Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ХРИСТИАНСТВО В ИСТОРИИ

Год издания III

№ 9 (июль-сентябрь 1996 г.)

 

К оглавлению

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПО СВЕДЕНИЯМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

ХРИСТИАНСТВО ПО ВСЕМУ МИРУ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕВЕРИЯ

На Пасху 1996 года Би-би-си оповестило мир, что в Палестине найдена гробница Иисуса Христа и Его родственников. Информация прошла и по всем информационным программам нашего телевидения. Даже верующие люди, наверное, немножко напряглись: бред бредом, а всё-таки... Активно неверующие уж верно ждали подробностей. Ответом же было гробовое молчание. Оно само по себе красноречиво, но что же произошло на самом деле?

Журналисты Би-би-си приехали в Палестину в поисках пасхального сюжета, побывали в запасниках местного археологического музея и обнаружили там на полках среди сотен каменных погребальных урн ("оссуариев") несколько с именами евангельских персонажей. В такие урны складывались кости, когда от погребённого оставался один скелет. Урны с именами Иосифа, Марии, Иисуса сына Иосифа были найдены в пещере на горе Тальпиот недалеко от Иерусалима к югу, причем на урнах отчётливо виднелся знак креста.

Сотрудник итальянского журнала "30 дней" Джанни Валенте поехал в Иерусалим и там встретился с профессором классической археологии Иудейского университета 58-летним Йорамом Цафриром. Не будучи ни в малой степени христианином, Цафрир, однако, отмёл малейшую возможность того, что найденные урны могут быть связаны с евангельскими персонажами. Знак креста, напомнил он, вообще не употреблялся христианами вплоть до 4 столетия, а вот ремесленниками, напротив, он употреблялся часто как фирменная эмблема. Что до имён, то имя "Мириам" было самым распространённым в Палестине того времени, имя Иосиф стояло на втором месте по частоте называния после имени Симон, имя Иисуса так же было вполне обычным. В музеях хранится по крайней мере десять оссуариев, где это имя написано по еврейски ("Иешуа") и гречески ("Иесус"), из них на нескольких надпись гласит: "Иешуа бар Иехосеф", то есть "Иисус сын Иосифа".

Самое примечательное, что как раз на той урне, которую сотрудники Би-би-си провозгласили вместилищем костей Христа, надпись почти не читается и остатки букв могут быть истолкованы совершенно по-разному. Урну эту нашли в 1980 году, никто из ученых и не подумал связать её с семьей Иисуса. Ведь семья Иисуса была родом отнюдь не из Иерусалима. В гробнице на горе Тальпиот хоронили членов по крайней мере четырёх поколений некоей семьи, однако, среди надписей на урнах отсутствуют имена родителей Марии Иоакима и Анны, других известных по Евангелиям родственников Христа.

56-летний Амос Клонер, специалист по древнеиудейскому погребальному обряду из израильской правительственной Службы охраны антикварных ценностей, заявил, что подобные сенсации уже полвека кормят многих людей. Ещё в 1945 археолог Елиезер Сукеник поднял шум вокруг урны с надписью "Иешуа сын Иехосефа". Уже нашли несколько урн с надписью "Каиафа". В конце концов, шум вокруг кумранских рукописей, найденных тогда же, во многом объяснялся желанием "опровергнуть" Евангелие.

Джанни Валенте назвал несостоявшуюся сенсацию Би-би-си "новейшим гротескным образчиком англо-саксонского розыгрыша". Однако, вряд ли журналисты столь солидного заведения позволили бы себе подобные шутки в какой-либо иной сфере, помимо религиозной. У верующих есть свои недостатки — к примеру, страсть искать доказательства вере. Правда, отцы Церкви постоянно подчёркивали, что никаких доказательств ни Воскресения Христова, ни бытия Божия быть заведомо не может, самое большее — возможны косвенные "указания", вроде Туринской плащаницы или существования Вселенной. Но они потому и косвенные, что истолковать их можно по-разному. Страсть к доказательствам, однако, поражает не только верующих, но и атеистов; неверие — дело не такое уж лёгкое, и оно тоже постоянно ищет себе какие-то опоры. Хорошо, что есть наука, которая готова грудью защитить древние горшки и малочитаемые надписи от христианского и антихристианского "энтузазизма".

Яков Кротов

7 июля 1996 г. В Риме в соборе св. Петра была совершена торжественная литургия по случаю 400-летия Брестской унии: по византийско-украинскому обряду служил Иоанн Павел II. - Русская мысль, 11.7.96.

ХРИСТИАНСТВО И МУЗЫКА

Алексей Парин. Страстная Пятница или Светлое Христово Воскресение? - Сегодня, 13.8.96. Автор отмечает, что "европейская опера XIX века, составляющая основу репертуара во всех театрах мира, — жанр совершенно светский ... немногие исключения лишь подтверждают правила". Религиозность, если и есть в них, глубоко спрятана. Тем не менее, особенности национальной культуры, связанные с господствующим вероисповеданием, в опере отражаются. В Италии появились первые религиозные "музыкальные драмы" — "Представление о душе и теле" Эмилио де Кавальери на текст Агостино Манни (1600), в котором четыре персонифицированные "части" человека (тело, душа, послушание, рассудок) удерживаются от искушения и находят путь к Богу ... и "Святой Алексей" Стефано Ланди на текст Джулио Роспильози, будущего папы Климента IX (1632)". В операх же Верди на библейские сюжеты (строгий 18 век подобных не знал) они трактуются "с точки зрения социальной психологии". В "Травиате" образ Магдалины запрятан очень глубоко.

Во Франции с ее "духовной раздвоенностью, музыкальной банализацией католической службы и стойкой атеистической традицией" сакральные сюжеты использовали в светских целях, занимались "слащавым осентименталиванием, прихотливой эротизацией религиозного чувства" (особенно Массне). В "Фаусте" Гуно религиозный тон превращается в декоративность. Архитектурным эквивалентом Массне служит собор Сакре-Кер на Монмартре, "церковный кич" belle epoque (характеристика немецкого искусствоведа Ульриха Шрайбера).

"Католическое возрождение" начала XX века сделало своим главным объектом религиозное чувство: Мессиан, 1983, "Святой Франциск Ассизский", оперы Артюра Онеггера.

В Германии мрачноватая атмосфера опер заставляет соединять ее с идеей Страстной Пятницы. В России, по замечанию Н.Серегиной, опера тяготела к теме Пасхи; разрабатывались активно сюжеты о принятии христианства, отсутствующие в западноевропейском искусстве, и о мирном сосуществовании христианства и язычества. Оперы несли литургический характер, мистериальный: "Китеж" Римский-Корсаков сам называл "литургической оперой", "в "Иоланте" финальное славословие Богу заставляет усмотреть во всей конструкции azione sacrale".

АЗЕРБАЙДЖАН

Ариф Усейнов. В Азербайджане полумесяц опять враждует с крестом. - Сегодня, 2.8.96. "Ведущие азербайджанские газеты дружно выступили против христианских миссионеров и эмиссаров различных гуманитарных и благотворительных организаций Запада", который зарегистрировано 216, а около 580 действуют "нелегально". Руководитель Управления мусульман Кавказа Гаджи Аллахшукюр Пашазаде обратился в исламскому духовенству с просьбой усилить пропаганду ислама среди молодежи. Исламское духовенство также требует законодательно ограничить деятельность "чуждых" религий.

АРМЕНИЯ

Сергей Баблумян. Пилотаж с крестом на шее. - Известия, 29.8.96. Об армянском священнике о. Мхитаре (Мисаке Сарибекяне), который был военным летчиком с 1978 г., сейчас ныне настоятель Хорвирапского монастыря. "Озабочен он и проникновением в Армению и всяких экзотических сект".

БЕЛОРУССИЯ

В середине июля в Минске неизвестными был осквернен Свято-Духов собор. Пять икон замазали черной краской изобразили на стенах перевернутый крест и надписи: "Я есть сатана, я есть истина", "Смерть христианам", "Не будет христианства на славянской земле". Осквернение поэтому приписано сатанистам, "о которых в республике никто прежде не слышал". Священик храма заявил, что "власть должна принять меры, чтобы в Белоруссии были запрещены все конфессии, кроме православной". Жители столичного микрорайона Восток выступили против строительства здесь на пустыре баптистской церкви как угрожающей нравственности детей. - Лариса Саенко, Московские новости, 28.7.96. О том же: Игорь Синякевич. Кровавый след сатанистов Белоруссии. - Комсомольская правда, 28.7.96. Здесь упоминается, что весной 1996 г. в Бресте к разным срокам заключения были приговорены несколько юношей и подростков, "которые совершили ритуальное убийство своего сверстника и осквернили кладбище. Особенность брестского региона в большой концентрации баптистских сект. Специалисты склоняются к мнению, что навязчивая христианская пропаганда, практикуемая сектантами, влечет за собой появление своеобразной "тени" - сект, отвергающих не только христианские догмы, но и общечеловеческую мораль в целом".

В городе Островец Гродненской области устроили футбольный матч команда милиционеров и священников, со счетом 3:1 выиграло духовенство. "Пора и нашим послушницам выходить на поле" - Российская газета, 20.9.96.

БОЛГАРИЯ

26 июля патриарх Максим заявил, что предаст анафеме митрополита Пимена, избранного новым патриархом 3 июля 1996 г. Пимен не был признан и Константинопольским патриархом, и государством. Пимен возглавляет ту часть церкви, которая обвиняет патриарха Максима в сотрудничестве с коммунистами и в том, что в 1971 г. он взошел на престол в результате назначения властью, а не свободных выборов. - Экспресс-хроника, 2.8.96.

Умерла знаменитая болгарская прорицательница Ванга; упоминалось, что ее духовно окормляли священники альтернативного болгарского синода, для которых строилась на ее деньги церковь св. Петки. - Московская правда, 22.8.96.

ГРЕЦИЯ

В мае 1996 г. греческое правительство отказалось от намерения изменить конституцию страны, убрав оттуда положение о том, что Православная Церковь является государственной (на чем настаивает Совет Европы и против чего выступают церковные иерархи).

КУБА

Власти Гаваны запретили баптистам и методистам района Алмар проводить богослужение. Другой церкви в этом районе, где живет 200 000 человек, нет. -Экспресс-хроника, 26.7.96.

ПОЛЬША

18 июля министр иностранных дел Польши Росати заявил, что задержка ратификации конкордата ущемляет интересы Польши и подрывает доверие к сейму, не уважающему соглашения, заключенные предыдущими депутатами. 21 июля Ватикан подчеркнул, что конкордат уже три года "явлется предметом политических игр". - Экспресс-хроника, 26.7.96.

РОССИЯ

ПРОШЛОЕ

ГУСАР-СХИМНИК

МИХАИЛ ПОПОВ (1888-1969)

Федор Лукьянов. Михаил Попов — человек из легенды. - Российская газета, 9.8.96. Очерк о Михаиле Попове, донском казаке, в 1908 окончившем Московскую духовную академию, после этого медицинский факультет Варшавского университета. В 1914 рукоположен, становится полковым священником. С остатками белой армии эмигрирует, оседает в Венгрии в г. Хайдунанаш. Закончил здесь теологическую реформаторскую академию, затем за два года Дебреценский университет, в 1937 г. получил степень доктора филологии. В 1941 становится епископом венгерской греко-католической Церкви. Ему покровительствовал премьер Венгрии граф Пал Телеки. Был арестован нацистами, освобожден советскими войсками. В 1947 арестован, судим во Львове, сидел в Воркуте 6 лет, после освобождения вернулся в Венгрию, где занялся литературным трудом. В 80 лет женился на молодой учительнице.

СОВРЕМЕННОСТЬ

ЮБИЛЕЙ В.ЧАПЛИНА

Исполнилось 70 лет прот. Валентину Чаплину, настоятелю Крутицкого подворья. Панегирик ему Д.Поспеловского и др.: Русская мысль, 25.7.96. Род. 26.4.1926 (в статье сказано, что он "человек, участвующий в жизни Церкви с конца 20-х годов"), в мае 1943 ушел добровольцем на фронт, окончил 1 Московский мединститут, стал фониатром, преподавал и учился в Гнесинском училище, в 1989 г. рукоположен архиеп. Вятским Хрисанфом во священника.

ЦЕРКОВНЫЙ ИСТОРИК КРИТИКУЕТ ИЗДАНИЕ СВОЕЙ КНИГИ

Дм. Поспеловский подверг резкой критике издательство "Республика" (бывший "Политиздат"), выпустившее его книгу "Русская Православная Церковь в XX веке" за огромное число опечаток и плохую редактору. - Книжное обозрение, 24.9.96.

ПЕРСОНАЛИИ

В.Песков. На рыбалке с Епископом. - Комсомольская правда, 11.9.96. Хвалебный очерк о еп. Варсонофии (Анатолии Судакове) Мордовском, любителе рыбалки, друге митр. Иоанна (Снычева). О той же самой рыбалке краткая заметка: Сергей Аверкин, Комсомольская правда, 23.8.96.

ИСТОРИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ХРАМОВ

В 200 км. от Москвы в дер. Мамуши на берегу Вори Михаил Дорошенко построил часовню. Сам он геолог. Часовня освящена в 1993 г. Очерк об этом: Московские новости, 22.9.96.

29 сентября 1996 г. в Губкине Белгородской области открылся Преображенский собор — второй по величине в России после храма Христа-Спасителя. Освящал его Патриарх Алексий. Автор информации критикует государство за то, что оно не финансировало работы и упоминает, что на строительство храма на Прохоровском поле Министерство обороны потратило 13 миллиардов рублей. Преображенский храм финансировал Лебединский горно-обогатительный комбинат (директор Анатолий Калашников), давший четверть суммы в 31 миллиард рублей, остальное дали 43 российские и 31 зарубежные фирмы, имеющие связи с комбинатом. Строили три с половиной года. - Алексей Синельников. Верной дорогой идете к храму, товарищи! - Комсомольская правда, 28.9.96. О том же: Виктория Молодцова. Российская газета, 2.10.96. Тут стоимость храма оценена в 5 млн. долларов. Обе статьи подчеркивают, что строительство — личная идея руководителя комбината.

Некто Владимир Черевко собирает деньги на строительство в Моздоке завода церковного кирпича мощностью 200 млн. штук в год. Он также хочет создать Иверско-Моздокский духовный центр, под который власти уже выделили землю на берегу Терека. Центр будет включать 3 церкви, 11 часовен, семинарию, монастырь, телерадиокомпанию "Благовест". Стоимость проекта 200 млрд. рублей, деньги ищутся у государства. - Т.Шутова, Комсомольская правда, 6.9.96.

В с. Большекулачье Омской области возник мужской монастырь с Никольским храмом; настоятель о. Виталий, живут пятеро монахов. - Российская газета, 28.9.96.

Валерия Шпакова. Вернуть церкви владения — мало, их нужно восстановить. - Комсомольская правда, 14.9.96. О том, как Инкомбанк восстанавливает храм Иоанна Богослова в Москве в Богоявленском переулке (ранее банк восстановил храм Всех Святых на Куличках).

Андрей Жданкин. Москва — сорок сороков церквей. - Центр-плюс, № 34, август 1996. Очерк о храме Большого Вознесения у Никитских ворот.

В пос. Шушенском началось восстановление снесенного в 1930-е годы Петропаловского храма, в котором некогда венчались Ленин и крупская. - Куранты, 21.8.96.

ЛЕТОПИСЧИК

5 июля 1996 г., Московский Данилов монастырь. Правительство Москвы и Патриархия провели встречу с членами Ассоциации российских банков и Российским союзом промышленников. "Промышленники, предприниматели, банкиры в наше время активно подключаются к благотворительной работе, и в этом деле, конечно же, первый помощник — церковь". Комсомольская правда, 6.7.96. В гостинице Данилова монастыря Патриарх провел круглый стол "Благотворительность как основа сотрудничества церкви, предпринимателей и государства в решении духовных и социальных проблем России". Вел заседание мэр Москвы Лужков. Президент Ассоциации российских банков С.Е.Егоров "от имени всех предпринимателей заявил, что он не требует славословий, статей и репортажей по ТВ, трубящих о благотворительности бизнесменов, а просто необходимо небольшое внимание к делам подобного рода". (Надо отметить, что пресса широчайше освещает все пожертвования банкиров Патриархии). Церковь же должна способствовать "созданию образа благородного предпринимателя ... В России ... сложилось негативное отношение к предпринимательству ... Благотворительные организации используются для сокрытия доходов от налогообложения, обналичивания неучтенных сумм, в качестве имиджевого и рекламного инструмента". - Ксения Зуева, Литературная газета, 10.7.96.

6 июля 1996 г., Москва. Патриарх Алексий и мэр Лужков торжественно открыли мемориальную доску на месте разрушенной в 1931 г. церкви Николы Явленного. Предусматривается создание около ста подобных досок. Примечательно, что на месте храма находится пустырь, теоретически его можно было бы восстановить, однако ограничились постановкой доски. - Московская правда, 6.7.97; Куранты, 9.7.96.

7 июля 1996 г., Москва. 10 человек, считающих себя жертвами Свидетелей Иеговы, пикетировали конгресс этого движения в Москве, вооруженные лозунгами "Русские! У нас есть своя вера!". - Экспресс-хроника, 5.7.96.

9 июля 1996 г., Москва. Скончался Александр Иванович Рогов (р. 1935), известный славист, автор исследований древнерусских княжеских уставов о Церкви. Некролог: И.Павлов, Русская мысль, № 4145.

12 июля 1996 г., Москва. 400-летие со дня рождения царя Михаила Романова было ознаменовано открытием выставки в Москве, которую освятил архиеп. Солнечногорский Сергий. - Сегодня, 13.7.96.

17 июля 1996 г., Троице-Сергиева лавра. Патриарх Алексий совершил службу в память о расстреле (в 1918 г.) в этот день Николая Романова. - Куранты, 18.7.96.

Июль 1996 г., Москва. Олимпиада. Фотография некоего отца Вадима, который приветствовал российских спортсменов в Атланте: Вечерняя Москва, 31.7.96. Игорь Емельянов. Им помогли все святые. - Комсомольская правда, 23.7.96. Российский чемпион по фехтованию А.Бекетов получил от матери семейную иконку, хотя сам набожностью не отличается. В храме Георгия на Поклонной горе торжественно благословили олимпийскую команду России, вручив ей икону, о чем широко (с фотографиями) сообщала пресса: Вечерняя Москва, 11.7.96, Российская газета, 12.7.96.

25 июля 1996 г., Москва. Состоялось заседание Арбитражного суда Москвы по иску еп. Тихона Бронницкого к Русскому рекламному издательству (организовано бывшими сотрудниками Издательского отдела Патриархии), выпустившему церковный календарь на 1996 г. с биографиями епископов. "Во время судебного разбирательства выяснилось, что епископ Тихон прибег к подлогу, подделав ряд документов — договоров с сотрудниками Издательского совета". - С.Бычков, Московский комсомолец, 1.8.96.

27 июля 1996 г., Оптина пустынь. Патриарх канонизировал 14 оптинских старцев. - Московский комсомолец, 28.7.96.

28 июля 1996 г., Бородино. Здесь состоялась канонизация последней настоятельницы Спасского монастыря иг. Рахили. - Вечерняя Москва, 26.7.96.

Июль 1996 г., Якутия. Патриарх Алексий прибыл в Якутию для освящения нового алмазодобывающего предприятия. "Его святейшство ... изрядно смутился, когда увидел, что первым на священнодействие выпустили якутского шамана, а потом уж дошла очередь и до него самого. ... Когда рядовой прихожанин видит батюшку, который стоит на обочине дороги с плакатиком "Освящаю автомашины", невольно сердце его замирает в смущении и тревоге. Теперь же, после этого откровенного визита на прииск, подобные "церковные предприниматели" могут быть спокойны за свой "левый" бизнес". - Валентин Каркавцев. Патриарх увидел землю в алмазах. - Комсомольская правда, 25.7.96.

Июль 1996 г., Москва. Патриарх освятил выстроенный на территорию психиатрической больницы "Кащенко" храм во имя иконы Богоматери "Всех скорбящих". - Вечерняя Москва, 1.8.96.

9 августа 1996 года, Москва. Состоялась торжественная инаугурация президента Ельцина, в целом скептически оцененная прессой. Татьяна Малкина (Сегодня, 10.8.96): "Худшую (уж во всяком случае, самую длинную) [речь сказал] Патриарх ... Алексий II, который, пользуясь случаем, подвел, наконец, идеологическую базу под традиционную политическую зависимость РПЦ: "Мы, христиане, знаем, что нет власти не от Бога...". В других отчетах просто упоминалась речь патриарха (Вечерняя Москва, 10.8.96). Максим Шевченко (Независимая газета, 21.8.96) упомянул, что о. Глеб Якунин счел такое участие Патриарха в церемонии нарушение принципа отделения религии от государства: "Благословение православным епископом человека, вышедшего из православной среды, и по крайней мере крещеного, вызвало гнев бывшего священника". Он сослался на пример США, где президент клянется на Библии.

10 сентября 1996 г., Москва. Митр. Ювеналий, выступая перед участниками конференции памяти А.Меня, заявил, что его комиссия поддерживает канонизацию царя Николая Романова. Отчет об этом: А.Солдатов. Станет ли царь святым? - Московские новости, 15.9.96 (автор ошибочно истолковал слова митр. Ювеналия в том смысле, что он против канонизации, так что вся статья является одним недоразумением). В том же выступлении митрополит подверг критике (не называя имени) о. Глеба Якунина, вообще церковных "диссидентов". "Мы с ними поменялись местами. Сегодня именно мы боремся за права Церкви". Он также критиковал Думу за то, что нынешней проект нового Закона о свободе вероисповедания недостаточно благоприятствует православию и недостаточно ущемляет права иностранных миссионеров. Критика такого решения: С.Бычков. Плюс сплошная канонизация. - Московский комсомолец, 29.9.96.

17 сентября, Москва. В музее Цветаевой состоялась конференция памяти о. С.Булгакова (В.Леонидов, Русская мысль, 10.10.96). Выступали С.Хоружий, А.Великанова, свящ. Г.Чистяков. свящ. А.Геронимус, А.Кырлежев.

18 сентября 1996 г., Крым. В Москву отбыла икона св. Николая, путешествовавшая по православным приходам Европы; она подарена храму Христа Спасителя настоятелем базилики св. Николая в Бари, католическим священником Джованни Дистанте, написана католиком Франко Бернаскони. Икона является копией с иконы храма, которая ныне хранится в Ватикане. - Сегодня, 19.9.96.

21 августа 1996 г., Нахабино (Подмосковье). Здесь состоялось освящение храма, построенного на средства генерал-полковник Георгия Кондрантьева в память о солдатах, погибших в Чечне и Афганистане, в частности, и Максима Кислички из Нахабина. Храм освящен Патриархом (ранее тут была сооружена часовня). Об этом сообщили практически все газеты (см., к примеру, Куранты, Московская правда, 22.8.96 с фотографиями). Патриарх заявил в проповеди: "Кровавые события последних недель на Кавказе мы, церковные люди, воспринимаем как трагедию". Независимая газета, 22.8.96. Речь идет об освобождении Грозного чеченцами, после которого наконец прекратилась война; Патриарх не выступал с подобными заявлениями во время бомбежек Грозного русской авиацией.

24 сентября 1996 г., Москва. В Библиотеке иностранной литературы прошли первые Силуановские чтения, посвященные преп. Силуану Афонскому. Выступили монах Пантелеимонова монасрыя Лука, свящ. Сергей Широков, А.Кырлежев, С,Чапнитн, М.Клименко. Рассказывалось об Ассоциации преп. Силуана Афонского, среди основателей которой есть и католики, и православные. Председатель ассоциации архим. Симеон, сподвижник о. Софрония Сахарова, секретарь диакон Максим Эггер (Константинопольский патриархат). С 1994 г. Ассоциация проводит конференции, издает книги. - Русская мысль, № 4145.

Сентябрь 1996 г., Москва. В Ирининских палатах Новодевичьего монастыря прошла выставка "Русские церковные облачения и награды XVII-XX вв.". Очерк с фотографиями: Вита Хан-Магомедова, Итоги, 10.9.96. ы

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова