Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

 ХРИСТИАНСТВО

В РОССИИ

Вып. 2.

Вернуться к указателю журнала в целом

Это электронная версия журнала, страницы печатного оригинала указаны в прямых скобках и выделены линейками. 

Вернуться к предыдущей части 

 

ЛЕТОПИСЧИК 

1994, 6 мая. Только в октябре было опубликовано Приложение № 1 к Постановлению правительства РФ от 6.5.94. Анализ Приложения, содержащего Перечень культовых зданий и сооружений, подлежащих передаче в первоочередном порядке, дан в статье И.Степановой "Странный список" ("Русская мысль", 10-16.11.94). Список охватывает лишь 13 из 70 субъектов Федерации. Всего назначено к передаче 343 объекта, из которых православных -- 322, причем 238 расположены в Ивановской и Владимирской областях. Лютеранам передается-- 14, мусульманам -- 5, иудеям и старообрядцам—по 1, католикам -- 2. Петербургских храмов в списке нет ни одного. 

1994, 2 августа. Мэрия постановила предоставить помещение учреждению, которое размещалось в храме св. Тихона Задонского в Сокольниках, и вернуть храм Патриархии. 

1994, 2-9 августа. "Православные экстремисты захватили часть помещений Московского вечернего электромеханического техникума им. Красина, занимающего здание церкви Георгия Победоносца в Грузинах (Лев Левинсон. Крестовый поход против студентов / Экспресс-Хроника, 2.9.94). В захвате помещения участвовали сотрудники газеты "Русь державная", при этом были разбиты все туалеты, чтобы помешать студентам учиться и понудить их покинуть здание. Заместитель председателя Москомимущества С.В.Бенедиктов заявил директору техникума, что "Лужков говорить с Патриархом на эту тему ни в коем случае не будет". 

1994, 29 августа. Православные Васитовского района Казани прошли крестным ходом от церкви вмчц. Варвары, которую они требуют вернуть. Здесь располагается кафедра Казанского технологического университета, ректор которого потребовал от верующих уплатить за возврат храма 350 млн. руб. в качестве компенсации. 

1994, 31 августа. В Омске открылся крупнейший в России протестантский (лютеранский) центр. Открытие приурочено к визиту в Россию статс-секретаря МВД Германии, уполномоченного по делам переселенцев Х.Ваффеншмидта, который его и открыл. В Омск съехалось более 2 тыс. немцев. (И.Лунев. Сибирские протестанты останутся довольны / Иностранец. 7.9.94). 

1994, 1 сентября. Патриарх освятил здание Таможенного комитета в благодарность за то, что изымаемые контрабандные иконы передаются комитетом—не в музеи, не представителям  различных православных конфессий, а исключительно Московской Патриархии. 

1994, 1 сентября. Открылась выставка икон "Многоликая Русь" в Академии Художеств (Н.Аредова. Когда иконы плачут. Вечерняя Москва. 7.9.94; с фотографией—О.Маурина. Патриарх освятил таможню / Иностранец. 7.9.94)). 

1994, 2-10 сентября. В Тирасполе (Молдавия) прошел Третий кинофестиваль фильмов славянских и православных народов. Грузины уклонились от участия в конференции, хотя были приглашены, так как сочли что Приднестровье слишком похоже в политическом отношении на Абхазию. На конференции с политизированными речами выступала сербская монахиня Ангелина "и к концу вовсю кликушествовала". Крайняя воинственность прикрывала полную беспомощность. "Особенно растерянно прозвучал изошедший от кого-то из отцов призыв бороться с иностранными проповедниками". Фильмы сусальны, неубедительны, предназначены лишь для "своих".  (Виктор Матизен. Золотой витязь против златого тельца / Сегодня. 14.9.94). 

1994, 3 сентября. Мэрия Москвы поручила Москомимуществу за месяц разработать "график вывода сторонних организаций из культовых зданий и сооружений, переданных ранее религиозным организациям". 

1994, 5 сентября. В День города антикварное объединение "Гелос" поднесло Патриарху икону Богоматери стоимостью в 100 000 долларов. (Московский Комсомолец, 2.9.94). Патриарх освятил восстановленное Красное крыльцо Оружейной палаты в присутствии Б.Ельцина, сказавшего при сем речь (Сегодня. 6.9.94). 

1994, 5 сентября. Председатель Орловского отделения Христианского общественного союза А.Ромаш сообщил, что местный Отдел внутренних дел препятствует благотворительной деятельности его общества среди заключенных в концлагерях (Э.Менделевич. Сегодня. 9.9.94). 

1994, 5-10 сентября. В Клязьминском пансионате под Москвой состоялась конференция служителей церквей евангельских христиан-баптистов. Расходы по организации взяла на себя "Всемирная помощь". Участвовали 20 представителе различных протестантских церквей США. (Ф.Ветров, "Протестант", №92). 

1994, 6 сентября. В резиденции Патриарха подписано соглашение МП и Министерства внутренних дел о сотрудничестве ("Экспресс-Хроника", 16.9.94, комментарий Льва Левинсона: "Официальное православие громоздится (в основном, усилиями власть предержащих) на вакантное место господствовавшей идеологии". Сопредседателями группы по взаимодействию назначены свящ. В.Петлюченко от Патриархии и В.Петров, заместитель начальника штаба МВД РФ (И.Ш. МВД и РПЦ будут сотрудничать / Независимая газета. 7.9.94; А.Всло. Патриарх Алексий II и министр Ерин встретились / Сегодня. 7.9.94). Резко критический отзыв об этой инициативе: Лев Левинсон. МВД укрепляет духовность / Экспресс-хроника. 16.9.94: "Какими общечеловеческими ценностями способна обогатить МВД Патриархия, в чей лексикон не входит понятие прав человека, чья деятельность направлена сегодня на ограничение духовных и религиозных свобод?". 

1994, 7 сентября. Пресс-служба митр. Петербургского Иоанна сообщила, что следственные органы Петербурга с благословения владыки проведут "в катакомбах Александро-Невской лавры" "поисковые и очистные мероприятия с целью пресечения деятельности сатанистов" (В.Львова. Экспресс-Хроника. 9.9.94). 

Сообщение кажется бредовым, поскольку ни катакомб у этой лавры, ни сатанистов в них не существует. Буквально фантастически далеко зашла готовность государственных органов выполнять указания Патриархии. 

1994, 7 сентября. В мэрии Москвы состоялось учредительное собрание Общественного наблюдательного совета по воссозданию храма Христа Спасителя. Подробный отчет оп.: Вечерняя Москва, 16.9.94 (во вкладыше, озаглавленном "Московский церковный вестник" No 103). "Именно с этого дня можно считать окончательно принятым решение о воссоздании храма Христа Спасителя". Примечательно, что решение принято вопреки единодушному осуждению идеи демократической прессой и при бойкоте идеи националистической прессой (у которой идея перехвачена). "Слава Богу, что сегодня всенародным, всегосударственным делом, если угодно—"стройкой века", объявляются, наконец, не бамы и не магнитки, а снова, как и у наших предков, -- Храм" (редакция "Церковного вестника"). К сожалению, дело—не столько всенародное, сколько всегосударственное. В речи на Совете Патриарх отверг мнение о том, что в этой церкви будет мало молящихся, указав, что на его богослужение в Кремле вход ограничен, почему там и свободно. Однако и на патриарших богослужениях в Елоховском соборе не наблюдается давки, так что сетования на отсутствие в Москве большого храма напрасны. В находящейся рядом с будущим храмом церкви Ильи Пророка приход не насчитывает и трех сотен человек. Комментарий Л.Левинсона ("Экспресс-хроника", 16.9.94): "Монумент функционально равен такому же идеологическому монстру—Дворцу советов, и призван на том же самом месте выражать ту же идею всевластия и всемогущества номенклатуры". 

Нейтральная информация: И.Лобачева. Президент считает: России нужен храм / Куранты. 7.9.94; К.Черкасский. У храма уже есть совет и люстра / Сегодня. 7.9.94; Вечерняя Москва. 7.9.94; Ю.Сальникова. Храм на месте бассейна будет, но пока временный / Сегодня. 9.9.94. 

Обращение совета к народу напечатано: Куранты. 13.9.94 ("Да поможет нам Бог"); Московский комсомолец. 14.9.94 ("Эта дорога уж точно ведет к храму" с иронической характеристикой обращения как "пламенной речи"). Подборка материалов совета—Вечерняя Москва. 16.9.94 (Московский церковный вестник No 103). 

1994, 7-9 сентября. IV Международная конференция памяти протоиерея А. Меня прошла в Библиотеке Иностранной литературы (Москва).—А.Гуреев. Дни памяти протоиерея Александра Меня.—"Русская мысль", 13-19.10.94. 

1994, 8 сентября. Состоялась пресс-конференция председателя исполкома Конгресса русских общин Д.Рогозина и муфтия Равиля Гайнутдинова, на которой было заявлено об отказе мусульман от строительства своего центра на Юго-Западе. Муфтий сообщил о готовности сотрудничать с МВД по примеру Патриархии. (Г.Черкасов. Русские общины защищают зеленую зону Москвы / Сегодня. 9.9.94; А.Остапчук. Конгресс русских общин не против Исламского Центра / Независимая газета. 9.9.94). 

Сообщений об ответе из МВД не последовало. Видимо, даже с исламом, который ранее провозглашался одной из "традиционных" религий России, не считают необходимым поддерживать отношения вровень с Патриархией. 

1994, 9-11 сентября, Одесса. Здесь прошла конференция "Православие и современность" (Материалы ее оп. в газете "Русский вестник": № 162-163). Она была организована "общественным объединением Троицкий Православный собор" (109028, Москва, Подкопаевский переулок, дом 15/7, тел. 917-0995. 

1994. 15 сентября. Священник Кингисеппского собора принял участие в церемонии открытия первого пограничного столба между Россией и Эстонией, освятив его. (Вадим Тягнирядно. Первый столб на российско-эстонской границе установлен и освящен / Сегодня. 16.9.94). 

1994, 17-26 сентября. Патриарх Алексий посетил Финляндию ("Вечерняя Москва", 14.10.94). 

1994, 20-22 сентября. В Иркутске состоялась 2-я конференция памяти о.А.Меня. "Духовные ценности христианства. Диалог религий. Политика. Нравственность, Культура". Организаторы: Иркутское отделение Союза российских писателей, Иркутский Христианско-Демократический Союз и Комитет по культуре администрации области. Из письма устроителей конференции: "Как известно, о.А.Мень ... учился в Иркутске, сохранились его документы, в том числе и из досье областного управления КГБ. Хранившиеся в одной из библиотек города, они несколько месяцев назад были изъяты сотрудниками ФСК". Неясно, каким образом чекистские материалы попали в библиотеку, странно, что их не изучили или хотя бы не скопировали те иркутяне, которым небезразлично имя Меня. Председатель оргкомитета конференции Виталий Камышев, тел/факс (395-2) 23-51-81. 

1994, 21 сентября. В Иерусалим прибыл директор по социальным вопросам петербургской корпорации "Двадцатый век" Виктор Рюмкин, который руководит проектом по восстановлению Горнинского женского монастыря в Иерусалиме. Восстановление спонсируется корпорацией.  Здесь проживают 42 сестры.—А.Казаков. "Иностранец", 28.9.94. 

1994, 26 сентября, Москва. Начались работы по восстановлению храма Христа Спасителя. Участок обнесен сплошным забором. (В.Беликов. Восстановление храма Христа Спасителя началось при отсутствии народа. "Известия", 27.9.94; "Независимая газета", 23.9.94; "Вечерняя Москва", 27.9.94). 

1994, 26-29 сентября. В Петербурге, в возрождающейся лютеранской Петерскирхе состоялись впервые после 70-летнего перерыва заседания Генерального синода Евангелически-лютеранской церкви России, Украины, Казахстана и Средней Азии. Избран новый глава этой церкви—еп. Георг Кречмар, в прошлом профессор богословия в Германии.—Сергей Краюхин. Ренессанс лютеран в Питере. Известия. 5 окт. 1994; "Экспресс-хроника", 30.9.94. Подробно: А.Щипков. Раскола пока удалось избежать.—"Русская мысль", 17-23.11.94. Щипков отмечает наличие разногласий между первым епископом Лютеранской церкви пастором из Риги Харольдом Калниньшем, который собрал лично сведения об уцелевших приходах (600) и его бывшим секретарем Йозефом Баронасом. Созданная последним деноминация не была признана немецкими лютеранами. На синоде Калниньш был отпущен на пенсию (ему 83 года). Конфессия зарегистрирована летом 1993 г. как Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в России и Других Государствах. Теперь слово "немецкое" из названия изъято. Баронас сохранил в своей церкви несколько немецких и латышских общин. 

1994, 28-29 сентября, Москва. Благотворительная организация "Международная христианская солидарность" и Центральное окружное управление образования в рамках проекта "Наша семья" организовали семинар людей, помогающих сиротам и многосемейным ("Foster’s Family"). Тел. проекта 924-7664, 133-7591.—"Вечерняя Москва", 13.10.94., Н.Мелехина. 

1994, 29 сентября, Москва. В киноцентре проходит показ фильмов-призеров III Международного кинофестиваля славянского и православного кино "Золотой витязь", прошедшего в Тирасполе.—"Независимая газета", 29.9.94. 

1994, сентябрь. Специальным постановлением главы администрации Московской области религиозному объединению Русской православной церкви передана Троицкая церковь в с. Ознобишино Подольского района (Ж.Мельникова. "Куранты", 29.9.94). 

1994, сентябрь. Администрация Владимира выделила деньги на изготовление и установку памятника св. Андрею Рублеву в парке им. Пушкина.—"Российская газета", 6.10.94, Ю.Шаталов. 

1994, сентябрь, Енисейск. Третья в России и первая в Красноярском крае православная прогимназия открыта здесь. В ней 60 учащихся. Финансирует ее целиком городская администрация.—"Сегодня", 8.10.94. 

1994, сентябрь, Москва. Церковь оказала помощь едой на 700 человек (каждому по 20 тт. руб. -(6$) -- членов Тимирязевского районного отделения Всероссийского общества слепых. В.Силаев. Низкий поклон—"Вечерняя Москва", 13.10.94. Оп. в рубрике "И от Бога, и от атеистов". 

1994, 3 октября, Киров. Патриарх Алексий, находящийся в Кирове, "призвал всех к единству, как основополагающему условию стабилизации обстановки в обществе" (Вечерняя Москва, 3 окт. 1994, № 21333). В мэрии Москвы состоялась панихида по погибшим (информация с фотографией в "Курантах", 4 окт. 1994, № 955). Призыв Патриарха изложен так же "Советской Россией" (4 окт.): "Церковь скорбит и молится о душах невинно погибших год назад". 

Любопытно слово "невинно"—означает ли это, что есть и такие погибшие, за которых Церковь не молится? Невинно гибли люди только с одной стороны или с обеих? Наконец, к какому единству призывает Патриарх—принудительному единству в православной вере или к единству в терпимости и взаимному уважению? 

Неонацисты из организации Баркашова "Российское национальное единство" приняли участие в панихиде в храме Всех Скорбящих на Большой Ордынке. Панихиду служил бывший священник "Памяти" о. Олег (Стеняев?).—"Московский комсомолец", 5 окт. 

1994, 3-4 октября, Москва. Коммунистическая оппозиция провела шествие и молебен, посвященные памяти погибших защитников Белого дома.—"Независимая газета", сообщившая об этом (29.9.94) вынесла в заголовок одну деталь: "Шествие оппозиции возглавят священнослужители". На фотографии в газете "Экспресс-хроника" (6.10.94) видно, что действительно во главе демонстрации шел монах с большим крестом в руках и люди с иконами. Д.Шушарин ("Сегодня", 8.10.94) высказался против "попов-пустосвятов, участвующих в нацистских и коммунистических демонстрациях" и заявил: "Я надеюсь, что со временем 4 октября будет отмечаться благодарственным молебном. Благодарить за спасение России мы будем Бога и христолюбивое воинство". Митр. Кирилл заявил, что Патриархия "не благословляла" своих священников идти во главе колонн оппозиции. 

1994, 5 октября, Москва. Состоялось заседание Синода Патриархии. Рассмотрены документы к собору, решено послать митр. Кирилла в Стамбул для переговоров о статусе Эстонской церкви ("Вечерняя Москва", 14.10.94). 

Митр. Кирилл принял членов оргкомитета Всемирного Русского Собора. 

Московская областная Дума отклонила инициативу шести депутатов о создании постоянной депутатской комиссии по правам человека, безопасности, свободе слова и вероисповедания.—"Экспресс-хроника", 6.10.94. 

1994, 5 октября, Петербург. Налоговая полиция опечатал Казанскую церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря, занимаемую общиной Русской Православной Церкви Заграницей. Верхнее помещение того же храма было у Московской Патриархии. Идет судебный процесс против общины. Не дожидаясь его конца, власти решили силой изгнать "карловчан". "Налоговая полиция, пойдя навстречу пожеланиям властей и руководства епархии, решила, видимо, любыми средствами найти криминал в действиях общины".—"Русская мысль", 19.10.94, О.Мережковская. 

1994, 6-10 октября. Семеро российских военных приняли участие в конференции Ассоциации военных христианских братств (Association of Military Christian Fellowships) в Вирджиния-Бич, США. Они приедут по приглашению и за счет отставного американского полковника Кинга Коффмана, с 1992 г. живущего в Москве в качестве миссионера. Еще семеро человек не смогли или не захотели поехать.—Михаил Сергеев. Враги слились во Христе. Иностранец. 5 окт. 1994. 

1994, 6-7 октября, Москва. Здесь прошло Всероссийское монархическое совещание. Личные впечатления от совещания выразил иеромонах Никон в скептической по тону заметке "Зюганов и Васильев у ступеней трона" ("Московский церковный вестник", № 7). От Патриархии с речью выступил архим. Феофан, зам. митр. Кирилла. В.Осипов ("Независимая газета", 11.10.94): "Совещание признало необходимость неспешной работы по созыву Всероссийского земского собора, который восстановит православие, самодержавие и даст отпор всем врагам России". 

1994, 6-13 октября, Москва. Город посетил Патриарх Сербский Павел. Из светских лиц он был принят мэром Ю.Лужковым, председателем Госдумы И.Рыбкиным, вице-премьером О.Сосковцом. Патриархи "осудили раскольнические действия македонских и украинских автокефалистов, подрывающих единство Православия". В прессе была лишь заметка О.П. "Прививка от православия" ("Московский комсомолец", 12.10.94), отмечающая, что первые лица Павла не приняли и что Сербия—урок России, призыв Патриархии избавиться от мертвящего догматизма. 

1994, 7 октября, Москва. На встрече в отделе религиозного образования и катехизации Патриархии представители религий, "исторически традиционных для России", образовали Межрелигиозный консультативный комитет по проблемам религиозного просвещения. Комитет, по словам официального коммюнике, "будет осуществлять координацию взаимоотношений представляемых им религий (буддизм, ислам, иудаизм, православие) с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями по вопросам религиозного просвещения в России. 

1994, 8-15 октября, Кишинев. Здесь состоялась конференция "Апостол Павел и опасность самоуничтожения", собравшая представителей всех конфессий, проходившая по инициативе известного молдавского писателя Ионы Друцэ (гуманиста-агностика). В конференции участвовал митр. Кирилл, встретившийся с высшими должностными лицами Молдавии и обсуждавший вопрос о юрисдикционной принадлежности православных приходов ("Вечерняя Москва", 14.10.94). Впечатления "верующего атеиста" А.Гельмана см.: "Московские новости", 23.10.94. 

1994, 10-16 октября. В Москве прошла конференция "Религия, культура и этика: богословские, исторические и социологические аспекты". "Русская мысль" (10-16.11.94) опубликовала целиком выступление на ней о. Бернара Дюпира "Война или мир" о проблемах межконфессиональных отношений. Он считает, что главной причиной антиэкуменизма современного московского православия является "отсутствие доступа к источникам объективной информации" об инославных. 

1994, 11 октября, Москва. Митр. Кирилл принял руководителя пресс-службы президента А.Красикова. 

1994, 14-15 октября. В Москве на факультете журналистики МГУ в помещениях христианского Экуменического Центра Апостола Павла состоялся международный коллоквиум, организованный факультетом и Всемирной ассоциацией христианской коммуникации. Выступали декан Я.Засурский, священник Иоанн Свиридов, главный редактор газеты  "Русская мысль" И.Иловайская. "Особенно ценный вклад в дискуссию внес религиозный журналист, священник Греко-Католической Церкви отец Андрей Онуферко, учредитель украинской религиозной радиостанции "Воскресение" и руководитель недавно начавшего работать в Брюсселе центра религиозной информации" ("Русская мысль", 3-9.11.94). Дискуссия в основном шла о том, насколько религиозная журналистика должна быть активной миссионерски. Доклад И.Свиридова оп.: "Русская мысль", 17-23.11.94, с.9. 

1994, 14-15 октября: Москва.  В Центральном Доме Художника на Крымском валу состоялся христианский музыкальный фестиваль "Фавор", в котором участвовали музыкальные коллективы баптистов, лютеран, адвентистов, харизматов, католиков и православных.—"Протестант", № 94. 

1994, 18-20 октября. В помещении 2 Московской церкви ЕХБ состоялась пасторская конференция по вопросам евангелизационного служения для пресвитеров преимущественно подмосковных церквей ("Протестант", № 95). 

1994, 18-19 октября. В Даниловом монастыре Палестинское общество провело первые чтения памяти архим. Антонина (Капустина) (Русский вестник. № 164-166). 

1994, 19 октября, Москва. Патриарх Алексий принял герцога Эдинбургского Филиппа, а вечером был на приеме в Кремле в честь королевы Великобритании. Фотография Патриарха и королевы у входа в Успенский собор (с Ельциным) -- "Независимая газета", 19.10.94. Королева также посетила англиканскую церковь св. Андрея ("Куранты", 20.10.94). 

1994, 20 октября, Москва. Состоялись торжественные похороны журналиста газеты "Московский комсомолец" Дмитрия Холодова, убитого неизвестными. Отпевание совершили в храме Николы в Хамовниках—"Московский комсомолец", 21.10.94. 

1994, 21 октября. Государственная дума приняла Гражданский кодекс (первую часть). Статья 50 (глава 4 "Юридические лица") посвящена Коммерческим и некоммерческим организациям, в том числе п. 3 гласит: "Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям". В той же главе параграф 5 целиком посвящен некоммерческим организациям, причем статья 117 -- общественным и религиозным организациям (объединениям). Здесь лишь оговаривается, что участники этих организаций утрачивают право собственности на то, что они передают этим организациям в собственность, "в том числе на членские взносы" (полностью опубликован в "Российской газете" 8.12.94). 

1994, 25 октября, Москва. Священники А.Борисов, П.Коломийцев и М.Меерсон освятили редакцию газеты "Московский комсомолец".—"Московский комсомолец", 25.10.94. 

1994, 25-27 октября, Москва. Прошла первая всероссийская конференция "Православие и российская армия". Приветственное слово Патриарха и резолюция напечатаны в газете "Русский вестник" №164-166. В резолюции, помимо прочего, предложено построить в Москве храм специально для молитвы воинов, предусмотреть законом возможность солдатам во внеслужебное время посещать храмы. "Будучи принципиальными противниками миссионерской соревновательности в армии, могущих породить межконфессиональные конфликты (так!), мы ожидаем от инославных и нехристианских религиозных организаций такого же подхода к служению в войсках". Этой части резолюции, впрочем, противореит обращенияе участников к военным и православным, в котором армия идентифицируется с православием: "Мы не можем более забывать об освященной веками взаимосвязи воинства и Церкви, верные чада которойц—православные солдаты и офицеры—суть свидетельство и основа нашего неразрывного единства". На конференции были оглашены некоторые цифры: в армии верующих 25%, регулярно молящихся 4%, регулярно ходящих в храм 2%. Велась дискуссия между теми, кто хотел бы Православие сделать заменой марксистской идеологии в армии, и теми, кто хотел бы сохранить Православие как веру (Сергей Иваненко. Церковь поможет Армии / Московский Церковный вестник. № 8). 

Конференция закончилась практически ничем: слишком твердо закон запрещает организацию церквей в армейских городках, слишком неверующим является нынешнее офицерство, слишком мало сил у Московской Патриархии. Любопытно—и стыдно—что информация о конференции сопровождена фотографией некоего о. Алексия, который благословляет солдат 201 дивизии "на таджикско-афганской границе". Нахождение здесь, далеко от границы России русских солдат символизирует имперские потуги нынешних властей. 

26-27 октября 1994 г. Орел. Здесь состоялся выездной пленум Союза писателей России. Эммануил Менделевич в репортаже с него ("Не стая воронов слеталась..." / Экспресс-Хроника. -- 3.11.94) упоминает, что писатель Владимир Крупин назвал митрополита Петербургского Иоанна, "претендующего на роль идеолога современного фашизма", "устами патриарха". 

28 октября 1994 г., Москва. Патриарх принял председателя правления Московского городского банка А.Долгова (Московский церковный вестник, № 8). Речь шла о возрождении церквей и издательской деятельности. 

3 ноября 1994 г., Москва. Патриарх "дал благословение недавно учрежденной в Петербурге Российско-Американской компании, встретившись с ее учредителями. Фирма ставит своей целью "привлечение иностранных инвестиций из-за океана". (Алексей Воробьев, Независимая газета, 4.11.94). 

4 ноября 1994 г., Москва. Патриарх и мэр Москвы Лужков совершили церемонию закладки и освящения первого камня часовни Иверской иконы Богоматери около Кремля (Вечерняя Москва, Московский комсомолец, Независимая газета, Сегодня, причем, в трех последних газетах с фотографиями церемонии. 5.11.94). При этом только "Сегодня" отметила, что годовщину своего восстановления Казанский собор, так же восстановленный на Красной площади, встретил в лесах: восстановление велось быстро и плохо. 

1994, 14 ноября. До конца года будут названы имена убийц отца Александра Меня, депутата Госдумы Андрея Айздердиса и журналиста Дмитрия Холодова, пообещал  директор ФСК Сергей Степашин. Это сообщение стало на несколько недель сенсацией и повлекло бурные (в основном, саркастические) отклики газет: Директор ФСК обещает назвать убийц Меня, Холодова и Айздердзиса / Сегодня. -- 15 нояб. 1994 г.—С. 1; "Известия", 16. 11.94. Позднее Степашин заявил, что следствие возобновлено по указанию Ельцина и ведет его не ФСК, а МВД ("Вечерняя Москва", 17.11.94). См.: Российская формула борьбы с преступностью / "Общая газета". -- 18.11.94. -- [Передовая, посвященная аресту убийцы, с иронией отзывающаяся о "российской формуле борьбы с преступностью—вызове силовых министров на ковер. Они рапортуют обязательства: преступники будут выявлены еще до Нового года".] 

1994, 15-16 ноября, Москва. Состоялась конференция "Единство Церкви". Материалы конференции оп.: "Русский вестник", № 32-35 (газета, долгое время не выходившая, появилась через несколько дней после конференции, точно перед открытием Архиерейского собора—таким образом, опубликованная в ней критика Борисова явно предназначалась участникам собора). Критику конференции и информацию о ней см. в рубрике "Личности" на фамилию Борисов, а также в рубрике "Комментарии". Отрицательные отзывы о конференции также: А.Гуревич. Единство Церкви и разномыслие.—"Сегодня", 26.11.94; Ю. Табак. Хроника одной конференции.—"Русская мысль", 24-30.11.94. Там же: Н.Бабасян. Церковная конференция—или персональное дело? И.Свиридов. Сила Церкви и соблазн ложной церковности (все—против нападок на конференции на Борисова и Кочеткова). 

1994, 15-17 ноября, Москва. Издательство "Протестант" профинансировало проведение в районе Орехово-Борисово семинара для 60 работников общественных организаций по обучению их сотрудничеству с государственными структурами. Семинар вел Комитет по делам семьи и молодежи правительства Москвы. Выступили заведующий отделом издательства В. Батуров и Дэн Питерсон. 

1994, 16 ноября. Задержан подозреваемый в убийства А.Меня / "Известия". -- 17 нояб. 1994 г.—С. 1; "Независимая газета", 17.11.94.  [Подозреваемый задержан 16 ноября органами МВД.] 

В тот же день состоялась встреча Б.Ельцина с Патриархом Алексием II (и, отдельно, А.Солженицыным). Информации о содержимом бесед практически не было, обсуждались вопросы о "государственной поддержке" восстановления храмов, моратории на приватизацию бывшей церковной собственности, о "формах участия Русской Православной Церкви в законотворческой деятельности" ("Независимая газета", 17.11.94; "Российская газета", 18.11.94). 

1994, 18 ноября. В Кремле Б. Ельцин встретился с "мастерами культуры". "Священник о. Александр Борисов говорил о ... нарастании антиэкуменических тенденций и об использовании фашистскими движениями православной атрибутики" ("Независимая газета", 19.11.94; "Русская мысль", 24-30.11.94. С. 6 

1994, 18-22 ноября, Москва. В Кремлевском дворце была представлена "эпическая музыкальная драма" о жизни Иисуса Христа. Производство Промис Продакшн Корп., Главный режиссер Дэвид Л. Хемфри, художественный руководитель Майкл Д. Мис. Исполнители—любители из штата Техас. 

1994, 19 ноября, Алма-Ата (Казахстан). Около 200 членов Союза Казаков Семиречья собрались у Никольского собора, чтобы провести демонстрацию. Милиция помешала им. Общество не поддержало казаков, а местный архиеп. Алексий осудил организаторов демонстрации. 

1994, 24 ноября, Москва. Открылось Общее собрание Российского библейского общества. Обзор деятельности общества дан в статье: Иннокентий (Павлов). Библейское общество в России.—"Сегодня", 26.11.94. 

1994, 27 ноября. Митр. Ювеналий  возвел в чин игуменьи монахиню Серафиму (Черную), назначив ее главой возрожденной общины Новодевичьего монастыря (Московский Церковный вестник. №10; "Куранты", 15.10.94 -- с фотографией; "Независимая газета", 18.10.94). 

1994, 29 ноября-4 декабря, Москва. В Даниловом монастыре открылся Архиерейский собор.  В нем участвовало 128 архиереев. Информационные сообщения о начале собора, о канонизации святых на нем поместили практически все газеты. Наши комментарии см. в разделе "Комментарии". 

1994, 30 ноября. Во Франции в Леснинском монастыре / завершился Архиерейский собор Русской Православной Церкви Зарубежом. 13.10.94 видный публицист Г.Рар опубликовал статью, в которой призывал РПЦЗ воссоединиться с Московской Патриархией, указывая, что причины, оправдывавшие отделение "отпали" )"Независимая газета", 13.10.94). Послание группы мирян (в т.ч. Г.Рара) к Собору оп.: "Русская мысль", 24-30.11.94; оно призывало к примирению с Патриархией. Послание собора опубликовано полностью (Русская мысль, 15-21.12.94. С. 7). Послание упоминает, что в годы застоя "карловчане" "смогли при трудных условиях рукоположить даже архиерея для России". Высказано намерение общаться "со всеми частями Единой Русской Православной Церкви ... При этом не может быть речи об объединении или подчинении нас Московской Патриархии. А пока мы терпеливо будем ждать возвращения Московской Патриархии на тысячелетний исторический путь Русской Церкви ... Нашему спасению не способствует ни ложь руководства Московской Патриархии в общении с безбожной или любой другой властью, ни отказ от чистоты православия в нечестивом общении с инославными". 

Собору посвящена статья Е.Соколова (Сегодня. 10.12.94). Он упоминает, что в России есть более 100 приходов РПСЦ и семеро архиереев. В Америке перешли в РПЦЗ три прихода и скит из Автокефальной Православной Церкви в Америке и Антиохийской Церкви, но в том же году шесть приходов РПЦЗ в Канаде перешли в Московскую Патриархию. 

1994, 30 ноября, Москва. В 11.30 монахини Рождественского монастыря в сопровождении парней в камуфляже взломали кафедру рисунка Московского архитектурного института, которая расположена в церкви Иоанна Златоуста. Институт до сих пор не получил "компенсационные площади" и намерен судиться с Церковью. ("Агрессивность монахинь не имеет предела"—"Независимая газета", 1.12.94). 

1994, ночь с 30 ноября на 1 декабря, Болдино. Совершено дерзкое ограбление Свято-Троицкого Болдинского монастыря Смоленской области. Похищены иконы и два серебряных распятия.—"Сегодня", 2.12.94. 

1994, 1 декабря, Москва. В Библиотеке иностранной литературы прошла презентация книги "Русская идея и евреи. Роковой спор" (Н. Хмелик. "Экспресс-хроника", 2.12.94). Выступили Ю.Табак (по его словам, "православный не может не быть антисемитом, так как высказывания Святых Отцов ... колеблются между крайним антисемитизмом и мягкими антиеврейскими настроениями"). Ему возражала З.Крахмальникова. 

1994, 1-18 декабря, Москва. В выставочном зале "Тушино" открыта выставка, посвященная 300-летию Выговской старообрядческой пустыни.—"Книжное обозрение", 6.12.94. 

1994, 5 декабря. Посольство США в Москве устроило прием по случаю пребывания в Москве Предстоятеля Православной Церкви в Америке митр. Феодосия. На приеме присутствовал Патриарх Алексий. 

1994, 6 декабря. Патриарх выступил с заявлением в связи с "трагическими событиями в Чечне", подчеркнув, что Русская Церковь "просит обе стороны внутричеченского конфликта немедленно прекратить вооруженные действия и сесть за стол переговоров ... Итогом диалога должно стать мирное разрешение возникших внутри чеченского народа споров и урегулиование отношений с центральными органами власти России в соответствии с законными чаяниями всех жителей Чечни". Заявление полностью опубликовано: "Русская мысль", No 4056, 8-15 декабря, с. 20. 

1994, 6-9 декабря. В Московском университете состоялась I Международная научная конференция "Русская литература XIX века и христианство". Выступили более 100 докладчиков. Доктор Йельского университета А.Небольсин заявил, что эта встреча—"шаг в направлении христианизации университета. В России, где, по мнению профессора, уровень образования достаточно высок, сближение высшей школы и церкви станет залогом сохранения культурных традиций русской интеллигенции" (Книжное обозрение, 13.12.94) 

1994, 8 декабря. Состоялось заседание Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя (участвовал и Патриарх Алексий). Решено назначить президентом Фонда финансовой поддержки воссоздания этого храма архимандрита Петра (Полякова), утверждена ревизионная комиссия фонда. 

1994, 9 декабря. В Москве открылось подворье Американской православной Церкви в церкви св. Екатерины. На церемонии присутствовали Патриарх Алексий и митр. Феодосий (Вечерняя Москва. 9.12.94). 

1994, 11-13 декабря, Москва. Здесь прошел съезд Союза православных братств. Он проходил в офисе генерала Стерлигова, из-за чего "большинство православных братств Москвы не сочло для себя возможным присутствовать на съезде. Референт митр. Иоанна Душенов отказался участвовать в съезде, обвинив братства в "правонациональных взглядах", хотя более известен был ими он сам (Вечерняя Москва. 14.12.94). 

1994, 15 декабря. Встретились делегации Московской Патриархии во главе с Патриархом и мусульман Чечни во глав с муфтием республики Мухаммад-Хусейном Алсабековым. Заявлено о том, что конфликт не носит религиозного характера и не может перерасти в религиозное столкновение. Стороны призвали к прекращению военных действий. 

1994, 15 декабря. Архиеп. Тадеуш Кондрусевич, глава католиков латинского обряда, выступил с заявлением по поводу чеченских событий (Оп.: Русская мысль, 22.12.94, с.3). 

1994, 19 декабря, Орел. Председатель орловской римско-католической общины Галина Малюченко сообщила, что орловский завод отказывается передать общине здание костела, отобранное в 1920-е годы, из-за прямого давления главы администрации области Егора Строева (Экспресс-хроника, 22.12.94). Община провела богослужение 26 декабря в школе; служил приглашенный из Тулы священник Мораз (Экспресс-Хроника, 29.12.94). 

1994, 20 декабря, Варшава. Митрополиту Смоленскому Кириллу присуждена Премия им. св. брата Альберта за экуменическую деятельность на посту главы Отдела внешних церковных сношений, сообщило Католическое информационное агентство. Премия присуждается Унией Современного христианство, среди других лауератов свящ. Вацлав Гриневич. 

Любопытно, что премия присуждена в период, когда экуменическая деятельность митрополита Кирилла свелась в основном к выработке политики противостояния инославным миссионерам, войне с унией, защите собственного положения в Патриархии. 

1994, 23 декабря, Тернополь. 150 униатов подписали заявление, в котором сообщают о голодовке в ряде городов и сел Тернопольской области представителей 18 униатских общин. Голодающие пытаются привлечь внимание властей к ухудшающимся отношениям с православными, которые не позволяют униатам вступить во владение зданиями, возвращенными им по суду  (Экспресс-Хроника, 29.12.94). 

1994, 26 декабря. Ввиду обострения "обстановки в Чечне", Патриарх Алексий вновь выступил с заявлением, в котором высказал озабоченность тем, что "народ России недостаточно знает о происходящем в Чечне, а доходящая до него информация подчас оказывается противоречивой, сознательно или бессознательно искаженной ... Никакие, даже самые справедливые и законные соображения государственной пользы не могут оправдать жертв и страданий мирного населения". 

1994, 26 декабря, Екатерининская пустынь (Подмосковье). Состоялось епархиальное собрание духовенства Московской области (проводил митр. Ювеналий). Открыто 517 приходов, не имеют священников 120. Приходы не в состоянии платить за свет и тепло, но "местные власти все же идут навстречу пожеланиям Церкви, пересматривают в ряде случаев размеры поборов".  Люберецкий благочинный "привел ряд примеров, когда активные, дипломатичные настоятели находят богатых спонсоров ... "Нужно уметь иной раз и поклониться, не унижая при этом сана священства". (Вечерняя Москва, 6.1.95). 

Фактически, речь идет о том, что большинство приходов не имеют достаточного для функционирования количества прихожан. Спрос на услуги Патриархии меньше, нежели искусственно завышенное предложение. Выход Патриархия видит в финансировании со стороны государства (освобождение от платежей) и "коммерческих" структур. Однако такая поддержка вряд ли прибавит авторитета священникам, поскольку и к чиновникам, и к "мафиози" население относится не благоприятно. 

1994, декабрь, Архангельск. В бывшем здании Дома культуры работников просвещения открылся Центр христианской культуры. "Здесь людям помогут не только разобраться в истории и философии религий, но и будут пропагандировать народную культуру" (Вечерняя Москва, 6.1.95). 

К сожалению, автор информации не уточнил, получили ли учителя какое-либо помещение взамен, за счет чьей казны функционирует Центр—государственной или церковной, какие именно религии, помимо православной, здесь будут освещать, что вкладывается в слово "разобраться", и будут ли пропагандироваться языческие аспекты народной культуры, занимающее в ней видное место. 

1994, декабрь, Москва. В Музее изобразительных искусств на Волхонке прошли одиннадцать "Декабрьских вечеров". В этом году основой программ стала Библия; исполнение музыкальных произведений сопровождалось выставкой живописи и иконописи—"Художник читает Библию" (была выставлена рублевская "Троица": Веронезе, Эль Греко). Вечера получили широкую и благожелательную прессу: Георгий Меликянц "Декабрьские вечера" на этот раз посвящаются Библии (Известия, 9.12.94); И.Погорелова и Е.Хаханова—Московский комсомолец, 28.12.94; А.Уманская—"Российская газета", 2.12.94; "Сегодня", 6.12.94 и Ю.Бедерова 7.12.94; И.Фролова—"Московские новости", 11.12.94. 

1994, декабрь. Душанбе. На территории танкового полка 201-й российской мотострелковой дивизии открылась полковая православная церковь во имя Георгия Победоносца. В освящении участвовал посол России в Таджикистане (Вечерняя Москва, 6.1.95; Московский Церковный вестник. №10. 16.12.94). Храм выстроен на средства полка по инициативе полковника 

Открытие церкви на территории полка, во-первых, нарушает российское законодательство об отделении церкви от государства, во-вторых, является открытым и вряд ли целесообразным вызовом мусульманскому в целом населению Таджикистана. Не будет ли православная Церковь ассоциироваться прежде всего с теми, кто и без того не пользуется всеобщими симтпаиями? 

1994, декабрь. Москва.  Заместитель начальника Главного управления уголовного розыска МВД РФ Анатолий Давыдов сообщил, что милиция провела 3-дневную операцию "Антиквариат", в ходе которой изъяла 1050 икон (Вечерняя Москва, 6.1.95). 

1994, декабрь, Москва. В здании Третьяковской галереи на Крымском валу открылась выставка икон, отреставрированных в центре им. И.Грабаря (Вечерняя Москва, 6.1.95). 

1994, декабрь, Москва. Официальный орган Московской Патриархии "Московский Церковный Вестник"  (Вечерняя Москва, 6.1.95).  сообщил о том, что Ташкентский городской суд утвердил решения мэрии Ташкента о "ликвидации" (имеется в виду, видимо, запрещение как юридического лица) протестантской церкви "Слово жизни". Газета дала следующий комментарий: "Ранее церковь была обвинена в миссионерстве, что запрещено узбекским законодательством. После объявления решения суда пастор Денис Подорожный заявил, что намерен апеллировать к Верховному суду Узбекистана". "Мы действовали строго в рамках конституции и законов республики, которые предполагают свободы выбора вероисповедания", -- сказал он". 

1994, декабрь. Ватикан назначил нового представителя в Россию—титулярного архиепископа Табальтского Джона Буковски (р. 1924 в Словакии). В связи с этим сообщено, что в России насчитывает ок. 350 тыс. католиков, из них в Москве 65 тысяч (Геннадий Чародеев. Папа римский становится почетным прихожанином православной церкви на родине Ленина. Известия. 29.12.94). 

1994, декабрь. Государственная Дума приняла в первом чтении закон о рекламе, который запрещает прерывание рекламой художественных фильмов, религиозных и образовательных передач (Вечерняя Москва. 16.12.94). 

Перейти к следующей части
 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова