Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ХРИСТИАНСТВО В ИСТОРИИ

Год издания IV

№ 11 (январь-март 1997 г.)

Этот номер журнала не вышел в бумажном виде,
поэтому разбивка на страницы не проводится.

К оглавлению.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПО СВЕДЕНИЯМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

ОБЗОР ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ

Terpstra Nicholas. Confraternities and mendicant orders: The dynamycs of lay and clerical brotherhood in Renaissance Bologna. — The Catholic Historical Review. 1996. No. 1. Pp. 1-22. Николас Терпстра. Братства и нищенствующие ордена: Отношения мирян и монашествующих в Болонье эпохи Возрождения.

Духовный этос итальянский братств заключался в урегулировании личной и общинной молитвы таким образом, чтобы противостоять мирским искушением, структурировать жизнь, внутренне медитативную, внешне благотворительную. Личная молитва и испытание совести должны были освятить весь день и защитить конфрателло (члена братства) от зла. Правила менялись в зависимости от грамотности, пола, положения члена союза (были и сестричества). Еженедельно члены братства слушали мессу и каялись друг перед другом в нарушении устава братства. Ежемесячно или ежеквартально исповедовались братскому священнику и причащались. Братства делились на те, где доминировала благодарственная молитва ("лаудези"), пели гимны в похвалу Христу, Марии, святым, и те, где доминировал дух покаяния ("баттути", "дисциплинати"), члены которых бичевали себя в публичных шествиях или в ораториях братств. В сущности, первые вели жизнь активную (благотворительную), вторые созерцательную. Миряне, не принимая монашества, получила некоторые преимущества общинной жизни: взаимная поддержка и контроль.

Покаянные братства тесно следовали примеру бродячих орденов: приемв члены был сопряжен с проверкой нравственности и духовного состояния, требовалось согласие большинства членов. Новициат до года, был не формальностью, принимали менее половины кандидатов (в одной из братств Болоньи). Братство возглавлял "падре ординарио", нечто вроде мирского аббата, со всеми духовными и административными полномочиями. Нарушителей устава предупреждали частности, затем публично, потом изгоняли. В основном изгоняли недавно принятых (продолжалась притирка).

Подражание бродячим орденам составляло смысл существования братств, хотя по уставу их можно было принять за союз взаимопомощи в похоронах. Тем не менее, конфрателли не хотели становиться даже терциариями бродячих орденов, потому что им важен был еще и цеховой этос, ставивший акцент на самостоятельности и гражданской солидарности. Поэтому братства предпочитали работать с теми орденами, которые терпели их автономность, и только с такими сохраняли хорошие отношения.

Впервые братства (именовались они "компанья") появились в Болонье в середине 13 в. От других союз средневековья их отличает единство места (город, приход), регулярность встреч для молитвы, самоуправление. Коммунальный статут 1259 г. упоминает два мирянских братства, одно в доминиканском, другое во францисканском монастыре. В1260 возникло братство флагеллантов в монастыре августинианцев. Но монастыри лишь предоставляли помещение, помогали получить индульгенции. В начале 13 в. братства стали организовываться с новой энергией, — все "лаудези", пели гимныво славу Марии. В 15 в. клирики, связанные с девоциональной реформой, поощряли создание братств, особенно активен был бл. Николо Альбергати, еп. Блоньи с 1417 г.

Только доминиканцы писали уставы своим "компаньям", остальные ордена предпочитали давать и в этом автономию. Только доминиканцы организовывали братства с определенными не духовными целями, например, в 1451 г. организовали Компанья делла Кроче для помощи инквизиции (в других городах это братства звали Компанье ди Сан Пьетро Мартире). В Болонье же Компанья ди Сан Доменико вместе с Компанья делла Кроче построила две тюрьмы (мужскую и женскую) для инквизиции. Эти братства решили объединиться и построить себе общее здание, чтобы не беспокоить монахов (те жаловались, что ночные молитвы братьев нарушают монастырскую тишину и запретили молиться ночью). Братья запросили одобрения у доминиканцев на объединение, пообещав в случае согласия построить специальное крыло в монастыре. Крыло они построили в 1490-1493 гг., полагая, что обещание получили, но в в 1494 г. инквизитор прибыл, рассмотрел прошение и отказал. Они просили прислать другого, третьего, но и те отказывали. Андреас Алле, избранный синдиком объединенного братства, отказался подать в отставку (как требовал инквизитор), был вызван в Рим в курию, не приехал и в ноябре1496 г. был отлучен. Впрочем, это единственный случай, когда трения братств и орденов достигли такой остроты.

Если доминиканцы видели в братств свои филиалы, помощников в работе, то францисканцы не претендовали на жестский контроль своих братств, а августинианцы просто ограничивались минимумом вмешательства. Если миряне не получали самоуправления, они быстро теряли интерес к братствам и тогда союз превращался лишь в руководимую священниками клерикальную тень самого себя. Наибольшее число братств было у францисканцев: если два доминиканских братства насчитывали в 1494 25 и 41 члена (хотевшие объединиться), то францисканские более четырехсот. При этом в Болонье лишь 19% братств собирались в храмах бродячих орденов, а во Флоренции 59%.

Литература по теме:

Black Christopfer. Italian Confraternities in the SixteenthCentury. Cambridge, 1989.

Banker James. Death in the Community: Memorialization and Confraternities on anItalian Commune in the Lte Middle Agese. Athens, Georgia, 1988.

Hay Denys. The Church in Italy in the Fifteenth Century. Cambridge, 1977.

The Laity in the Middle Ages: Religious Beliefs and Devotional Practices. Notre Dame, Indiana, 1993.

Weissman Ronald. Ritual Brotherhood in Renaissance Florence. Ney York, 1982.

Talar C.J. Saint of Authority and the saint of the spirit: Paul Sabatier "Vie de s. Francois d’Assise. — The Catholic Historical Review. 1996. No. 1. Pp. 23-40. К.Талар. Святой власти и святой духа: о книге Сабатье "Жизнь святого Франциска Ассизского".

Книга Поля Сабатье (1858-1928) о Франциске Ассизском вышла в ноябре 1893 г. Автор был неизвестен специалистам, но книга мгновенно получила огромную популярность. Ватикан внес ее в Индекс, а Французская академия присудила премию. Сабатье был либеральным протестантом (в отличие от Ренана, который был просто рационалистом), и в этом смысле ближе к католикам. Но метод книг совпадал: развеять ореол чудесного, рационализировать сверхъестественное. Книга воплощала романтизм 19 века, делавший из героев милых себе людей. Подчеркивалась любовь к человечеству, животным, к свободе, противопоставлялся оригинальный человек, харизматический гений — иерархии, которая его опошляла и приручала. Франциск делался человечнее, чем в житиях, противопоставлялся толпе, религия духа противополагалась религии власти, делался акцент на нравственности.

Spiridonakis Basile. Grecs, Occidentaux et Turcs de 1054 а 1453. Thessalonike: Institute for Balkan Studies. 1990. Pp. 291. Резко отрицательный отзыв Мариоса Филиппидеса (Амхерст) (The Catholic Historical Review. 1996. No. 1): автор не использовал первоисточников, некритически воспроизводит концепцию А.Вакалопулоса (греки как потомки палеологовских византийцев). Книга пронизана анти-западническими и анти-католическими чувствами.

Tolan John. Petrus Alfonsi and His Medieval Readers. Gainesville: University Press of Florida, 1993. Pp. 288. Научно добросовестная биография (и тексты) иудея XI в., принявшего христианство в Испании, переехавшего затем на службу Генриху I в Англию, потом оевшего во Франции. Петр Альфонси сыграл главную роль в ознакомлении западного христианства с философией и наукой исламского мира. (Рец.: The Catholic Historical Review. 1996. No. 1).

Disciplina dell’anima, disciplina del corpo e disciplina della societa tra medioevo ed eta moderna. Ed. Paolo Prodi. Bologna: Societa editrice il Mulino. 1994. Pp. 963. - Понятие о дисциплине из монастырей к концу средневековья перешло к придворным, а к Ренессансу во все слои общества. Ренессанс внес в понятие дисциплины акцент на образовании, чего не было при дворах и в монастырях. (Рец.: The Catholic Historical Review. 1996. No. 1).

Finzione e santitа tra mediovo ed etа moderna. Ed. Gabriella Zarri. Turin: Rosenberg &Sellier. 1991. Pp. 570.

22 статьи о том, как менялись официальные критерии святости в сер. 2 тыс. Менялось и представление о противоположном: вместо "ложной святости" теперь стали говорить о "симулированной" святости. Теологи интересовались тем, как отличить ложную святость от истинной, и при этом чудеса и пророчества, видения становились признаками святости - или, напротив, сатанинского обмана. Постепенно акцент смещается на святость как явление нравственное (психологическое, юридическое): нужно найти святость истинную, практическую, героическую, которой противопоставляется лже-святость симулированная, проявляющаяся в видениях и пророчествах, истекающих из самообмана или обмана других. В результате исчезла вера в колодовство, ибо подозреваемый в лжесвятости был теперь скорее больным, нежели одержимым. При этом, правда, меньше внимания уделялось мистическому опыту, он стал восприниматься как случайный в святости. Новым идеалом святости становится послушание, а не экстаз (чему способствовала много Тереза Авильская). (Рец. Джона О’Малли: The Catholic Historical Review. 1996. No. 1).

Muldoon James. The Americas in the Spanish World Order: The Jistification for Conquest in the Seventeenth Century. Philadelphia: Universityof Pennsylvania Press. 1994. Pp. 239.

Анализ трактата Хуана de Solorzano Перейра 1647 г. "Politica indiana". Если в 16 в. король, опасаясь усиления колониальной знати, еще поддерживал Лас Касаса в его критике колониализма, то в 17 в. уже идеология была монолитной, не допускающей никаких сомнений в миссии испанцев. (Рец.: The Catholic Historical Review. 1996. No. 1).

Processi del S. Uffizio di Venesia contro ebrei e guidaizzanti (1642-1681). Vol. XI. Ed. by Pier Cesare Ioly Zorattini. [Fontes S. Officii Venetiarum ad Res Iudaicas Spectantes, Vol. 11. Stori dell’ebrismo in Italia, Studi e Testi, XV, Sezione Veneta, 12] Florence: Leo S.Olschki Editore. 1993. Pp. 258.

11 том из многотомной публикации актов венецианской инквизиции, относящихся к евреям и обвиненным в отпадении в иудаизм (серия охватывает 1548-1681 гг.) Акты показывают, что венецианская инквизиция потеряла интерес к подоббным процесссам в 17 веке. Новые христиане уже интегрировались в жизнь венецианского гетто. Светские власти сосредоточили в своих руках юрисдикцию над иудеями. (Рец.: The Catholic Historical Review. 1996. No. 1).

Keogh Daire. The FrenchDisease: The Catholic Church and Irish Radicalism, 1790-1800. Dublin: Four Courts Press, 1993. Pp. 297.

Ирландский епископат занял сторону англичан и Ганноверской династии в борьбе с Французской революцией, потому что был напуган антицерковным пафосом французов. За это правительство субсидировало строительство семинарии в Майнуте в 1795 г. Однако, приходское духовенство вынуждено было считаться с симпатиями большинства прихожан по отношению к революции; те игнорировали антиклерикализм французов, не пугаясь его. Некоторые священники даже примкнули к революционной пропаганде. (Рец.: The Catholic Historical Review. 1996. No. 1).

Williman Daniel. Calendar of the Letters of Arnaud Aubert, Camerarius Apostolicus, 1361-1371. Toronto: Pontiical Institute of Mediaeval Studies. 1992. Pp. 525.

Сборник (рефераты и публикации) документов Арно Абера, племянника Иннокентия IV из архивов Ватикана. (Рец.: The Catholic Historical Review. 1996. No. 1).

Duffy Eamon. The Stripping of the Altars: Traditional Religion in England, c. 1400-c. 1580. New Haven: Yake Un. Pr. 1993. Pp. 654.

Автор показывает, что еще в 1530-е годы католическая религиозность была вполне жива, в том числе и при дворе, то есть Реформация проходила не так стремительно и легко, как принято было считать ранее. (Рец.: The Catholic Historical Review. 1996. No. 1).

Shaw Christine. Julius II: The Warrior Pope. Cambridge, Massachusets: Blackwell. 1993. Pp. 360.

Концепция книги, рассматривающая Юлия II как политика, предпочитавшего всем прочим средствам дипломатию и войну, относится к 19 в. и устарела, но автор использует некоторые новые источники, в том числе архивы (неопубликованные) Сфорца и Гонзага. Специфика источников такова, что освещается в основном делла Ровере — политик. Автор опровергает представление о том, что, будучи молодым кардиналом, делла Ровере отличался серьезностью и констатирует, что он вел рассеянный образ жизни, не интересовался наукой, имел любовницу и дочь Фелицию. Он выдал дочь за Орсини, но затем умер свой непотизм. Он ни разу не назначал одновременно более двух племянников в состав Священной Коллегии. Родственники мало влияли на политику Папы. Тем не менее, он более радел об интересах семьи, чем об освобождении Италии. Шоу нигде не обнаружила подтверждению словам "fuori i barbari", которые обычно приписываются Юлию в историографии. Хотя гуманисты при его дворе сравнивали его с Цезарем, сам Папа отвергал все имперские идеи. Имя он взял максимально близкое к крещальному Джулиано (так, чтобы не было ассоциаций с Юлианом Богоотступником). Когда он взял Болонью, то вступал в город не как император-завоеватель, а как освободитель, по чину обычной папской процессии. К военным средствам для восстановления власти над Папским государством он прибег, когда все прочие средства истощиись. Перуджу Папа взял без боя, вопреки знаменитому описанию Макьявелли в "Речах". В качестве главы государства Юлий настаивал на том, чтобы иметь собственную армию, но не смог найти ей умелых командиров. Он интересовался стратегией, фортификацуией, лично руководил осадой Мирандолы. Автор не анализирует религиозного аспекта деятельности Папы, в частности, его попытки реформировать орден францисканцев, членом которого он, может быть, являлся. (Рец.: The Catholic Historical Review. 1996. No. 1).

Kamen Henry. The Phoenix and the Flame: Catalonia and the Counter Reformation. New Haven: Yale UP. 1993. Pp. 527.

Автор показывает, что тридентская реформа не была успешна, вопреки распространенному мнению, ни в улучшении морали мирян, ни в подъеме благочестия, ни в дисциплинировании духовенства. Например, хотя Тридентский собор запретил "суеверные мессы" за умерших, как "тренталы святого Амадора" (цикл из тридцати месс с особыми молитвами и особым числом свечей, который, как считалось, гарантирует избавление души из чистилища) и в большинстве регионов Испании запрет соблюдался, в Каталонии они сохранились. Правда, источники, которые использует автор, односторонни и фиксируют в основном злоупотребления духовенства, но все же разрушают триумфалистское представление о контр-реформации. (Рец.: The Catholic Historical Review. 1996. No. 1).

Soergel Philip. Wondrous in His Saints: Counter-Reformation Propaganda in Bavaria. Berkeley: University of California Press. 1993. pp. 239. 1550-1570-е гг., особенно анализ книги Мартина Айзенграйна о паломничестве в Алтоттинг, вышедшую впервые в 1571 г., и выдержавшую 10 изданий до 1625 г. Автор был лютеранином, стал католиком, апологетом паломничеств (очень популярным), действовал в Баварии. Создал новую легенду, связав тамошние святыни с древней баварской историей. (Рец.: The Catholic Historical Review. 1996. No. 1).


РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Церковно-исторический вестник. №1. 1998. М.: Издание Об-ва любителей церковной истории, 1998. Сс. 164. Тир. 3000.

Главный редактор И.В.Соловьев. В предуведомлении к первому номеру говорилось о ежеквартальном изда-нии, но, очевидно, из-за кризиса, следующие выпуски пока не появились. Первый выпуск состоит в основном из публика-ций воспоминаний деятелей 1910-1950-х гг. и трех статей. Подбор материалов свидетельствует об озабоченности авторов полемикой с т.н. "карловацким" Синодом (особенно введение Д.Поспеловского к журналу), полемическим отстаиванием достоинства Московской патриархии.

СHR - The Catholic Historical Review. Издается Американским католическим университетом ежеквартально.

Hyland, William Patrick. Reform Preaching and Despair at the Council of Pavia-Siena (1423-1424). The Catholic Historical Review. LXXXIV, No. 3 (July, 1998). Pp. 409-430.

Автор исследует две проповеди, сказанные Иоанном-Иеремией Пражским, камалдулом, перед собором 1423-4 гг. Собор, собранный как вселенский 23.4.1423, но из-за чумы в июле 1423 г. перенесенный в Павию, распущенный в мар-те 1424 г. Собор в основном пытался реформировать Церковь согласно решениям Констанцского собора, но раздор между папой Мартином V и консилиаристами сделал его работу бесплодной. Поэтому собор не всегда даже упоминают в числе тех, которые Католическая Церковь считает вселенскими. Проповедник родился ок. 1370 в Праге, окончил университет, постригся у премонстрантов в Страхове под Прагой, служил капелланом у польского короля Владислава, миссионерство-вал в Литве, с 1412 поселился отшельником в Камальдоли, участвовал в реформе монашества, поскольку весьма критиче-ски относился к состоянию общин, которые инспектировал в Венецианской области. Долгие годы, возможно, его пригласили как эксперта по гуситам (таковым он был позднее на Базельском соборе). Он сидел либо с немцами (как боге-мец), либо с итальянцами как камалдул. Проповеди его обнаруживают и горячее стремление к реформе и скепсис по от-ношению к Собору. После проповедей доминиканцы Иоанна Рагузского собор принял 8.11.1423 четыре декрета: первый, осуждающий Уиклифа и гуситов, второй против антипапы Петра Лунского, третий о единстве с православными, четвер-тый о нееобходимости усилить борьбу с ересями. Пражанин в своей проповеди 28.11.1423 первым шагом к реформе назы-вал публичную покаянную молитву и пост (реформа Церкви подобна личному покаянию). Духовенство должно меньше интересоваться материальным, специальные визитаторы должны контролировать жизнь священников. Тем самым акцент переносится с интеллектуального (борьба с ересью) на нравственное. Критикует он и невероятные амбиции (ambitio inexplicabilis) прелатов. В проповеди 20.2.1424 Иоанн-Иероним более пессимистичен, горюет, что папа не приехал на со-бор, признавая папу главой Церкви и тут же критикуя папский двор по Мф 20,16. Он отвергает всякую светскую ученость и языческую культуру (даже хорошее в ней отравлено, христианину надо держаться от нее в стороне). И радикальных фра-тичелли, и итальянских нео-язычников, и продажное духовенство для него одинаково плоды безразличия к догме. Рвение по Богуне лучше расхлябанности, коль скоро человек ставит свои взгляды выше ортодоксии. Сам, однако. цитирует Ари-стотеля, Сенеку, Цицерона, использует приемы античной риторики.

Hyland, Sabine Patricia. Illegitimacy and Racial Hierarchy in the Pedruvian Priesthood: a Seventeenth-century dispute. The Catholic Historical Review. LXXXIV, No. 3 (July, 1998). Pp.431-454.

В 1624 г. новый епископ перуанского города Хуаманга Фрасиско Вердуго начал борьбу за расовую чистоту духовенства. Хотя две папских буллы разрешали делать священниками незаконнорожденных, епископ заявил, что таковые должны быть отправлены в отставку. А таковых - метисов - было большинство. Король Испании разрешил рукополагать метисов в 1588 г., но епископы не все были этому рады. В 1628 г. собор Индий разрешил епископам выдавать диспенса-ции на рукоположение метисов и признал уже совершенные рукоположения действительными, отвергнув аргументы Вер-дуго. Автор доказывает, что метисы составляли значительную часть сельского духовенства, лишенного карьерных перспектив (ранее считалось, что такое духовенство формировалось лишь из европейцев и креолов). В Мексике сперва францисканцы были за рукоположение метисов, но с 1540-х годов приняли позицию доминиканцев, вполне расистскую. Считалось, что метисы недостаточно укоренены в вере. Формально запрет был принял в 1555 г. на первом Мексиканском провинциальном соборе, в 1551 на первом провинциальном соборе в Лиме. Иезуиты Перу сперва принимали метисов, включая знаменитого миссионера Бартоломе де Сантьяго, но в 1582 единогласно постановили исключить всех метисов из Общества как слишком подверженных (через матерей) влиянию языческих традиций. Зампрет действовал до изгнания иезуитов из Латинской Америки в 1767 г. Только мерседариане принимали метисов, поскольку исходили из более архаич-ных представлений о крещениии обращении, чем интеллектуалы-монашествующие. Папа в булле 1576 г. Nuper ad nos разрешил американским епископам рукополагать метисов, чтобы увеличить число миссионеров, в 1571 булла Decens ad debitum это подтвердила. Но 13.12.1577 король запретил рукополагать метисов. Запрет был отменен в 1588 г. под давле-нием курии. Но в 1594 было запрещено рукополагать незаконнорожденных, что всеми понималось как удар против тех же метисов. Но епископы отвергали папские буллы, указывая, что те мотивируют разрешение нехваткой духовенства, а не-хватки-де больше нет. Расовая поляризация духовенства Перу началась в конце XVI в. В поддержку метисов (и против Вердуго) выступил губернатор провинции Хуанкавелика Хуан де Солорцано Перейра, крупнейший юрист эпохи, добив-шийся принятия соборами во второй половине 1620-х годов послаблений для метисов.

Jodziewich Thomas W. American Catholic Apologetical Dissonance in the Early Republic? Father John Thayer and Bishop John Carrol. The Catholic Historical Review. LXXXIV, No. 3 (July, 1998). 455-476.

Очерк о пуританине из Бостона Джоне Тейере (р. 15.5.1758), выпускнике Йеля, ставшего католическим свя-щенником в 1787 г. и тем прославившемся. Он стал проповедывать католичество, обличая протестантов как еретиков, об-реченных на адские муки, критикуя рабовладение. В 1801 епископ Кэррол запретил его в служении. В 1803 г. Тейер покинул США, уехал в Лондон, позднее в Лимерик, где приобрел славу аскета и святого, работал он среди бедняков. Ум. 17.2.1815. Он завещал деньги на сооружение на своей родине католического монастыря, и в Бостоне в 1819 создали мона-стырь урсулинок, в 1826 г. переведенный в Чарльстоун, а 11.8.1834 сожженный толпой анти-католически настроенных патриотов-"нативистов".

Самсонова Т. Соловецкий монастырь на рубеже XIX-XX вв. - Церковно-исторический вест-ник. №1. 1998. М.: Издание Об-ва любителей церковной истории, 1998. С. 122-136.

Уп. по архивным материалам съезд представителей иночества в июне 1909 г. в ТСЛ, созванный Московской конторой Синода. По итогам съезда Синод издал Указ о мераз к возвышению иноческой жизни, "где предписывал преоб-разовывать штатные монастыри в общежительные" (123). Доход монастыря составлял в начале века около 200 тыс. руб-лей, монахи в основном из крестьян. Число монахов выросло с 1865 к 1915 почти в двад раза за счет увеличения числа манатейных монахов (иеромонахов число не изменялось). 56% от 41 до 60 лет. Монахи в основном из северных губерний, постриг обычно с 31 года. "Высшее образование было только у благочинного монастыря игумена Паисия, закончившего Ярославский Демидовский лицей. Паисий был переведен из Николо-Бабаевского монастыря в Соловецкий за "составление ложного понятия о внутренней молитве, не согласного с учением св. церкви, за распространение такового заблуждения своего в среде монастырской, за посещение в тех же видах женских монастырей Ростова и Ярославля, за опущение Бого-служения, отказа от возложенной на него должности письмоводителя". [Источник цитаты не указан - Я.К.] Паисию запре-тили священнослужение, но в 1875 г. запрещение сняли ввиду отказа от своего учения. В 1895 г. он был возведен в должность благочинного монастыря и состоял в ней более 20 лет" (С. 132-133).

Морозан Владимир. Экономическое положение православного духовенства России в XIX - на-чале XX вв. - Церковно-исторический вестник. №1. 1998. М.: Издание Об-ва любителей церков-ной истории, 1998. С. 137-144.

Статья написана в основном по материалам РГИА.С 1893 г. предполагалось дать духовенству скромное ка-зенное жалованье ("средне-нормальные оклады"): священнику 300 р., диакону 150, псаломщику 100. К 1916 г из 111 697 священнослужителей России 13 255 получали оклад менее этого, 25 992 вовсе не получали казенного жалованья. При этом все католические священники были на государственном жалованьи (все настоятели польских костелов получали по 300 р.). В Первую мировую миряне требовали, "чтобы семьям, чьи кормильцы были мобилизованы на защиту отечества, разре-шили заказывать церковные требы бесплатно" (140). В 1905-1907 гг. на 1000 православных жителей Росии приходилось 10 браков, 21 отпевание младенцев до 7 лет и 13 отпеваний взрослых. В приходе полагалось 2,5 тысячи человек. По ста-тистике небогатой восточной епархии за крпещение брали по 50 коп., отпевание младенцев 40 коп., взрослых 1 р. 08 коп., брак 6 руб., исповедь и причастие 15 коп., исповедь на дому 23 коп., метрические выписки 3 р. 96 коп. (С. 141). Необяза-тельные требы давали неплохой доход лишь в городах. Резко лучше жило духовенства в городах (немногочисленное), на Украине (тут оклады городский настоятелей доходили до 1500 руб.) (С. 141). В 1917 г. на содержание духовенства пред-полагалось выделить 19 132 929 р. (142). Один из Волынских священников писал: "От нас требуют близости к народу. Но в том-то беда, что мы уже слишком близко, что засматриваем в его карманы, его амбары и кладовые. Сельское духовен-ство моет и должно быть близко к народу, когда оно будет подальше от народа материально" (142). Правительство решило привлечь духовенство к организации сберкасс, чтобы те получали процент с операций. К середине 1917 г. действовало более 900 касс, хотя более 4 тысяч приходов выразило желание их завести.

Фирсов Сергей. Финансовое положение русской церкви в последнее предреволюционное деся-тилетие. - Церковно-исторический вестник. №1. 1998. М.: Издание Об-ва любителей церковной истории, 1998. С. 145-160.

Анализ сметы Синода. и попыток Думы ее контролировать. Автор полемизирует с дореволюционным мифом о богатствах Церкви, указывая на сильнейшее имущественное неравенство внутри Церкви. Наибольший рост монашества пришелся на царствование Александра III (с 25 526 в 1881 г. до 44 594 в 1894 г., причем более росло число монахинь, а женские монастыри были беднее мужских) (154). К 1910 из 889 монастырей было 318 штатных мужских, 268 шгтатных женских, 142 заштатных мужских, 161 заштатный женский. В феврале 1883 г. все церковные вклады были переведены из частных банков в государственный, чтобы, понизив доход Церкви, сделать его более гарантированным. Автор приводит статистику сберкнижек духовенства: в 1915 г. было 204 309 сберкнижек на 63 млн руб., средний размер вклада 309 р. В ценных бумагах хранили деньги в 1915 г. 24 716 представителей духовенства, имевших одновременно сберкнижки, при-чем в ценных бумагах средний размер вклада был намного выше, более полутора тысяч рублей. Автор не объясняет, по-чему число сберегательных книжек священнослужителей резко превышает число лиц духовного звания.

Виноградов, Василий. О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и дея-тельности святейшего Патриарха Тихона (1923-1935 гг.). - Церковно-исторический вестник. №1. 1998. М.: Издание Об-ва любителей церковной истории, 1998. С. 8-40.

Опровержение ошибок, распространенных в эмигрантской среде. В книге Польского еп. Иларион Троицкий ошибочно назван архиепископом, ложно сообщается, что он был сторонником отречение патриарха от власти. О своем заявлении, после которого патриарха освободили, Тихон "не раз разъяснял буквально следующее: "Я написал там, что я отныне — не враг Советской власти, но я не писал, что я друг Советской власти" (С. 13). Виноградов: "Покаянное заяв-ление" патриарха, напечатанное в советских газетах, не произвело на верующий народ ни малейшего впечатления. ... "Это патриарх написал не для нас, а для большевиков" (С. 14). Что ставит вопрос о том, почему в 1927 году реакция на выступление Сергия не была такой же.

Виноградов лично участвовал в утверждении новой формулы поминовения властей, созданной в основном Иларионом Троицким. Удалось не включить в формулу слово "советский" (как не церковно-славянское). "Но самое глав-ное, в формуле царского поминовения ясно выражалось моление о благоденствии власти: - "о еже покорити под нози его всякого врага и супостата". В новой же формуле не было никакого дополнительного выражения, которое бы указывало: о чем, собственно, нужно молиться при поминовении "властей" - о их ли благоденствии или же их вразумлении и обраще-нии" (С. 17). Таким образом, политическая проблема вновь превращается в языковую. Виноградов отмечает, что любо-пытном образом карловчане упрекали Сергия во введении этой формулы.

Подробно описана борьба вокруг нового стиля. Его требовали, чтобы уменьшить ущерб государств от уклоне-ния крестьян от работ. Патриарх первоначально ссылался на то, что "введение нового стиля означало откол Русской Церкви от всей Восточной Православной Церкви" (19). После введение в Константинополе нового стиля, Тихон (Иларион) опубликовал 14.10.1923 г (н.с.) послание о введении нового стиля. Тучков, однако, инициировал в газете заметку о том, что патриарх Кпльский обновленец, после чего Тихон счел возможным и разумным переход на новый стиль отменить. В этом Виноградов видит причину ареста еп. Илариона и собственного на два месяца отстранения от работы в Патриаршем управлении. Осенью 1924 г. Смидович поднял опять вопрос о стиле, на что Виноградов ответил: "Ради угождения госу-дарству она [Церковь], положим, перейдет, вопреки воле верующего своего народа, на празднование праздников по ново-му стилю, чтобы праздновать их вместе с государством, а государство вдруг, исходя из антирелигиозных мотивов, вовсе перестанет признавать и праздновать церковные праздники даже и по новому стилю. Что же тогда останется делать Церкви?" (24).

Завещание Тихона Виноградов считает фальшивкой ГПУ, об отношении Тихона к Советам пишет: "Все, кто, как и я, имели счастье часто вести с патриархом личные, интимные беседы по разным церковно-общественным вопросам, могут свидетельствовать, что патриарх никогда ни единым словом не высказывал ни малейшего осуждения заграничным иерархам и духовенству, равно как не проявлял ни малейшей тени симпатии к Советской власти или хотя какого-либо одобрения какого-нибудь из ее мероприятий. При всех беседах с патриархом до последнего дня его жизни патриарх исхо-дил всегда из молчаливого, но совершенно определенного и нескрываемого [так! - Я.К.] представления, что Советская власть есть чуждая для русского народа" (30). Публикуется письмо Виноградова Иоанну Шаховскому от 12.8.1947. с за-щитой Сергия Страгородского и утверждением, что при Советах "никакая катакомбная церковь - невозможна. Существу-ют только как одиночки отдельные ревнители правды "не по разуму", старающиеся таким же одиночкам внушать дух оппозиции против иерархии" (41). Опровергает миф о героизме Петра Полянского: "В действительности митр. Петр был очень милый, добрый и простой и доступный человек, но крайне робкий и боязливый, дрожавший даже при одной мысли попасть в тюрьму и никогда не дерзавший в чем-либо противоречить требованиям Сов. власти. И если он попал в тюрьму, то не за стокость, а потому что при всем желании угодить Сов. власти так, чтобы его не трогали, сделать этого не сумел" (42). К сожалению, публикаторы не указали точных выходных данных первого издания мемуаров.

Виноградов в 1918-1924 был ближайшим сотрудником Тихона, членом Моск. Епарх. Совета, председателем совета после освобождения Тихона, 6 лет на каторге в лагерях под Архангельском, Владивостоком, на Колыме.

Rivera, Paul M. "Field Found!" Establishing the Maryknoll Mission Enterprize in the United States and China, 1918-1928. The Catholic Historical Review. LXXXIV, No. 3 (July, 1998). 477-517.

Очерк истории первой американской католической миссии в Китае. У истоков миссии стоял Джеймс Энтони Уолш Walsh (1867, Кембридж, Массачусетс -). Своими проповедями он собрал для Конгрегации пропаганды веры, в чьем ведении до 1908 г. находились США, 41 млн. долларов (больше собирали на миссии только в Лионе). В 1912 г. он основал Католическое общество иностранных миссий Америки, известное ныне как Мэринолл по названию участка в Нью-Йорке, купленного для общества. На миссионерство собиралось от 416 тыс. долларов в 1919 г. до 662 тыс. в 1924 г. По мере раз-ворачивания антихристианской политики в Китае, Мэринолл перенес (с 1942 г.) свою деятельность в Латинскую Америку.

Китер, Наталья. Православная церковь в СССР в 1930-е г. - Церковно-исторический вестник. №1. 1998. М.: Издание Об-ва любителей церковной истории, 1998. С. 44-63.

Полемика с карловчанами, защита Московской Патриархии. Писано в Германии в 1948 г. в лагере Фишбек. Автор сообщает, что с 1942 г. печатала статьи о русской церковной жизни в "Православной Церкви" (орган карловчан), но возмущена искажением ее текстов.

Шаховской, Иоанн. Архиепископ Иоанн Шаховской и его корреспонденты (Материалы к биографии Архиепископа Иоанна (Шаховского). - Церковно-исторический вестник. №1. 1998. М.: Издание Об-ва любителей церковной истории, 1998. С. 64-96.

Подборка антикарловацких материалов, оправдание Шаховского от обвинений в про-нацизме. Публикуется по рукописи статья "Близок час", опубликованная Шаховским в берлинской газете "Новое слово" в июне 1941 г. и посвящен-ная нападению Германии на Россию. Статья, как явствует из предисловия к журналу, публикуется по рукописи, а была напечатана с сокращениями (что подчеркивает Шаховской в свое оправдание). Ключевая цитата, ставившаяся в вину Ша-ховскому:

"Промысел избавляет русской людей от новой гражданской войны, призывая иноземную силу исполнить свое предназначение. Кровавая операция свержения III Интернационала поручается искусному и опытному, в науке своей, гер-манскому хирургу. Лечь под его хирургический нож тому, кто болен — не зазорно. У каждого народа есть свои качества и дары. Операция началась. Неизбежны страдания, ею вызываемые, но невозможно было Провидению далее выжидать свержения III Интернационала рукою сосланных и связанных на всех местах русских людей. Невозможно было долее ждать, что за эту задачу возьмутся те так называемые "христианские правительства", которые в недавней испанской борь-бе были и материально, и идеологически не на стороне защитников христианской веры и культуры. Обессиленные и за-крепощенные по лагерям, заводам и колхозам русские люди были бессильны подняться против международной атеистической силы, засевшей в Кремле. Понадобилась профессионально-военная, испытанная в самых ответственных боях, железноточная рука германской армии. Ей ныне поручено сбить красные звезды со стен русского Кремля. И она их собьет, если русские люди не собьют их сами. Эта армия, прошедшая своими победами по всей Европе, сейчас сильна не только мощью своего вооружения и принципов, но и тем послушанием высшему зову, Провидением на нее наложенному, сверх всяких политических и экономических расчетов. Сверх человееского действует меч Господень". (С. 81).

Шаховской оправдывался летом 1945 в Париже: его статья была искажена при публикации, он вообще хотел лишь"пролепетать несколько слов на тему религиозной метаимстории" (86), а победы Гитлеру вовсе не желал, считая его язычником и антихристианином. "Ничего прогерманского она не имела и говорила только о том, что "взятие немцами оружия", по пророчеству о. Аристоклия, есть начало духовного спасения России" (86). "Вся статья моя, если правильно расшифровать ее текст (даже обессоленный редакцией), говорила вещи, которые, хоть и не до конца, но сбылись" (87). Второй раз ему пришлось оправдываться в 1964 г., когда карловчанин Г.Граббе перепечатал "Близок час" в упрек Шахов-скому: "Никакого одобрения нацизму или Гитлеру в моей статье нет. Я выразил веру в Промысел Божий и в Его конечную победу над злом мира" (88). Шаховской считает, что виноват не более карловацкого митрополита Анастасия, благода-рившего Гитлера за легализацию карловчан в Германии, или Сергия Страгородского. Здесь же более резкая критика Анастасия князем С.Г.Трубецким, в письме 23.12.1969 из Монреаля целиком воспроизведшего обращение Анастасия к Гитлеру от имени синода карловчан 12.6.1938 (оп. в "Новом Слове"), в т.ч.:

"Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду. Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под игом рабства и ожидающий своего освобордителя, постоянно возносит молитвы к Богу о том, чтобы Он сохранил Вас, руководил Вами и даровал Вам Свою всесильную помощь ... Да пошлет же Он Свое благословение и на дело Вашего государственного строительства, на создание Вашей народной империи. Бог да укрепит Вас и германский народ в борьбе с враждебными силами, желающими гибели и нашего народа" (С. 94).

Шаховской считает, что такая апология Гитлеру, произнесенная из свободного Белграда, хуже апологии Ста-лину со стороны митр. Сергия.

Подборка материалов памяти прот. Георгия Шавельского. Церковно-исторический вестник. №1. 1998. М.: Издание Об-ва любителей церковной истории, 1998. С. 97-121.

Р. 6.1.1871, Дубокрай, Витебская губ. в семье дьячка. 19.3.1895 принмает священство. ок. СПбДА. 1.12.1904 главный священник Маньчжурский армии. Ум. 2.10.1951.С 22.4.1911 протопресвитер военного и морского духовенства Российской империи. Эмигрировал в Болгарию, служил здесь в русском храме в Софии, потом в церкви Св. Седмичис-ленницы, будучи в юрисдикеции митр. Софийского. Симпатизировал евлогианам.

НОВЫЕ КНИГИ

Полунов Александр Юрьевич. Под властью Обер-Прокурора. Государство и Церковь в эпоху Александра III. М.: АИРО-XX, 1996. 144 с.

Bynum, Caroline Walker. The Resurrection of the Body in Western Christianity, 200-1336. (New York: Columbia University Press. 1995. pp. xxii, 368.)

Heid, Stefan. Zцlibat in der frьhen Kirche: Die Anfдnge einer Enthaltcamkeitspflicht fьr Kleriker in Ost und West. (Paderborn: Ferdinand Schцningh. 1997. pp. 339.) Капитальный очерк истории формирования учения о целибате.

Tabbernee, William. Montanist Inscriptions and Testimonia. Epigraphic Sources Illustrating the History of Montanism. (Macon, Georgia: Mercer University Press, 1997. Pp. xl, 722+[58].)

Venarde, Bruce L. Women’s Monasticism and Medieval Society: Nunneries in France and England, 890-1215. (Ithaca, New York: Cornell University Press. 1997. Pp. xx, 243.) Исследование подтверждает, что взрыв монашества и для женщин, как для мужчин, относится к 1080-1170 гг., но уточняет, что число монашествующих росло не только для "новых" орденов, но и для бенедиктинских обителей.

Howe, John. Church Reform and Social Change in Eleventh-Century Italy: Dominic of Sora and His Patrons. (Philadelphia: University of Pennsylvania Press. 1997. pp. xxiii, 220.)

Riley-Smith, Jonathan. The First Crucaders, 1095-1131.(New York: Cambridge University Press. 1997. Pp. xvi, 300.) Мотивация первых крестоносцев была прежде всего религиозной, часто — в искупление грехов. Они знали, что не разбогатеют, не рассчитывали на завоевание земли, — люди с такой мотивацией никуда не ехали, реализовывались на месте.

Vauchez, Andrй. Sainthood in the Later Middle Ages. (New York: Casmbridge University Press. 1997. Pp. xxvii, 645.) Ставшая классической монография о социальной истории святости 1981 г., составившая эпоху вместе с книгой Peter Brown The Cult of the Saints: Its Rise and Function in Latin Christianity (Chicago, 1981). Того же автора выходили великолепные книги: The Laity in the Middle Ages: Religious Beliefs and Devotional Practices (Notre Dame, Indiana, 1993) и The Spirituality of the Medieval West: The Eight to the Twelfth Century (Kalamazoo, Michigan, 1993).

Van Kley, Dale K. The Religious Origins of the French Revolution.From Calvin to the Civil Constitution, 1560-1791. (New Haven: Yale University Press. 1996. Pp. x, 390.)

Burgess, John P. The East German Church and the End of Communism. (New York: Oxford University Press. 1997. Pp. xiv, 185.)

Sabia, Debra. Contradiction and Conflict: The Popular Church in Nicaragua. (Tuscaloosa: University of Alabama Press. 1997. Pp. xi, 239.)


Rummel Erica. The Importance of being doctor: The quarrel over competency between humanists and theologians in the Renaissance. - The Catholic Historical Review , vol. 82 (1996), 2, 187-203. Конфликт между гуманистами и богословами шел по следующим вопросам: первые за междисциплинарные подходы, вторые за строгую специализацию; первые за примат истинности над авторитетом, вторые за иерархизм среди ученых; первые за исследование Писания методами филологии, вторые против. К началу 16 века над богословами уже просто смеялись (Эразм). Гуманисты воспринимались как чужаки, агрессоры (в т.ч. Валла). Когда в 1494 г. Себастьян Брант напечатал книгу, в которой касался вопроса о чистоте Девы, доминиканец Виганд Вирт напечатал пожму, в которой обвинял Бранта в том, что с грязными ногами и словами касается божественного, своим подлым плугом пашет чужое поле (ср. Втор 23, 25), "put your unfair sickle to another crop" - это выражение стало расхожим. С этим выражением и с этим монополизмом сражался Рехлин. Упомянута тема в Письмах темных людей, 1,5. Граница проходила не между клирика и мирянами, ведь Эразм был священник. Но он не защитил диссертации и не входил в коллегию профессоров, почему доктора Сорбонны относились к нему свысока.

Perkins Alfred. From Uncertainty to Opposition: French Catholic Liberals a Imperial Expansion, 1880-1885. The Catholic Historical Review , vol. 82 (1996), 2, 204-224.

Традиционно считается, что католики - все правые антиреспубликанцы - были за империалистическую экспансию как выгодную для миссионерства. На практике правые критиковали империализм, но это объясняли как их тактическую попытку ослабить республиканское правительство.

С 1879 г. республиканцы получили большинство в Палате и Сенате, правили в Елисейском Дворце и вели активную антицерковную кампанию, которой заправляли Леон Гамбетта и Жюль Ферри (обычно их относят к "оппортунистам"). Антиклерикальная пропаганда в основном велась против орденов и за создание светской начальной школы. Католики были разделены на три группы (легитимисты, орлеанисты и бонапартисты) и потому не могли единым фронтом противостоять натиску, а ведь последний потомок Бонапарта был убит в 1879, а последний Бурбон умер в 1883 г.

Либеральные католики - Дупанлу, Лакордер, Монталамбер - верили, что церковь, не идя на компромисс в вере и нравственности, должна отчасти приспособаливаться к обществу. В Палате у них было 20 мест, правый центр, орлеанисты. Очень боялись демократии как формы демагогии. Когда правительство Ферри захватило Тунис, они молчали. Слишком дешевой и выгодной казалась обществу победа. Когда выяснилось, что денег уйдет много, герцог де Брольи стал рупором недовольства. Но либералы боялись выглядеть непатриотично, порицали республиканцев за авантюризм. Неожиданным для них оказался и кризис в Египте, они заняли позицию тотально негативную: и против исламской угрозы, и против любых путей ей противостоять. Выступали прежде всего за союз с Англией для противостоянии Германии и против ослабления обороноспособности в заморских войнах. Еще активнее против колониализме в Юго-Восточной Азии, посылки солдат в устье Краской реки весной 1883 г. Де Брольи считал, что эта экспансия обречена на провал, покзывает некомпетентность республиканцев. Ультраконсервативные католики выступали за колониализм (газета "Юнивер", "Ля Круа" — орган ассумпционистов). "Монд", орган умеренных католиков, выступила за "национальную гордость и воинственный дух" (20.12.1885) в момент, когда кризис достиг максимума: в октябре 1885 г., после выборов, потребовав оккупации Тонкина. Либералы же по-прежнему меньше внимания уделялись освещению миссионерства, указывали на нереальность имперской политики, важности сопротивления Германии.

Новые книги и статьи:

Barnes T.D. Statistics and the Conversion of the Roman Aristocracy. Journal of Roman Studies, LXXXV (1995), 135-147.

The Council ‘in Trullo’: Basis for Ecclesiastical Reform? - The Greek Orthodox Theological Review, Vol. 40, No. 1-2, 1995.

Hatlie, Peter. Theodore of Stoudios, Pope Leo III and the Joseph Affair (808-812): New Light on an Obscure Negotiation. - Orientalia Christiana Periodica, 61 (2, 1995), 407-423.

Davisa, Adelbert (Ed.). The Empress Theophano: Byzantium and the East at the Turn of the First Millenium. New York: Cambridge UP. 1995. Pp. 344.

18 век

Almond Philip. Heaven and Hell in Enlightenment England. New York: Cambridge UP, 1994. Pp. 218. Резко отрицательная рецензия (The Catholic Historical Review , vol. 82 (1996), 2): книга ничего не прибавляет к классическому труду Уокера.

Shain Barry Alan. The Myth of American Individualism: The Protestant Origins of American Political Thought. Princeton: Princeton UP. 1994. Pp. 394. Рец.: The Catholic Historical Review , vol. 82 (1996), 2.

Обычно считается, что американские борцы за независимость были преданы либеральному индивидуализму. Эта книга предлагает другую концепцию. Она основана на анализе речей и проповедей во время выборов в Новой Англии и на важнейших вторичных источниках. Автор приходит к выводы, что американские революционеры вдохновлялись прежде всего идеологией реформированного протестантизма и коллективизмом. Они более всего ценили не частную нужду личности, а общественное, общее благо. Отдельное "я" рассматривалось как нечто грешное. Автономия принадлежала не личности, а общине и семье. Частная собственность рассматривалась как средство служению обществу. Господствовала психология большинства, агрессивная к меньшинству, нетерпимая к поведению "необычному", которому сразу рассматривалось как девиантное. Свобода понималась прежде всего как свобода жить праведно, а не как свобода делать, что хочешь, как умение самоконтроля.

Jahn Cornelia. Klosteraufhebungen und Klosterpolitik in Bayern unter Kurfurst Karl Theodor, 1778-1784. Munich: C.H.Beck’sche Verlagsbuchhandlung. 1994. Pp. 213. Рец.: The Catholic Historical Review , vol. 82 (1996), 2.

Вступив на престол Баварии 31.12.1777 герцог Карл Теодор закрыл несколько монастырей (например, францисканок в Мюнхене, августинцев в Индерсдорфе). Однако, это было вызвано не влиянием иллюминатов, напротив. Все деньги, полученные от закрытия, были истрачены на поддержку Церкви, причем с одобрения Рима, который таким образом в лице Пия VI нашел в Баварии опору против йозефизма в Австрии и фебронианизма князей-епископов. В 1785 г. здесь начали преследовать иллюминатов, пользовавшихся влиянием при предшественники Карла Теодора.

19 век

Rhodes, Royal W. The Lion and the Cross: Early Christianity in Victorian Novels. Columbus: Ohio State UP. 1995. Pp. 400. Рец.: The Catholic Historical Review , vol. 82 (1996), 2.

Беспрецедентный случай, когда вдруг епископы и духовенство бросились писать романы сразу, вместе ("Фабиола" архиеп. Вестминстерского Вайсмана, англиканина декана Вестминстера Фаррара, Ньюмана ("Каллиста"). Все эти романы прочно забыты, не говоря о десятках более низкого качества. Некоторые из них были просветительскими, большинство доказывали какой-то современный тезис: за терпимость, за или против целибата, за догмат или против догматизма, против огосударствления Церкви.

Wolffe, John. God and Greater Britain. Religion and National Life in Britain and Ireland, 1843-1945. New York: Routledge, 1994. Pp. 324.

Smith, Helmut Walser. German Nationalism and Religious Conflict: Culture, Ideology, Politics, 1870-1914. Princeton: Princeton UP. 1995. Pp. 271. Рец.: The Catholic Historical Review , vol. 82 (1996), 2.

Книга показывает общность проблем Германии и других европейских стран. Страна была разделена по конфессиональному признаку. При этом на границах разделения были весьма экстравагантными: польские протестанты были верны Берлину. Проблема заключалась в том, как представулять себе нацию, конфессионально разделенную. Автор использует концепцию "официального" и "народного" национализма, но полезно было бы использовать и концепцию "объективного" и "субъективного" национализма (рец. Рональда Росса).

Dolan Jay P. The Search for an American Catholicism. The Catholic Historical Review, vol. 82 (1996), 2, 169-186.

20 век

Tusell Javier and Genoveva Garcia Quiepo de Llano. El catolicismo mundial y la guerra de Espana. Madried: Biblioteca de Autores Cristianos. 1993. Pp. 384. Рец.: The Catholic Historical Review , vol. 82 (1996), 2.

Гражданская война в Испании повлияла на католиков всего мира, особенно гонения на Церковь в 1936 г., поддержка басками-католиками Республики и, наконец, пастырское письмо испанских епископов 1937 г. в поддержку Франко. Авторы считают, что в самой Испании религиозный вопрос не был первопричиной войны, но гонения на Церковь побудили большинство испанцев занять сторону Франко. В любом случае, это справедливо по отношению к католикам США и европейских стран (в России ведь гонения на Церковь не заставили большинство русских встать на сторону контрреволюции). Во всех национальных католических церквах обострился конфликт между националистами и анти-националистами (меньшинством). Во Франции национлистам противостояли Маритен, Бернанос, Мориак, Мунье. Те, кто выступал против национализма, главным в конфликте считали не религиозный, а социальный вопрос, почему считали возможным требовать нетралитета. В целом, война отбросила католиков назад, отдалив перспективу интеграции в демократические институты и обострил (в США и Англии) отношения с протестантами.

Dietrich Donald J. God and Humanity in Asuschwitz: Jewish-Christian Relations and Sanctioned Murder. New Brunswick, New Jersey: Transaction Publishers. 1995. pp. 355.

Kuropka Joachim, ed. Clemens August Grafvon Galen: Neue Forschungen zum Leben und Wirken des Bischofs von Munster. Munster: Regensburg. 1992. Pp. 439. Рец.: The Catholic Historical Review , vol. 82 (1996), 2.

Епископ Мюнстерский Клеменс Август, граф фон Гален, прославился как противник национал-социализма. В августе 1941 г. на весь мир прогремели его проповеди против нацизма, особенно против программы эфтанации. Однако одновременно он, будучи ультра-националистом, восхвалял вторжение немцев в СССР.

Gerard Emmanuel and Paul Wynants. Histoire du Mouvement Ouvrier Chrйtien en Belgique. 2 volc. Leuven: Leuven UP. 1994. Pp. 399; 645. Рец.: The Catholic Historical Review , vol. 82 (1996), 2.

До Второй мировой войны движение католиков-рабочих отвергалось не только социалистами, но и католическим истеблишментом. В Бельгии становлению движения помогла его идентификация с фламандским национальным движением. Развивались общества взаимопомощи, профсоюзы, женское движение, кооперативы. Движение возглавляли священники о. Жорж Руттен, доминиканец, на севере страны и о. Антуан Потье на юге. Папа Лев XIII, однако, лично попросил Потье не участвовать в христианском демократическом движении. Руттену покровительствовал кардинал Мерсье, прославленный со времен Первой мировой войны, но и этой поддержки было недостаточно, так что Роттен однажды в сердцах сказал: "Мы виноваты не в том, что мы вовлечены в политику, а в том, что мы вовлечены в демократическую политику" (С. 274). Особенно быстро росли профсоюзы: к1939 г. в них было 300 тт. человек, к 1955 600 тт., к 1959 в них оказалось больше членов, чем в социалистических профсоюзах, и на егодня в них более 1,25 млн. человек (больше, чем у социалистов). Однако, и для них трудно справиться с государством, в котором пособия по безработице решают проблемы, которые раньше решали профсоюзы, профсоюзы становятся просто ненужны, а технологическая революция изменяет само понятие рабочего. Теперь профсоюзы крайне редко вспоминают "социальном учении" Церкви.

Witness to Freedom: The Letters of Thomas Merton in Times of Crisis. Ed. by William H. Shannon. New York: Farrar, Stras, Giroux. 1994. Pp. 352. "I still want above all to be a bridge builder for everybody and to keep communication open between the extremists at both ends" (p. 325). Написано в 1965.


 

Новые книги:

Церковная история: метод

Bradley James, Muller Richard. Church History: An Introduction to Research, Reference Works, and Methods. 252 pp. 19$ fax 616-459-6540

Dupre Luois. Passage to Modernity: An Essay in the Hermeneutics of Nature and Culture. New Haven: Yale UP. 1993. Pp. 300.

Общие труды:

Hinson E.G. The Church Triumphant. A History of Christianity up to 1300. Macon, GA: Mercer Univ. Pr., 1995. 492 pp. Отвергает идею "падения" Церкви в 312 г., пишет о восточном православии, о "еретиках" терпимо, подчеркивает вклад женщин.

Peace and War in Byzantium: Essays in Honor of George T. Dennis, S.J. Ed. Miller, Tomothy S., and John Nesbitt. Washington, D.C.: The Catholic University of America Press. 1995. Pp. 282. В том числе об отношении к войне в Византии

Studi sul cristianesimo antico e moderno in onore di Maria Grazia Mara. Ed. M.Simonetti. Rome: Institutum Patristicum "Augustinianum," 1995. 941 pp.

Taft, Robert. A History of the Liturgy of St. John Chrysostom. Volume IV: The Diptychs. [Orientalia Christiana nalecta, No. 238.] (Rome: Pontificium Institutum Studiorum Orientalium. 1991. Pp. 214.

1 век

Abrahamsen V.A. Women and Worship at Philippi. Diana/Artemis and Other Cultes in the Early Christian Era. Portland, ME: Astarte Shell, 1995. 252 pp. (в том числе, о переписке с Абгарем).

Bradshaw Paul. The Search for the Origins of Christian Worship. New York: Oxford UP. 1992.

Gamble H.Y. Books and Readers in the Early Church. A History of Early Christian Texts. New Haven, CT--London: Yale Univ. Pr., 1995. 337 pp.

Harrill J.A. The Manumission of Slaves in Early Christianity. Tubungen: Mohr-Siebeck, 1995. 255 pp. 1-5 вв.

Hexter J.H. The Judaeo-Christian Tradition. 2nd ed. New Haven, CT-London: Yale Univ. Pr., 1995. 118 pp.

Mighty Minorities? Minorities in Early Christianity — Positions and Strategies. Essays in honourof Jacob Jervell on his 70th birthday, 21 May 1995, ed. D.Hellhilm, H.Moxnes. Oslo-Copanhagen: Scandinavian Univ. Pr., 1995, 242 pp.

Setzer, Claudia. Jewish Responses to Early Christians: History and Polemics, 30-150 c.e. Minneapolis: Fortress Press. 1994. Pp. 254.

The Social World of the First Christians. Essays in Honor of Wayne A. Meeks, ed. L.M.White and O.L.Yarbrough. Minneapolis, MN: Fortress, 1995, 418 pp.

Vidal Manzanares C. El judeo-cristianismo palestino en el siglo I. Madrid: Trotta, 1995. 414 pp.

2 век

Jones F.S. An Ancient Jewish Christian Source on the History of Christianity. Pseudo-Clementine Recognitions 1.27-71. SBL Texts and Translations 37. Atlanta: Scholars Press, 1995. Считает, что автор текста иудео-христианин, писал ок. 200 г., ценил астрологию, считал христианство подлинным иудаизмом, был озабочен тем, чтобы христиане унаследовали землю Израиля.

Neri U. Ignazio de Antiochia. Bologna: Dehoniane, 1994. 90 pp.

3 век

Johnson G.J. Early Christian Epitaphs from Anatoli. SBL Texts and Translations 35. Atlanta: Scholars Press, 1995. 161 pp. Надписи из христианского кладбища 250-350 гг.

Rives J.B. Religion and Authority in Roman Carthage from Augustus to Constantine. Oxford--New York: Oxford Univ. Pr., Clarendon Press, 1995. 334 pp.

4 век

Brakke D. Athanasius and the Politics of Ascetism. Oxford: OUP, Clarendon Press, 1995. 356 pp.

Trout Dennis. Christianizing the Nolan Countyside: Animal Sacrifice at the Tomb of St. Felix, Journal of Early Christian Studies, 3 (Fall, 1995), 281-298.

7 век

Haldon, J.F. Bysantium in the Seventh Century: The Transformation of a Culture. (New York: Columbia UP. 1990. Pp. 486.

Kirby D.P. The Genesis of a Cult: Cuthberth of Farne and Ecclesiastical Politics in Northumbria on the Late Seventh and Early Eighth Centuries. - Journal of Ecclesiastical Histoty, 46 (July, 1995), 383-397.

8 век

Vauchez, Andre. The Spirituality of the Medieval West: From the Eighth to the Twelfth Century. Kalamazoo, Mich.: Cistercian Publications. 1993. Pp. 182.

12 век

Butler John. The Quest for Becket’s Bones: The Mystery of the Relicks of St. Thomas Becket of Canterbury. New Haven: Yale UP, 1995. Pp. 180.

15 век

Rummel Erika. The Humanist-Scholastic Debate in the Renaissance and Reformation. Cambridge, Mass., 1995.

16 век

Soergel Philip. Wondrous in His Saints: Counter-Reformation Propaganda in Bavaria. Berkeley: University of California Press. 1993. pp. 239. 1550-1570-е гг., особенно анализ книги Мартина Айзенграйна о паломничестве в Алтоттинг, вышедшую впервые в 1571 г., и выдержавшую 10 изданий до 1625 г. Автор был лютеранином, стал католиком, апологетом паломничеств (очень популярным), действовал в Баварии. Создал новую легенду, связав тамошние святыни с древней баварской историей. (Рец.: The Catholic Historical Review. 1996. No. 1).

The Reformation in National Context. Ed. byBob Scribner, Reoy Porter et al. New York: Cambridge UP. 1994. Pp. 236.

17 век

The Church of England c. 1689-c.1833: From Toleration to Tractarianism. Ed. by John Ewalsh et al. New York: Cambridge UP. 1993. Pp. 372.

19 век

Many Are Chosen: Divine Election and Western Nationalism. Ed. Hutchison, William, and Hartmut Lehmann. Minneapolis: Fortress Press, 1994. Pp. 306. [Национализм и религия в 19 веке]

20 век

Freeze Gregory L. Counter-Reformation in Russian Orthodoxy: Popular Response to religious Innovation, 1922-1925. - Slavic Review, 54 (Summer, 1995), 305-339.

Modern Christian Revivals. Ed. Blumhofer, Edith., and Randall Balmer. Urbana and Chicago: Un. of Illinois Pr. 1993. Pp. 232.

Peris Daniel. Commissars in Red Cassocks: Former Priests in the League of the Militant Godless. - Slavic Review, 54 (Summer, 1995), 340-364.

Shkarovskii Mikhail V. The Russian Orthodox Church versus the State: The Josephite Movement, 1927-1940. - Slavic Review, 54 (Summer, 1995), 365-384.

Обзорные по различным традициям

Anabaptism Revisited: Essays on Anabaptist/Mennonite Studies in Honor of C.J.Dick. Scottdale, Penna.: Herald Press. 1992. Pp. 209. Ede. Klaasen, Walter.

Chalassery Joseph. The Holy Spirit and Christian Initiation in the East Syrian Tradition. Rome: Mar Thoma Yogan [St. ThomasChristian Fellowship]. 1995. Pp. 250.

Maniyattu, Pauly. Heaven on Earth: The Theology of Liturgical Spacetime in the East Syrian Qurbana. Rome: Mar Thoma Yogan [St. ThomasChristian Fellowship]. 1995. Pp. 369.

Christianity and the Eastern Slavs. Vol. I: Slavic Cultures in the Middle Ages. Ed. Boris Gasparov, Olga Raevsky-Hughes. Berkeley: University of California P. 1993. Pp. 374.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова