и польским правительством ... и надо изменить в соответствии с этим конституцию страны". Адам Михник "указал на возможную причину некоторого отчуждения между населением и Церковью после падения коммунизма. По его мнению, причина лежит в склонности именно Польской Церкви к чрезмерной властности и к триумфализму" (Обзор газет И.Иловайской, "Русская мысль", 29.11.95). Сама Иловайская, видимо, считает разговоры о "поражении" Церкви в Польше (и в Ирландии, где принят закон о допустимости развода) слишком упрощёнными.

Официальный представитель Ватикана Хоакин Наварро-Валльс заявил, что результаты референдума в Ирландии (легализация развода) и победы Квасневского в Польше не означают поражения католиков в этих странах. Он сказал, что "такая интерпретация была бы слишком узкой" и что "важнейшая проблема заключается в том, что гражданские законы оторвались слишком сильно оторваны от непреходящих этических ценностей" (Свет Евангелия, 17.12.95).

РОССИЯ: ПРОШЛОЕ

ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЧЕСТВО

Свящ. Георгий Чистяков. Наследие христианского Запада и православный Восток. - "Русская мысль", 27.9. и 4.10. 1995. Очерк о контактах Востока и Запада (десяток случаев заимствования отдельных элементов друг у друга за тысячу лет).

СРЕДНИЕ ВЕКА: РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ

Елизавета Альянова, Татьяна Зажиморова. В мастерской иконописца. - Вечерняя Москва, 22.11.95. Очерк об истории иконописания. Подчеркивается творческая свобода иконописца. "На Арбате, на вернисаже в Измайлове, на Крымском валу и в художественных салонах появились копии старинных икон, выполненные нашими соотечественниками. Эти копии нередко выдают за оригиналы. Там же продаются нарочито стилизованные лики святых — под современность. И иконы, выполненные по традиционным канонам, однако открыто выдающие себя за произведения современных иконописцев. Всё дорого. Но покупают".

16 ВЕК: НИЛ СОРСКИЙ

Материалы конференции в Италии "Нил Сорский и исихазм в духовной истории и культуре России", прошедшей в Италии в сентябре 1994 г., опубликованы: Община. 1995, № 2 (26). С. 46-82. Полностью опубликован доклад Фери фон Лилиенфельд о том, почему её работы о преп. Ниле не получила развития (она считает, что виноват материализм советских историков и парадигма либеральной историографии 19 в.). Научный характер носит статья: Плигузов Андрей. Учение ранних "нестяжателей" в исторической перспективе: от "Предания" Нила Сорского до амортизационных мер Ивана IV. С. 65-81. Он считает, что развитие нестяжательство "означало бы церковную Реформацию, для которой в России XVI столетия не было ни сил, ни условий" (77), так что Иван Грозный решил проблему, подобно испанским королям, проведя "амортизацию" церковных земель (частично забрав доходы Церкви в казну).

1722-1794 ГГ.: ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ

Сентябрь 1995 года. В Италии, в пьемонтском городе Бозе в небольшом монастыре состоялась Третья международная экуменическая конференция по русской духовности, посвящённая Паисию Величковскому. Она организована по инициативы профессора Нины Каухчишвили, профессора Бергамского университета, "матриарха итальянской русистики". Участвовали в ней и архиман. Ипатьевского Костромского монастыря Иероним (Тестин), и Михаил Талалай (его репортаж в газете "Русская мысль", 15.11.95).

1825: ЦЕРКОВЬ И ДЕКАБРИСТЫ

К юбилею восстания декабристов Вера Бокова (Общая газета, 21.12.95) дала очерк о свящ. Петре Мысловском, который был духовником декабристов в тюрьме, причем он проникся к ним сочувствием и уважением. Когда во время казни Сергей Муравьев-Апостол сказал о. Петру: "Вы ведете пятерых разбойников на Голгофу", тот ответил: "И они будут одесную Отца своего".

1864 ГОД: СТАРЕЦ ФЕДОР КУЗЬМИЧ

Лидия Терентьева, Андрей Павлов. Последняя тайна Александра I. - Комсомольская правда, 29.11.95. Очерк о "тайне" сходства Александра I и старца Федора Кузьмича, умершего 20.1.1864. "В часовне, стоявшей над телом погребённого старца, студенты ... устроили сортир. ... В наши дни над зловонной ямой, из которой семинаристы выкапывали мощи, разгорелась небольшая драчка. Прибежали представители областного комитета по защите памятников, традиционно конфликтующие с городскими властями, и заявили, что мэрия, разрешившая раскопки, дескать, превысила свои полномочия. Пущай, мол, старец еще малость полежит в дерьме. Их успокоили, и работа продолжилась. Кости старца сложили в специальный сосуд и поставили в церковь, что на территории монастыря. Однако не обнаружилось самой важной детали скелета — черепа. ... Местные краеведы рассказывают, что в шестидесятые годы в одной из московских газет появилась заметка, из которой удивлённые жители Томска узнали, что некие органы власти изъяли из могилы череп старца и отправили его в столицу с целью установить точно, был ли Федор Кузьмич императором Александром I".

1875 ГОД: ДЕЛО МИТРОФАНИИ

Очерк о деле игумении Митрофании (в пределах известного) Константина Козлова (Куранты, 17.11.95). Автор отмечает, что сохранились постройки Покровской Владычней общины, ради процветания которой занималась подделками векселей игуменья.

1897 ГОД: ФОТОРЕПОРТАЖ О СТАРООБРЯДЦАХ

В 1898 году в Нижнем Новгороде на выставке "Русь уходящая" был представлен фоторепортаж о жизни старообрядческих скитов фотографа Максима Петровича Дмитриева. Рассказ об этом с воспроизведением фотографий: Е.Лялина. Ушедшие в скиты. Сегодня, 7.10.95.

19 ВЕК: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ

Дм. Никольский ("Московские новости", 26.11.95, воскр. прил.) написал очерк об истории благотворительности в Москве в 19 - начале 20 века. Он отмечает, что частная благотворительность намного превосходила официальную. Особенно останавливается на пожертвованиях купцов Гавриила Солодовникова, Козьмы Солдатенкова. В 1900 г. в Москве было 629 благотворительных учреждений, из которых город содержал лишь 27.

20 ВЕК: НИКОЛАЙ РОМАНОВ

Из православной среды раздался протест против окончания следствия по делу о гибели Николай Романова. "Пикет православных верующих" у Петропавловского собора в Петербурге держал плакаты "Отец лжи — дьявол" (Известия, 3.10.95) (См. также Комментарии).

1921: СНОШЕНИЯ СЕРБИИ С ПАТРИАРХОМ ТИХОНОМ

Архивисты ФСБ торжественно передали Патриарху три грамоты 1921-1922 гг., адресованные Патриарху Тихону, относительно признания Константинополем Сербского Патриархата. Они были обнаружены в деле о. Николая Любимова, протопресвитера Успенского собора Кремля (Вечерняя Москва, 14.11.95).

20 ВЕК: ПАТРИАРХ ТИХОН

Вышла в свет книга М.Вострышева "Патриарх Тихон" (серия "Жизнь замечательных людей"). Положительная рецензия на нее: А.Ветров. Свеча зажженная. - Московская правда, 28.9.95.

1927: ДЕКЛАРАЦИЯ МИТР. СЕРГИЯ

Еженедельник Аргументы и факты (23.11.95) неожиданно поместил историческую справку о том, как возникла Русская Православная Церковь за границей, увязав её с отказом принять декларацию митр Сергия. Представителем РПЦЗ в России назван еп. Каннский Варнава (Прокофьев).

Александр Нежный. Соблазн империей. - Россия, 11.10.95. Фельетон, критикующий Московскую Патриархию (начиная с митр. Сергия) за сервилизм. "Беспощадную в своей точности характеристику митрополиту Сергию дал епископ Андрей (Ухтомский) в рукописи, озаглавленной им "О радостях митрополита Сергия" (Центральный архив КГБ, дело № Р-31639). Сергий всегда там, где власть и сила, — вот смысл этого разящего памфлета. ... В известном смысле можно воздать должное митрополиту Сергию. Он понял, что террор против Церкви не может быть бесконечным; что его неимоверная, тупая жестокость в конце концов из всеобщей превратится в избирательную; и что нарождающаяся Советская империя рано или поздно в той или иной форме потребует от Церкви благословения и освящения. Свидание со Сталиным сентябрьской ночью сорок третьего года явилось для Сергия подтверждением мудрости избранной им позиции. Все прежнее уже не имело существенного значения. Побеждающий в великой битве коммунистический вождь наверняка сбросит опостылевшую и теперь уже не нужную ему маску и провозгласит себя тем, кто он и есть по сути: самодержавным монархом, повелителем половины земного шара, а трепещущую от ужаса и любви Советскую Россию — своей империей. Губительный яд заворачивается при этом в золотую оболочку церковной пользы. Из отравленного имперским соблазном семени вырастает Московская Патриархия, представляющая собой уродливое воплощение и завершение основного исторического греха сложившейся в России церковной организации".

1923-9: КОНФИСКАЦИЯ КОЛОКОЛОВ

Павел Кнышевский. Умолкший набат. - Новое время, № 47, с. 44-45. Очерк об изъятии колоколов в 1929 г., написанный недавно умершим журналистом, преподавателем Военной академии тыла и транспорта. 25 ноября 1995 г. исполнилось 40 дней со дня его смерти. Первые изъятия были проведены в Петрограде в декабре 1923 г. (колокола Иоанновского монастыря были переданы заводу "Электрик"). Весной 1995 г. в Петербурге 80-летний отставной полковник Александр Гаврилович Ованесов снял со сберкнижки все свои сбережения и заказал именной колокол в дар Спасо-Преображенской церкви поселка Толмачево, что на реке Луге.

1937: РЕПРЕССИИ

А.Борщаговский в газете Вечерняя Москва продолжил публикацию "расстрельных списков" ЧК-ФСБ (5.12.1995). В числе убитых значится "ОДИНЦОВ Николай Васильевич, 1868 г.р., урож. Саратова, русский, бывший председатель русского сектантского союза баптистов, беспарт., судим к 3 годам концлагеря, на 2 года ссылки, прож.: г. Енисейск Красноярского края. Арест. 1 октября 1937 г. Расстр. 7 марта 1939 г. Реабилитирован 5 февраля 1993 г.

1988: 100-ЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

Татьяна Иванова в очерке об академике Д.Лихачеве (Книжное обозрение, 5.12.95) вспоминает о 1988 годе: "Время было такое своеобразное, что о подготовке к празднованию Тысячелетия Крещения Руси нечего было пытаться и заводить речь. Но ведь и сидеть сложа руки невозможно. Хоть как-то надо бы людям напомнить ... Что, может быть, те, кто кричит сегодня о себе "мы — патриоты", ударили пальцем о пальцем? и ни отнюдь. Ти-ихо сидели. Это сейчас крестятся на всех углах. А тогда Дмитрий Сергеевич Лихачев додумался, как отметить великую дату эзоповым языком. ... Стали готовиться к другому празднику — Тысячелетию Русской Литературы. Это тоже было нельзя. Но все-таки почти можно".

1991: ПОПЫТКА РАЗОБЛАЧЕНИЯ АГЕНТОВ КГБ В ЦЕРКВИ

Московский комсомолец (16.11.95) поместил отрывок из книги тележурналиста Андрея Караулова "Плохой мальчик", посвящённый целиком тому, как Татьяна Миткова подготовила материал о сотрудничестве иерархов РПЦ с КГБ, в частности, о митр. Питириме, и как Никита Михалков пытался опровергнуть ее сообщения. Он упоминает, что Миткова была допущена в архив КГБ В.Бакатиным, а после его ухода из КГБ якобы "был уничтожен весь "нехороший архив".

1994: ИНЦИДЕНТ ВОКРУГ ГАЙДАРА

Александр Карев. Возможны ли психиатрические репрессии сегодня? - "Русская мысль", 29.11.1995. "В августе 1994 г. в санаторий "Белые ночи" приехал отдохнуть бывший премьер России Егор Гайдар. После того, как он плотно пообедал, Надежда Хохлова решила вручить ему Библию. Однако не тут-то было. Мало того, что два телохранителя схватили ее за руки и избили, потом произошла уж совсем неприятная история. Через несколько дней Надежду Хохлову по инициативе администрации санатория забрали в психиатрическую больницу. Там она провела более двух недель". О том же: А.Полянская. Библия, Гайдар и психиатрическая больница. Здесь пострадавшая названа Надеждой Хохоевой. Сказано, что Гайдар "побеседовал с Надеждой, с благодарностью принял подаренную ею Библию". Хохоева подала в суд на заключивших ее в психбольницу, суд закрытый, на экспертов оказывается сильное давление, чтобы оправдать действия администрации санатория.

Комментарий. Хохлова — член движения "Свидетели Иеговы". Без сомнения, у Гайдара, человека культурного, и без её подарка давно есть Библия, и не он приказал ее посадить в сумасшедший дом. Автор статьи и ставит вопрос о том, что по сей день возможно преследование чиновниками людей с нестандартным, хотя и нормальным, поведением.

1995: БОГОРОДИЧНЫЙ ЦЕНТР

В распоряжении редакции оказался номер журнала Богородичного центра "Россия нового тысячелетия" за май 1995 года (обозначен как № 2 за 1995). Журнал зарегистрирован, печатается в Щербинской типографии тиражом 10 тыс. экз., в нём 68 страниц на неплохой бумаге, великолепная цветная обложка. Адрес редакции: 103045, Москва, ул. Хмелева, 18, тел. 924-15-55. Официальное название богородичников теперь "Россия вселенская Марианская Церковь", учредителем журнала, однако, показан "Благотворительный общественно-просветительский фонд Новой Святой Руси". В журнале есть цветные вкладки с фотографиями богослужения, видимо, в доме культуры. Лидером движения по-прежнему является Иоанн Береславский, священников и епископов около 20 (судя по фотографиям).

Следует отметить, прежде всего, что в журнале абсолютно отсутствуют столь характерные для богородичников 1990-91 гг. феминофобские тенденции. Ни слова о женщине как источнике зла. Судя по фотографиям, женщины активно участвуют в богослужении (женщины среднего возраста, в специальных облачениях белого цвета, в отличие от мужчин, носящий голубые).

Номер начинается с публикаций откровений Иоанна Береславского, который по-прежнему говорит о "проклятости наследства Красного дракона", широко популяризируется молитва по розарию. "Россия первой признает марианские догматы". Нет нагнетания апокалиптических ужасов. Осторожнее, чем в начале 1990-х, говорится о специфических для движения догматах, Мария не называется "четвертым лицом Троицы": "Пресвятая Троица избрала Сердце Марии Своим совершенным орудием и инструментом, посредующим между Небом и землей" (11). Мягкая критика Церкви: "Держаться сегодня за старые мерила и традиционные способы узкого пути — самообольщение" (13). Оригинальный тезис: "Только те, кто поклонится Марии, христиане и нехристиане ... спасутся" (13). Мягко критикуются Второй Ватиканский собор и Иосиф Волоцкий, восхваляется Николай Романов.

В Петербурге богородичники действуют в доме престарелых и школах как участники фонда "Мария-XXI век". Журнал отражает международные контакты богородичников: их посещала "японская боговидица Розетта", американец Чарльз Мерсиека, профессор Алабамского университета в Хонтсвилле (статья его о богородичниках, хвалебная, предлагающая рассматривать их "не как конфессию в традиционном смысле, но скорее как изумительные литургические действа, славящие Бога наисовершенным образом, то есть, через прославление Его Пречистой Матери" (59). Помещен отчет о прошедшей в Хиросиме в октябре 1994 г. Международном конгрессе Вселенской марианской церкви, декларация конгресса о признании богородичников, подписанная: патриархом независимой Вселенской Марианской Церкви православно-кафолической юрисдикции Америки Афанасий Константинус, архиеп. Дональдом Сан Петерсом (США), архиеп…. Франком Вадерветером (США), еп. Лукой Амадео (Мексика), архиеп. Поль-Дунгеном (Германия), еп. Михаилом Нагучи (Япония). На фотографии конгресса людей в патриаршем облачении, однако, не заметно, а есть группа 14 милых людей в штатском (в штатском и Иоанн Береславский). Хвалебная статья о Падре Пио.

ИСТОРИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ХРАМОВ

Генрих Гунн. Дороги к былому прекрасному. Очерк о храмах и монастырях русского Севера в связи с выходом кн.: Н.С.Борисов. От Ярославля до Вологды. М.: Искусство, 1995. - "Русская мысль", 22.11.95.

Историческая справка о московском храме Успения на Покровке (разрушена в 1936, иконостас сохранён в Новодевичьем монастыре). "Сохранены точные обмеры и чертежи храма, что даёт основание говорить о возможности его полного воссоздания". - Аргументы и факты, 23.11.95.

Я.Кротов. Светильник на верху горы. - "Московские новости", 10.12.95. Очерк о жизни прихода Троицкой церкви на Воробьевых горах в Москве.

21-22 ноября 1995 г., Москва. В Новодевичьем монастыре прошла научная конференция "Московский новодевичий монастырь в истории русской культуры XVI-XX веков". - Вечерняя Москва, 22.11.95.

Родион Морозов. Обитель и её обитатели. - Общая газета, 23.11.95. Очерк о монастыре во имя Александра Невского в с. Нижний Архыз (Карачаево-Черкессия). Монастырь был разрушен перед войной, сейчас тут один священник Виктор Плотников, ранее работник местной обсерватории, крупнейшей в СССР. Монах один — отец Лукиан. Официально монастырь Церкви не возвращён.

В Москве на Большой Серпуховской улице строится первый в России храм-часовня во имя св. кн. Ольги (Известия, 9.11.95).

В с. Калинино Балтайского района Саратовской области за год построен храм во имя св. Димитрия Донского по инициативе уроженца села депутата Совета Федерации Д.Аяцкова. Ему присвоено звание ктитора церкви. "Он привлёк к этому людей, заинтересованных в скорейшем возрождении православной веры". - Куранты, 1.12.95.

ОЧЕРКИ О ДЕЯТЕЛЯХ ЦЕРКВИ

Андрей Колесников. Быт в миру. - "Московские новости", 26.11.95. Очерк священнике Викторе Ивановиче Шкабурине. В 1972 г. поступил в Институт им. Гнесиных в Москве. Начал петь в церкви (получал на левом клиросе 100 рублей, на правом 300 рублей). После аспирантуры уехал в г. Черкесск, в Ставропольский край, там женился. Потом переехал в город физиков Протвино в московской области, получил четырехкомнатную квартиру (в семье много детей), руководил музыкальной студией. Затем организовал ансамбль русской духовной музыки. Стал депутатом. Это помогло ему добиться регистрации церковной общины и землеотвода, на что ушло два года. Его рукоположили в священники. Однако, служит он в Кузьминках, митр. Ювеналий не переводит его в Протвино, где уже закончено сооружение храма. Зарплата 200 тысяч в месяц — "Это, конечно, не 500 регентских рублей в начале восьмидесятых". На зиму приходится завозить 40 тонн угля, по 470 тысяч за тонну. Строит свой дом рядом с храмом. "Коробка готова, издали посмотришь — на её фоне величие храма тускнеет". "Сейчас довольно легко получить настоятельство, конкуренции никакой".

Дмитрий Севрюков. Капитан Басков сменил участок на приход. - Комсомольская правда, 23.12.95. Очерк о настоятеля старейшей ярославской церкви (Сретенской), Александре Юрьевиче Баскове, ставшем священником после нескольких лет службы в милиции участковым.

СПОР ВОКРУГ ПРЕМИИ МИТР. МАКАРИЯ

Павел Волобуев, академик, в письме в газету "Московские новости" (26.11.95) в очень мягкой форме выразил сомнение в целесообразности участия Академии наук в качестве соучредителя премии митрополита Макария за труды по истории Церкви и по истории Москвы. "У меня всё это вызывает большие сомнения. В прошлом премия митрополита Макария вручалась в основном церковнослужителям консервативного направления. ... Я не считаю митрополита Макария таким уж большим учёным. ... Желая освятить премию Макария авторитетом академии, Церковь ещё на шаг сближается с властью. Это не пойдёт на пользу ни власти, ни Церкви. К сожалению, члены бюро отделения истории РАН были настроены чрезмерно благодушно".

РОССИЯ: СОВРЕМЕННОСТЬ

ЛЕТОПИСЧИК

10-13 июня 1995, Московская область. В пригороде Москвы прошёл Собор Катакомбной Церкви. Согласно информации епископа Готфского Амвросия фон Сиверса, в соборе участвовали еп. Ингерманладский Евагрий (барон Дрентельн), епископ Саткинский (в Башкирии) Паисий (Рогожин), еп. Читинский Евстафий (Амосов). Собор подтвердил анафематствование на сергианство. Был посвящен во епископа Тюменского Панкратий (Агафонов). - Keston News Service, Oct. 1995.

18-20 сентября 1995 года, Иркутск. Здесь прошли дни памяти отца Александра Меня. В Иркутске сорок лет назад учились в сельскохозяйственном институте два человека, два друга, хорошо (хотя и по-разному) известные теперь: Александр Мень и Глеб Якунин. Дни памяти Меня организовал Иркутский христианско-демократический союз, Иркутский культурный центр (которому приехавший из Москвы брат отца Александра торжественно вручил свидетельство о присвоении имени Меня), финансировали предприниматель Сергей Балагуров и местная власть. Концерт в филармонии, торжественный приём в доме-музее Волконских (расположенного напротив того самого института), дискуссии о политике на конференции, — всё это было столь же разнообразно и интересно, как жизнь самого отца Александра. Христианские демократы устояли перед искушением превратить праздник (он проводится уже в четвёртый раз) в предвыборную кампанию. Говорили на "вечные" темы: как может политик быть нравственным, что может предложить христианство миру, как общие призыву к миротворчеству совместить с необходимостью каждодневного противостояния злу. Созвучность духу отца Александра проявилась более всего и в разнообразии политических воззрений у людей одной веры, и в их умении общаться друг с другом, не требуя друг от друга сдачи позиций. Проявилось на конференции и наиболее "меневское": осознание веры (не национальности или политики) как высшей ценности жизни. Память о проповеднике веры объединила православных (отца Александра Борисова из Москвы, настоятеля иркутской церкви Евгения Касаткина), католика отца Игнатия Павлюся из Иркутска, и представителей уникальной организации, созданной в Бурятии: Буддийского Христианского союза (возглавляемого буддистом Баяром Жигмытовым, но включающем в себя и христиан).

О конференции так же писала Т.Зубрилова (Вечерняя Москва, 17.10.95).

22 сентября 1995 года, Москва. А.Огородников от имени Христианско-демократического союза организовал концерт рок-певицы Ольги Орефьевой, перед которым произнес проповедь православный священник (англичанин) Христофор Хилл. - Экспресс-хроника, 28.9.95.

31 сентября 1995 года, пос. Восточный (под Москвой). Здесь состоялась церемония закладки храма во имя св. Димитрия Солунского. Присутствовали мэр Москвы Лужков, руководитель "Мосводоканала" (организация, финансирующая строительство храма) С.Храменков и патриарх Алексий. - Т.Елоев, Вечерняя Москва; Н.Б., Московская правда, В.Ветров, Российская газета, 3.10.95; Комсомольская правда, 7.10.95; Куранты, 12.10.95).

Сентябрь, 1995 года, Москва. Закончила работу выставка "Христианская литература - 95" (см. ХвИ, № 5, с. 180). О ней: Е.Бажина. Литература, несущая любовь. - "Русская мысль", 27.9.95. С. 16.

Октябрь, 1995 год, Москва. Завершился IV Международный кинофестиль "Золотой Витязь", проходивший под девизом "За нравственные христианские идеалы". Патриарх направил фестивалю послание. Обладатели призов "произносили слова верности дороге христианского славянского братства, вере православной". Особый призыв "За духовное сопротивление" получила вдова кинорежиссера, которого считают убитым войсками Ельцина при расстреле парламента в октябре 1993 года (Российская газета, 12.10.95).

21 октября 1995 года, Москва. В Большом зале Московской Консерватории состоялся благотворительный концерт М.Ростроповича. Сбор предназначается на сооружение храма Христа Спасителя. Концерт организован мэром Москвы. На следующий день Ростропович выступил по своей инициативе перед строителями храма. О концерте много писали до и после его проведения в очень хвалебным тонах (Е.Литовченко, Вечерняя Москва, 4.10.95; Известия, 6.10.95, Общая газета, 19.10.95, "Московские новости", 22.10.95, Известия, Независимая газета, Сегодня 24.10.95, Комсомольская правда, 28.10.95). Вечерняя Москва дала две полосы о Ростроповиче в этой связи и интервью с ним (12.10.95) в связи с пресс-конференцией 11.10 (о ней также Московская правда, Независимая газета, 12.10.95). Минимальная цена билета в партере — 1000 долларов, на балконе от 3 до 30 тысяч рублей. Ростропович сказал: "Возвращаясь к ... вопросу о храме Христа Спасителя, я отвечу на него так: я хочу его восстановить, чтобы смыть грех тех, кто его разрушил. Они ведь, коммунисты, тоже были русскими. А есть люди, которые хотят, чтобы невосстановление храма осталось памятником вандализму" (Московский комсомолец, 14.10.95).

Комментарий. Великий музыкант сужает спор о храме до противопоставления двух одинаково неверных крайностей. Неверно, что восстановление "смывает грех": ведь восстанавливают храм коммунисты, которые не желают каяться именно в коммунизме. Газеты поместили фотографию Ростроповича, обнимающегося с премьером Черномырдиным, который по телевизору заявил, что "не жалеет" о том, что был коммунистом и членом ЦК. Противники восстановления не хотели памятника вандализму, они хотели, чтобы восстановление было актом действительно народной воли, а не чиновничьей блажи. Осудить Ростроповича совершенно невозможно, потому что за многие годы жизни на Западе он, очевидно, совершенно забыл реалии русской жизни и ведёт себя с пост-коммунистическими политиками так же, как с демократическими.

Аноним в газете Сегодня (псевдоним "Шон Берг", 17.10.95) прокомментировал: "Эстетически и вообще всячески впечатляет способность дивного маэстро Ростроповича оказываться в нужное время в нужном месте, производя необыкновенные политэстетические красивости". На иронию мягкую решилась Е.Бычкова (Аргументы и факты, №43, 25.10.95), прокомментировав фразу, которой назвали концерт ("Не нам, не нам, а имени Твоему"): "Хочется надеяться, что именно она объясняет наше стремление воссоздать разрушенное...".

Доход от концерта составил 1 млрд. 200 млн. руб. (265 тыс. долларов). - Известия, 9.11.95.

26 октября 1995 года, Москва. Торжественно открыли восстановленную Иверскую часовню. Задолго до открытия писали о том, что копию Иверской часовни прислали иконописцы Староафонского монастыря в Греции (Московский комсомолец, 11.10.95; Вечерняя Москва, 14.10.95).

1 ноября 1995 года, Волгоград. Автопатруль волгоградского РУВД задержал двух граждан США, прибывших на 3 месяца в Россию из Сан-Франциско по религиозным делам ассоциации "Церковь Иисуса Христа и Святых последних дней". Они вели "несанкционированную фотосъемку территории бывшего секретного предприятия — АО "Химпром", сообщили в волгоградском управлении ФСБ (бывшее ЧК). По делу начато расследование (Вечерняя Москва, 2.11.95). Михаил Щипанов (Российская газета, 11.11.95) сопроводил это сообщение комментарием: "Не знаю, окажутся ли эти "последние" в тюрьме, которая особенно настраивает на религиозный лад".

2 ноября 1995 года, Петербург. В возрасте 68 лет от инфаркта скончался митрополит Иоанн, на приеме, устроенном банком в гостинице. - Евгений Стрельчик (Вечерняя Москва, 4.11.95) предположил, что его преемником станет митр. Кирилл. Некрологи: Л.Смирнов, Московский комсомолец, 4.11.95, Советская Россия, 4.11.94 (с подписями В.Варенникова, С.Говорухина, В.Зорькина, Г.Зюганова, А.Проханова) и целый вкладыш 10.12.95, Я.Кротов, Независимая газета, 5.11.95; А.Солдатов, "Московские новости", 12.11.95, Ю.Буйда, Новое время, № 46, "Русская мысль", 15.11.95. Большинство авторов сосредоточились на проблеме преемника (чаще всего называли имена митр. Кирилла Гундяева), некоторые (как Е.Стрельчик) предположили, что "ослабление" правого крыла заставит патриарха наказать кого-то из либеральных священников, чтобы восстановить равновесие.

4 ноября 1995 года, Москва. Жители муниципального округа "Бабушкино" "отметили праздник Казанской Божией матери. Этот праздник отмечается со времен победы русского народа над польским войском и имеет большое значение для всех нас. В этот день около 400 малоимущих москвичей получили благотворительный обед. ... В деревянной часовне возле метро "Бабушкинская", возведенной ко Дню города, прошло праздничное богослужение. Праздник был организован префектурой Северо-Восточного округа" (Московская правда, 22.11.95).

Ноябрь 1995 г., Москва. В Колонном зале Дома союзов состоялась конференция Православных сестричеств "Мироносицы жены с миром пришедша", Один из организаторов — Российский фонд милосердия и здоровья. Открывал конференцию архиеп. Солнечногорский Сергий. Выступал Никита Михалков (о роли Православия в русской культуре). "В 1996 году состоится первый выпуск светских сестер милосердия (25 человек), которых готовит единственный в Москве лицей при Фонде сестёр милосердия". - Майя Дунч, Московская правда, 22.11.95.

16-24 ноября 1995 г., Германия. Патриарх Алексий II посетил с официальным визитом Германию. Официальным стилем написанные об этом сообщения: Т.Ф., Московский комсомолец, Сегодня 10.11.95. Л.Аксёнов (Сегодня, 15.11.95) поместил в связи с этим очерк о контактах между РПЦ и церквами Германии. Михаил Карпов (Независимая газета, 18.11.95) упомянул, что немцы обращают "внимание и на те опасности, которые подстерегают ее [Православную Церковь] сегодня: фольклористское упрощение, с одной стороны, и духовное закоченение — с другой". Дм. Погоржельский (Сегодня, 18.11.95): "В местных церковных кругах озабочены тем, что православие стремится не допустить упрочения позиций католицизма и протестантизма в России. Однако на встрече с журналистами Святейший Патриарх постарался развеять эти опасения". О пресс-конференции в связи с визитом митр. Смоленского Кирилла: "Русская мысль", 22.11.95. Митр. Кирилл подчеркнул, что визит приурочен к 50-летию победы над нацизмом, "что ни в одной стране мира христиане не реагировали так щедро на известия о трудном положении людей в России в 90-е годы, как в Германии. Свидетельство тому — тонны гуманитарной помощи, которые через православные приходы в России становились достоянием всего общества". Подробнее И.Иловайская о визите и конференции: "Русская мысль", 29.11.1995. Она мягчайше покритиковала Патриарха: "Патриарх остановился в основном на трудных отношениях между греко-католиками и православными на Украине, о которых ему явно дают достаточно односторонние отчеты" (приятно видеть, что Русская мысль умеет быть и вежливой хотя бы в отношении высшего иерарха РПЦ). Еп. Лонгин Дюссельдорфский призвал к межконфессиональному сотрудничеству, обосновав его чисто негативно: "оно ... необходимо перед наступлением сект".

Валентин Запевалов. Его Святейшество завоевывает сердца немцев. - Литературная газета, 26.11.95. Содержание статьи не подтверждает заголовок её. Автор отмечает, что Патриарх поддержал Сербию. Он также сказал: "Наш народ воспринимает приближение НАТО к границам не только бывших республик СССР, но и российских центральных губерний, скажем, Смоленской, как опасность".

23 ноября 1995 г., Псков. Здесь открылась 1 Всероссийская конференция "Церковная археология". Есть участники из Молдавии, Украины, Латвии, Швейцарии, Ватикана. - Комсомольская правда, 23.11.95.

22 ноября 1995 г., Голицыно (Подмосковье). Открылась Вторая международная дворянская конференция, у которой "специальное заседание будет посвящено развитию связей с православной церковью" дворянских союзов. - Сегодня, 23.11.95.

27 ноября 1995 г., Москва. Патриарх устроил в Данилове монастыре прием для "юных талантов", представляющих "программу "Новые имена планеты" при Российском фонде культуры. Программа означает выдачу 500 стипендий одаренным детям- Известия, 28.11.95, "Московские новости", 10.12.95.

27 ноября 1995 г., Волгоград. Здесь прошел межконфессиональный круглый стол "Свобода совести: традиционные и новые религии" (Свет Евангелия, 17.12.95, Кирилл Горбунов). Участвовали только представители конфессий, которые имели легальную регистрацию при коммунистической власти (т.е. не всех баптистов, а лишь прошедших школу сотрудничества с номенклатурой). На круглом столе была поддержана идея номенклатуры (бывшей ранее в Совете по делам религий, а ныне в комиссии Г.Михайлова) о пересмотре Закона о свободе вероисповеданий в сторону ограничения (на новоязе "регулирования") свободы совести. Вновь был употреблен одиозный внеюридический термин "общественная безопасность", выработать критерии которой решили собравшиеся. Создана рабочая группа, в которую вошёл представитель католической Церкви о. Альфред Манько.

28 ноября 1995 г., Москва. В Данилове монастыре состоялась презентация миссионерского фонда РПЦ. Присутствовал Ю.Лужков, а также бизнесмены, Патриарх и архиереи. Алексий II говорил о том, что после обретения обществом свободы растет духовная дезориентированность, которой "пользуются те, кто отрывает от Матери Церкви души людей, либо принявших в ней Святое Крещение, либо связанных с ней историческими и культурным корнями". К сожалению, патриарх не объяснил, каково каноническое и богословское значения понятия "связь корнями с Церковью". "Он также решительно отверг обвинения в адрес православной миссии в России прошлого века в том, что она занималась русификацией малочисленных народов". Лужков пообещал помощь фонду. Председателем фонда назначен еп. Белгородский Иоанн. Министр социальной защиты населения РФ Людмила Безлепкина и патриарх подписали "Протокол о намерениях по организации совместной деятельности в области социальной реабилитации безнадзорных детей, жертв тоталитарных сект, престарелых граждан России". ("Русская мысль", 20.12.95).

28 ноября 1995 г., Москва. Председатель комиссии по реабилитации жертв политических репрессий А.Яковлев (бывший член Политбюро ЦК КПСС) на пресс-конференции заявил, что при советской власти "было уничтожено 200 тысяч священнослужителей, еще полмиллиона подверглось репрессиям". Во время конфискации церковных ценностей, по его мнению, было изъято на помощь голодающим 2,5 миллиарда золотых рублей, но на покупку продовольствия потрачен лишь миллион (Куранты, 29.11.95). Его комиссия ходатайствовала перед президентов реабилитировать этих людей. Яковлев заявил, что якобы он, "занимая высокие посты, не подозревал об истинном положении вещей". "Отвечая на вопрос о проникновении КГБ в высшие церковные структуры, Александр Яковлев отметил: "Сейчас не время вспоминать агентурные клички. Я знаю священнослужителей, сотрудничавших с госбезопасностью, но называть их имена не имею права. Порой они шли на сделку с совестью под давлением, поэтому обвинять их не поднимается рука" (Российская газета, 29.11.95). О той же пресс-конференции - Комсомольская правда, 29.11.95.

Комментарий. Все цифры, приводимые Яковлевым, кажутся завышенными. До революции в России всего насчитывалось лишь около 40 тысяч священников. Данные по изъятиям противоречат сведениям, опубликованным в последнее время (см. выше). Что Яковлев не знал о преследованиях духовенства, будучи членом Политбюро, совершенно исключено.

29-30 ноября 1995 года, Москва. Состоялась встреча Совета федеральной благотворительной организации "Каритас России". Совет постановил к февралю принять устав "Каритас" (Свет Евангелия, 17.12.95).

29 ноября 1995 г., Москва. Президент Ельцин, находясь в больнице, встретился с Патриархом Алексием (Московский комсомолец, 30.11.95). По сообщению теленовостей, речь шла "о праздновании двухтысячелетия Христа".

4-6 декабря 1995 г., Москва. Здесь прошел 3 Всемирный русский народный собор. Его открыл Патриарх Алексий 2. - Куранты, 5.12.95. Ирина Иловайская ("Русская мысль", 13.12.95) чрезвычайно резко (для её стиля) отозвалась об этом событии: "Патриарх Алексий II принимает участие в очередном заседании странной формации, которую. величают "Всемирным русским народным собором" ("собор" пишут с прописной), явно близкой к крайне правым течениям и группировкам ... правых боятся всерьез и Патриарх, и некоторые члены Синода, поэтому заранее идут на уступки. (Впрочем, про "министра иностранных дел" митрополита Кирилла говорят, что правее его — стенка)". Однако 20.12.95 ее газета ("Русская мысль") дала и сугубо бесстрастный отчет о соборе, хотя в контексте либерального курса газеты и следующий абзац звучит эзопо-ядовито: "Необходимо также [по решениям собора] восстановление регулирующей роли государства в экономике ... и культуре (финансирование СМИ и книгоиздательств ... изучение религиозных предметов в школах)".

Резко отрицательный очерк о соборе: Наталья Бабасян. Тихий Всемирный собор. - Новое время, № 51, с. 17. Она отмечает, что на собор пришли представители всех партий и все (кроме Гайдара) обещали "вернуть церковное имущество". В резолюции собора сказано, что "в государственный бюджет надо внести защищенную строку, предусматривающую выделение средств на восстановление возвращаемых Церкви памятников архитектуры". Резолюция говорит об укреплении державы, "ядро которой составляют русские, — великороссы, малороссы, белорусы", об обеспечении национальной безопасности России. "Экономика должна быть эффективной, а распределение благ — справедливым". "Церковь все-таки сформулировала свои политические предпочтения. Пожалуй, впервые столь явно за последние пять лет. Причем неожиданным образом они совпали с идеями, ставшими не так давно популярными у большинства российский политиков, начиная с НДР и кончая бывшими интернационалистами-коммунистами".

Отрицательный о соборе свящ. Глеба Якунина: в разделе писем в редакцию, "Московские новости", 31.12.95. "Собор был объявлен постоянно действующим надпартийным и надгосударственным органом. Речь о воссоединении русской нации (к каковой соборяне относят украинцев и белорусов) стали лейтмотивом Собора, возведшего национализм в принцип государственной политики ... Отцы собора установили преемственность Советского Союза от апостольских общин, а колхозно-совхозного строя от православной соборности, на основании чего выступили, по существу, против земельной реформы". Полностью это выступление от 14.12.95 оп.: "Русская мысль", 10.1.96.

Апологетический очерк о соборе: Любовь Волкова, Российская газета, 30.12.95 ("Кому изба на Валдае, кому вилла в Майами"): "Если 1 русский собор в 1992 представители власти обходили за три версты (за само упоминание слова "русский" побивали "каменьями" со страниц некоторых ведущих газет, с экранов телевизоров), то в нынешнем Соборе приняли участие премьер-министр" (далее идёт перечисление политиков и чинов. Она критикует фонд Сороса за пренебрежение русской историей. "У России, все еще огромной страны, вообще нет концепции безопасности. ... Идет размывание общенационального культурного наследия на фоне бурной экспансии антикультуры .... Собор намерен создать свою газету и журнал, свои региональные отделения. Собор предлагает провести в ближайшем будущем собрание представителей органов законодательной и исполнительной власти, субъектов Федерации, политических сил, национальных организаций всех народов России, традиционных религий и конфессий, на котором можно было бы выработать соглашение о главных принципах преодоления кризисного состояния Отечества ... Только опираясь на исконные народные традиции, прислушиваясь к голосу Русской православной церкви, мы сможем спасти, уберечь отчий дом от новых смут".

8 декабря 1995 г., Москва. В Российской государственной библиотеке (б. библиотека Румянцевского музея) открылась выставка книг, посвященная 1900-летию Апокалипсиса. Выставка широко освещалась средствами массовой информации. Не говорилось о том, что она является своеобразной миниатюрной контр-манифестацией, устроенной в пику конференции под эгидой Константинопольского патриарха на острове Патмос (о чем св. выше, статью о конфликте Москвы и Константинополя) (Комсомольская правда, 16.12.95; Московская правда, 8.12.95; Известия, Независимая газета, 9.12.95; Книжное обозрение, 19.12.95, Московская правда, 21.12.95).

9 декабря 1995 г., Петербург. В автокатастрофе погиб Виталий Савицкий, председатель Христианско-демократического союза. Газета Московский комсомолец (14.12.1995) предположила, что его убили члены тоталитарных сект, т.к. Савицкий разоблачал их. "Разоблачения же могли привести к краху весьма прибыльного бизнеса". На пресс-конференции 15.12.1995 политсовет его партии заявил, что состоялось преднамеренное политическое убийство (Вечерняя Москва, 16.12.1995). А.Константинов ( Комсомольская правда, 14.12.95) посоветовал: "Не стоит раздувать вокруг случившейся трагедии террористическую истерию. ... Действительно, водитель "Волги" грубо нарушил правила, однако ... в том месте ... правила нарушаются десятки раз на дню, если поблизости нет гаишников. ... Против версии теракта говорит, кстати, и то обстоятельство, что в "Мерседесе" сидел такой серьезный человек, как [бандит] Ткаченко, да еще не один, а с барышней. К заказным ликвидациям обычно привлекают менее известных людей, да и рассчитать время под такой ювелирно точный боковой удар под силу разве что киношным суперменам". Некролог: "Русская мысль", 20.12.1996. Здесь же его предвыборное выступление по телевидению 6.12.95.

10 декабря 1995 г., Москва. В гостинице "Метрополь" состоялось первое вручение призов газеты Комсомольская правда "лучшим людям года" в десяти номинациях. "Все веселились как могли. Только отец Артемий (Владимиров), названный "Просветителем года", внес предложение "собраться тем же составом на Страшном суде". - Сегодня, 14.12.1995, Комсомольская правда, 15.12.95.

12 декабря 1995 г., Москва. Николай Лысенко, депутат-фашист, вернул о. Глебу Якунину крест, который он сорвал с него в парламенте. По требованию Якунина, возврат произошел в присутствии свидетелей и представителей милиции. Якунин намерен возбудить уголовное дело против Лысенко (Куранты, 20.12.95).

15 декабря 1995 г., Владивосток. Павел Конюхов, младший брат "знаменитого путешественника" Федора Конюхова отправился в велосипедное "паломничество по православным общинам всего мира". "За пять лет он намерен объездить н велосипеде пять континентов и побывать во всех православных храмах, построенных выходцами из России. Эта акция предпринимается по просьбе верующих, живущих на Дальнем Востоке. ... Велопаломничество" начнется с Австралии. - Известия, 16.12.1995.

17 декабря 1995 г., Москва. Газета Советская Россия (19.12.95) сопроводила репортаж (победный) о выборах фотографией Патриарха в своём кабинете, которому чиновник подносит урну для голосования. В анонимном фельетоне в "Независимой газете" это обстоятельство было высмеяно ("Мне лично, как Патриарху, урну поднесли прямо в кабинет") (19.12.95).

26 декабря 1995 г., Котельнич Кировской области. Священник местного прихода уехал по делам, жена отправилась его встречать, оставив на столе горящую свечу. Вернувшись, они обнаружили, что комната охвачена огнем (она была переобуродована под моленную). "Вспыхнули иконы, образа, затем мебель. Дымом заволокло детскую. Священник разбил окно, но было поздно — дети задохнулись продуктами горения. Погибли все пятеро: 7-летний Алеша, 6-летний Иоанн, 5-летняя Маша, 4-летняя Варвара и 2-летний Дима" (Московский комсомолец, 28.12.95).

Синод РПЦ назначил на Петербургскую кафедру митр. Ростовского и Новочеркасского Владимира. Среди кандидатов были митр. Минский Филарет, митр. Смоленский Кирилл, митр. Крутицкий Ювеналий (все трое — ученики покойного ленинградского митр. Никодима, сравнительно интеллигентные иерархи).(Московский комсомолец, 30.12.95).

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова