Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

 ХРИСТИАНСТВО

В РОССИИ

Вып. 2.

Вернуться к указателю журнала в целом

Это электронная версия журнала, страницы печатного оригинала указаны в прямых скобках и выделены линейками. 

Вернуться к предыдущей части 

 ЛЮДИ 

АКАЕВ АСКАР 

Московская Патриархия рассматривает вопрос о награждении высшим орденом РПЦ президента Киргизии Акаева в связи с 50-летием. Информация "Вечерней Москвы", 11.11.94. 

АКСЮЧИЦ В. 

Юрий Крючков в статье "Построим средневековье в четыре года" ("Куранты", 17.11.94) дал резко издевательскую рецензию на книгу Аксючица "Мироправители тьмы века сего" за попытку намертво соединить православие с национальной идеей и антиинтеллигентскими настроениями. Так же отрицательно отозвался о книге К.Кедров ("Тоска по Ивану-царевичу в мундире генералиссимуса"—"Известия", 1.12.94), подчеркнувший, что Аксючиц вышел из партии в 1979 и был ранее материалистом. "Пока Аксючиц делал свою партийную карьеру, мы, люди верующие и православные, молились в немногих уцелевших от атеистического погрома храмах о том, чтобы скорее ушла эта богопротивная тоталитарная власть. А теперь бывшие секретари обкомов и парткомов учат нас религиозности и соборности". Сам Аксючиц в статье "Зигзаги генеральной линии"—"Независимая газета", 3.12.94 -- призвал выйти "к традиционным основам русской православной цивилизации". "Чем радикальнее будет унижаться национальное достоинство русского народа и навязываться чуждые формы жизни, тем болезненнее будет его защитная реакция". 

АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ 

В августе по оценкам экспертов Независимой газеты (1.9.94) занимал 26 место по степени известности с рейтингом влияния по 10-балльной шкале в 4.61. В сентябре, по оценке экспертов, находясь на 23 месте среди ста политиков, повысил свое влияние с 4.61 до 5.24. На 22 месте—Солженицын. "Независимая газета", 4 окт. 1994. В октябрьском выпуске сводки о рейтинге российских политиков Патриарх Алексий занял 29 место из 100, а оценка его влияния снизилась с 5.24 до 4.94 по 10-балльной шкале (Независимая газета. 1.11.94). Газета впервые опубликовала список своих экспертов -- 26 человек, которых трудно признать авторитетными либо объективными фигурами. По рейтингу  1.12.94 Патриарх занял 40 место с индексом влияния 4.10. По рейтингу 31.12.94 Патриарх занимает 42 место с индексом влияния 4.6. 

По опросу Службы Вильчека ("Общая газета", 6.10.94) Патриарх занял первое место среди лиц, кого уважают в обществе (27% респондентов). У Лужкова -- 23%, Солженицына -- 17%, Явлинского -- 15%, у Ельцина  13%. 

Майк Дэвидоу. Русская Голгофа.—"Советская Россия", 6.10.94. В связи с годовщиной разгона парламента пишет: "Почему забыл Алексий II напомнить свое гневное предупреждение о том, что будут преданы анафеме те, кто первым прольет кровь? Почему вместо анафемы прозвучало благословение?.. Но преторианскую гвардию не благословили миллионы верующих и многие их священники. Большая часть мучеников, погибших в Доме Советов людей, были убежденными верующими, и среди них, до конца стоявших на страже Конституции и законности, были и священники. ... Великий позор для нашей страны, Америки, что онаподдержала узурпатора, когда Россия шла на Голгофу". 

"Столица" (№205) в обзоре высказываний политиков о Таджикистане поместили изречение Патриарха: "Нерушимость границы Таджикистана оберегает нерушимость границы России" (С. 5). 

Патриарх Алексий. Наполним мир плодами трудов / Российская газета. -- 2.11.94. 

Интервью с Патриархом, говорящим в целом о необходимости мира и любви. Любопытно, что на вопрос о "месте верующего человека в политических катаклизмах" Патриарх сказал, что христианин "может иметь любые политические взгляды, кроме преступных пред Богом, ... может работать в любой сфере общественной и политической жизни". Понятие "политические взгляды, преступные пред Богом" следует признать нововведением. Какие именно это взгляды, Патриарх не уточнил, да уточнять было бы и странно, и опасно для него. Стереотипное же благостное утверждение о том, что христианин "может работать в любой сфере общественной и политической жизни" противоречит запрету священнику быть депутатом Думы, от которого пострадал Якунин. Патриарх сказал, что "в недалеком будущем" "соборный церковный разум", возможно, выработает документ, излагающий социально-политическую доктрину Церкви. 

Патриарх также "направил президенту ... телеграмму, в которой призвал предпринять все возможное для спасения жителей заполярного населенного пункта Талнах".—"Независимая газета", 1.12.94. 

АЛЕКСИЙ, АРХИЕП. 

Аркадий Дубнов в статье "Что делать со "слоеным пирогом" (Новое время, № 51, с. 20), посвященной проблемам русских в Казахстане, подробно и с симпатией рассказывает об архиепископе Алма-Атинском и Семипалатинском Алексии. Он не поддерживает казаков Северного Казахстана из-за их радикализма. "Алексий даже издал недавно циркулярное письмо, в котором указал, что храмы не могут использоватся казаками кроме как по прямому поводу, то есть для отправления богослужений. "Казаки же как черт от ладана бегут от истинной церкви и православия, они даже "Отче наш" не в состоянии прочесть", -- не мог скрыть своего раздражения архиепископ". 

АЛТОНИНА С. 

Алтонина С. Зачем нам платное православие? / Столица. -- № 45 (207).—С. 3. 

Критика огромного плаката около дворца "Олимпийский" с надписью: "Россия была, есть и будет православной". Автор указывает, что плакат оскорбляет чувства мусульман, чья дорога к мечети идет мимо него, и считает ненужным какие-либо лозунги подобного характера. "Задела навязчивость, настойчивость, категоричность формулировки". 

БАКШАНСКИЙ О. 

Капитан 3 ранга, верующий, обвиненный в краже и преследуемый начальством. Очерк о нем:В.Литовкин. Капитан 3 ранга Бакшанский и его Бог продолжают борьбу.  "Известия", 8.12.94. Психиатрическая экспертиза признала его здоровым: "Божественное озарение, а точнее, прозрение, которое возникло у капитана, когда он искал урановые стержни, вполне возможно". Суть обвинений автор не излагает. 

БЕРДЯЕВ Н. 

Рецензия на сборник его трудов "Философия свободного духа" оп.: "Книжное обозрение", 29.11.94. 

БИЧЕВСКАЯ Ж. 

П.Эрлих. "Ой, да не вечер..." / Сегодня. 10.9.94. Жанна Бичевская выезжает на гастроли в США. Гастроли организованы Русской Православной Церковью Зарубежом. 

БЛЮМ А. 

Р.Армеев (Известия, 24.12.94) рассказывает о 50-минутном документальном фильме "Встреча" о митр. Антонии Блюме и вообще о православии в Британии. 

БОБРИНСКАЯ А. 

Жена священника, руководительница "Комитета помощи приходам России" при Парижском Епархиальном совете при Правлении архиепископии православных церквей в Западной Европе. Интервью с ней Алены Невской помещено в газете "Русская мысль" (22.12.94, с. 21). Организация собирает в год ок. 30.000 франков, что позволяет отправлять около 20 тонн продовольствия и 7 -- лекарств на грузовиках. Посылки доставляются в Москву в приход храма Николы-в-Кузнецах и в один из приходов в Петербурга. Комитет целиком финансировал в течение последних 3 месяцев благотворительную столовую прихода. "Не знаю, всегда ли наша помощь доходит до самых бедных, нам отсюда трудно судить". 

БОГДАНОВ А. 

Андрей Богданов. "То ваш издавна кровопийственный род!" / Книжное обозрение. -- 8.11.94. 

Рецензия на роман А.Ананьева "Лики бессмертной власти". Роман дает концепцию политической истории России, противопоставляя ее—как страну восточного деспотизма—Западной цивилизованности. Богданов, не уклоняясь в национализм, называет "фантастической" концепцию, по которой причиной "ужасной порчи славянского "генетического кода" является православие. Ананьев же только "все западное христианство почитает без различия конфессий". 

БОРИСОВ А. 

См. ниже раздел "Комментарии". 

Его рождественская проповедь оп. в газете Modus Vivendi (№ 23). 

Фотография Борисова, венчающего депутатов Думы—на первой странице "Известий" 25.11.94. Рецензия на книгу (апологетическая, не затрагивающая вопроса о толковании Борисовым евхаристии) -- В. Илюшенко. Перед жатвой.—"Сегодня", 26.11.94. С предложением лишить Борисова и Кочеткова сана обратились к архиерейскому собору "группа епископов и священников Москвы, а также ... Вячеслав Клыков" ("Вечерняя Москва", 30.11.94).  Прихожане Борисова 28.11.1994 выступили с коллективным письмом в адрес Архиерейского Собора: "Книги этих священников [Борисова и Кочеткова] подверглись на конференции ожесточенной критике и расценены несогласными с ними как неправославные. Между тем эти книги полны любви и сострадания. ... Гонения на эти приходы, глухие угрозы, бездоказательно-злобные печатные выпады—хотим мы того или нет—приходится связывать с общим заметным ожесточением общественно-политической ситуации в стране .... Все чаще в Церкви проявляет себя, а то и просто открыто проповедуется идеологический антисемитизм ... Звучат также обвинения о.Александра и о.Георгия в проповеди экуменизма чуть ли не как в смертном грехе". В письме не затрагивается вопрос о том, допущена или нет Борисовым ошибка в трактовке Евхаристии. 

Нодель Феликс. Из биологов—в реформаторы церкви / Новое время. -- № 49.—Дек. 1994.—С. 42.—О свящ. А.Борисове и его книге "Побелевшие невы". "Наиболее примечательно то, что с первого класса школы он был очень близок с семьей будущего отца Александра Меня". "Далеко не со всеми суждениями автора можно согласиться. Заслуга его в другом: он сумел своей книгой снять многие претензии, предъявляемые к церкви людьми, впервые переступившими ее порог". 

Д.Шушарин ("Без боязни".—Сегодня. -- 17.12.94) выступил в поддержку Борисова, заметив, что на него нападает не консерватизм, а охранительство. "К опасности превращения Русской Православной Церкви в церковь племенную прибавилась еще и опасность превращения ее в церковь архиерейскую ... В представлении многих критиков деятельности отца Александра и отца Георгия епископы выступают в роли авторитарных правителей". В поддержку Борисова и с резкой критикой конференции выступила Ирина Заиканова (Батюшки и милиционер.—"Независимая газета", 29.11.94). 

Против статьи И.Заикановой выступила Мария Флейшер (О конференции "Единство Церкви".—Независимая газета. 31.12.94). Она подчеркивает, что Борисов допустил догматическую ошибку, что конференция не ратовала за административные меры, а предложила ему покаяться, но он отказался это сделать. "Попытки ... соединить под видом Православия взаимоисключающие концепции безусловно обречены на неудачу". 

БОРОВИКОВ А. 

Николай Бахрошин. Идиллия на троих / Столица. -- № 45 (207).—Ноябрь 1994.—С. 28. 

Очерк о ныне покойном многоженце Алексее Боровикове, который был художником и писал картины на библейские сюжеты. "Его идеологически выдержанные в христианском духе картины так и не получили мировой известности, но, попутно занимаясь изготовлением всевозможных образков, крестиков и прочей церковной атрибутики, зарабатывал он неплохо. Хватало на жизнь и на излишества, из которых самым любимым были женщины". 

БОРЩЕВ В. 

Ян Уланский. Стоит ли демократам учиться у Жириновского / Куранты -- 2.11.94. 

Интервью с лидером Российской христианско-демократического союза В.Борщевым (иллюстрирован фотографией, где Борщев сидит за спиной Жириновского). Отмежевывается от националистического христианского демократа В.Аксючица, который теперь блокируется с коммунистами. Отмечает, что не имеет принципиальных разногласий с лидерами двух других христиано-демократических партий—Огородниковым и Чуевым. "Сегодня ситуация такова: в думе представлена только наша партия, в Христианско-демократическом интернационале—тоже только РХДС. То есть акценты уже расставлены". 

Борщев описывает, как стал христианином: он пришел к о. Дмитрию Дудко, хотел выступить с письмом в ЦК КПСС, но Дудко отговорил его от излишнего активизма. В качестве лучшего кандидата в президенты от демократов назвал Явлинского. В РХДС состоят 5 000 членов, у нее 47 отделений по всей России. 

Комментарий. Интервью занимает целую полосу, что много. В нем не упоминается, что Борщев стал членом Думы не лично, и не от своей партии, а по партийному списку Явлинского. Он дал почувствовать, что считает Огородникова и Чуева безнадежными в политическом отношении фигурами. 

БЫЧКОВ С. 

Сергей Бычков. Не льстите народу, который этого не заслуживает / Московский комсомолец. -- 9.11.94. 

Эссе о необходимости более глубоко понимания Православия как не только национальной религии, но и веры во Христа. 

ВАСНЕЦОВ В. 

Фрески его работы обнаружены в заброшенной церкви с. Кашары Липецкой обл. (А.Власов. Шедевры в сельском храме / Российская газета. 7.9.94). 

ВЕНИАМИН (ФЕДЧЕНКОВ) 

Воспоминания о нем Б.Лосского оп.: "Русская мысль", 17-23.11.94, с. 10. 

ВИШНЯК 

И.Барановский. Подпольное бюро действует.—"Московские новости", 27.11.94. Очерк о некоем мошеннике Иване Воронцове, организовавшем не без помощи высокопоставленной номенклатуры, фальшивое сыскное бюро. В феврале 1994 г. "На Зубовской площади в помещении банка МАСС-МЕДИА милиция обнаружила около 12 миллиардов рублей образца 1961-1993 годов, приготовленных к нелегальному обмену в Центробанке России. Согласно легенде, эти деньги будто бы были собраны неким господином Вишняком, директором попечительского совета христианского фонда, под строительство реабилитационного центра для инвалидов-афганцев. Ну а провести операцию по их трансформации в новые хрустящие купюры подрядился ... Воронцов". 

ГААЗ Ф. 

Юлий Шрейдер. Вспоминая о святом докторе / Русская мысль. -- 2.11.94. 

Католический богослов предлагает архиеп. Тадеушу Кондрусевичу открыть процесс о беатификации знаменитого благотворителя XIX века доктора Федора Гааза, бывшего католиком. 

С.Ганьжин, Д. Куканов. Сектор Гааза.—"Куранты", 7.12.94. О неблагополучном состоянии могилы доктора. 

ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ 

Памятник еп. Луке, великому хирургу и исповеднику, установлен в Тамбове, где он работал в госпитале—"Вечерняя Москва", 25.11.94. 

ГЛАГОЛЕВ А. 

Вадим Фельдман. Праведник Алексей Глаголев / Русская мысль. -- 2.11.94. 

Биографический очерк о священнике, в войну спасавшем евреев. 

ГОРЕЛИК М. 

Горелик М. Христос и разбойники—Новое время. № 50. С. 34-36. Памфлет против позиции З.Крахмальниковой в отношении иудаизма. Автор считает христианство принципиально порождающим антисемитизм и не одобряет того, как Крахмальникова доказывает, что антисемитизм—нехристианское явление. 

ГОСТЕВ А. 

"Русский Вестник" (№162-163) перепечатал заметки из газеты "Православная Тверь" с критикой статьи свящ. Алексия Гостева в "Сегодня" (6.8.94). "Именно так пишут оголтелые русофобы". 

ГУНЧАГА Й. 

А.Зорин. Месса в Усть-Грязнухе.—Сегодня, 24.12.94.  Очерк о жизни католического прихода в Камышине и его настоятеле. 

ДЕНИСОВ Э. 

Бывший министр образования резко критикует проект пересмотра Закона об образовании, предусматривающий клерикализацию школы.—"Экспресс-хроника", 22.9.94. 

ДЬЮК ЧАРЛЗ. 

Американский астронавт, участник евангелизационного круиза "Сибирь-94" выступил на пресс-конференции в Международном пресс-центре (Е.Бончковская. На земле святых нет / Куранты, 1.9.94). "К великому разочарованию журналистов, выяснилось, что слухи о беседах [Дьюка] со Спасителем оказались несколько преувеличены". 

ДУДКО Д. 

А.Нежный. Письмо о правде.—"Русская мысль", 26.10.94. Московское приложение. Воспоминания о своем обращении в христианство, крещении у о. Дудко, и критика нынешней позиции Дудко как лживой. 

ЖИЛЛЕ Л. 

Андрей Лебедев ("Православный монах отец Лев Жилле"—Русская мысль, 22.12.94, с.20) рецензирует кн. Behr-Sigel Elizabeth. Le pere Lev Cillet. Paris: Cerf, 1993. 

ЖИРИНОВСКИЙ В. 

Игорь Ачильдиев. Был ли Жириновский агентом КГБ? -- Новое время. № 41. Октябрь 1994. С. 40. Отмечено, что о сотрудничестве Ж. и КГБ свидетельствует тот факт, что во время службы офицером в политическом управлении штаба Закавказского военного округа Ж. изучал проблемы грузинской и армянской церквей. Такая тематика была характера именно для гебистов. 

ЖУК С. 

Знаменитый тренер фигурного катания, ныне полковник в отставке, отмечает, что пришел к вере с возрастом. "Хожу в церковь, читаю Библию. Есть у меня хороший друг—протоиерей Николай. Он же по иронии судьбы венчал в Ваганьковском храме Катю Гордееву и Сергея Гринькова". (Оксана Тонкачеева. Крещен с рождения. Российская газета. 4 окт. 1994.) 

ЖУКОВ Г. 

О. Никольская. Памятник повис в воздухе. Вечерняя Москва, 24.12.94.—В интервью с автором проекта памятника Жукову В.Клыковым упоминается, что Патриарх благословил установку памятника на Красной площади, однако решение было пересмотрено, а в настоящее время вообще похоронено. 

ЗАХАРОВ М. 

Марк Захаров. Господи, даждь ми мысль благу / Известия. -- 5.11.94. 

Знаменитый руководитель театра "Ленком" выступает с очередным эссе-проповедью. Он защищает Ельцина и Лужкова от насмешек людей, которым не нравится вид бывших коммунистов в храме, сравнивая их со св. кн. Владимиром, говорит о том, что "не может существовать истинно российского воинства без древних хоругвей и Божественного сияния, излучаемого образами преп. Сергия Радонежского, патриарха Гермогена". 

Комментарий. Выступления Захарова выдают в нем верующего неофита, плохо владеющего церковной терминологией, своей искренней, но наивной защитой скорее дискредитирующего Православие (авторитет его, однако, настолько велик, что "Известия" с удовольствием публикуют эти тексты). Он утверждает, что и атеисту полезно выучить "Отче наш" и читать молитву, чтобы "произвести полезную для здоровья медитацию" (характерно неофитское понимание молитвы как автоматически действующего акта). Сравнение Ельцина с князем Владимиром неудачно, п.ч. кн. Владимир уверовал, а Ельцин не скрывает, что остается неверующим, то есть, в храме он присутствует лицемерно, а не искренне. Речь о "православной армии" просто комична, а в устах демократа—еще и трагична, ибо обнаруживает неспособность здраво оценить все то, что вычитано им из книг по церковной истории. К сожалению, в эссе Захарова защита православия в армии сопрягается с такой критикой Америки, которая, скорее, характерна для ультра-националистов: "Как бы не пришлось нам после выборов 1996 года снова модернизировать российскую символику, разбрасывая по ней американские звезды и серпы с молотками". 

ИЛОВАЙСКАЯ И. 

Ирина Иловайская. Хроника одного паломничества / Русская мысль. -- 5 окт. 1994.—С.6.—Репортаж о путешествии в Сибирь группы западноевропейских христиан. 

ИОАНН, МИТР. ПЕТЕРБУРГСКИЙ 

По оценкам экспертов Независимой газеты (1.9.94) занимал 98 место по степени известности с рейтингом влияния по 10-балльной шкале в 2.90. В ноябре он выбыл из списка вообще ("Независимая газета", 1.12.94). "Наш современник" (No 9) печатает продолжение его очерков "Русь соборная", в которой русский царь называется "живой печатью Завета", история Руси—"органическим продолжением Священной Истории Нового Завета" (с.5). Все происходящее после революции 1917 года до наших дней оценивается как Смута, "внешними признаками" которой митрополит считает: "Отсутствие в обществе единого здравого мировоззрения ... законной власти ... духовного содержания государственной формы ... терриаториальной целостности державы". 

4 сентября он выступил с "Обращением к деятелям патриотической печати" ("Русский вестник", № 162-163): "Русские люди должны установить строгий контроль над основными средствами массовой информации, исключающий их использование в пагубных для государства: общества и народа целях". 

КАПУСТИН М. 

Капустин М. Бог умер?.. Нет, оживает в нашей духовности / Независимая газета. 2.9.94. 

О взаимоотношениях между верой и наукой с призывом к толерантности и развитию "философской веры" либо "всепонимающей поэзии", с перспективой "по-видимому, даже некоего объединения". 

КАЛЕДА Г. 

1.10.94. умер о. Глеб Каледа (р. 1921), тайно рукоположенный в 1972 г. митр. Иоанном (Вендландом) и совершавший богослужение в своей квартире до 1990 года. Последние четыре года жизни активно читал лекции, работал с заключенными в Бутырской тюрьме.—"Вечерняя Москва", 25.11.94. 

КАРЕТНИКОВ Н. 

Вера Павлова. Николай Каретников: Пять часов звучания / Столица. -- № 45 (207).—Ноябрь 1994.—С. 59. 

Некролог—очерк об известном композиторе, христианине, крестном сыне о. Александра Меня. 

КАУССМЕЙКЕР Ч. 

Капеллан англиканского храма св. Андрея в Москве. Его рожденственская проповедь оп.: Modus Vivendi (№ 23). 

КИМ Ю. 

Глинка Т. Интервью с бардом Ю.Кимом ("Вечерняя Москва", 7.10.94), который считает самым заметным свидетельством "стабилизации жизни" то, что "люди идут в храмы, возвращенные Церкви". 

КИРИЛЛ, МИТР. СМОЛЕНСКИЙ. 

По оценкам экспертов Независимой газеты (1.9.94) выбыл из списка ста наиболее заметных политиков. Интервью с ним О.Костромитиной ("Российская газета", 6.10.94) после визита в Таллинн по проблемам Православия в Эстонии. Он выразил надежду на поддержку Константинопольского патриарха, в юрисдикцию которого входят "эстонские раскольники". 

КИСЛЮК М. 

Патриарх Алексий вручил орден "За возрождение храмов" губернатору Кемеровской области за активное участие в возрождении православных церквей в Кузбассе. Здесь строится более 20 храмов, в Кемерове сооружается самый крупный в России Знаменский собор (высота 75 м.). 

КОНОВАЛОВ И. 

Т. Харламова. О чем молчат колокола / Российская газета. -- 23.12.94.—С. 15. Интервью с "лучшим звонарем столицы" Игорем Коноваловым из Данилова монастыря. Упомянуто, что "на колокольне храма Казанской Богоматери возле ГУМа установлены колокола из-под сцены Дворца съездов" (известно, что эти колокола принадлежали первоначально старообрядцам). 

КОСТИКОВ В. 

22.12.94 на коллегии МИД пресс-секретарь Президента В.Костиков был официально утвержден на должность официального представителя России в Ватикане и при Мальтийском ордене. Практически это решение выполнено не было, Костиков и в начале января еще выступал в качестве пресс-секретаря, хотя редко. Назначение было широко и не без иронии прокомментировано газета, для которых все, связанное с Ватиканом, является несколько экзотическим. (Крис Хокли. Костиков как нунций Ельцина.—Независимая газета, 24.12.94; Вячеслав Костиков переселяется в Ватикан.—Сегодня. 24.12.94; см. также Куранты, 27.12.94) Лев Пономарев (Сегодня, 31.12.94) сказал с сарказмом: "Костиков получил пост посла в раю—в Ватикане. Пусть он предложил наш опыт итальянскому правительству. В Сицилии, все знают, господство мафии ...—пошлите танки". "Советская Россия" поместила карикатуру на Ельцина и Костикова, изображающую последнего мальтийским рыцарем (27.12.94). 

КОЧЕТКОВ Г. 

"Русская мысль" (3-9.11.94) публикует акт прихожан общины о. Георгия о разгроме их приходского имущества представителями общины, которой был отдан храм Сретения по указу Патриарха. 

"Русский вестник" (№162-163) опубликовал донос на Кочеткова, датированный 27.6.90 года от части его прихожан в храме Троицы в Электроуглях, обвинявший его в финансовых злоупотреблениях. Здесь же перепечатка заметки из июльского номера газеты "Православная Тверь" о Кочеткове как неообновленце. 

В последнем квартале 1994 г. интерес к о. Кочеткову угас, его имя в основном упоминалось в связи с травлей о. А.Борисова (см.). 

Михаил Саяпин. О старом и новом.—Сегодня. -- 31.12.94. Статья в поддержку пастырской практике о. Георгия Кочеткова, в частности, развития общины как полновластной хозяйки внутрицерковной жизни, контролирующей деятельность своего пастыря. 

КРАХМАЛЬНИКОВА З. 

Крахмальникова З. Жива еще интеллигенция, если она пишет письма в "Известия" / Известия. 8.9.94. Письмо в поддержку интеллигенции, критикующей Б.Ельцина в надежде исправить его политическую линию на более духовную и осмысленную. 

Журнал "Столица" (17.12.94, с. 10-13) опубликовал отрывки из мемуаров З.Крахмальниковой "Слушай, Тюрьма!". 

КУРАЕВ А. 

В.Вишняков. Сокровища Православия размену не подлежат / Российская газета. 8.9.94). Хвалебная рецензия на книгу А.Кураева "Все равно ли как верить". Автор одновременно хвалит "талантливого и плодовитого церковного публициста ... глубоко, широко образованного ученого-религиониста [sic]", "феномен" которого "в контексте современной богословской мысли поистине уникален" и призывает не допустить "размена [православия] на сомнительные купюры занесенных к нам иноземными ветрами культов, как правило, чуждых национальному менталитету". 

"Сегодня" (3.12.94) опубликовала полемику Кураева с Л.Кацисом. 22.10.94 в той же газете Кацис уличил Кураева в искажении иудаизма, содержащемся во фразе: "В иудаизме представление о Боге настолько нечетко и необязательно, что Иегову можно считать ... служебным полубогом". Кураев считает это позицией "каббалистического иудаизма", который настолько исказил Библию, что уже нельзя говорить, что иудей и христианин верят в одного Бога. Выступление Кациса названо "словесным погромом". В ответ Кацис объяснил Кураеву, что не следует судить об иудаизме вообще и каббале в частности по лекциям Борхеса (именно из них была взята злополучная цитата). 

КУРАКИНА О. 

Максим Скороходов. "Человек становится русским зачастую не по рождению..." / Книжное обозрение. 27.9.94. 

Интервью с О.Куракиной, автором книги "Русский космизм как социокультурный феномен". На основе учения Н.Федорова Куракина создала концепцию Православной Синархии как о пути мироздания к тому, чтобы стать Космосом через творчество. 

Логическому анализу концепция Куракиной не поддается. В отличие от федоровской, она является простым соединением слов в произвольном порядке ("Вечное Евангелие—это программа современной христианизации нашей Страны и Мира, соответствующая Апокалипсическому пророчеству ... изложенная Православным подвижником в 1973-1976 гг. в трех книгах"). Любопытно широкое использование Куракиной термина "православный" вместе с совершенно неправославными концепциями, а также выделение целой полосы газеты на интервью с нею. Злого умысла тут, конечно, нет, а есть просто рецидив религиозного невежества. 

ЛЕАННЕК Б. 

Интервью с настоятелем храма Св. Людовика в Москве Бернардом Ле Леаннеком оп. в газете Modus Vivendi (№ 23). В Москве с 1989 года, выпускник Страсбургского университета, 8 лет работал в газете La Croix. 

ЛИСОВОЙ НИКОЛАЙ 

Лионель Дадиани. Нацисты и "попутчики" / Новое время. No 36. С. 17 цитирует статью Лисового в стерлиговской газете "Русский собор" (No 9 за 1993): "Подлинный национализм (в смысле нравственной позиции и соблюдения национальных интересов), подлинный фашизм (в смысле славянской соборности...), подлинный антисемитизм (в смысле реального преодоления еврейских установок в отдельной душе, в народе, в человечестве, -- только в Православной Церкви". 

ЛЬЮИС К. 

Кирилл Королев. Льюис. Книжное обозрение. № 40. 4 окт. 1994. Перечень всех книг и сборников статей К.С.Льюиса с публикацией беседы его, К.Эмиса и Б.Олдисса. 

МАЙРА Г. 

С.Бычков. Мост взаимопонимания.—"Московский комсомолец", 29.9.94. Интервью с Гарольдом Майра, президентом журнального концерна "Кристианити тудей", а также с Майклом Моргулисом (фотография их с о. А.Борисовым). Майра отметил, что среди американских миссионеров в России "есть и такие, чья деятельность действительно идет только во вред". Моргулис был резче: "Есть достижения, о которых люди говорят, а есть ужасные провалы, о которых предпочитают умалчивать. Провалы эти происходят у организаций и людей, которые в сложных, абсолютно уникальных условиях России ведут себя при всей внешней, часто показной скромности очень самоуверенно, даже чванливо, и реализуют свои духовные проекты с людьми случайными. А часто и того хуже: кооперируются и берут на службу вчерашних гонителей христиан, которые мгновенно перекрасились. Американским христианам часто удобнее работать именно с такими людьми, а не с настоящими верующими. Причина проста: бывшие советские чиновники от религии умеют работать лучше, чем не имеющие административного опыта верующие". Моргулис сообщил также об организации Комитета по сближению христиан Америки и России. 

МАКСИМОВ В. 

А.Щуплов в "Книжном обозрении" (27.12.94) дает интервью с писателем, выделяя для заголовка его автохарактеристику: "Я—христианский анархист: мне будет неудобно при самой идеальной власти". 

МАРИТЭН  Ж. 

Рец. на его кн. "Философ в современном мире"—М.: Высшая школа, 191 с., пер. Б.Губмана. "Независимая газета", 14.10.94. 

МЕНСКИЙ ЛЕОНИД 

Алексей Юрьев. Афера века / Столица. No 39. С. 30-31. 

Очерк о мафиози, который под псевдонимом "Леонид Менский" издал книгу о своем уголовном прошлом. Сейчас, не оставляя дел, мафиози увлекся православием, "много постится, исхудал, отпустил бороду ... Руки перебирают четки". 

МЕНЬ А. 

Предшественники Владимира Соловьева / Русская мысль.—No 4042. -- 1-7 сентября 1994 г.—С. 16-17. 

Мы все солидарны в добре и зле / Куранты.—No 938. -- 9 сент. 1994 г.—С. 6.—Пред. Я.Кротова. 

Роль Церкви в современном мире // Сегодня. -- 10 сент. 1994 г.—С. 11.—Предисл. С.Бычкова. 

Как разбить лед... / Московские новости.—No 733. -- 11 сент. 1994 г.—С. 21.—Пред. З.Масленниковой. 

Николай Александрович Бердяев / Русская мысль.—No 4050. -- 27 окт. -- 2 нояб. 1994 г.—С. 16; № 4051. 

Дмитрий Сергеевич Мережковский и Зинаида Николаевна Гиппиус  / Русская Мысль. -- № 4055. -- 15-21 нояб. 1994 г.—С. 17; № 4056. -- 8-14 дек. 1994 г. 0 С. 17. 

[Информация о том, что 3,5 и 6 тома "Истории религии" Меня подписчики могут получить свободно] / Книжное обозрение. -- 20 дек. 1994 г.—С. 4. -- № 51. 

Медведев С. [Письмо в редакцию] / Новое время.—No 37.—Сентябрь 1994.—С. 3. -- [Возражение против статьи Д. Быкова, противопоставлявшего о.А.Меня Русской Православной Церкви.] 

Чистяков Г. Разделить боль и радость.—"Русская мысль", 8-14 сент. 1994 г. -- № 4043.—С. 16. [Очерк о работе в больнице, начинающийся с воспоминаний о посещении больной вместе с о.А.] 

Колпаков А. Мень, он и теперь... / -- "Московский комсомолец". -- 29 сент. 1994.—С. 2. [Об университете памяти о.А.] 

Стрельчик Е. Собор больших надежд. / "Вечерняя Москва". -- 3 дек. 1994 г. -- [Упомянуто, что члены секции по религиозному образованию и катехизации Архиерейского собора Московской Патриархии "посетовали на труды отца Александра Меня".] 

Василий Алейников. [Письмо в редакцию] / Новое время. № 44.—Ноябрь 1994.—С. 3. Полемика со статьей Д. Быкова "Поверх барьеров", в которой "либерализм" о.А. Меня противопоставлялся церкви в целом. Алейников указывает, что Быков отрицает все догматы христианства, оставляя от него лишь этику. 

Станкевич Владислав. "Путь единения—путь Креста"  / Русская Мысль. -- № 4057. -- 15-21 дек. 1994 г.—С. 16. -- [Рецензия на альманах "Христианос", вып. 3, в т.ч. на публикацию писем о.А.] 

Шушарин Д. Не месть, но закон / Сегодня. -- 31 дек. 1994 г.—С. 15. -- [О попытках следователей списать убийство о.А. на бытовую ссору, умиротворить которую он пытался. Он скептически относится к попыткам найти свидетелей такой ссоры, пахнущим фальсификацией: "Раз им гарантирована анонимность, то найтись может кто угодно. Тем более, что в объявлении подробно рассказано, что именно им необходимо засвидетельствовать. Похоже, что работники прокуратуры судят по себе, а потому полагают, что христианская общественность мечтает о публичной казни убийцы".] 

Никитинский Л. "Отца Меня я не убивал" / Московские новости. -- 25 дек. 1994 г.—С. 2. [О том, что задержанный отказался от признания, заявив, что сделал его под давлением следствия. Позднее, видимо под тем же давлением, подозреваемый письменно попросил не пускать к нему его собственных адвокатов Генриха Падву и Александра Гофштейна.] 

Бычков С. Прекратить спекуляции / Московский комсомолец. -- № 17000. -- 15 дек. 1994.—С. 2. [Интервью с М.Менем, который выступил против того, что книга о.А. "Быть христианином" раздавалась во время предвыборной кампании демохристианина А.П.Максимова. Мень отметил, что сам является депутатом Московской областной думы и сознает, что был избран во многом благодаря своей фамилии, "однако я никогда ... не использовал имя отца как политический козырь". "Что касается рижского Фонда, то могу заверить, что средства, которые он собирает, не предназначены для издания книг отца Александра. Цель и задачи этого самозваного фонда мне неведомы".] 

Комментарий. Н.Ф.Григоренко сообщила редакции "ХР", что процитированная фраза была вставлена в заранее подготовленное письменное заявление М. Меня С.Бычковым самовольно. Фонд направил опровержение в "Московский комсомолец", но оно не было напечатано. Н.Большакова, возглавляющая упомянутый Рижский фонд, в интервью редакции "ХР" заявила, что фонд создан и зарегистрирован в ноябре 1990 года, задолго до московского, постоянно издает книги о.Александра, рассчитываясь с московским Фондом Меня, который прекрасно знает о деятельности Рижского фонда. Впрочем, ни одна из сторон не выразила удивления поступком С.Бычкова. 

МЕНЬШИКОВ 

Молитва за Россию.—"Независимая газета", 29.9.94. Публикация очерков и краткой биографии известного до революции христианского публициста. 

МЕРЕЖКО В. 

Известный кинорежиссер заявил, объясняя различия между русскими и американцами: 

"У нас же герой несчастный, ищущий, мечущийся, религиозный. У них и к религии иное отношение. Вот как там ходят в церковь? Приехали на машине, красиво одетые, сели в церкви, попели, священник прочитал проповедь, все катаются от хохота. Потом на лужайке расставили столики, выпили, покушали хорошо, поиграли в теннис или бадминтон и разошлись. У нас же человек идет в церковь совсем иначе. Какой при этом может быть смех, юмор?" (Сегодня, 23.12.94). 

МОСКВИН-ТАРХАНОВ М. 

Интервью Н.Бабасян с депутатом Московской Думы, координатором по проблемам культуры и связи с религиозными организациями ("Русская мысль", 19.10.94). "Мы как бы возвращаемся к статус-кво 1914 года". Правительство стремится все церковные здания отдать Патриархии, католикам не отдается ничего, "протестантам кое-что передают". "Должен сказать честно, что у отдельных представителей руководства города есть большое предубеждение против других христианских конфессий. Поэтому для Православной Церкви—все, для католиков—подумавши, для протестантов, особенно которые приносили гуманитарную помощь—еще как-то. А, например, адвентистам седьмого дня приходится тяжелее. А если приедет какая-то совсем новая церковь и попытается что-то такое сделать в Москве, ее встретят, я думаю, не очень ласково. Мне кажется, это несправедливо". Интервью сопровождено крайне субъективным комментарием свящ. Иоанна Свиридова, который местами просто не понял (или не захотел понять) Москвина и утверждает, что тот ратует за возвращение "храмов-памятников" "совсем новым церквам". 

МУДЪЮГИН М. 

Интервью С.Бычкова с архиеп. на покое Михаилом—"Сегодня", 29.10.94 под названием "Православие болеет". Несколько цитат: 

Тpyдно назвать пpавославие здоpовым оpганизмом. Если сpавнить с Римско-католической Цеpковью, котоpая, можно сказать, yпpавляется монаpхически, то здесь собоpность pазвита более, чем y пpавославных. Потомy что в этой Цеpкви собоpы созываются pегyляpно. Об этом тяжело говоpить, но и молчать нельзя. 

Hаши дyховные школы много сделали за пpошедшие десятилетия. Они, если поэтически выpажаться, пpонесли факел чеpез все эти годы. Hо, к сожалению, тpадиционализм господствyет и здесь ... Пpичем этот тpадиционализм не носит сколько-нибyдь логически обоснованного хаpактеpа. Это скоpее всего то, что называется "меpтвой тpадицией". ... Большинство педагогов лишены подлиного pелигиозного воодyшевления. ... Они любят Цеpковь, но понимают ее своеобpазно—цеpковные yстановления, обpядовые действия, атмосфеpа некотоpой елейности, котоpая пpисyща нашей Цеpкви в целом, в котоpой они кyпаются. 

Hаша академия ... остается ведyщей дyховной школой, но не за счет наyчных кадpов и достоинств, а за счет недостатков дpyгих yчебных заведений. 

Заповедей человеческих y нас в Цеpкви—моpе! Самое печальное, что они никак не вяжyтся с Евангелием. Более того, они постоянно пpиходят в пpотивоpечие с евангельскими заветами ... Hаша цеpковная молодежь с большей охотой изyчает всякого pода бpошюpы, нежели Слово Божие ... Огpомнyю pоль игpают апокpифы. Что такое апокpиф? Это докyмент, котоpый Цеpковью ... отвеpгнyт. А y нас содеpжание этих апокpифов заполняет большинство наших акафистов. Возьмите акафист Успению Божией Матеpи или Рождествy Пpесвятой Богоpодицы. Все мы почитаем Божию Матеpь, благоговеем пеpед Hею, но pазве Она нyждается в том, чтобы в богослyжебном поpядке о ней pассказывали то, чего не было? 

Мы должны пpедоставить возможность Господy обновить наши сеpдца и yмы. 

НЕВЕРОВ В. 

"Общая газета" (9.12.94) в рубрике "Минуты для себя" дала портрет Валерия Неверова: "Верующий человек, ходит в церковь и много церкви жертвует. А вот когда последний раз был в ресторане, не помнит. Так же как не помнит дат последних посещений театра или кино. Живет, по его словам, как бомж, потому что часто приходится менять квартиры. Только сменит адрес—у подъезда опять стоят страждущие. А денег на просьбы—всего два процента от чистой прибыли, выделяемых на благотворительность собранием акционеров". 

НИКОЛАЙ II 

Леонид Казис. Срам-2 / Сегодня. -- 12.11.94. 

Российская прокуратура запросила Патриархию о том, возможны ли ритуальные убийства—в связи с расследованием смерти Николая II. Княгиня Ольга Куликовская-Романова подумала (ошибочно), что тем самым прокуратура подозревает Патриархию в совершении ритуального убийства. На самом деле, речь шла о противоположном: прокуратура пошла на поводу у православных консерваторов, обвиняющих евреев в убийстве императора. Казис восстанавливает истину, объясняя нелепость самой идеи о ритуальных убийствах. 

Многие газеты дали место заявлению Ольги Николаевны Куликовской-Романовой, вдовы племянника последнего царя, которая заявила, что идентификация останков произведена неверно, что прокуратура "обманом" получила разрешение Патриарха на эксгумацию останков Георгия Александровича ("Советская Россия", 27.10.94; Ю.Кантор. Последнее слово—за Православной церковью. "Независимая газета", 16.11.94). Ей возразил представитель Генеральной прокуратуры В.Соловьев ("Известия", 19.11.94), указав, что Патриархия вполне согласна с деятельностью и выводами прокуратуры. В защиту прокуратуры как органа, действовавшего по согласованию с Патриархией, выступил и "Московский церковный вестник" (вкладыш в газету "Вечерняя Москва", 25.11.94). 

НИЧИПОРОВ Б. 

Свящ. Борис Ничипоров выступил на третьей российско-американской конференции, проходившей в Артеке (участвовало более 300 педагогов), призвав к "благоговейному отношению к жизни". (Марина Мацкявичене. Дети праведников не просят хлеба. "Вечерняя Москва", 2.12.94). Интервью с ним о супружеских отношениях—"Вечерняя Москва", 14.10.94. 

ОЛЕГ, СВЯЩЕННИК 

Н.Полякова. Батюшка из деревни Татищев Погост.—"Общая газета", 13.10.94. Очерк о свящ. Олеге из Ярославской области, дер. Татищев Погост. У него есть компьютер, ксерокс, машина—"на его собственные деньги". Уже несколько лет он ездит в Англию и читает лекции о православии в Оксфорде и Кембридже; читал и в Париже. К нему в деревню приезжал посол Великобритании. Детей из воскресной школы посылали в Англию. "Были случаи, когда после его лекций протестанты приходили к православию. Диана Катарина Федхем, шестидесятилетняя англичанка, живет теперь в Татищевом Погосте". Она приняла православие, стала монашенкой под именем Магдалины. 

ОРЛОВСКИЙ Д. 

Михаил Поздняев. Россия. Евфросиния. Серафима / Столица. No 38. С. 39-42. 

Фельетон против иеромонаха Дамаскина Орловского, который обвиняется в присвоении материалов по истории Русской Церкви эпохи гонений, собранных совместно им, Павлом Проценко, Игорем Чапковским. Материалы касаются судьбы епископа Варнавы (Беляева), Евфросинии Керсновской, инокини Серафимы (Ловзанской). В 1988 году Орловский и его жена принимают монашество. Собранные материалы Орловский перерабатывает в книгу о новомучениках. По оценке П.Проценко: "Фактология искажена, важные эпизоды умолчаны, второстепенные—выпячены, весь материал нивелирован и подлакирован. Ни слова—о главнейшей для нашей Церкви в XX веке теме фарисейства, о декларации митрополита Сергия 1927 года ... Орловский приписал себе несколько чужих материалов, не снабдил рукопись сколько-нибудь научным аппаратом ... Вопреки утверждениям Орловского, что он клирик Московской епархии (по другой версии—Ивановской), епархиальные архиереи сообщили нам, что Орловский у них в штате никогда не числился и не числится". Несомненно, однако, что Орловский сотрудничает с Патриархией весьма активно, издавая книги с благословения Патриарха. 

ОСИПОВ В. 

В статье "Второй погром" критикует Якунина, Борщева и Савицкого за провал закона о возвращении церковных земель, всю Патриархию за запрет духовенству участвовать в работе Думы. Он считает, что это протестанты способствовали провалу закона. "Бесцеремонное вмешательство протестантов во внутренние дела Православной Церкви [имеется в виду вопрос о том, какая ее ветвь является истинной правопреемницей дореволюционной Церкви] говорит о том, что они, подобно хасидам, уже считают себя хозяевами России". 

ПЕТРОВ-ВОДКИН К. 

Георгий Меликянц. Найдена неизвестная картина Кузьмы Петрова-Водкина / Известия. 2.9.94. Воспроизведена картина "Голова Христа", продававшаяся на аукционе 1.9.94. 

ПИЩИКОВА Е. 

Пищикова Е. Про Надежду без любви.—"Общая газета", 13.10.94. Фельетон о моде. "Кстати, недалеко от нашей "Надежды" стоит единственная в районе только что открытая церковь, и настоятель ее, отец Владимир, имеющий постоянно вид угнетенной невинности, всегда выгоняет из церкви девушек с ныне модными большими крестами, украшающими верхнее платье. Он считает, видимо, что эти кресты один из признаков приближающегося Апокалипсиса". 

ПОКРОВСКИЙ А. 

Н.Модестов. Первопроходец или первопроходимец? -- "Куранты", 30.11.94. Очерк о недавно убитом председателе Московского профбанка А. Петрове. Упоминается, что он "не скрывал своих монархических взглядов, православных убеждений". Автор намекает, что Петров был гомосексуалом. "И еще одно утверждение. Некий член Ассоциации христианской молодежи, ссылаясь на неустановленного следствием отца Николая, говорил, что Петров провел через свой банк немало укрытых от налогов церковных денег". 

ПОЗДНЯЕВ М. 

Поздняев М. Свет конца. Общая газета. 29.12.94. Эссе о значении Апокалипсиса в наши дни, называя его книгой-витражом ("Ветхозаветные книги—вылеплены из красной глины. Четвероевангелие—иконописно. Деяния—подобны фреске. Послания—черно-белая графика. Апокалипсис надобно читать "на просвет" ... подняв повыше к небесам. Даже черный осколок стекла в витраже на просвет лучезарен". Автор критикует Московскую Патриархию за спекуляцию гуманитарной помощью католиков и протестантов, совмещаемую с борьбой с "инославным миссионерством". 

ПОКРОВСКИЙ Б. 

Наталья Логинова ("Столица", 17.12.94, с. 47) в интервью со знаменитым режиссером посвятила отдельный раздел его религиозным взглядам. Покровский в детстве прислуживал в храме (его дед был священником), но позднее увлекся театром, и дед "отпустил этот грех: "Бог прощает тебя. Большой театр—это тоже храм. Храм духа нашего". 

ПУПАР П. 

В.Сендеров (Иерусалим и Афины.—Русская мысль. -- 8-14.12.94.—С. 17) рецензирует книгу Пупара "Церковь и культура". 

ПУШКАРЬ Д. 

Дмитрий Пушкарь. Потеря сопротивления / Московские новости. -- 13.11.94. 

Репортаж с демонстрации коммунистов, посвященной годовщине революции. Автор упоминает "старушку с приколотой к груди иконкой, крестившуюся во время пения "Интернационала". 

ПУШКИН 

А.Розен. Пушкин—предшественник Маркса, а ныне—опора Православия.—"Независимая газета", 3.12.94. Критика православных, пытающихся представить Пушкина "церковно религиозным" человеком. 

РОЖКОВ В. 

Гаврилов М. (псевдоним Я.Кротова). Рец. на кн. Владимира Рожкова "Очерки по истории Римско-Католической Церкви".—"Московские новости", 27.11.94. 

РОЗАНОВА 

Розанова М. Услышим ли мы, как растет трава? / Независимая газета. 7.9.94. 

Фельетон против О.Николаевой, возмутившейся тем, что Максимов извинился перед Розановой за клевету. В качесте примера истинно христианского поведения Розанова рассказывает, как перед ней извинился А.Краснов-Левитин за бестактное поведение. 

РОЗОВ В. 

А.Александров. Памяти отца Константина.—"Независимая газета", 3.12.94. Рец. на кн.: Розова Л.К. Великий архидиакон. М.: Издательский отдел Московской Патриархии, 1994. 

САВИЦКИЙ ВИТАЛИЙ 

Биографический очерк о нем—в журнале "Новое время", No 35. Лидер Российского христианско-демократического союза. Считает необходимым учитывать опыт западных демохристиан. 

СЕМАЕВА И. 

И.Егорова ("Независимая газета", 17.11.94) рецензирует кн.: И.И.Семаева. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века. М.: МПУ, 1994. 243 с. 

СИДОРОВ Е. 

Елена Клименко. "Без многопудья бронзы" / Сегодня. -- 12.11.94. 

Репортаж о пресс-конференции министра культуры Е.Сидорова о подготовке празднования 50-летия Победы. "3 мая откроются восстановленные храмы в Белгороде и на Прохоровском поле". 

СОБЧАК А. 

Мэр Петербурга встретил в Иерусалиме игумению Горненского монастыря и обещал ей помощь: один из строительных трестов Петербурга на чисто благотворительных началах будет ремонтировать обитель. (С.Алехин. Собчак помог монастырю / Российская газета. 17.9.94). 

СОЛЖЕНИЦЫН А. 

Померанц Г. Сквозь несогласия / Новое время. No 35. С. 35. Полемика с историософией Солженицына. Критика невежества: "Какой-то священник, о. Иоанн, недавно заявил по телевидению, что космос весь во власти дьявола (не понимая, что это совсем не православие, а манихейство); и никто его из патриархии не одернул за ересь". 

"Русская мысль" (15-21.9.94) опубликовала заметку А.Шмемана "О молитве Александра Солженицына" (с фотографией обоих) (1970 г.). 

В начале ноября появилось интервью Солженицына в журнале "Шпигель", подробно проанализированное (и цитированное обильно) И.Иловайской в газете "Русская мысль" (10-16.11.94). Иловайская критиковала Солженицына за слова: "Миссионеры западных религий и сект выступают по телевидению, с большими средствами, словно мы—языческий народ". Ей не понравилось смешение "религий и сект". 

Л.Бруни ("Сегодня", 29.10.94) прокомментировал речь Солженицына в Думе 28.10.94, отметив, что Солженицын "не упоминает уже ни о соборности, ни о неких моральных авторитетах. Наконец, ни слова не было сказано вчера о роли Церкви в государстве". 

19 декабря телевидение (1 канал) показало очередное выступление Солженицына, посвященное церковным проблемам. Выступление проходило в форме беседы с Н.А.Струве. Полностью оп.: Русская мысль, 22.12.94, с.10-11. В основном разговор шел о проблеме передачи церковного имущества из музеев. Солженицын сказал: "Постепенно Церковь, по мере того, как она будет оживляться, укрепляться, наполняться верующими, она будет больше и больше брать храмов, больше и больше принимать икон. Но иконы, конечно, нужны для того, чтобы храмы уже сейчас заблистали". 

Подобный ответ внутренне противоречив и не дает никакого ответа на вопрос о механизме передачи ценностей. 

СОРОКИН В. 

К.Кедров (Известия. 27.12.94) рецензирует роман Вл. Сорокина (не упоминая его названия), сюжет которого сконцетрировал на религиозно-философских проблемах, главный герой—сын священника, совершающий после свадьбы "ритуальное убийство" невесты, священника и всех гостей. "Обобщающий образ человека с топором не оставляет читателю никаких иллюзий или надежд на исправление человека". 

СТРУВЕ Н. 

"Русская мысль" (22.12.94) поместила Открытое письмо Н.А.Струве в редакцию с протестом против допущения резких выражений в адрес Русской Православной Церкви (письмо датировано 1.12.). Редакция сопроводила публикацию комментарием, в котором упрекает Струве в преднамеренном искажении позиции газет, антикатолицизме, необъективности. 

ТЕРТУЛЛИАН 

Сентенции великого христианства.—"Независимая газета", 29.9.94.—Рецензия на кн. Тертуллиана "Избранные сочинения". 

ТРЕТЬЯКОВ ВИКТОР 

Певец, "чье творчество посвящено христианской тематике", пожертвовал гонорар от концерта на строительство храма Христа Спасителя ("Камни для храма". Российская газета. 14.9.94). 

ФАЙНБЕРГ В. 

Здесь и теперь / Новое время. -- № 49.—Дек. 1994 г.—С. 46. -- [О В.Файнберге, сценаристе, поэте, прозаике, который "обратил на себя внимание два года назад "Воспоминаниями об о. Александре Мене" с фотографией Файнберга на фоне портрета о.А.] 

ФЛОРЕНСКИЙ П. 

Ольга Ковалик. "Я—как корабль, врезающийся клином" / Общая газета. 9.9.94. Очерк о родстенниках Флоренского с обширными цитатами из его сочинений. 

ШАЕВИЧ А. 

Маргарита Рюрикова. "Мы живем в диаспоре по воле Божьей". Столица, Октябрь 1994. 

Интервью с главным раввином России Адольфом Шаевичем. На вопрос в диалоге с Православной Церковью, Шаевич ответил: "У нас постоянно происходят диалоги с Русской Православной церковью, и несколько раз в году бывают конференции с еврейскими и нееврейскими религиозными организациями. ... Иудаизм—это как бы материнская религия, но между нашими религиями, повторяю, много общего. ... Мы все ждем Мессию. Это основной постулат нашей веры, и мы надеемся, что это произойдет в ближайшее время". (С. 45). 

ШЕПТИЦКИЙ А. 

Дьякон Александр Виноградский (Русская мысль, 22.12.94, с. 20) посвятил некролог памяти митр. Андрея Шептицкого, главы униатов в 1901-1944 гг. 

ШМЕЛЕВ И. 

Николай Шмелев. За партию чистых туалетов / Общая газета. -- 4.11.94. 

Автор предлагает противопоставить лозунгу "Православие, самодержавие, народность" лозунг "Мой дом лучший на улице, моя улица лучшая в городе, мой город лучший в стране, моя страна лучшая в мире". 

ШУШАРИН Д. 

Шушарин Д. Заметки "ястреба" / Сегодня. 3.9.94. Критика бывших атеистов, сохраняющих свои посты и продолжающих печатать книги, призывающих к миру ради поддержания старой системы. "Русским "ястребам", способным к твердым и решительным действиям, направленным на защиту ценностей христианской цивилизации, пора объединяться. И прежде всего для того, чтобы, отказавшись от наднационального, имперского способы решения российских проблем, определить национальные пути и методы развития России. Для политической организации, которая объединила бы русских "ястребов", вполне подошло бы название "Союз 4 октября". Именно в этот день наш президент и его окружение вели себя по-христиански, а не накануне, когда пытались заключить мир с силами, миру враждебными". Дмитрий Шушарин. Религия и идеология / Сегодня. -- 5.11.94. 

Автор критикует "эсхатологические и параноидальные настроения, которыми охвачена значительная часть тех, кто должен был заняться выработкой идеологии возрождения России"—в частности, Андрея Кураева за призывы к введению церковной цензуры. "Та часть православных интеллектуалов, которая вполне в состоянии справиться с задачами сегодняшнего дня, пока остается на периферии общественной жизни. Именно потому, что не может или не хочет приспосабливаться к современным коммуникационным условиям. Я уж не говорю о тех, кто сделал содержанием своей жизни борьбу против определенных лиц в церковной иерархии". 

ЭДЕЛЬШТЕЙН Г. 

Ю.Шихов. Милиция еще не знает, за что будут судить арестованного.—"Сегодня", 30.9.94. Очерк об арестованном костромском предпринимателе А.Хомякове. Упомянуто, что ему отказали в свидании со свящ. Георгием Эдельштейном. Автор считает, что дело против Хомякова подстроено милицией. 

ЭКОНОМЦЕВ И. 

Свящ. Иоанн Экономцев, руководитель отдела Патриархии по образованию, подвергся на Архиерейском соборе критике "за изданные им сочинения "Записки провинциального священника" и "Тайна восьмого дня". Отец Иоанн был так сильно расстроен реакцией архиереев на его литературные работы, что решил подать в отставку с поста руководителя отдела по религиозному образованию и катехизации, но его отговорили от столь поспешного поступка" (Е.Стрельчик. Собор больших надежд.—"Вечерняя Москва", 3.12.94). 

Интервью В.Онучко с о. Иоанном — Независимая газета", 13.10.94. Он выступает за передачу церковных святынь—икон и храмов—Церкви. Об образовании: "Мы должны определиться, к чему идет, какой должна быть Россия. Затем будем решать, какие граждане ей нужны. И наконец—как таких граждан воспитывать. 

Если мы вдруг решим создавать вторую Америку, значит нам нужно переносить сюда американские идеалы, полный плюрализм вероисповеданий с доброй сотней конфессий и сект. Нужно будет всячески поощрять идеал предпринимательства. Отказываться от своих исконных традиций в искусстве. Пересматривать все наше историческое мировоззрение. Но я думаю, второй Америки из нас не получится, даже если мы такой идеей загоримся. ... 

Закон допускает факультативное преподавание православия в государственной школе. Но осуществить это на практике очень трудно. Факультативный принцип неэффективен. Дети остаются детьми, и им практически невозможно после шести или более часов занятий высидеть еще два часа. Нужна обязательная школьная программа преподавания религии. Но такую программу нельзя подменять суррогатом—религиоведением ... 

Осуществлять задуманное непросто. Мы сталкиваемся с бюрократизмом чиновников от образования. Поэтому я очень рассчитываю на земскую школу, которая будет ориентирована на национальные традиции, и где обучение будет осуществляться даже с учетом местных особенностей. ... Возрождение земской школы сняло бы многие проблемы, в том числе пресловутое отделение Церкви от школы. 

... Уроки в государственной школе должны быть открытыми для посещения представителями иных религий. Недопустимо сказать, например, мусульманам или иудеям: вам на эти уроки нельзя. Мы должны подчеркивать: у вас одни убеждения, а у ваших товарищей иные, и они имеют на это полное право. ... Стоя на православной позиции, мы должны разъяснять, что православие в России, безусловно, занимает особое место. И это не исключает нашего братского отношения к представителям других конфессий". 

Позиция Экономцева хороша откровенностью и тем, что он не утверждает, как прочие держиморды, что и в Америке ограничивают свободу совести. 

ЮВЕНАЛИЙ, ЕП. КУРСКИЙ 

10% отступного за святую воду / Сегодня. -- 11.11.94. 

Курские кооператоры стали выпускать минеральную воду под названием "Коренная" с изображением церквей на этикетке—то есть, с намеком на то, что это святая вода. Епископ Курский Ювеналий заявил протест по этому поводу, производители же предложили отчислять епархии 10% прибыли. 

ЯКУНИН Г. 

В преддверии Собора о.Глеб выступил с двумя Обращенями, которое напечатала (полностью) "Русская мысль" (20-26.10.94; 3-6.11.94). Первое—"Об имущественных правах Русской Православной Церкви и их законодательном регулировании" (оно же оп.: "Независимая газета", 27.10.94). Он призывает "пойти на разумное самоограничение" и не требовать возвращения всей дореволюционной собственности. Во втором помимо традиционной критики в адрес Патриархии как структуры антидемократической и про-фашистской,  дан ряд новых для Якунина моментов: Патриархия призывается канонизировать "царя-страстотерпца Николая II" с семьей, большой раздел посвящен добрым словам в адрес Русской Православной Церкви Заграницей и критике Патриархии за нежелание признавать ее благодатность. Отдельный раздел предлагает создать особый "церковный суд". 

"Куранты" (31.12.94) поместили фотографию о. Глеба и его ответ на вопрос предновогодней анкеты. Якунин сообщил, что перешел в оппозицию к президенту. 

ЯКУШЕВ В. 

А.Черноков. Свастика на мундире военного прокурора.—"Известия", (19.11.94). Очерк о Викторе Якушеве, который характеризует себя как "православного фашиста", до 1992 года активно пропагандировал соответствующие идеи, но потом поутих. 

 Перейти к следующей части
 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова