Яков Кротов
Выписки. Вестник РХД, №130, IV-1979.
Юрий Иваск. Из писем о. Георгия Флоровского.
Из предисловия, с. 42-43: "Недолюбливал моего учителя Г.П.Федотова, но относился
к нему с уважением. Отец Г. за многое осуждал Бердяева, но одобрительно отмечал
- Бердя[с. 43]ев никогда не выдавал свои мысли за церковно-богословские догматы".
Познакомился в 1949 в США.
В письме Иваску от 28.5.1963 Ф. вспоминает, что "Пути" замалчивали. "Бердяева
порицали за то, что он нарушил молчание и привлек внимание к книге" (С. 45).
Из письма от 13.5.1967. "На современный взгляд признание вечного ада [48] отдает
обскурантизмом, см. напр. у Бердяева. На мой же взгляд отрицание возможности вечного
ада упраздняет свободу человека и лишает ее серьезности". С. 47-8.
Из письма от 16.11.1968. Статья Ельчанинова в №4 "Пути" о Флоренсове - тут
буквой Ф. обозначен Флоренский, близкий друг Ельчанинова. "Сообщение относится
к 1909 г. (Епископ) Антоний решительно запретил Ф(лоренскому)
думатьо монастыре. Повидимому, в это время Ф. был подвержен запою и вообще находился
в состоянии "тихого бунта". ... Бердяевская статья "Стилизованное православие"
1914 г. (в "Русской Мысли") вскрывает двусмысленность Флоренского. ... Бердяев
хорошо говорил об этой эпохе, имея в виду прежде всего Белого. Имею в виду его
статью в Берлинской "Софии". Вообще говоря, так называемый "Русский религиозный
Ренессанс" - явление двусмысленное и болезненное. ... [50] Пересматривая сейчас
"Пути", по главам, неизбежно передумываю весь материал. Меня обвиняли - и Бердяев
и Зеньковский, и их подголоски - в пристрастии ... Бердяев обвинял меня и в "неблагодарности"
- без "Ренессанса", дескать, и "Пути" не могли быть написаны. В некотором смысле,
это, конечно. верно. Я принял "Ренессанс" серьезно, и потому пришел к его отрицанию
... [О личной критике Путей Четвериковым, учеником митр. Антония] В политике М.А.
(митрополит Антоний) был крайним правым, но в богословии
он был "модернистом", в сущности стремился свести всю метафизику на мораль и психологию.
Бердяев не без основания называл его "Толстым в рясе". ... То, что я о нем писал
в "Путях" теперь мне кажется слишком мягким. Этот моралистический "моденизм" не
менее опасен, чем "Ренессанс". С. 49-50.
В письме от 20.12.1968 уп. воспоминания одноклассника Свентицкого Марка Вишняка.
Свентицкого называет "духовным Азефом", который "предавался эротическим эксцессам,
самого тривиального низкого рода, "с последствиями"..." (С. 51).
Письмо 24.2.1972. О докладе в Париже на Монпарнасе: что войдет в вечность.
"Я установил принцип: человеческая личность в полноте ее конкретных данных, и
стало быть все личные соотношения - дружба, любовь ... В этих прениях жестоких
и пламенных, для меня вскрылся основной недуг русского "Ренессанса" - деперсонализация
человека и фетишизм "сводных понятий". Осторожнее других был Бердяев. но его смущало
другое: у меня из всех "социальных категорий" в вечность входила только Церковь.
С этого времени я был зачислен в черный лист "беспокойных", при том скорее опасных".
С. 168. Иваск о Вере Александровне Мордвиновой
(Ковно 1895 - Нью-Йорк 1966), дочь ген. Мордвинова, мать русская немка Агнесса
Фрамнцевна Урбан. Училась в Одессе и Москве. С 1914 г. переписывалась активно
с В.В. Розановым. Печаталась в "Новом журнале", была
главным редакетором Чеховского изд-ва в НЙ, 1952-1956. В 1919 вышла замуж за меньшевика
С.Шварца, в 1922 с ним выслана заграницу (видимо, с Бердяевым - в Берлин). В Розанове
разочаровалась. Ее письма Розанову с его комм.: "Вешние воды". Спб. журнал, 1915-7.
Отчет Совета по делам религий:
Деление на три группы а-е., Ридигер в первой: "которые
и на словах и на деле подтверждают не только лояльность, но и патриотичность к
социалистическому обществу, строго соблюдая законы о культах и в этом же духе
воспитывают приходское духовенство, верующих, реально сознают, что наше государство
не заинтересовано в возвышении роли религии и церкви в обществе и, понимая это,
не проявляют особенной активности в расширении влияния православия среди населения".
(278) Тут и Пимен. Никодим в более активной. Хризостом в третьей, самой
вредной. А. не из тех, кто проявляют "религиозную ретивость" (284).
1 ноября 1979 г. - в Москве арестован свящ. Глеб Якунин.
14 ноября 1979 г. - насильно доставлена на допрос Татьяна Горичева
в Ленинграде. |