Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ХРИСТИАНСТВО В ИСТОРИИ

Год издания III

№ 10 (октябрь-декабрь 1996 г.)

 

К оглавлению

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПО СВЕДЕНИЯМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

ХРОНИКА ХРИСТИАНСТВА: ОСЕНЬ 1995 — ОСЕНЬ 1996

27 октября 1995 г. состоялась конференция баптистов в Провиденсе (штат Род-Айленд, США), посвященная 150-летию с того момента, когда баптисты США разделились из-за отношения к рабству. Томас Маккиббенс, пастор Первой баптистской церкви в Ньютоне (Массачусетс), сказал в своей речи на конференции: "Мы покончили с рабством как институтом, но мы все еще рабы разделения". Именно в Провиденсе 28 августа 1845 года члены Баптистской Миссионерского Общества официально отказались назначать рабовладельцев миссионерами. Спустя неделю баптисты южных штатов объявили, что создают Южную Баптистскую Конвенцию (ЮБК) - крупнейшую в США после католиков конфессию, ныне насчитывающую 15 млн. человек. В июне 1995 г. ЮБК заявила, что кается в расизме и просит прощения у афро-американцев. Но до единства далеко, так как ЮБК весьма консервативна, а Американские Баптистские Церкви (АБЦ), представляющие "север", изначально боровшиеся с рабовладением, считаются "левыми", да и насчитывают лишь 1,5 млн. человек. Многие участники конференции выражали мнение, что фундаменталисты не слишком заинтересованы в экуменических контактах даже с братьями-баптистами.

Насколько далеко пока еще от расового мира в США, видно из того, что с начала 1995 г. по июль 1996 г. в южных штатах было сожжено 30 негритянских церкви. Поджигатели обнаружены не были, однако негритянская общественность однозначно обвинила во всем расистов. 22 апреля 1996 г. Христианская коалиация объявила, что выплатит 25 тысяч долларов тому, кто докажет, что поджоги были совершены расистами — не вообще тому, кто поможет раскрыть преступление. В июне 1996 г. президент Клинтон посетил сожженную церковь в Грилейвилле (Южная Каролина). Он попросил конгресс выделить 6 млн на охрану церквей в 12 южных штатах. Однако, следует помнить, что при этом Клинтон пользуется крайне дурной репутацией распутника и либерала именно среди членов ЮБК.

В декабре 1995 г. Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) решил к 2000 году вложить 10% своих фондов в экуменический банк "Экуменическое Кооперативное Общество Развития" (Ecumenical Development Cooperative Society), учрежденный в 1975 году. До этого ВСЦ имел лишь 0,77% своего капитала (125 тысяч швейцарских франков) в этом банке. Банк находится на грани краха. В апреле 1994 г. его возглавил голландский банкир Герт ван Маанен, который стал выводить банк из кризиса. Дивиденды банка пока снизились до 2%, что вызывает недовольство участников — в основном, представителей различных благотворительных христианских организаций. Ван Маанен сказал, что когда он напомнил христианским вкладчикам, что слово "кредит" происходит от слова "кредо", "верю", они страшно удивились, никогда не задумываясь о том, что кредитор должен верить в то, что человек отдаст долг. Неприятности с банком — лишь часть кризиса ВСЦ (см. ниже сентябрь).

Начало 1996 года ознаменовалось тем, что официальный Журнал Бухарестского патриархата заявил, что число православных в мире растет: Русская Церковь насчитывает от 100 до 150 млн. членов, Греческая - 9 млн., Болгарская и Сербская по 8 млн., Вселенский Константинопольский патриархат — 4,5 млн. человек, из которых в Турции 5 тысяч, в США — 1 млн., причем под юрисдикцией Константинополя находятся общины карпато-россов, албанцев и белорусов, от 250 до 750 тысяч православных в патриархатах Антиохии, Александрии, Иерусалима, отдельные архиепископства Кипра и Албании 442 и 160 тысяч человек. Многие зарубежные информационные агентства стали передавать информацию, что в России 150 млн. православных — хотя население России сейчас составляет лишь 147 млн. человек. На самом деле, хотя можно говорить о десятикратном росте православных в России, но и сейчас людей, регулярно посещающих православные храмы, не более 6-10 млн. человек. Разумеется, совершенно разный вес имеют цифры, когда речь идет о людях в России, где быть православным означает пассивно быть русским, и в США, где быть православным означает быть очень активно определяющим свою позицию человеком.

В 1995 г. число лютеран в мире достигло 60 млн., что на 400 тысяч больше 1994 года. Более вего их в Швеции (7,6 млн.) и США (5,2 млн.).

Отдел зарубежных миссий Южной Баптистской Конвенции заявил, что в 1995 г. было создано рекордное число новых общин - 2 612, так что общее число иностранных общин, связанных с ЮБК, достигло 39 073. Особенно большой прирост в Восточной Европе: Румыния - 313 общин, Россия - 130.

На 1.1.96 в России зарегистрировано 226 религиозных центров и управлений, 11 996 религиозных общин 58 конфессий, 148 духовных учебных заведений, 269 монастырей, 309 миссий, 125 братств и сестричеств. Свыше половин общин принадлежат к Московской Патриархии. Число православных общин растет медленнее, чем число общин других конфессий. С 1991 г. протестантских общин стало больше почти в 2 раза (с 3 451 до 6 709), мусульманских с 870 до 2 349. Мусульмане в среднем вдвое чаще посещают мечети, чем православные свои храмы. Сибирская митрополия Истинно Православной Церкви зарегистрировала 6 общин и одного епископа, а 18 общин и второй епископ остаются в подполье на случай возобновления гонений. Число последователей новых религиозных движений составляет от 300 до 400 тысяч человек. Из них 10 тысяч кришнаитов, остальные группы еще малочисленнее. Виссарионовцев насчитывается 2 общины, 50 тысяч последователей. Число зарегистрированных миссий сократилось с 319 до 209. Во второй половине мая Всесоюзный центр по изучению общественного мнения провел в России опрос, согласно которому к православным себя относят от 38 до 63 процентов населения (63 - старше 55 лет, 38 - моложе 25) - в среднем 51%, верующим без определенному вероисповедания от 3 до 8 процентов, вообще неверующим от 24 до 40 процентов. Бывают в храме: раз в неделю или чаще 2%, раз в месяц 7%, несколько раз в году 23%, очень редко 41%, никогда 27%.

1 января 1996 г. объединились две крупные протестантские миссионерские организации США, входящие в т.н. "Христианскую Церковь" ("Ученики Христа") и Объединенная Церковь Христа. Объединение готовилось 12 лет и прежде всего проявилось в том, что конфессии впередь будут признавать рукоположение пасторов пасторов друг друга без особой проверки.

3 января 1996 г. Папа Иоанн Павел II предупреждил католиков, что не следует допускать крайностей в почитании Богородицы. "Учение о Марии, преданность Ей не есть сентиментальность, они приглашают нас глубже понять Слово Божие", — сказал он.

20 января 1996 г. Канадская конгрегация "Братство Вертограда Торонто Эрпорт" (численность около тысячи человек) была исключена из союза харизматических общин "Ассоциация Церкви Вертограда" (Vineyard Churches; объединяет 600 общин) за то, что в ней слишком большое ("небиблейское") значение стало придаваться "экзотическим" звукам на общих молитвенных собраниях. На собраниях общины, собирающейся в здании недалеко от аэропорта канадского города Торонто, люди рычат как звери, хохочут, катаются по полу. За последний год собрания конгрегации посетило 750 000 человек со всего мира, широко обсуждался вопрос о том, насколько такая практика желательна и терпима, не перевешивает ли возможный вред от нее вероятной же пользы.

22 января 1996 г. Ганс Кюнг прочел свою последнюю лекцию в Тюбингенском ун-те и заявил об уходе в отставку. Кюнг — католический богослов, прославился своими книгами, считающимися "либеральными". В 1979 г. иерархия Католической церкви заявила, что Кюнг в своих книгах и лекциях более не представляет взглядов Церкви, во всяком случае, не во всем, — многие его высказывания неверны. Тогда в России заявили, что христианские мракобесы отлучили Кюнга от Церкви. На самом деле, он продолжал преподавать по-прежнему, только теперь уже говорил исключительно от собственного имени, а слушатели вольны были сами разбираться, в чем ортодоксален, в чем нет. В марте ему исполняется 68 лет. Кардинал Ратцингер, глава Конгрегации вероучения, заявил, что вопрос о "реабилитации" Ганса Кюнга не стоит и что в своей новой книге "Соль земли" Кюнг еще дальше отошел от учения Церкви. Сейчас Кюнг сравнивает себя с Галилеем, утверждает, что "реабилитирован снизу" и требует реабилитации "сверху" и признания своих взглядов официальной доктриной Церкви.

В январе же Мэри Малоун, канадская женщина-теолог, заявила, что она отрекается от христианства, потому что не может более принимать веру в Бога как существо исключительно мужское. Она преподавала в Ватерлоо (штат Онтарио) в Колледже университета св. Иеронима, была монахиней католического ордена Верных Спутников Иисуса, и убедилась в том, что ее попытки преодолеть "сексизм" в христианстве безуспешны.

23 января 1996 г. адвокат Арлин Адам (США) был назначен судом ответственным за улаживание дел, связанных с аферой Джона Беннета. Беннет — своего рода американский и, более того, христианский Мавроди — основал в Радноре (Пенсильвания) Фонд Филантропии Новой Эры, который привлек вклады от более тысячи благотворительных фондов, обещая за полгода стопроцентную прибыль. Суд признал, что Беннет создал типичную пирамиду, в которой прибыль выплачивалась за счет поступлений от новых членов. Беннет согласился распродать свое имущество стоимостью около миллиона долларов, а организации-вкладчики обязаны вернуть 174 млн. долларов прибыли, которые они успели получить от Беннета. Иск предъявили 31 организация — колледжи, семинарии, миссионерские организации. Примечательно, что сумма иска составляет немного, лишь 90 миллионов долларов, — то есть, многие организации, потерявшие деньги, предпочли лучше потерять деньги (не свои, напомним, а благотворителей), нежели признаваться в том, что пожадничали, погнались за прибылью и потерпели фиаско. Среди российских организаций, пострадавших от Мавроди, также были не только правительственные учреждения, но и христианские общины.

Это неприятное событие было уравновешено тем, что в тот же день 23 января 1996 г. Палата представителей США присудила Билли Грэму и его жене Рут Золотую Медаль Конгресса, которая за двести лет присуждалась лишь сто раз.

В январе 1996 г. в Белоруссии 12 католическим священникам откаpали в регистрации. Также было отказано в в регистрации миссионеру-пятидесятнику из Норвегии. Прекращена трансляция мессы по радио. А президент Чехии Вацлав Гавел в январе удовлетворил просьбу кардинала Влка о выделении 7,5 млн. долларов на ремонт кардинальского дворца в Праге (памятника культуры) и на индексирование зарплат священников.

5 февраля 1996 г. исполнилось 90 лет со дня рождения Дитриха Бонхоффера, выдающиегося немецкого литеранского пастора и богослова, убитого нацистами в 1945 года за сопротивление режиму. Примечательно, что в связи с юбилеем группа германских политиков и духовенства обратилась к прокурору Берлина с призывом реабилитировать Бонхоффера — оказывается, нацистский "приговор" все еще действовал. Немцы были очень возмущены, а русских может утешить то, что не только в России с трудом преодолевают последствия тоталитаризма. Другое дело, что уже 8 августа 1996 г. Бонхоффера реабилитировали.

9 февраля 1996 г. сандинисты-террористы бросили бомбу в католическую церковь в Никарагуа (храм Непорочного Зачатия). Люди не пострадали. Взрыв произошел через два дня после посещения Никарагуа Папой.

22 февраля 1996 г. религиозные деятели США высказали озабоченность тем, что, как выяснилось, в экстренных случаях ЦРУ считает себя вправе вербовать духовенство и миссионеров в качестве секретных агентов, хотя это запрещено правилами 1977 г. В этот день на слушаниях в конгрессе директор ЦРУ Джон Дейч обмолвился, что в крайнем случае ЦРУ может вербовать репортеров, хотя и это запрещено законом. Религиозные деятели сразу стали звонить в ЦРУ, считают ли они себя вправе вербовать духовенство, но разъяснений не последовало. Общественность дружно осудила мысль о вербовке духовенства и миссионеров, подчеркнув, что такая вербовка или хотя бы ее возможность разрушают доверие к проповедникам Евангелия.

24 февраля 1996 г. в южном Египте были убиты (видимо, мусульманами) 8 христиан-коптов. Коптская Церковь считается монофизитской, ее члены составляют 7 процентов из 60 млн населения Египта.

24 февраля 1996 г. Патриарх Алексий II демонстративно не помянул за богослужением Патриарха Константинопольского. Так начался длившийся три месяца (до 16 мая) разрыв двух церквей из-за вопроса о том, кому должны подчиняться православные Эстонии. В конце концов, Синод Московской патриархии признал необходимым признать за эстонским приходами право выбора подчинения Москве либо Константинополю, хотя сперва отвергал эту идею и надеялся путем разрыва дошантажировать Константинополь до полного отказа от Эстонии.

В феврале 1996 г. французские и немецкие католические епископы выступили за использование презервативов с целью профилактики заболеваний, "но не в качестве инструмента похоти, избавляющего от неизбежной беременности". Представитель Конференции немецких католических епископов Рудольф Хаммершмит заявил, что епископы не считают обязательным регулирование мельчайших деталей жизни верующих и в этом случае предоставляют им самим принимать решение.

5 марта 1996 г. в Париже большинство прихожан православной церкви в центре Латинского квартала решили перейти из юрисдикции Русской зарубежной церкви (приход, правда, состоит в основном из румын) в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Однако меньшинство во главе со священником Раду Апостолеску заняли церковь, отказываясь подчиняться решению собрания. Сторонники вселенского патриарха силой ворвались в храм. Французская полиция окружила церковь, но в конфликт не вмешивалась.

11 марта 1996 г. на Кипре в Никозии состоялась демонстрация протеста перед дворцом архиеп Хризостоима. Он отказался рукополагать избранного епископом популярного священника Пангратиоса Мераклиса, который был обвинен в гомосексуализме. 4 апреля 1996 г. синод оправдал Мираклиса. В демонстрации участвовали тысячи человек, семьдесят получили ранения.

14 марта 1996 г. Евангелическая церковь Германии признала, что в определенных обстоятельствах можно рукополагать в священники гомосексуалистов, если это люди с высокой степенью нравственной ответственности и соблюдают целый ряд условий, направленных на то, чтобы не вводить в соблазн прихожан.

27 марта 1996 г. в Алжире мусульманские ревнители благочестия похитили 7 монахов-траппистов из монастыря в 45 милях к югу от Алжира. Все они были убиты. Монахам было от 50 до 82 лет. Убийцы требовали вступить с ними в переговоры об освобождении из тюрем своих единомышленников. В память о погибших в Париже состоялась безмолвная траурная церемония, в которой участвовали премьер, главный раввин, кардинал Люстиже, глава мечети Парижа Далил Бубакер.

В марте же член индийского парламента Дилип Сингх Юдео объявил 1996 год годом "реконверсии" католиков-индийцев, жителей штата Маджа Прадеш в индуизм. Он поклялся обратить 100 000 католиков в индуизм. Сам Дилип был воспитан в иезуитском колледже.

В марте 1996 г. правительство Китая заявило, что провело кампанию по регистрации подпольных католиков. Впрочем, большинство подпольных общин так и не зарегистрировались, потому что регистрация означает вхождение в Китайскую католическую патриотическую ассоциацию, отвергающую власть Папы.

30 апреля 1996 г. благочинный Ногинского округа Московского епархии свящ. Михаил Ялов и управляющая делами администрации Ногинского района взломали замки и захватили помещение домовой церкви во имя Александра Невского при доме престарелых. Церковь организована архимандритом Адрианом (Стариной), который перешел из Патриархии в юрисдикцию митр. Киевского Филарета (Денисенки). В апреле же 1996 г. в Воткинске (Россия, Удмуртия) силами милиции и ОМОНа была разогнана "карловацкая" православная община: её члены были выставлены из храма св. Пантелеимона, и храм отдан Московской Патриархии. Летом 1996 г. мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что, пока он руководит городом, в нём не будет храма карловчан (сами они называют себя Русской Православной Свободной Церковью и отличаются консерватизмом), которые уже неоднократно просили о выделении им земельного участка.

Ежегодный Темплтонский приз "За прогресс в религии" в марте 1996 был присужден организации "Кампус Крусейд фо Крайст" — "Студенты сражаются за Христа", основанной Биллом Брайтом (ныне 74-х лет) в Лос Анжелесе 1951 году. Сейчас центр организации находится в Орландо (штат Флорида), бюджет ее составляет 270 миллионов. Приз составляет около миллиона долларов.

В Канаде в Британской Колумбии после 10 лет переговоров правительство штата освободило от уплаты любых налогов духоборов (они живут в долине Слокан на юге провинции). Духоборы выехали сюда сто лет назад при поддержке Льва Толстого, спасаясь от преследований царским правительством. Налоги они не платят принципиально, не признавая мирской власти. Сто лет назад их было 30 тысяч, сейчас 17 тысяч.

В Испании протестанты добились права на обучение детей в школах своей вере (ранее такое же право было дано мусульманам — стоит вспомнить, что исторически мусульмане в этой стране появились на тысячу лет ранее протестантов). В Испании 2 тысячи протестантских общин численностью 213 тысяч человек. Они пока еще добиваются и освобождения от налога на добавленную стоимостью, — привилегия, которая уже дана католикам. Протестанты хотели бы, чтобы король Хуан Карлос посетил одну из их церквей, как он посещал мечеть и синагогу, напоминают, что наследный принц Филипп учился в США в протестантской школе.

20 мая 1996 г. вопреки призыву Патриарха к приходским священникам поддержать Бориса Ельцина на выборах соответствующей разъяснительной работой в приходах, протоиерей Александр Шаргунов и возглавляемый им "Комитет за нравственное возрождение" объявил о поддержке Геннадия Зюганова.

В июне 1996 г. Патриарх Варфоломей Константинопольский в интервью польскому католическому журналу "Тыгодник повшехны" заявил: "Папство стало величайшим препятствием на пути к христианскому единству и величайшей угрозой ему". Он отметил, что православные считают, что ныне папство готово пересмотреть учение о папском примате, вернувшись к концепции пентархии, характерной для 1 тысячелетия. А в августе 1996 г. генеральный секретарь ВСЦ Конрад Райзер, находясь в Риме, призвал в созыву общехристианского собора. Он, однако, отметил, что для некатолических конфессий неприемлемо учение о папском служении в его нынешнем виде. ВСЦ сейчас объежиняет 350 церквей, представляющих 400 миллионов человек.

В июне 1996 г. исполнилось 15 лет с момента первого явления Богородицы в Межигорье (Хорватия). Архиеп. Таризио Бертоне, секретарь Конгрегации вероучения, заявил, что паломничества в Межигорье не не должны поощряться иерархией. Он отметил, что еще в 1991 г. югославские епископы после исследования обстоятельств видений в Межигорье заявили, что нет подтверждений сверхъестественного характера событий в этом месте. Кардинал Ратцингер, глава конгрегации, еще в 1990 г. выступал с аналогичным заявлением, но паломничества в Межигорье продолжаются, и подчас их официально одобряют отдельные католические епископы.

20 июня 1996 г. федеральный суд в Чикаго ликвидировал как банкрота КАН (Cult Awareness Network). Это организация, учрежденная в 1974 г., ставила своей целью "депрограммирование" людей, вовлеченных в непривычные религиозные движения, по просьбе их родственников. Однако, люди, подвергшиеся процедуре депрограммирования, подали на КАН в суд, добились выплаты компенсации за моральный ущерб, что и разорило организацию. Деятельность КАН пользовалась горячим одобрением со стороны многих протестантских и православных борцов с "тоталитарными сектами", но после ее ликвидации Александр Дворкин, возглавляющий специальный антисектантский отдел Московского Патриархата, отмежевался от "депрограмматоров".

23 июня 1996 г. Папа посетил Берлин. Он отслужил мессу на стадионе, где ровно 60 лет назад прошли Олимпийские игры, использованные нацистами для своей пропаганды. На мессе присутствовало 90 тысяч человек, что намного меньше посещаемости во время визитов в традиционно католические страны. Вообще встреча во многом отличалось враждебностью.. Около 1000 человек устроили демонстрацию, одевшись в гигантские презервативы в знак протеста против запрета на них со стороны Папы. На мессу пришли представители Евангелической церкви Германии. Ходил слух, что Папа хотел отменить отлучение Лютера, но против этого акта выступили кардинал Ратцингер, глава конгрегации вероучения, и германские католические епископы. Протестантские церкви Германии давно заявили, что обвинения 16 века не относятся к современной Католическуой Церкви. А в июле 1996 г. кардинал Милослав Влк, архиепископ Праги, принял участие в ежегодном праздновании памяти Яна Гуса. Его участие высоко оценил представитель Евангелической церкви чешских братьев Йири Оттер. Влк заявил, что Гус пал жертвой "хаоса и прискорбного состояния тогдашней Церкви и папства"°, что Церковь вскоре приступит к пересмотру его дела.

22 и 29 июня 1996 г. в Клифтоне (Англия) прошел ряд встреч католиков — сторонников и противников движения неокатехумената. Епископ Мервин Александр еще в 1994 г. приказал неокатехуменату не устраивать отдельных месс. Противники движения возмущаются тем, что неофитам внушают, что до знакомства с неокатехуменатом они, даже если и были католиками, не знали Христа, что неокатехуменат живет в изоляции от прочих католиков. Сторонники движения подчеркивают, что в нем впервые открыли для себя Христа.

26 июня 1996 г. в Шотландии богослов Шотландской Свободной церкви Дональд Маклеод, 55 лет, был судим по обвинению в непристойном поведении по отношению к пяти женщинам. Свободная Церковь невелика (10 тысяч членов), но пользуется огромным авторитетом в стране. Это кальвинистская конфессия с очень фундаменталистскими концепциями. Суд оправдал священника, но авторитет Церкви потерпел ущерб. К тому же Маклеода недолюбливают единоверцы за разговоры о необходиости реформы, о том, что можно молиться с католиками. "Либералом" здесь считают даже того, кто утверждает право жены священника носить сережки.

В июле 1996 г. в Чехии продолжался конфликт между католической иерархией и священниками, которых в годы коммунизма подпольно рукоположили, хотя они были женаты. После падения коммунизма из 64 женатых священников 24 были переведены в Греко-Католическую Церковь (где есть женатое духовенство), шесть вдовцов продолжают священствовать, а 17 женатых священников отвергли предложение стать греко-католическими священниками и требуют их признания священниками латинского обряда несмотря на факт брака. Из десяти подпольно рукоположенных епископов четверо были женаты, теперь от них требуют письменно отказа от епископства, и в этом случае им будет позволено совершать обязанности женатых диаконов латинского обряда.

1 июля 1996 г. ВСЦ заявил, что на 1997 год будет вынужден сократить штат и расходы, так как в 1996 доход составил 85 млн., а на 97 г. планируется получить лишь 78 млн. Соответственно, бюджет будет сокращен на 10%, из 276 штатных сотрудников уволят 42. Доходы ВСЦ сократились и из-за падения швейцарского франка, но главное: из 330 членов платят лишь 156. Платят, в частности: 40% от общего бюджета — лютеране Германии, 15% - шведские лютеране, по 11% Нидерланды и США. Однако, в последнее время Германия резко сократила платежи. Почти ничего не платят представители христиан Третьего мира, ни копейки не платит Русская Православная Церковь, хотя получает от ВСЦ миллионы долларов. В интервью 15 июля Райзер признал, что недооценил глубины финансового кризиса. Хотя большинство денег поступает от христиан Запада, тратятся деньги в основном на программы, связанные с интересами христиан Востока. Это вызывает недовольство западных христиан. Очень активно разрабатываются программы, поддерживающие диалог с нехристианскими религиями, богословие феминизма и экологии. Газета русских православных фундаменталистов "Радонеж" заявила, что, поскольку ВСЦ финансирует сексуальных извращенцев, и впредь Русская Церковь не должна платить ни копейки в кассу ВСЦ. Примечательно, что получать деньги от "еретиков" (лютеране с точки зрения "Радонежа" суть еретики) пока еще считается нравственным.

3 июля 1996 г. в Болгарии был избран глава одной из двух православных Болгарских Церквей - патриарх Пимен. 26 июля патриарх Максим заявил, что предаст Пимена. Пимен не был признан и Константинопольским патриархом, и государством. Пимен возглавляет ту часть церкви, которая обвиняет патриарха Максима в сотрудничестве с коммунистами и в том, что в 1971 г. он взошел на престол в результате назначения властью, а не свободных выборов.

10 июля 1996 г. Госдума России приняла в первом чтении проект нового Закона о свободе совести. Закон затрудняет деятельность любых иностранных миссионеров в России.

В июле 1996 г. Южная Баптистская Конференция США объявила бойкот компании Диснея за то, что многие фильмы кампании (занимающейся не только мультфильмами, но и выпуском боевиков, мелодрам) разрушают традиционные семейные ценности, пропагандируют гомосексуализм. Как заявил один из организаторов бойкота, призывы воздерживаться от покупки видеокассет, посещения кинотеатров подействуют — экономически — на кампанию примерно через два года. Многие американцы сочли, что баптисты вмешиваются не в свои дела и пытаются диктовать свою волю нации.

30 июля 1996 г. в Стамбуле членами Синода Константинопольского Патриархата на место главы греческой православной архиепископии Америки был избран митрополит Итальянский Спиридон (51 года). Ранее этот пост в течение 37 лет занимал архиеп. Иаков, он подал в отставку 29.7 в день своего 85-етия Митр. Иаков считался ответственным за то, что православные греки в США (1, 9 млн. человек) оказались в своеобразной культурной изоляции от общества. Митр. Спиридон жил в США, однако, много лет был вне этой страны.

В июле 1996 г. в США осудили на пять лет тюрьмы бывшего казначея Епископальной Церкви США Элен Кук за кражу 2 200 000 долларов. Она оправдывала себя тем, что совершила кражу в состоянии стресса, но суд счел, что кража была совершена в высшей степени сознательно. Удалось вернуть за счет конфискации имущества и страховки 1,6 млн. долларов.

1 августа 1996 г. в Оране, Алжир, убит католический епископ Пьер Клавери: в него бросили бомбу, когда он возвращался с заупокойной службы по убитым весной траппистам. Клавери было 58 лет, родился он в Алжире.

В Танзании на собрании комитета "Вера и Устроение" ВСЦ его председатель Алан Фальконер заявил, что за сто лет христиане ни на йоту не приблизились к единству, несмотря на активную экуменическую деятельность.

В США судья Верховного суда Кларенс Томас заявил, что возвращается в Католическую церковь (он ушел из нее в 1960-е гг. из-за недовольства расизмом в Церкви). Теперь в Верховном суде три католика, два иудея, четыре протестанта.

В августе 1996 г. Государственный Секретариат Румынии по религиозным делам попытался запретить конференцию Венгерской Реформатской Церкви в трансильванском городке Орадеа под предлогом, что такое мероприятие нарушает национальное согласие. Лидеры всех венгерских церквей Трансильвании потребовали от правительства соблюдать закон о свободе совести. Фактически, речь идет о попытке правительства подавить все проявления венгерского национального сознания в Трансильвании.

В августе 1996 г. крупный канонист католик о. Ладислав Орси (иезуит) (США) заявил, что следует допускать к причастию в Католической Церкви не-католика, если он является супругом (супругой) католика и при этом исповедует священнику веру в Евхаристию как Таинство в католическом понимании.

Папа Римский присоединился к итальянскому общественному мнению, возмущенному тем, что нацистский претупник Эрих Прибке был освобожден по решению итальянского военного суда. Прибке 83 года. Он был вновь арестован, на этот раз по решению гражданского суда.

В сентябре 1996 г. в Англии вдруг исчез католический шотландский епископ Родри Райт, 56 лет (епархия Аргайля и Островов). Одновременно исчезла разведенная мать троих детей Кэтлин Макфи, — как выяснилось, она была любовницей епископа и теперь они решили вступить в брак. Епископ подал в отставку. Скандал был смягчен тем, чт он заявил, что хочет остаться католиком, сходил на мессу — хотя и не в своей епархии. Открылась не только его связь с Макфи, но и то, что у него 15-летний сын от некоей Джоанны Уибли. Та заявила об этом, узнав об отставке епископа. Райт повел себя наивно, когда решил, что сможет скрыться от газет, когда думал, что не всплывет его первая связь. В результате обозреватель шотландского телевидения Фиона Росс задала вопрос: "Если вы не можете доверять князю Церкви, то кому вы можете доверять?" Тогда же в Канаде приговорили к трем годам заключения епископа Губерта О’Коннора за совращение женщины, совершенное 30 лет назад, когда он преподавал в католической школе в Британской Колумбии. Процесс тянулся с 1992 года. Епископ вполне признал свою вину.

В сентябре 1996 г. президент Клинтон наложил вето на закон, запрещающий аборты на поздней стадии беременности. Конгресс США пытался преодолеть это вето, но не смог — надо было две трети голосов, которые набрались лишь в нижней палате (285 против 137), а в верхней палате лишь 51 против 41. Кардинал Лоу, возглавляющий комитет американских епископов в защиту жизни, заявил, что аборты поддерживают "прежде всего из-за невежества". В Польше сейм принял закон (208 против 61), разрешающий аборт в первые 12 недель беременности в случае тяжелого финансового положения матери. Примас Польши кардинал Глемп осудил это решение. В России премьер-министр Черномырдин просто подписал постановление, разрешающее аборты на поздней стадии в случае экономически неблагополучного положения женщины, однако ни одна конфессия или группа христиан не осудили это.

В сентябре 1996 г. кардинал Пауло Арнс, архиеп. Сан-Пауло (Бразилия) достиг 75 лет и ушел на покой. Это событие было отмечено скандалом: в газете появилось его интервью, в котором он критиковал Ватикан за то, что Папа передоверил управление Церковью курии.

9 сентября 1996 г. был убит архиеп. Бурунди Иоахим Рухана. Он осуждал бесчинства, творимые обоими сторонами бушующей в Бурунди межплеменной войны, почему и убит мог быть и теми, и другими. Ему было 62 года, архиепикопом он был с 1982 г.

В сентябре 1996 г. Бразильский экуменический совет христианский церквей (объединяет католиков и протестантов) издал заявление, призывающее провести полноценную аграрную реформу, демократизировав пользование землей.

22 сентября 1996 г. в Австралии было совершено первое узаконенное самоубийство больного — Роберта Дента, 66 лет, жителя Дарвина, пять лет мучавшегося от рака простаты. Архиеп. Сиднея кардинал Эдуард Клэнси заявил, что это "позорный день Австралии". Примас Англиканской церкви архиеп. Кейт Райнер Мельбурнский тоже осудил закон, вступивший в действие 1.7.1996. Епископ Элио Сгречья, эксперт Ватикана по врачебной этике, назвал это событие "преступлением против жизни". В США в марте 1996 г. Федеральный апеллционный суд заявил, что запрет на совершение самоубийства при помощи врача противоречит Конституции США, предоствляющей гражданину право умереть.

30 cентября 1996 г. ночью неизвестные бросили бомбу в здания Вселенского Патриархата в Стамбуле. Никто не пострадал, но зданиям нанесен ущерб.

В конце сентябре 1996 г. в Кенигштайне под Франкфуртом прошел конгресс фонда "Помощь церкви в нужде". Эта католическая организация, возглавлявемая свящ. Веренфридом ван Штраатеном (р. 1913), впервые громко заявила о себе России в мае 1994 года, когда объявила, что каждому православному и католическому священнику этой страны будет вручена тысяча долларов. Однако, потом от этой идеи отказались (католические священники деньги получили), потому что убедились, что православные архиереи присваивают деньги себе. Действовать же в обход епископата католики не привыкли. Всего за два года в Россию поступило 5 миллионов долларов, разделенные поровну между православными и католиками (для сравнения: официальный бюджет Московской Патриархии составляет 2 млн. долларов). Особенно крупные программы фонда: Духовная библиотека в Москве и "Христианское радио", возглавляемое Ириной Иловайской и Иоанном Свиридовым. На деньги фонда ведется вещание на Московскую область. На конференции Свиридов подверг резкой критике положение дел в РПЦ. Страатен выражал весной 1996 г. глубокую скорбь по поводу того, что он не видит себе преемника. Доход его фонда в 1995 увеличился на пять процентов и достиг 77 миллионов долларов, из которых 73 процента поступают от пожертвований.

Яков Кротов

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова